Автор: Никулина Инна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: г. Киселёвск Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Раздел: дошкольное образование
Никулина Инна Александровна,
воспитатель, детский сад 7
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
через игровую деятельность».
В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи
дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и
другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными
процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти
процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрасте,
поэтому в ФГОС ДО уделяется большое внимание речевому развитию и
формирования культуры речевого общения
дошкольников («Речевое развитие»
выделено в отдельную образовательную область).
Цель организации работы в ДОУ по данному направлению – формирование
устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения
литературным языком своего народа.
Данные статистики речевого развития дошкольников свидетельствуют об
увеличении
количества
детей
имеющих
отклонения
от
нормы
(особенно
мальчики). Это усугубляется безынициативностью современных родителей к
развитию
речи
своего
ребёнка,
перекладывающих
эту
ответственность
на
дошкольные учреждения. К тому же, практика работы с детьми младшего
дошкольного возраста и требования ФГОС ДО мотивируют педагогов искать
новые или по-новому сочетать традиционные приёмы и методы работы для
успешного развития речи дошкольников.
Учитывая особенности возраста воспитанников, вовлечь их в активную
речевую
деятельность
возможно
только
через
«разжигание»
интереса
к
предмету этой деятельности. В психологии и дидактике описано много приёмов
позволяющих
заинтересовать
и
увлечь
ребенка,
основываясь
на
ведущей
деятельности этого сензитивного периода – игре.
В 2018-2019 уч. году я работала по теме самообразования «Развитие речи
детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений
рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей
дошкольного возраста.
Задачи:
1.
Улучшить
координацию
и
точность
движений
руки,
гибкость
рук,
ритмичность.
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3. Улучшить общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста
через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Форма отчётности:
1. Консультация для родителей.
2. Составить картотеку пальчиковых игр.
Форма
работы
была
направлена
на
развитие
мелкой
моторики
и
координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные
виды деятельности.
Основными достижениями работы являются :
1. Улучшение координации и точности движений рук и глаз, гибкости
рук, ритмичности.
2. Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук.
3. Улучшение общей двигательной активности.
4. Нормализация речевой функции.
В работе по теме я использовала методы и приемы:
• массаж кистей рук
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• пальчиковый театр
• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного
материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой,
свечкой и т. д.
• работа с конструктором ЛЕГО
• различные виды аппликаций
• рисование по трафаретам
• штриховка
• дидактические игры
• шнуровка
• игры с мелкими предметами
• пазлы, мозаика.
Пальчиковые игры побуждают детей к творчеству, и в том случае, когда
ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения,
его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения,
например, папе или бабушке.
Работу
по
развитию
движений
пальцев
и
кисти
рук
следует
проводить
систематически по 2-5 минут ежедневно.
Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не
только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди
родителей
по
вопросу
речевого
развития
детей
осуществляла
в
беседах
и
консультациях. Были проведены консультации на темы: «Активизация речи
детей
дошкольного
возраста»,
«Правильно
ли
говорит
ваш
ребенок?»,
«Использование
пальчиковых
игр
для
развития
словаря
детей
старшего
дошкольного возраста».
Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться,
лишь используя разные формы и методы.