Напоминание

Методические рекомендации по использованию занимательного материала в образовательном процессе детского сада.


Автор: Серова Ирина Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №1
Населённый пункт: г. Лысково Нижегородская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по использованию занимательного материала в образовательном процессе детского сада.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации по использованию

занимательного материала в образовательном процессе

детского сада.

Обучение

математике

детей

дошкольного

возраста

немыслимо

без

использования

занимательных

игр,

задач,

развлечений.

При

этом

роль

несложного

занимательного

математического

материала

определяется

с

учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и

воспитания.

Используется

занимательный

материал

(дидактические

игры)

и

с

целью

формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом

непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических

упражнений. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у

него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и

стимулирует мыслительную активность.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими

(действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода,

предугадывание

результата,

предположение

решения).

В

ходе

поиска,

выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, то есть как бы

внезапно

приходя

к

правильному

решению.

При

этом

дошкольникам

свойственно догадываться только о какой – то части решения, каком – то

этапе.

В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска

результата

предшествует

практическим

действиям.

Показателем

рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер

производимых проб. Анализ соотнесения проб показывает, что практические

пробы свойственны, как

правило, детям средней и старшей групп.

Дети

подготовительной

группы

осуществляют

поиск

или

путём

сочетания

мысленных и практических проб, или только мысленно. У детей формируется

умение вести поиск решения путём предположений, осуществлять разные по

характеру пробы, догадываться.

Из

всего

многообразия

занимательного

математического

материала

в

дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.

Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении,

выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур,

направлений. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования

математических

(количественных,

пространственных,

временных)

представлений детей.

Дидактические

игры

включаются

непосредственно

в

содержание

разных

видов деятельности как одно из средств реализации программных задач. Игра

может

быть

использована

в

качестве

учебного

задания,

упражнения,

направленного

на

выполнение

конкретной

задачи.

В

младшей

группе,

особенно в начале года, обучающая деятельность проводится в форме игры.

Дидактические игры уместны и с целью воспроизведения и закрепления. В

средней группе на занятии по развитию математических представлений после

ряда упражнений на освоение названий, основных свойств (наличие сторон,

углов)

геометрических

фигур

может

быть

использована

игра

«Найди

и

назови».

В развитии у детей математических представлений широко используются

занимательные

по

форме

и

содержанию

разнообразные

дидактические

игровые

упражнения.

Они

отличаются

необычностью

постановки

задачи

(найди, догадайся), неожиданностью преподнесения её от имени какого –

либо

литературного

сказочного

героя

(Буратино,

Чебурашка).

Игровые

упражнения

следует

отличать

от

дидактической

игры

по

структуре,

назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога.

В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой

характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым

учебным

материалом.

Так,

с

целью

освоения

способа

установления

поэлементного

соответствия

в

младшей

группе

можно

провести

игровое

упражнение «Посадим куклу на стулья».

В старшей группе с целью упражнения детей в группировке геометрических

фигур

проводится

упражнение

«Помоги

Чебурашке

найти

и

справить

ошибку».

Итак,

дидактические

игры

и

игровые

упражнения

математического

содержания

наиболее

известные

и

часто

применяемые

в

современной

практике

дошкольного

воспитания

виды

занимательного

математического

материала.

В

комплексном

подходе

к

воспитанию

и

обучению

дошкольников

в

современной

дидактике

немаловажная

роль

принадлежит

занимательным

развивающим

играм,

задачам,

развлечениям.

Они

интересны

для

детей,

эмоционально захватывают их.

Решение

разного

рода

нестандартных

задач

в

дошкольном

возрасте

способствует

развитию

общих

умственных

способностей:

логики

мысли,

рассуждений

и

действий,

гибкости

мыслительного

процесса,

смекалки,

сообразительности.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту

использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода

решения выдвижения гипотезы, проверкой её, опровержением неправильного

направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.

Занимательный

математический

материал

является

хорошим

средством

воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к

логике

и

доказательности

рассуждений,

желания

проявлять

умственное

напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.



В раздел образования