Автор: Серова Ирина Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №1
Населённый пункт: г. Лысково Нижегородская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по использованию занимательного материала в образовательном процессе детского сада.
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации по использованию
занимательного материала в образовательном процессе
детского сада.
Обучение
математике
детей
дошкольного
возраста
немыслимо
без
использования
занимательных
игр,
задач,
развлечений.
При
этом
роль
несложного
занимательного
математического
материала
определяется
с
учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и
воспитания.
Используется
занимательный
материал
(дидактические
игры)
и
с
целью
формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом
непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических
упражнений. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у
него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и
стимулирует мыслительную активность.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими
(действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода,
предугадывание
результата,
предположение
решения).
В
ходе
поиска,
выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, то есть как бы
внезапно
приходя
к
правильному
решению.
При
этом
дошкольникам
свойственно догадываться только о какой – то части решения, каком – то
этапе.
В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска
результата
предшествует
практическим
действиям.
Показателем
рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер
производимых проб. Анализ соотнесения проб показывает, что практические
пробы свойственны, как
правило, детям средней и старшей групп.
Дети
подготовительной
группы
осуществляют
поиск
или
путём
сочетания
мысленных и практических проб, или только мысленно. У детей формируется
умение вести поиск решения путём предположений, осуществлять разные по
характеру пробы, догадываться.
Из
всего
многообразия
занимательного
математического
материала
в
дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.
Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении,
выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур,
направлений. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования
математических
(количественных,
пространственных,
временных)
представлений детей.
Дидактические
игры
включаются
непосредственно
в
содержание
разных
видов деятельности как одно из средств реализации программных задач. Игра
может
быть
использована
в
качестве
учебного
задания,
упражнения,
направленного
на
выполнение
конкретной
задачи.
В
младшей
группе,
особенно в начале года, обучающая деятельность проводится в форме игры.
Дидактические игры уместны и с целью воспроизведения и закрепления. В
средней группе на занятии по развитию математических представлений после
ряда упражнений на освоение названий, основных свойств (наличие сторон,
углов)
геометрических
фигур
может
быть
использована
игра
«Найди
и
назови».
В развитии у детей математических представлений широко используются
занимательные
по
форме
и
содержанию
разнообразные
дидактические
игровые
упражнения.
Они
отличаются
необычностью
постановки
задачи
(найди, догадайся), неожиданностью преподнесения её от имени какого –
либо
литературного
сказочного
героя
(Буратино,
Чебурашка).
Игровые
упражнения
следует
отличать
от
дидактической
игры
по
структуре,
назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога.
В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой
характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым
учебным
материалом.
Так,
с
целью
освоения
способа
установления
поэлементного
соответствия
в
младшей
группе
можно
провести
игровое
упражнение «Посадим куклу на стулья».
В старшей группе с целью упражнения детей в группировке геометрических
фигур
проводится
упражнение
«Помоги
Чебурашке
найти
и
справить
ошибку».
Итак,
дидактические
игры
и
игровые
упражнения
математического
содержания
–
наиболее
известные
и
часто
применяемые
в
современной
практике
дошкольного
воспитания
виды
занимательного
математического
материала.
В
комплексном
подходе
к
воспитанию
и
обучению
дошкольников
в
современной
дидактике
немаловажная
роль
принадлежит
занимательным
развивающим
играм,
задачам,
развлечениям.
Они
интересны
для
детей,
эмоционально захватывают их.
Решение
разного
рода
нестандартных
задач
в
дошкольном
возрасте
способствует
развитию
общих
умственных
способностей:
логики
мысли,
рассуждений
и
действий,
гибкости
мыслительного
процесса,
смекалки,
сообразительности.
В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту
использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода
решения выдвижения гипотезы, проверкой её, опровержением неправильного
направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.
Занимательный
математический
материал
является
хорошим
средством
воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к
логике
и
доказательности
рассуждений,
желания
проявлять
умственное
напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.