Автор: Цымбаленко Светлана Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №6
Населённый пункт: Орловская область. Город Ливны
Наименование материала: Статья
Тема: " Приобщение дошкольников к труду"
Раздел: дошкольное образование
Приобщения дошкольников к труду
Цымбаленко С.И., воспитатель
МБДОУ детский сад № 6
Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, поэтому
приобщать ребенка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте.
В
Федеральных
государственных
образовательных
стандартах
дошкольного образования отражена задача трудового воспитания дошкольников
посредством формирования позитивных установок к различным видам труда и
творчества.
Воспитывать
положительные
отношение
к
трудовым
обязанностям,
развивать соответствующие умения и навыки у дошкольников можно в ходе
специально организованных трудовых акций.
Акция (в переводе с лат.- Action) – это действие, предпринимаемое для
достижения какой-либо цели.
Проведение
акций
в
нашей
образовательной
организации
стало
распространенной формой работы. Проводим акции различной направленности:
-
помощь
другим
людям
(«Подарки
от
друзей»,
«Доброе
сердце»,
«Открытка для ветерана»);
- экология («Я посажу цветок», «Коробки, шишки, камыши приносите
малыши», «Птичья столовая», «Вредный целлофан», «Сдай макулатуру – спаси
дерево!»);
- спорт и ЗОЖ («Мы за здоровый образ жизни», «Спорт – альтернатива
пагубным привычкам»)
- окружающий социальный мир («Мыльные пузыри – радость детворы»,
«Безопасная дорога», «Имена», «Книга в подарок»);
- значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «Украсим елочку
возле детского сада», «Добрые дела к Новому году»);
- труд («Чистые дорожки», «Книжка заболела», «Будем мы цветы сажать,
детский сад наш украшать»).
Остановимся подробнее на трудовых акциях.
По определению Куприянова Б. В.,
трудовая акция – ограниченная по
месту
и
времени
проведения
специально
организованная предметно-
практическая трудовая деятельность детей.
Через проведение трудовых акций подводим дошкольников к пониманию
необходимости такой деятельности, воспитываем желание участвовать в труде
по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории: сгребание снега,
очистки скамеек от песка.
Трудовые акции способствуют расширению кругозора детей дошкольного
возраста, получению доступных знаний, учат работать в коллективе, сообща.
Выполнение
трудовых
поручений
требует сочетания как умственных, так и
волевых усилий. Труд дошкольников в природе создает благоприятную среду
для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную
систему, доставляет им удовольствие и радость.
В содержание трудовых акций включаем трудовые поручения, различные
формы труда в соответствии с сезоном и погодными условиями.
Как
утверждает
Битянова
М.Р.,
важные
особенности
акции
–
ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить тем, кто не хочет ее
замечать, но окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее
включиться. Акция, по своей сути – это определенная среда, которая создается в
пространстве
учреждения.
Она
не
мешает
разворачиваться
другим
видам
деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание,
правила, запланированный результат (М. Битянова).
В подготовке и проведении акции выделяем несколько этапов.
На подготовительном этапе
определяем, на решение какой проблемы
направлена акция, какова ее цель, продумываем форму проведения. Цель и
задачи определяем исходя из приобретённых навыков и трудовых умений детей,
а также их физических возможностей. В ходе предварительной подготовки
выбираем
необходимый
инвентарь,
продумываем
размещение
детей
при
совместных
трудовых
действиях.
На
видном
месте
размещаем
красочные
объявления, изготавливаем и вручаем флаеры, буклеты.
Основной этап – непосредственная реализация акции. Это бывает как
одно мероприятие (например, расчистка дорожек), так и несколько идущих друг
за
другом
мероприятий
(беседа
о
птицах,
рисование
птиц,
изготовление
кормушек и закрепление их на деревьях). Для того, чтобы не утомить детей
однообразием,
подбираем
несколько
видов
трудовых
поручений,
которые
последовательно меняются и логично связаны между собой.
Дошкольники
с
удовольствием
участвуют
в
труде,
если
видят
заинтересованность
со
стороны
взрослых,
понимают
важность
проводимой
работы. Поэтому детям разъясняем важность труда в природе, например, когда
мы
насыпаем
корм
птицам,
то
помогаем
им
пережить
холода;
расчищаем
дорожки – будет, где малышам гулять и т.д.
Чтобы создать определенный эмоциональный настрой, при проведении
трудовых акций используем специальные элементы в одежде (эмблемы акции,
значки, флажки, повязки, платочки, жилеты, и др.), совместное фото на память
запуск
воздушных
шаров
и
т.д.
Включаем
в
трудовые
акции
сюрпризные
моменты:
неожиданные
задания
детям,
встреча
с
персонажем
сказки
или
любимым героем.
Завершающий,
аналитический
этап
–
подведение
итогов
акции,
определение ее дальнейших перспектив. По завершении трудовой акции даем
оценку проделанной работе, например, обращаем внимание детей на то, какой
красивой стала клумба, что результат нашего совместного труда радует глаз:
приятно
смотреть
на
цветы,
аккуратные
кустарники,
чистые
дорожки;
и,
конечно же, вручаем благодарности и небольшие памятные подарки участникам.
Этот
этап
имеет
немаловажное
значение.
Воспитатель
для
себя
анализирует удачные и неудачные моменты проведения; совпали ли цель акции
и её результаты; соответствие выбранной формы проведения. Так же определяем
перспективы акции: нужно ли ее повторять, что можно усовершенствовать при
подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции.
Несмотря
на
то,
что
акция
–
групповая
форма
работы,
она
имеет
индивидуальную направленность. Проводимые в рамках акций мероприятия
затрагивают
непосредственно
каждого
ее
участника:
ребенка,
родителя,
педагога. Акция экономична по времени проведения. Оригинальные приемы,
практическая
деятельность
поднимают
настроение,
сплачивают
коллектив,
объединяют семью и детский сад.
При
проведении
акции
учитываем
возрастные
и
индивидуальные
особенности
детей,
им
должны
быть
понятны
цель,
смысл
мероприятия
и
конечный результат. Так в рамках трудовых акций «Витамины на подоконнике»,
«Будем мы цветы сажать, детский сад наш украшать», «Все на сбор урожая!»
дети младшего дошкольного возраста сеют крупные семена цветов, сажают лук,
поливают
растения
на
грядках,
собирают
овощи.
Дети
средней
группы
заботятся о растениях, рыхлят землю, вместе со взрослыми выращивают овощи
и цветы (при копке очищают почву от камней и палок, систематически поливают
грядки, клумбы, собирают овощи).
Старшие
дошкольники принимают
участие
в
трудовых
акциях
во
все
времена
года: «Юные
озеленители»
(посадка кустарников
и
деревьев),
«Трудовой десант на борьбу со снежными сугробами» (расчистка дорожек от
снега). В акции «Птичья столовая» принимали участие все возрастные группы.
Чтобы такие мероприятия приносили детям радость и пользу, помним о
выборе
оптимальной
нагрузки
для
каждого
ребенка
в
зависимости
от
его
возможностей и индивидуальных особенностей, чередуем виды труда. Особое
внимание уделяем соблюдению правил безопасности: детям разъясняем правила
безопасного
обращения
с
предметами
и
выполнения
трудовых
операций,
учитываем
погодные
условия,
следим
за
соответствием
инструментов
и
материалов для труда гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и
здоровья детей.
Подводя
итог
вышесказанному,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
в
процессе
проведения
трудовых
акций
у
дошкольников
воспитываются
настойчивость, привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели,
формируются навыки коллективной работы. Трудовые акции помогают детям
осознать
значимость
труда,
развивают
у
них
желание
и
потребность в
получении
определенных
трудовых
умений,
т.е.
являются
эффективным
средством приобщения дошкольников к труду.