Автор: Цибирова Лариса Леонидовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 38
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Основные социально–экономические и политические изменения в странах Европы и Северной Америки в 1920–е гг.
Раздел: полное образование
11 Класс. Тема: « Основные социально-экономические и политические изменения в
странах Европы и Северной Америки в 1920-е гг.»
Цель: *обобщить знания обучающихся об особенностях экономического и политического
развития стран Европы и США в 1920-е гг.;
*продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические
факты, формулировать определения отдельных исторических понятий;
*развивать умение учащихся находить, обрабатывать и «выдавать» информацию;
* формировать любовь к предмету.
Задачи:
1. Образовательные:
* Сформировать представления об экономическом и политическом развитии стран Европы
и США в послевоенные годы
* На примере социально-политической истории Италия Германии и Испании в 1920-1930-
е гг. обобщить и углубить представление учащихся об основных признаках тоталитарного
режима и условиях его формирования в европейских странах.
* Раскрыть особенности тоталитарных и авторитарных режимов и подвести школьников к
выводу
о
закономерности
их
утверждения
в
странах
с
нестабильной
политической
ситуацией и слабыми демократическими традициями.
2. Воспитывающие:
* Способствовать ориентации обучающихся на неприятие тоталитаризма и осознанию их
угрозы либерально-демократическим устоям общества и миру па планете.
* Формировать любовь к предмету
3. Развивающие:
* Способствовать развитию познавательных умений: соотносить единичные факты и
общие исторические явления, называть характерные черты событий и явлений, объяснять
смысл важнейших понятий, сравнивать исторические факты, определять в них общее и
различия,
определять
и
объяснять
свое
отношение
и
оценку
наиболее
значительных
событий в истории; * продолжить развитие умений грамотно и логически связно излагать
свои мысли, доказывать свою точку зрения, развивать навыки публичных выступлений.
Тип урока:
«Пресс-конференция» (ролевая игра).
План изучения новой темы
1. Общая характеристика развития стран после Первой мировой войны.
2. Политическое и экономическое развитие Великобритании.
3. Политическое и экономическое развитие Франции.
4. «Эра процветания» в США.
5. Веймарская республика в Германии.
6. Установление и политика фашизма в Италии.
7. Общие черты развития стран Восточной Европы.
Основная проблема урока: Какие модели послевоенного развития были выбраны
странами Европы и США и к каким результатам в конце 1920-х гг. они привели?
На предыдущем уроке класс делится на 7 групп по количеству стран. В виде
опережающей домашней работы учащиеся получают задание подготовить вопросы,
освещающие социально-экономические и политические изменения , произошедшие в
1920-е гг. в стране, которую они будут представлять. Ряд учащихся назначается
«представителями» различных европейских стран и США (по 2 человека от страны:
Великобритании, Франции, США, Германии, Италии и стран Восточной Европы, один из
которых будет «политиком», а другой, соответственно, «экономистом»).
Остальные ученики являются «журналистами». Задача «журналистов» — как можно
более подробно расспросить «представителей» различных стран о политике и
экономике, о проблемах жизни в стране в «настоящее время», о ведущих политических
деятелях.
Вопросы должны быть четко сформулированы и показывать осведомленность
«журналистов» в общем положении дел в стране. Задача «представителей» стран—
верно с исторической точки зрения отвечать на вопросы, а также стараться объяснять все
происходящее в их стране.
Ход урока.
I.Орг. момент. Здравствуйте, друзья.
Мы с вами изучили причины, основные этапы и итоги одного из ключевых моментов ХХ
века – Первой мировой войны, а также изменения, последовавшие за ней. На
сегодняшнем уроке нам предстоит обобщить полученные ранее знания и лучше всего это
можно сделать, проведя «пресс - конференцию» с «представителями политических и
деловых кругов» стран Европы и США. Пожалуйста, «дипломаты и журналисты», займите
свои места.
II. Проведение «пресс-конференции».
Примерные вопросы по Великобритании:
1. Как вы оцениваете положение вашей державы к моменту окончания войны?
2. По каким причинам Великобритания участвовала в антисоветской интервенции? Как
английское общество прореагировало на эту политику правительства? 3. Как вы можете
прокомментировать результаты выборов1918 и1923 гг.? Означает ли участие партии
лейбористов в правительстве начало нового политического и внешнеполитического курса
страны? 4. Как вы можете оценить развитие экономики Великобритании? Есть ли какие-
либо серьезные проблемы в ее развитии? 5. По каким причинам была проведена
всеобщая забастовка рабочего класса в мае 1926 г.? Как правительство отреагировало
на эти выступления? 6. Известно, что в 1919—1922 гг. ваша страна проводила
карательные операции против антианглийских выступлений в Египте, а в 1922 г.
признала Египет независимым. Также Великобритания отказалась от контроля над
политикой Афганистана и Ирана. Означают ли эти действия новые принципы во
внешней политике или это вынужденные меры? 7. Великобритания признала в 1921 г.
Ирландское свободное государство. Прокомментируйте этот факт. Объясните, почему 6
северных графств (Ольстер) были оставлены в составе страны. Считаете ли вы при
данном положении «проблему Ирландии» решенной? 8. Удалось ли, по вашему мнению,
Великобритании сохранить роль передовой европейской державы ? 9. Какие из
английских политиков оказали значительное воздействие на развитие страны в 20-е гг.?
Примерные вопросы по Франции:
1. Какие настроения существовали в стране к моменту окончания Первой мировой
войны? Как вы можете прокомментировать лозунг французской прессы «Немец заплатит
за все»? 2. Какими целями можно объяснить участие французских войск в интервенции в
России? А как объяснить восстание французских моряков в Одессе и Севастополе в
1919 г.? 3. Какие политические партии или блоки были наиболее популярными в 20-е гг.
во Франции? Чем вы могли бы объяснить их популярность? 4. Известно, что в вашей
стране в 1920 г. образовалась коммунистическая партия. Что можно сказать о ее
программе? Не является ли существование коммунистов угрозой стабильности развития
страны? 5. К каким результатам пришла французская экономика к концу 20-х гг.?
На какие отрасли промышленности страна сделала ставку? Считаете ли вы этот выбор
удачным?
Примерные вопросы по США:
1. За США утвердилась слава самой мощной экономической державы мира. Чем
можно подтвердить такую славу? 2. В чем кроются причины «процветания по-
американски»? 3. Как можно объяснить формулу «Реклама плюс кредит— и
процветание навсегда»? 4. В США имеет широкую популярность книга Г. Гувера о
«твердом индивидуализме». Что имеется в виду под этим понятием? Почему эти взгляды
оказались столь притягательными для американцев? 5. Часто приходится читать
применительно к Америке 20-х гг. фразы «век аспирина», «век джаза». Какой смысл носят
эти названия и что они символизируют? 6. Как вы можете прокомментировать
следующие факты из жизни процветающей Америки: серия актов индивидуального
террора анархистов в 1919—1920 гг. (например, взрыв бомбы у дома генерального
прокурора Митчела Палмера на Уолл-стрит, в итоге которого было убито несколько
десятков человек); запрет в ряде южных штатов преподавать знания, которые
расходятся с положениями Библии (школьный учитель Джон Скопе был привлечен к суду
и осужден за преподавание теории Дарвина)? 7. Америка считается страной «равных
возможностей». Как с этим утверждением соединить факты активизации расистской
организации Ку-клукс-клан, выступающей против чернокожих и евреев?
8. Почему в передовой державе мира процветают игорные заведения (казино),
торговля наркотиков и рэкет, а также действуют банды преступников (гангстеров)?
Примерные вопросы по Германии:
1. В каких областях жизни германского государства отразилось ее поражение в Первой
мировой войне? 2. Охарактеризуйте конституцию, принятую в 1919 г. в Веймаре. Зачем в
нее включена статья 48 о праве президента издавать чрезвычайные законы без
согласия парламента? Можно ли считать конституцию с такой статьей демократичной?
3. Какие политические партии проявили себя как влиятельные в 20-е гг. в стране? 4. Что
вы можете сказать о попытке установления фашистской диктатуры во время «Пивного
путча»? Объясните причины появления в стране фашистской партии. 5. Удалось ли
Германии справиться с экономическими проблемами к концу 20-х гг.?
Примерные вопросы по Италии:
1. Италия относится к странам-победительницам. Почему же в начале 20-х гг. она
оказалась в трудном экономическом и политическом положении? 2. 1919—1920 гг. были
названы «красным двухлетием» Италии. Рабочие захватывали фабрики, крестьяне—
помещичьи земли. Почему же Итальянская социалистическая партия не пришла к власти
на этой волне? 3. Объясните, с какими политическими лозунгами фашисты Италии
завоевали популярность в стране. 4. Правда ли, что лидер фашистов Муссолини получал
большую финансовую поддержку от промышленников и аграриев? 5. Как можно
расшифровать смысл принципа, провозглашенного фашистами после прихода к власти:
«Все для государства и ничего вне государства»? 6. Какую характеристику можно дать
лидеру фашистов и руководителю страны Муссолини? 7. Удалось ли Италии усилиться
экономически и политически к концу 20-х гг.?
III. Подведение итогов урока, ответы детей на проблемный вопрос урока.
Ребята, получены ответы и объяснения на вопросы. Выделите сильные и слабые стороны
ответов. Все поработали на славу, молодцы.
IV. Домашнее задание : «журналисты и дипломаты» должны написать заметку-
зарисовку о положении какой-либо страны (можно описать только одно явление из
экономической или политической жизни страны).