Напоминание

Основные социально–экономические и политические изменения в странах Европы и Северной Америки в 1920–е гг.


Автор: Цибирова Лариса Леонидовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 38
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Основные социально–экономические и политические изменения в странах Европы и Северной Америки в 1920–е гг.
Раздел: полное образование





Назад




11 Класс. Тема: « Основные социально-экономические и политические изменения в

странах Европы и Северной Америки в 1920-е гг.»

Цель: *обобщить знания обучающихся об особенностях экономического и политического

развития стран Европы и США в 1920-е гг.;

*продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические

факты, формулировать определения отдельных исторических понятий;

*развивать умение учащихся находить, обрабатывать и «выдавать» информацию;

* формировать любовь к предмету.

Задачи:

1. Образовательные:

* Сформировать представления об экономическом и политическом развитии стран Европы

и США в послевоенные годы

* На примере социально-политической истории Италия Германии и Испании в 1920-1930-

е гг. обобщить и углубить представление учащихся об основных признаках тоталитарного

режима и условиях его формирования в европейских странах.

* Раскрыть особенности тоталитарных и авторитарных режимов и подвести школьников к

выводу

о

закономерности

их

утверждения

в

странах

с

нестабильной

политической

ситуацией и слабыми демократическими традициями.

2. Воспитывающие:

* Способствовать ориентации обучающихся на неприятие тоталитаризма и осознанию их

угрозы либерально-демократическим устоям общества и миру па планете.

* Формировать любовь к предмету

3. Развивающие:

* Способствовать развитию познавательных умений: соотносить единичные факты и

общие исторические явления, называть характерные черты событий и явлений, объяснять

смысл важнейших понятий, сравнивать исторические факты, определять в них общее и

различия,

определять

и

объяснять

свое

отношение

и

оценку

наиболее

значительных

событий в истории; * продолжить развитие умений грамотно и логически связно излагать

свои мысли, доказывать свою точку зрения, развивать навыки публичных выступлений.

Тип урока:

«Пресс-конференция» (ролевая игра).

План изучения новой темы

1. Общая характеристика развития стран после Первой мировой войны.

2. Политическое и экономическое развитие Великобритании.

3. Политическое и экономическое развитие Франции.

4. «Эра процветания» в США.

5. Веймарская республика в Германии.

6. Установление и политика фашизма в Италии.

7. Общие черты развития стран Восточной Европы.

Основная проблема урока: Какие модели послевоенного развития были выбраны

странами Европы и США и к каким результатам в конце 1920-х гг. они привели?

На предыдущем уроке класс делится на 7 групп по количеству стран. В виде

опережающей домашней работы учащиеся получают задание подготовить вопросы,

освещающие социально-экономические и политические изменения , произошедшие в

1920-е гг. в стране, которую они будут представлять. Ряд учащихся назначается

«представителями» различных европейских стран и США (по 2 человека от страны:

Великобритании, Франции, США, Германии, Италии и стран Восточной Европы, один из

которых будет «политиком», а другой, соответственно, «экономистом»).

Остальные ученики являются «журналистами». Задача «журналистов» — как можно

более подробно расспросить «представителей» различных стран о политике и

экономике, о проблемах жизни в стране в «настоящее время», о ведущих политических

деятелях.

Вопросы должны быть четко сформулированы и показывать осведомленность

«журналистов» в общем положении дел в стране. Задача «представителей» стран—

верно с исторической точки зрения отвечать на вопросы, а также стараться объяснять все

происходящее в их стране.

Ход урока.

I.Орг. момент. Здравствуйте, друзья.

Мы с вами изучили причины, основные этапы и итоги одного из ключевых моментов ХХ

века – Первой мировой войны, а также изменения, последовавшие за ней. На

сегодняшнем уроке нам предстоит обобщить полученные ранее знания и лучше всего это

можно сделать, проведя «пресс - конференцию» с «представителями политических и

деловых кругов» стран Европы и США. Пожалуйста, «дипломаты и журналисты», займите

свои места.

II. Проведение «пресс-конференции».

Примерные вопросы по Великобритании:

1. Как вы оцениваете положение вашей державы к моменту окончания войны?

2. По каким причинам Великобритания участвовала в антисоветской интервенции? Как

английское общество прореагировало на эту политику правительства? 3. Как вы можете

прокомментировать результаты выборов1918 и1923 гг.? Означает ли участие партии

лейбористов в правительстве начало нового политического и внешнеполитического курса

страны? 4. Как вы можете оценить развитие экономики Великобритании? Есть ли какие-

либо серьезные проблемы в ее развитии? 5. По каким причинам была проведена

всеобщая забастовка рабочего класса в мае 1926 г.? Как правительство отреагировало

на эти выступления? 6. Известно, что в 1919—1922 гг. ваша страна проводила

карательные операции против антианглийских выступлений в Египте, а в 1922 г.

признала Египет независимым. Также Великобритания отказалась от контроля над

политикой Афганистана и Ирана. Означают ли эти действия новые принципы во

внешней политике или это вынужденные меры? 7. Великобритания признала в 1921 г.

Ирландское свободное государство. Прокомментируйте этот факт. Объясните, почему 6

северных графств (Ольстер) были оставлены в составе страны. Считаете ли вы при

данном положении «проблему Ирландии» решенной? 8. Удалось ли, по вашему мнению,

Великобритании сохранить роль передовой европейской державы ? 9. Какие из

английских политиков оказали значительное воздействие на развитие страны в 20-е гг.?

Примерные вопросы по Франции:

1. Какие настроения существовали в стране к моменту окончания Первой мировой

войны? Как вы можете прокомментировать лозунг французской прессы «Немец заплатит

за все»? 2. Какими целями можно объяснить участие французских войск в интервенции в

России? А как объяснить восстание французских моряков в Одессе и Севастополе в

1919 г.? 3. Какие политические партии или блоки были наиболее популярными в 20-е гг.

во Франции? Чем вы могли бы объяснить их популярность? 4. Известно, что в вашей

стране в 1920 г. образовалась коммунистическая партия. Что можно сказать о ее

программе? Не является ли существование коммунистов угрозой стабильности развития

страны? 5. К каким результатам пришла французская экономика к концу 20-х гг.?

На какие отрасли промышленности страна сделала ставку? Считаете ли вы этот выбор

удачным?

Примерные вопросы по США:

1. За США утвердилась слава самой мощной экономической державы мира. Чем

можно подтвердить такую славу? 2. В чем кроются причины «процветания по-

американски»? 3. Как можно объяснить формулу «Реклама плюс кредит— и

процветание навсегда»? 4. В США имеет широкую популярность книга Г. Гувера о

«твердом индивидуализме». Что имеется в виду под этим понятием? Почему эти взгляды

оказались столь притягательными для американцев? 5. Часто приходится читать

применительно к Америке 20-х гг. фразы «век аспирина», «век джаза». Какой смысл носят

эти названия и что они символизируют? 6. Как вы можете прокомментировать

следующие факты из жизни процветающей Америки: серия актов индивидуального

террора анархистов в 1919—1920 гг. (например, взрыв бомбы у дома генерального

прокурора Митчела Палмера на Уолл-стрит, в итоге которого было убито несколько

десятков человек); запрет в ряде южных штатов преподавать знания, которые

расходятся с положениями Библии (школьный учитель Джон Скопе был привлечен к суду

и осужден за преподавание теории Дарвина)? 7. Америка считается страной «равных

возможностей». Как с этим утверждением соединить факты активизации расистской

организации Ку-клукс-клан, выступающей против чернокожих и евреев?

8. Почему в передовой державе мира процветают игорные заведения (казино),

торговля наркотиков и рэкет, а также действуют банды преступников (гангстеров)?

Примерные вопросы по Германии:

1. В каких областях жизни германского государства отразилось ее поражение в Первой

мировой войне? 2. Охарактеризуйте конституцию, принятую в 1919 г. в Веймаре. Зачем в

нее включена статья 48 о праве президента издавать чрезвычайные законы без

согласия парламента? Можно ли считать конституцию с такой статьей демократичной?

3. Какие политические партии проявили себя как влиятельные в 20-е гг. в стране? 4. Что

вы можете сказать о попытке установления фашистской диктатуры во время «Пивного

путча»? Объясните причины появления в стране фашистской партии. 5. Удалось ли

Германии справиться с экономическими проблемами к концу 20-х гг.?

Примерные вопросы по Италии:

1. Италия относится к странам-победительницам. Почему же в начале 20-х гг. она

оказалась в трудном экономическом и политическом положении? 2. 1919—1920 гг. были

названы «красным двухлетием» Италии. Рабочие захватывали фабрики, крестьяне—

помещичьи земли. Почему же Итальянская социалистическая партия не пришла к власти

на этой волне? 3. Объясните, с какими политическими лозунгами фашисты Италии

завоевали популярность в стране. 4. Правда ли, что лидер фашистов Муссолини получал

большую финансовую поддержку от промышленников и аграриев? 5. Как можно

расшифровать смысл принципа, провозглашенного фашистами после прихода к власти:

«Все для государства и ничего вне государства»? 6. Какую характеристику можно дать

лидеру фашистов и руководителю страны Муссолини? 7. Удалось ли Италии усилиться

экономически и политически к концу 20-х гг.?

III. Подведение итогов урока, ответы детей на проблемный вопрос урока.

Ребята, получены ответы и объяснения на вопросы. Выделите сильные и слабые стороны

ответов. Все поработали на славу, молодцы.

IV. Домашнее задание : «журналисты и дипломаты» должны написать заметку-

зарисовку о положении какой-либо страны (можно описать только одно явление из

экономической или политической жизни страны).



В раздел образования