Автор: Дегтярева Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 33"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Перспективный план работы с детьми средней группы"
Раздел: дошкольное образование
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА АПРЕЛЬ 2019г
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
Комплекс №1.
1. Ходьба и бег по кругу (вокруг колец).
Упражнения с кольцом (колъцеброс)
2. И. п. — ноги на ширине ступни, кольцо в правой руке. Поднять кольцо вверх, переложить в левую
руку, опустить через стороны (5-6 р.)
3. И. п. — ноги на ширине ступни, кольцо в обеих руках у груди. Присесть, вынести кольцо вперед,
руки прямые, вернуться в исходное положение (5-6 р.)
4. И. п. — стойка на коленях, кольцо у носка правой (левой) ноги; повернуться, взять кольцо,
вернуться в исходное положение (по 3 раза в каждую сторону) (5-6 р.)
5. И. п. — ноги слегка расставлены, руки произвольно, кольцо на полу. Прыжки на двух ногах вокруг
кольца в обе стороны(5-6 р.)
6. Игровое задание «Найдем цыпленка».
Комплекс №2.
1. Ходьба в колонне по одному, бег высоко поднимая колени, как лошадки. Ходьба и бег чередуются.
Упражнения с флажками
2. И. п. — ноги на ширине ступни, флажки в обеих руках внизу. Поднять через стороны флажки
вверх, скрестить; опустить флажки вниз, вернуться в исходное положение (5-6 р.)
3. И. п. — ноги на ширине плеч, флажки у плеч. Наклониться, помахать флажками перед собой,
выпрямиться, вернуться в исходное положение (5-6 р.)
4. И. п. — ноги на ширине плеч, флажки у груди. Поворот вправо (влево), отвести флажок в сторону
(руки прямые), вернуться в исходное положение (5-6 р.)
5. И. п. — ноги слегка расставлены, флажки на полу. Прыжки на двух ногах (перед флажками) в
чередовании с небольшой паузой (5-6 р.)
6. Игра «Кошка и мышки» (кошка ловит мышек по сигналу воспитателя).
Комплекс №3.
1. Ходьба и бег между предметами змейкой (мячи или кубики, 6-8 шт.). Ходьба и бег врассыпную.
Упражнения без предметов
2. И. п. — ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Поднять руки к плечам, сгибая в локтях;
опустить руки, вернуться в исходное положение (5-6 р.)
3. И. п. — ноги слегка расставлены, руки за спиной. Присесть, вынести руки вперед; встать, руки
убрать за спину, вернуться в исходное положение (5-6 р.).
4. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вправо (влево), выпрямиться,
вернуться в исходное положение (5-6 р.)
5.И. п. — ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на двух ногах в чередовании с небольшой
паузой (5-6 р.)
6. Игра «Найди свой цвет».
1
Комплекс №4
1. Игровое упражнение «Лягушки»
Упражнения с мячом большого диаметра
2. И. п. — ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. Поднять мяч на грудь, локти согнуты;
опустить мяч, вернуться в исходное положение (5-6 р.)
3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках у груди. Наклониться вперед и
прокатить мяч от одной ноги к другой; выпрямиться, вернуться в исходное положение (5-6 р.)
4. И. п. — ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. Присесть, коснуться мячом пола; встать,
выпрямиться, вернуться в исходное положение (5-6 р.)
5. И. п. — ноги слегка расставлены, мяч в согнутых руках перед собой. Прыжки на двух ногах с
поворотом вокруг своей оси в чередовании с небольшой паузой (5-6 р.)
6. Игра «По ровненькой дорожке».
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Комплекс №1.
1. «Потянись!». Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, исходное
положение.
2. «Горка». Исходное положение: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и
пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в исходное положение.
3. «Лодочка». Исходное положение: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и
нижнюю части туловища), держать, вернуться в исходное положение.
4. «Волна». Исходное положение: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево,
исходное положение, сесть слева от пяток, руки вправо, исходное положение.
5. «Мячик». Исходное положение: стоя, ноги вместе, прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча
перед собой.
6. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, мышцы туловища расслаблены. В полной тишине
дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение
при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.
Комплекс №2.
1. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к
груди, обхватить колени руками, вернуться в исходное положение.
2. Исходное положение: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен
влево, в исходное положение, наклон колен вправо, в исходное положение.
3. Исходное положение: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их
к груди, со звуком «ф-ф» - выдох, исходное положение, вдох (через нос).
4. Исходное положение: сидя, ноги вместе, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос,
втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
5. Исходное положение: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох; развести ладони в
стороны - вдох.
6. Исходное положение: стоя, ноги врозь, руки внизу. Потягивания: достали до потолка, вернулись в
исходное положение.
Подвижные игры на прогулке.
1.
«Перелет птиц»- развитие умения выполнять движения по сигналу, ориентировка в
пространстве.
2.
«Хитрая лиса» - упражнение в беге на носочках, ловкости и сообразительности (бесшумно).
3.
«Гуси-гуси» - развитие координации, умение выполнять движения по сигналу.
2
4.
«Собачка и воробьи» - развивать умение выполнять действия по роли.
5.
«Воробушки и кот» - упражнять в беге с увертыванием.
6.
«Светофор» - закреплять правила дорожного движения.
7.
«Ракетодром» - развивать умение действовать по сигналу.
8.
«Коршун» - развивать умение двигаться по сигналу.
9.
«Ловишки» - упражнять в беге врассыпную.
10. «Лягушки» - упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
11. «Кто быстрее добежит до флажка?» -развивать быстроту реакции.
12. «Добеги до дерева» - упражнять в беге в заданном направлении.
13. «Космонавты» - развивать ловкость, смекалку, умение действовать в команде.
14. «День - ночь» - - развивать умение действовать по сигналу.
Спортивные упражнения на прогулке.
1.
«Найди себе пару» - развивать ловкость, смекалку.
2.
«Пройди, не упади» - упражнять в равновесии.
3.
«Кто бросит дальше мешочек?» - упражнять в метании вдаль различными способами.
4.
«Найди свое место» - упражнять в ориентировании в пространстве.
5.
«По росту становись» - развивать внимание, наблюдательность, дружеские взаимоотношения.
6.
«Не боюсь» - упражнять в прыжках на двух ногах.
7.
«Пробеги между предметами» - развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
8.
«Ворота» - упражнять в подлезании под дугой разными способами.
9.
«Подбрось мяч повыше» -упражнять в подбрасывании и ловле мяча.
10. «Рыбаки и рыбки» - упражнять в прыжках на двух ногах.
Спортивная игра
«Футбол» - познакомить с правилами и приемами игры с мячом.
Игры малой подвижности.
1.«Стоп Иди!» - развивать внимание, цветовое восприятие.
2. «Ровным кругом» - упражнять в ходьбе по кругу и выполнении движений по образцу.
3.«Угадай кого не стало?» - развивать внимание, выдержку.
4.«Тишина у пруда» - развивать внимание, умение выполнять движение по сигналу.
5.«Найди и промолчи» - развивать выдержку и внимание.
6. «Повтори за мной» - - развивать внимание, основные виды движений, координацию.
7.«Ау»- развивать слуховое внимание.
Воспитание КГН.
1.
Закреплять навыки умывания: намыливать руки до образования пены; тщательно смывать;
мыть лицо; насухо вытирать своим полотенцем; вешать его на место.
2.
Учить замечать неопрятность в одежде, обращаться за помощью к взрослым.
3.
Закреплять навыки у детей мыть руки после пользования туалетом.
4.
Учить словесно выражать просьбу о помощи.
5.
Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь; не толкаться;
не разбрызгивать воду.
6.
Закреплять умение пользоваться столовыми приборами.
Беседы о здоровом образе жизни.
1.«Можно ли весной есть и облизывать сосульки? Почему?».
2.«Как вести себя в близи водоемов, на льду. Почему?» - формировать первоначальные навыки
охраны жизни и здоровья.
3.«Одежда и головные уборы в разное время года» - ознакомить с назначением головных
уборов и обуви в разное время года.
4.«Как вести себя, если сильно упал и сильно ушибся?» - разъяснить что человек способен
уберечь себя от боли.
3
5. «Лампочки и батарейки» (польза сна и отдыха)
6.
«Режим дня»-
продолжать знакомить воспитанников с режимом дня, учить правильно
распределять свое время.
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
1.
Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевые игры.
«Огородник», «Супермаркет», «Путешествие в космос», «Аптека», «Семья».
1.
Расширять знания детей о здоровом образе жизни, о бережном отношении как собственному
здоровью, так и к здоровью окружающих.
2.
Воспитывать доброжелательные отношения в игре.
3.
Развивать интерес к сюжетно-ролевым играм.
4.
Учить объединять игры в один сюжет.
Сюжетно – ролевая игра «Скорая помощь», «Проезжая часть», «Автобус».
1.Формировать представления детей о необходимости соблюдения Правил дорожного движения.
2.Закреплять умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с заданными ролями
партнеров.
3. Воспитывать культуру поведения в транспорте.
4. Закреплять знания о частях проезжей части.
Подвижные игры.
«Змея» - развивать умение помогать и поддерживать товарища по общению.
«Веселая
сороконожка»
-
развивать
коммуникативные
способности,
наблюдательность
и
внимание.
«Зеркало» - учить воспроизводить выразительные позы и движения.
«Ниточка - иголочка» - развивать внимание, координацию движений, зрительное восприятие.
«Тихо, тихо я сижу» -развивать умение мимикой договариваться друг с другом.
Театрализованные игры (разнообразные виды театров).
«Заюшкина избушка» настольный театр– упражнять в диалогической речи, совершенствовать
умения передавать характерные особенности героев.
«Волшебный сундучок» - закреплять знания о знакомых р. н. сказках.
«Три поросенка» инсценировка сказки – развивать интонационную выразительность речи.
«Теремок» хороводная игра – развивать фонематический слух.
Дидактические игры.
«Назови себя» - формировать умение представлять себя коллективу сверстников.
«Назови ласково» - воспитывать доброжелательное отношение др. к др.
«Магазин вежливых слов» - развивать доброжелательность, умение налаживать контакт
со сверстниками.
«Добрые слова» - развивать умение употреблять в речи добрые слова.
«Коврик примирения» - развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
«Волшебный стульчик» - развивать уважение, закреплять ласковые слова.
«Кто лучше похвалит» - развивать умение называть признаки зимующих птиц, умение
описывать их.
«Слушать за окном, за дверью» - развивать фонематический слух.
4
2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения:
Беседы.
«Правильно ли я сижу на стуле, за столом» - уроки этикета, развивать умение участвовать в
беседе.
Ситуация, «Как вести себя в общественных местах: транспорте, магазине, кино» - формировать
культуру поведения в общественных местах.
«Полезные
и
вредные
привычки»
-
воспитывать
бережное
отношение
к
своему
организму,
формировать привычки ЗОЖ
«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!» - формирование представлений о здоровом и
правильном питании.
Игры.
«Скорая помощь» - закреплять знания и умения по оказанию первой помощи.
«Внимание! Опасность» - закрепление знаний о необходимых действиях при пожаре, при встрече
с незнакомцами, в быту.
3.
Формирование
гендерной,
семейной,
гражданской
принадлежности,
патриотических
чувств,
чувства принадлежности к мировому сообществу:
Беседы, игры.
Беседы:
«Мы
–
мальчики,
мы
-
девочки»
-
формировать
представление
детей
об
отличительных
особенностях гендерных полов.
«Маленькие и большие» - учить уважать старших, помогать младшим.
«Мои обязанности дома» - знакомить детей с домашними обязанностями, узнать, чем дети
помогают дома.
Игры:
«Найди себя на фотографии» - способствовать умению идентифицировать себя на фотографии,
развивать интерес к совместным играм.
«За что нам нравятся мальчики (девочки)?» - воспитывать культуру взаимоотношений между
мальчиками и девочками, формировать понятия о положительных чертах характера мальчиков и
девочек.
«Сделай комплимент» - формировать умение проявлять внимание др. к др., уметь проявлять
симпатии к детям противоположного пола.
Самообслуживание.
Одевание
(раздевание)
–
совершенствовать
умение
самостоятельно
одеваться
(раздеваться);
аккуратно складывать одежду и вещи, учить просушивать мокрую одежду.
Следить за внешним видом – учить самостоятельно или при помощи взрослого приводить в
порядок вешний вид.
Дежурство.
1.
Дежурство по столовой – закреплять умение правильно раскладывать столовые приборы,
класть ложку и вилку справа от тарелки, ставить чашку ручкой вправо.
2.
Дежурство по занятиям – самостоятельно раскладывать пособия и убирать после занятий.
3.
Дежурство по группе – совершенствовать умение самостоятельно поддерживать порядок в
группе.
Хозяйственно – бытовой труд.
1.
Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий – формировать положительное
отношение к труду.
5
2.
Протирание пыли на полках с конструктором – учить отжимать тряпочку, быть аккуратным, не
разливать воду.
3.
Уход за игрушками и их мытье – формировать умение распределять работу с помощью
воспитателя.
4.
Помощь
сотрудникам
детского
сада:
протереть
стульчики,
столы
–
формирование
положительного отношения к взрослым и сверстникам.
Труд в природе.
1. Коллективная очистка участка от мусора;
2. Кормление птиц у кормушки, воспитывать заботливое отношение к птицам.
3. Сбор на участке сухих веток, листьев.
4.Подметание веранды, дорожек на участке.
5.Помощь воспитателю в уходе за «оконным огородом» - полив, рыхление почвы.
Ручной труд.
1.«Космические приключения» - конструирование из бросового материала космических объектов,
развитие воображения.
2.Изготовление игрушек из теста
«Кто живет в воде?» – развитие мелкой моторики пальцев рук у детей, развивать тактильную
чувствительность.
Беседы о труде, профессиях.
«Труд людей весной» - показать значимость работы дворника, садовника, тракториста.
«Космонавт» - показать значимость работы космонавта; воспитывать интерес и желание быть
полезным для общества.
«Супермаркет» - обратить внимание на отделы продажи в супермаркете и названии этих отделов;
воспитывать уважение к труду продавца.
Игры.
«Профессии» - расширять знания о профессиях врача, повара, продавца.
«Незнайка знакомится с профессиями» - знакомить с орудиями труда, инструментами нужными
для работы этих людей.
«Подскажи словечко» - развивать логическое мышление, внимание, память.
«Что кому в работе нужно?» - расширять знания об инструментах разных профессий.
Беседы (ПДД, ПБ, поведение один дома, на природе, при Ч.С.)
«Для чего нужно знать правила дорожного движения?» - закрепить правила поведения пешеходов
на проезжей части.
«Если ребенок потерялся на улице», «Игры во дворе» - формировать основы безопасности
собственной жизнедеятельности.
«Кто стучится в дверь ко мне?» - довести до сознания детей, что дверь незнакомым людям
открывать нельзя.
«Пожар в доме» - закреплять правилами поведения в данной ситуации.
«Наводнение» - формировать знания детей как вести себя в данной ситуации.
Просмотр мультфильмов по пожарной безопасности.
«Домашние опасности» - учить детей с осторожностью относиться к электроприборам.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
«Чтение художественной литературы»
Художественные произведения для чтения.
В.
Бианки
«Как
звери
и
птицы
весну
встречают»,
Н.
Сладков
«Весенние
ручьи»,
Г.
Скребицкий «Крылатые соседи», И. Токмакова «Десять птичек стайка», Г. Снегирёв «Птицы наших
лесов», Н. Сладков «Скворцы - молодцы»,
«Птицы весну принесли», «Журавли», Ю.А. Гагарин
6
«Вижу Землю», А. Карим «Здравствуй, солнце», Э Шим «Всему свое время», «Круглый год», », К.
Ушинский «Ветер и солнце».
Стихотворения для заучивания.
Если снег повсюду тает…
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Е. Карганова
Загадки о весне
Под окном чечётку бьёт
Бойкая капель.
Значит, в гости к нам опять
Заглянул... (Апрель)
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла... (Весна)
Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький … (Подснежник)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут ... (Гнездо)
Земля
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Автор: Роман Сеф
7
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)
Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит землю от червей.
Вдоль по пашням мчится вскачь,
а зовется птица (грач)
На шесте дворец,
Во дворце певец.
Издалека прилетел
Песню нам свою запел (скворец)
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном,
Из травы и глины (ласточка).
Загадки про календарь, часы, дни и время
Выросло дерево
От земли до неба.
На дереве двенадцать сучков.
На каждом сучке по четыре гнезда.
В каждом гнезде по семь яиц,
Седьмое – красное.
(Год, месяцы, недели, дни)
Что было вчера и что будет завтра?
(День, ночь)
Ежедневно в семь утра
Я трещу: «Вставать пора!»
(Будильник)
Протянулся мост на семь верст,
А в конце моста – золотая верста.
(Неделя)
Хлеба краюшка висит над избушкой
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)
8
Что идет без ног?
(Время)
Загадки про рыб
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Ответ: Аквариум)
На окне - стеклянный пруд,
А рыбачить - не дают! (Ответ: Аквариум)
Колюч, да не еж. Кто это? (Ответ: Ерш)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - … (Ответ: Осьминог)
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь! (Ответ: Акула)
Пословицы и поговорки о космосе.
Солнце сияет, а месяц только светит.
Что мне золото — светило бы солнышко.
Взойдет луна - увидит весь мир.
Пословицы о перелетных птицах
Если грач на горе, то весна на дворе.
Всякая птичка свои песенки поет.
Всякая птица тепло ищет.
Пословицы и поговорки о времени:
Кто спит весной, плачет зимой.
Весной трёх погожих дней рядом не бывает.
Вешний день год кормит.
В марте день с ночью меряется, равняется.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Всему свое время.
День да ночь - сутки прочь.
Сколько лет, сколько зим.
Словесные игры.
1.«Доскажи
предложение»,
«Месяцы,
их
последовательность»,
«Один
–
много»,
«Что
бывает
раньше?», «Когда это бывает?», «Какое слово встречается чаще других?», «Зашифрованные слова»
Чего не стало?», «Считай и называй», «Испорченный телефон», «Кто больше назовет действий?»,
9
«Что вы видите вокруг?», «Назови ласково», «Слова наоборот», «Продолжи слова», «Слоги и слова»,
«Чем отличаются слова?», «Кто? Какой?», «Почемучка», «Есть –нет»,
«Угадай птицу по описанию».
2.Составление рассказов из личного опыта о весне и перелетных птицах, о космосе, космонавтах.
3.Составление рассказа по сюжетным картинкам «В весеннем лесу», «Грачи прилетели»
4.Беседы: «Весенний лес», «Правила поведения в весеннем лесу», «Возвращение птиц, «Что такое
космос?», «Неизвестная Вселенная», «Космос и космонавты», «Планета Земля», «Юрий Гагарин»
«Как мы отдыхаем», «Что такое сутки?», «Почему сутки часто называют словом день?».
5. Составление творческих рассказов на темы: «Мой выходной день», «Как я помогаю дома».
ЛОГОРИТМИКА
1.Ласточки летели,
Все люди глядели.
Ласточки садились,
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели.
Полетели, полетели,
Песенки запели.
Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.
Приседают, сложив руки за спиной.
Делают ритмичные наклоны головы.
Опять бегут по кругу, взмахивая руками.
2.Капля раз, капля два, Прыжки на носочках, руки на поясе
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»
Тили-тили, тили-тили –
Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка –
Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
10
Все вернулись, прилетели,
Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.
Песни звонкие запели!
Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
В звёздном небе звёзды светят
(показываем звёзды, пальчики переплетаются)
Космонавт летит в ракете
(изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)
День летит, ночь летит (загибаем пальцы)
И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)
«Астрономическая считалка»
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Легенда о Млечном Пути.
Давным-давно на краю света у берегов Атлантики жили селутры. Это были красивые, высокие люди
и очень добрые. Селутры занимались изучением звёздного неба, составляли календарь и строили
мегалиты (сооружения из больших камней).
Селутры никогда не воевали, они не знали, что такое война. Их жизнь текла мирно и спокойно.
Но вот однажды гордый орёл принёс дурную весть о том, что на селутров движется воинственное
племя”. Эти люди вооружены”- произнёс орёл. А надо сказать, что селутры понимали язык птиц.
Селутрам ничего не оставалось делать, как собрать вещи и уйти в горы или переселиться на остров.
Они покинули родные земли, оставив после себя мегалиты и огромные знания, зашифрованные в
символах и рисунках.
Селутры ушли, а на их землях поселилось воинственное племя. Численность племени быстро росла,
и вскоре этим людям стало тесно на земле селутров. Тогда собрались воины и решили выгнать
добрый и мирный народ даже с гор и островов.
…Воины окружили гору и поднялись к последнему селению селутров.
Каково же было удивление воинов, когда они увидели пустое селение, там не было ни одного
человека.
Куда могли уйти эти высокие добрые люди? Вниз? Невозможно, их бы заметили. Может быть,
селутры поднялись ещё выше? Воины забрались на самую вершину горы, но там тоже никого не
было. Куда делись селутры? Куда можно подняться с вершины горы? Только в небо…. Воины
посмотрели вверх, и от края до края неба увидели сияющую дорогу из песка, жемчужин и слёз.
Селутры были жителями побережья, поэтому, уходя в горы, они взяли с собой песок и жемчуг.
Теперь, уходя в бесконечность, роняли песок, жемчуг… и слёзы.
Никто не знает, куда ушли селутры, но на земле в память о себе они оставили мегалиты, а в небе от
края и до края – млечный путь, дорогу из песка, жемчуга и слёз.
«Рыбы»
Десять рыб поймали мы –
В речке плавали они.
Лещ, плотва, налим, карась,
Окунь, щука, сом, ерш, язь,
А десятый угорь был,
Он сорвался и уплыл.
11
Показывают ладони с расставленными десятью пальцами.
Показывают рукой волны.
Дети загибают пальцы сначала на одной, а потом на другой руке, перечисляя названия рыб.
Загибают десятый палец
Хлопают 1 раз в ладоши. «Рисуют» в воздухе рукой волнообразную линию.
«Морские животные»
На дне лежит звезда морская
И еж морской по дну ползет,
Морская плавает корова,
А мимо лев морской плывет,
Морские плавают коньки
С друг другом на перегонки.
Физкультминутки :
«Космодром»
Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)
Мало времени для взлёта, (марш на месте.)
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)
Поклонились вправо, (влево, наклоны в стороны.)
Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд.)
Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться.)
«Дни недели»
В понедельник я купался (движения плавания),
А во вторник рисовал (показ движения).
В среду долго умывался (показ движения),
А в четверг в футбол играл (бег на месте).
В пятницу я бегал, прыгал (показ движения).
Очень долго танцевал (кружатся на месте).
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (сесть на место).
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, на месте замри! (Присели.)
«Цапли»
Вышли цапли на охоту,
Бродят важно по болоту (шагают медленно, высоко поднимая колени).
Ищут лягушек по сторонам,
Смотрят здесь и смотрят там (повороты в стороны).
Направо лягушки, налево лягушки (наклоны).
У цапель глаза разбежались,
Они без лягушек остались (разводят руки в стороны, ходьба на месте).
«Рыбки»
Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся – разойдутся,
12
То зароются в песке. (Движения выполняются в соответствии с текстом по показу педагога,
повторить 2-3 раза)
Дыхательная гимнастика
«Дождик»
Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Кап
– кап – кап!»; попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе
произносить «Так – так – так!» Повторить 3 – 4 раза
«Вода в лужах»
На вдохе плавно покачивать руками внизу вправо – влево; на выдохе произносить «Буль – буль –
буль!» Повторить 3 – 4 раза
«Вдыхаем аромат леса»
Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.
«Птицы полетели»
Для игры нужны бумажные фигурки птиц, которые ставят у самого края стола. Двое садятся каждый
напротив одной из птиц. Продвигать птицу можно только на одном выдохе, дуть несколько раз
подряд нельзя. Щёки не надувать.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Наблюдения.
1.Наблюдение за льдом и водой (ледоходом).
Задачи: продолжать формировать обобщенные представления о каждом сезонном изменении в
неживой природе; закреплять представление о переходе льда в воду при резком изменении
температуры.
2.Наблюдение за березой.
Задачи: закреплять знания о березе; знакомить с новым явлением — почками.
3.Наблюдение за проталинами.
Задачи: учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания о
взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
4.Наблюдение за ветром.
Задачи: закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях; дать понятие о ветре, его
свойствах; определить направление ветра.
5.Наблюдение за проклюнувшимися почками на деревьях.
Задачи: продолжать знакомить с изменениями в природе, особенностями состояния деревьев в
весеннее время года.
6.Наблюдение за трясогузкой.
Задачи: знакомить с трясогузкой, внешним видом, средой ее обитания.
7.Наблюдение за солнцем.
Задачи: помочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными
изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую
природу.
8.Наблюдение за тополем.
Задачи: продолжать знакомить с деревьями на участке; формировать представления о внешнем виде
тополя весной.
9.Наблюдение за погодой.
13
Задачи: формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением
Земли вокруг Солнца; закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
10.Наблюдение за птицами на участке детского сада.
Задачи: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память;
воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
11.Наблюдение за погодой.
Задачи: формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением
Земли вокруг Солнца; закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
12.Наблюдение за явлениями общественной жизни: «Проезжая часть».
Задачи: развитие наблюдательности, умения рассуждать.
13.Наблюдение за признаками весны.
Задачи: обсудить народные приметы и пословицы.
14.Наблюдение за сезонными изменениями.
Задачи: провести наблюдение за весенней природой, развивать познавательные интересы,
воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, интерес к природе, стремление заботиться о
ней, беречь ее.
15.Наблюдение за проезжающим транспортом.
Задачи: продолжать знакомить детей с разным видом транспорта, предложить по результатам
наблюдения ответить на вопрос: «Какой вид транспорта вы знаете?», развивать речь,
наблюдательность.
16.Наблюдения за работой дворника.
Задачи: развивать наблюдательность; воспитывать уважительное отношение к труду дворника.
17.Наблюдение за елью.
Задачи: закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам,
отличающим ее от других деревьев.
18.Наблюдение за небом.
Задачи: учить детей называть характеристики погоды, связанные с небом (пасмурно, облачно),
рассказывать, какое небо весной.
19.Наблюдение за температурой воздуха.
Задачи: учить детей наблюдать за температурой воздуха и заносить ее в дневник наблюдений.
20.Наблюдение за полетом птиц.
Задачи: учить называть и различать птиц по внешнему виду, знать их повадки, где живут и чем
питаются, какую пользу приносят.
Опытническая деятельность.
1.«Опыты с магнитом»
2.«Фильтрование воды»
3.«Подводная лодка из яйца»
Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и
опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли
(2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется
тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих
маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть.
Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведен, можно показать
фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду
- того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет
выглядеть удивительно.
4.«Естественная лупа»
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или
муху, сделать это очень просто.
14
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не
натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь
завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная
лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится,
если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным
скотчем.
5.Игры –экспериментирования:
- с водой «Испытание кораблей» (из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек);
-со светом «Пускаем солнечных зайчиков» (с увеличительным стеклом, зеркалами); «Мир в цветном
стекле»; «Вертушки» с бумагой.
Проблемная ситуация «Куда деваются звезды днем», «Почему луна не падает на Землю».
6.Просмотр развивающего видео «Природа и ее явления», просмотр мультфильма «Круглый год»
7.Дидактические игры
«Что умеет делать?» - определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
«Раньше
–
позже» - развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в
суждениях.
«Где живет?» - закреплять знания детей о среде обитания животных, фантастических героев
«Хорошо-плохо» - учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные
и отрицательные стороны.
«На что похоже» - развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных
систем.
«Геометрическое
лото»
-
упражнять
в
классификации
геометрических
фигур
по
основным
признакам.
«Где что растет?»
- учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о
назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного
покрова; развивать речь.
«Какое время года?» - учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным
временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
«Кто
(что)
летает(плавает)?»
- закрепить
знания
о
животных,
насекомых,
птицах, развивать
внимание, память.
«Подбери пару» - закрепить знания об окружающем мире, упражнять в классификации явлений и
объектов.
«Отгадай, что это за животное» - закреплять умение отгадывать животных по некоторым признакам,
по отдельным частям (ушам, хвостам, и др.)
«Блоки Дьенеша» - развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
«Кто (что) летает? - закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.
«Какая, какой, какое?» - учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению;
активизировать усвоенные ранее слова.
«Кто чем питается?» - упражнять в знании особенностей питания птиц и животных.
«Земля-воздух-земля» - закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание,
память.
Дидактическая игра «Солнечная система»
-Помогите мне вернуть планеты на свою орбиту. На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья! (Меркурий)
-А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон)
- А эта планета нам всем дорога,
Нам жизнь подарила планета....(Земля)
- К планете Земля две планеты близки. Дружок, имена их скорей назови. (Венера, Марс)
- А эта планета гордится собой, поскольку, считается самой большой. ( Юпитер)
-Планета кольцами окружена
И этим от всех отличилась она. (Сатурн)
15
-А что за планета Зеленого цвета? (Уран)
-Царь морской названье той планете дал, Он именем своим ее назвал. (Нептун)
-Кружиться хоровод планет,
У каждой свой размер и цвет. Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Тема: «Весна. Перелетные птицы»
Рисование: «Скворцы прилетели»
Лепка: пластелинография «Цветочки - сердечки».
Аппликация: «На проталинках весной расцвел цветочек золотой»
Художественное конструирование: «Наш дом», «Наша улица».
Музыкальная деятельность: разучивание песен о весне; слушание музыки «Ручеек», «Птичьи
голоса», музыкально-дидактические игры.
Тема: «Космос»
Рисование животных и птиц по контурам; «Ранняя весна»; «Грачи прилетели»; «Пришла весна -
красна». «Космический пейзаж»
Аппликация «Космос и планеты».
Лепка «Ракеты в космосе» раскрашивание пластилином.
Музыкальная деятельность: прослушивание песен о космосе, космонавтах, музыкадьно –
дидактические игры
Тема: «Месяцы. Дни недели. Части суток»
Лепка «Ласточка»
Рисование «Солнечный день»
Аппликация «Огни города»
Изготовление часов из соленого теста для игры в дом.
Тема: «Водоемы. Рыбы»
Лепка «Лягушка», «Рыбка»
Рисование «Кораблик»,
«Раскрась рыбку»
Аппликация «Под водой», коллаж «Аквариум»
«КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Развлечения, праздники, участие детей в выставках, конкурсах и др.
1.
Развлечение «Праздник хорошего настроения»
2.
«День космонавтики»
3.
«Снова весна к нам в гости пришла».
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
1.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
2.
Книжный уголок: подборка стихов и загадок по лексическим темам.
16
3.
Центр ИЗО: трафареты, раскраски, формочки для объемной лепки, журналы «распродажи» из
супермаркетов для вырезания картинок, соленое тесто.
4.
Центр экспериментирования: оборудование для опытов с водой, бумажные кораблики, мелкие
фигурки из Киндер-сюрпризов для игр с песком-водой, природный материал.
5.
Центр конструирования: различные виды конструктора, образец постройки здания магазина.
6.
Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к игре «Магазин», «Путешествие в космос»; «Найди,
где спрятано», «Рыбалка»; игровые наборы для игры «Кухня», «Магазин», куклы и т.п.
7.
Центр
природы:
наглядные
иллюстрации
«Безопасность
вблизи
водоемов,
«Работа
на
огороде».
8.
Центр развивающих игр: лото, домино, разрезные картинки, мозаики, шнуровки, «Разложи по
полкам», «Где что находится?», «Скажи и покажи», «Что из чего сделано», «Исправь ошибку»,
«Ассоциация»
9.
Театрально-музыкальный центр: музыкальные инструменты, музыкальные физкультминутки,
подборка колыбельных песен. Игры «Угадай инструмент», «Откуда звук?», «Чей голос?».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
1.
Родителям рекомендуется:
закрепить с ребенком приметы весны, названия перелетных птиц, дни недели, части суток .
2.
Игра «Вспомни и назови»
3.
Игра «Веселый счет».
4.
Один скворец, два.., три.., четыре, пять скворцов;
(утка и т.д.)
5.
Игра «Назови части суток, дни недели»
6.
«Назови, кто живет в воде?»
7.
Нарисовать
или
вырезать
картинки
с
изображением
птиц,
космических
явлений,
планет,
жителей водоемов.
8.
Информационные листы «Безопасность вблизи водоемов»,
«Опасность открытого окна», «Внимание! Гололед и сосульки. Правила безопасности на
дороге».
9. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к играм (в группу и на прогулку).
17
18