Автор: Аеткулова Зиля Абдулловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская КШИ для глухих обучающихся
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Учебная программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе «ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Раздел: среднее образование
ГБОУ Уфимская КШИ для глухих обучающихся
Рассмотрено
на заседании методического совета
школы
протокол № __
от «___» __________ 2018 г.
Согласовано
Заместитель директора по УР
___________ Гареева А.А.
«___»_____________ 2018 г.
Утверждено
Директор ГБОУ Уфимская КШИ
для глухих обучающихся
______________ Ахмадиева А.Х.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной программе
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Уровень общего образования: основная школа
Учитель: Аеткулова Зиля Абдулловна
Срок реализации программы: 2018-2019 год
Количество за учебный год – 102 часа, в неделю – 3 часа.
Рабочую программу составила ________ Аеткулова З.А. Квалификационная категория – первая
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной программы «Литературное
творчество» художественной направленности. Срок реализации – 1 год.
Цель программы: формирование думающего, с активной жизненной позицией человека, готового к творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать литературно – художественное мышление и эмоционально – чувственное отношение к окружающему миру;
приобщение к чтению – как основе выработки творческих способностей;
2. Заинтересовать обучающихся, реализовать их смелые замыслы, нестандартное видение предмета.
3.Научить создавать и обрабатывать информацию с использованием мультимедиа технологий.
4.Научить работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Развивающие:
1. Развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
2. Развивать усердие, аккуратность, терпение в процессе работы.
3. Развивать навыки культуры общения.
4. Развивать творческие и эстетические способности обучающихся.
Воспитательные:
1.Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
2. Формировать способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
-формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
-формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
-формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- формирование литературного вкуса.
Краткая характеристика контингента учащихся: количество обучающихся – 10 чел., 7, 8 классы
Условия организации учебно-воспитательного процесса.
Продолжительность обучения: 3 часа в неделю, 102 часа в год. Программой предусмотрены аудиторные (в кабинете) и
внеаудиторные занятия: экскурсии на природу, в музеи, на выставки.
Форма проведения занятий: групповая
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
основные виды передачи художественного образа;
основные литературоведческие термины
виды литературных жанров;
основные принципы написания разных литературных жанров;
Учащиеся должны уметь:
понимать смысл прочитанного;
высказывать свое суждение о прочитанном;
анализировать тексты литературных произведений (изучаемых в течение учебного года);
составлять тексты разных литературных жанров;
подбирать материал к изучаемой теме
ориентироваться в социальном пространстве,
работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой
находить необходимые сведения в Интернете
создавать кроссворд, тест
адекватно и образно воспринимать окружающий мир.
Формы контроля освоения образовательной программы: входной: собеседование.
текущий: опрос, анализ работ, наблюдение, тестирование, соревнования, беседы; практические занятия «Творение слова»,
конкурсы, викторины, игры, библиотечные занятия; защита проектов. Подведение итогов по результатам освоения материала
данной программы будет проводиться в форме защиты проектов.
Учебно-тематический план
№
п/п
Название раздела, темы
Всего
1
Введение
2
2
От слова к словесности
35
3
Основы литературного творчества
12
4
Речевое мастерство
15
5
Литературное редактирование и
культура речи
10
6
Сочинение как вид творческой
работы
26
7
Итоговое занятие
2
Итого:
102
Содержание программы
Вводное занятие
Теория. Цель и задачи учебного года. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.
Практика. Правила организации рабочего места.
Теория. История книги. Практика. Викторина
Теория. Литература как вид искусства. Связь с другими видами искусства. Практика. Проект
Теория. Художественная литература. Ее особенности и задачи.
Практика. Выполнение упражнений
Теория. Что такое род литературы. Понятие об эпосе, лирике и драме.
Практика. Выполнение упражнений
Теория. Эпос. Основные особенности. Жанры. Практика. Работа с текстом
Теория. И снова о сказке. Практика. Литературное путешествие
Теория. Сказочная повесть. Отличие от сказки. Практика. Анализ текстов
Теория. Рассказ. Особенности жанра. Практика. Анализ текстов
Теория. Басня как жанр. Особенности жанра. Практика. Инсценировка басен
Теория. Понятие о балладе. Практика. Анализ баллад
Теория. Лирика. Жанровые особенности. Практика. Работа с текстом
Теория. Обучение анализу стихотворения. Практика. Анализ текста
Теория. Драма. Особенности жанра. Практика. Анализ текста
Теория. Понятие о комедии, трагедии, собственно драме. Практика. Работа с текстами
Теория. Стилистические фигуры речи Практика. Выполнение упражнений
Теория. Стилистические фигуры в тексте Практика. Выполнение упражнений
Теория. Публицистический стиль. Стиль и изящество слога. Практика. Выполнение упражнений
Теория. Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия Практика. Написание отзыва
Теория. Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон Практика. Написание эссе
Теория. Информационная насыщенность Практика. Выполнение упражнений
Теория. Точность речи Практика. Выполнение упражнений
Теория. Логичность речи Практика. Выполнение упражнений
Теория. Чистота речи Практика. Работа с текстом
Теория. Богатство речи Практика. Работа с текстом
Теория. Образность речи Практика. Работа с текстом
Теория. Выразительность речи Практика. Работа с текстом
Теория. Уместность речи Практика. Анализ текста
Теория. Литературный язык. Нормы современного русского литературного языка Практика.
Выполнение упражнений
Теория. Орфоэпические и грамматические нормы Практика. Выполнение упражнений
Теория. Устная и письменная речь Практика. Выполнение упражнений
Теория. Стилистика и литературное редактирование Практика. Выполнение упражнений
Теория. Виды сочинения. Практика. Требования к сочинению
Теория. Темы и основные части сочинения Практика. Формулировка темы и основные части сочинения
Теория. Сочинение-рассуждение Практика. Проба пера.
Теория. Рецензия как вид сочинения Практика. Проба пера.
Теория. Эссе как вид сочинения
Практика. Написание эссе
Теория. Развитие речи. Практика. Работа над выразительностью языка
Теория. Речевые и стилистические ошибки Практика. Работа над речевыми и стилистическими ошибками
Теория. Сказка Практика. Написание сказки
Теория. Рассказ Практика. Написание рассказа
Теория. Рифма и ритм стихотворения Практика. Работа над рифмой и ритмом стихотворения
Практика. Подведение итогов учебного года.
Календарно-тематический план
Дата
занятия
Кол-
во
часов
Раздел,
тема
Содержание занятия
Время на изучение
Теория
Практика
2
Вводное занятие
Теория. Цель и задачи учебного года. Инструктаж по охране
труда и технике безопасности.
Практика. Правила организации рабочего места.
1
1
2
От слова к
Теория. История книги. Практика. Викторина
1
1
словесности
2
От слова к
словесности
Теория. Литература как вид искусства. Связь с другими
видами искусства. Практика. Проект
1
1
2
От слова к
словесности
Теория. Художественная литература. Ее особенности и задачи.
Практика. Выполнение упражнений
1
1
3
От слова к
словесности
Теория. Что такое род литературы. Понятие об эпосе, лирике и
драме. Практика. Выполнение упражнений
1
2
2
От слова к
словесности
Теория. Эпос. Основные особенности. Жанры. Практика.
Работа с текстом
1
1
4
От слова к
словесности
Теория. И снова о сказке…
Практика. Литературное путешествие
1
3
2
От слова к
словесности
Теория. Сказочная повесть. Отличие от сказки. Практика.
Анализ текстов
1
1
2
От слова к
словесности
Теория. Рассказ. Особенности жанра.
Практика Анализ текстов
1
1
2
От слова к
словесности
Теория. Басня как жанр. Особенности
жанра. Практика. Инсценировка басен
1
1
3
От слова к
словесности
Теория. Понятие о балладе.
Практика. Анализ баллад
1
2
3
От слова к
словесности
Теория. Лирика. Жанровые особенности. Практика. Работа с
текстом
1
2
4
От слова к
Теория. Обучение анализу стихотворения. Практика. Анализ
1
3
словесности
текста
2
От слова к
словесности
Теория. Драма. Особенности жанра. Практика. Анализ текста
1
1
2
От слова к
словесности
Теория. Понятие о комедии, трагедии, собственно драме.
Практика. Работа с текстами
1
1
2
Основы
литературного
творчества
Теория. Стилистические фигуры речи Практика. Выполнение
упражнений
1
1
2
Основы
литературного
творчества
Теория. Публицистический стиль. Практика. Выполнение
упражнений
1
1
4
Основы
литературного
творчества
Теория. Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв,
рецензия. Практика. Написание отзыва
1
3
4
Основы
литературного
творчества
Теория. Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.
Практика. Написание эссе
1
3
2
Речевое
мастерство
Теория. Информационная насыщенность Практика.
Выполнение упражнений
1
1
2
Речевое
мастерство
Теория. Точность речи. Логичность речи Практика.
Выполнение упражнений
1
1
2
Речевое
мастерство
Теория. Чистота речи
Практика. Работа с текстом
1
1
2
Речевое
мастерство
Теория. Богатство речи
Практика. Работа с текстом
1
1
2
Речевое
мастерство
Теория. Образность речи
Практика. Работа с текстом
1
1
3
Речевое
мастерство
Теория. Выразительность речи
Практика. Работа с текстом
1
2
2
Речевое
мастерство
Теория. Уместность речи Практика. Анализ текста
1
1
2
Литературное
редактирование
и культура речи
Теория. Литературный язык. Нормы современного русского
литературного языка Практика. Выполнение упражнений
1
1
4
Литературное
редактирование
и культура речи
Теория. Орфоэпические и грамматические нормы
Практика. Выполнение упражнений
1
3
2
Литературное
редактирование
и культура речи
Теория. Устная и письменная речь Практика. Выполнение
упражнений
1
1
2
Литературное
редактирование
и культура речи
Теория .Стилистика и литературное редактирование
Практика. Выполнение упражнений
1
1
2
Сочинение как
вид творческой
работы
Теория. Виды сочинения. Практика. Требования к сочинению
1
1
2
Сочинение как
вид творческой
работы
Теория. Темы и основные части сочинения Практика.
Формулировка темы и основные части сочинения
1
1
2
Сочинение как
вид творческой
работы
Теория. Сочинение-рассуждение Практика. Проба пера.
1
1
2
Сочинение как
вид творческой
работы
Теория. Рецензия как вид сочинения Практика. Проба пера.
1
1
3
Сочинение как
вид творческой
работы
Теория. Эссе как вид сочинения Практика. Написание эссе
1
2
3
Сочинение как
вид творческой
работы
Теория. Развитие речи. Практика. Работа над
выразительностью языка
1
2
4
Сочинение как
вид творческой
работы
Теория. Речевые и стилистические ошибки Практика. Работа
над речевыми и стилистическими ошибками
1
3
2
Сочинение как
вид творческой
работы
Теория. Сказка
Практика. Написание сказки
1
1
3
Сочинение как
вид творческой
работы
Теория. Рассказ
Практика. Написание рассказа
1
2
3
Сочинение как
Теория. Рифма и ритм стихотворения Практика. Работа над
1
2
вид творческой
работы
рифмой и ритмом стихотворения
2
Итоговое
занятие
2
ИТОГО
102
102
Для реализации программы необходимы: кабинет, оборудованный столами и стульями; мультимедийное оборудование.