Автор: Ронгинская Светлана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОАУ "Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка"
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: сценарий внеклассного мероприятия
Тема: "Вятские посиделки"
Раздел: начальное образование
Сценарий «Вятские посиделки»
Цель мероприятия – создать условия для сплочения детско-взрослого
коллектива класса
Результаты:
предметные – расширить кругозор по родному краю;
закрепить знания по достопримечательностям и
известным людям родного города
коммуникативные – формировать умение работать в группе;
формировать умение прислушиваться к мнению
другого и отстаивать своё мнение
личностные – формировать понимание своей этнокультурной
принадлежности и сопричастность настоящему и будущему родного
края.
Дети и родители рассаживаются за 5 столов (по 5 семей) в
соответствии с цветом жетона, который вытянули дети: жёлтый,
красный, синий, зелёный, белый.
Ведущий (в русском сарафане): Добрый вечер, гости дорогие,
разрешите начать наши Вятские посиделки. (слайд №1)
(выходят 6 мальчиков в русских рубахах, на слайде №2 – старая
Вятка)
Ведущий: Ходят-бродят разговоры:
1 скоморох: Вятка? Что это за город?
2 скоморох: Во! Видали шутника! То не город. То река.
3 скоморох: Заливай, брат, заливай! Не река. Таежный край.
4 скоморох: Край не край, под солнцем место.
Бают там, как иностранчи
всех Иванов кличут Ванчи
и в своём Котельниче
завели три мельничи:
водяничу на водиче, ветреничу, паровичу.
5 скоморох: Это цё!
Они замоцки
навороцяли на боцьки,
а цево цеплять к цему,
непонятно никому.
6 скоморох: А ещё..
Ведущий: Молва несется, но лукаво улыбнется над бывальщиной
Ваньчо:
6 скоморох: Дак и выдумают чо!.
(мальчики кланяются и садятся за игровые столы)
Ведущий: Добро пожаловать в старую Вятку! Пословицы и поговорки
после каждого слова так и сыпались .. Про несчастного Гаврилу не
говорили : «Какая тяжёлая судьба досталась». Вятчане вместо этих слов
скажут «По бедному Захару всякая щепа бьёт». Посоветует кто-то что-то
не больно умное, ему скажут: «С твоим умом токо в горохе сидеть» или:
«Никак, башка у тя не с того конца зарублена».
Ведущий: Задание первое для команд детей и родителей:
попробуйте объяснить вятские пословицы (слайд №3, за верное
толкование – жетон с видом города):
«Языком лаптя не сплетёшь»;
«За твоим языком не поспеешь босиком»;
«Мешай дело с бездельем – проживешь век с весельем»;
«Вперед умок, а за ним уж язычок»;
«Мал язык, а горами ворочает».
Ведущий: И говорок наш вятский особенный: весёлый, озорной. В нём
слова неожиданные, непохожие на другие — ёмкие, точные по сути и по
смыслу. Блеснут они внезапно, словно солнечный зайчик, отражённый от
маленького зеркальца, сразу потеплеет на душе — и невольно
улыбнёшься:
«Лико, девка-то эка вертиголова; лешак окаяшшой её в лесное болотцо
заволок, так она оттоль пулёй огненной вымчала; видать тамотка
впотаях Водяной-проныра её за голу пятку ушшипнул».
Ведущий: А теперь задание второе: попробуйте объяснить смысл
некоторых вятских слов (слайд №4, за верное толкование – жетон
с видом города):
айда - пошли
алябыш - каравай хлеба
базанить – реветь
балесить – беседовать
баской - хороший, красивый
биркий - подвижный, энергичный
брякотушка – погремушка
быркать – ворчать
вёдро – ясно
вещи – лекарство
впробегутки - выполнять работу, делать хозяйственные дела по дому
быстро, бегом
вылепетывать - бежать быстро, шлепая ступнями
вытурить - выгнать, от кого-то освободиться
гаркать – звать
гасник - верёвочка для завязывания покрывала на квашне, для
поддержания штанов вместо брючного ремня. Пословица “гасник вши
переели” означает бедность
Ведущий: Богат наш край на самородков людских. Задание третье:
попробуйте по портрету назвать известного земляка (слайды
№5 - 9, за верный ответ - жетон)
Бакулев Алекса́
ндр Никола́
евич (1890—1967) — советский учёный-
хирург, академик АН СССР, один из основоположников сердечно-
сосудистой хирургии в СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат
Ленинской премии (Слободской).
Булычёв Тихон Филиппович (1847-1926) – купец 1-й гильдии, меценат,
городской голова Орлова. Потомственный почётный гражданин (Орлов).
Киров Серге́
й Миро́
нович (настоящая фамилия Ко́
стриков) (1886 —
1934) — российский революционер, советский государственный и
политический деятель. 1 декабря 1934 года был убит Леонидом
Николаевым. Убийство Кирова послужило поводом для начала массовых
репрессий в СССР, известных как «Большой террор» (Уржум).
Лиханов Альбе́
рт Анато́
льевич (род. 1935) — русский писатель,
общественный деятель; член Союза писателей СССР. Президент
Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского
детского фонда, директор Научно-исследовательского института
детства. Академик Российской академии образования (2001),
действительный член РАЕН (1993); почётный профессор Вятского
государственного педагогического университета (1995)
Домнина Окса́
на Алекса́
ндровна (род. 1984) — российская фигуристка,
выступавшая в танцах на льду с Максимом Шабалиным. Они —
бронзовые призёры Олимпиады 2010, чемпионы мира 2009 года,
двукратные чемпионы Европы (2008 и 2010). Заслуженный мастер
спорта России (2009)
Ведущий: Задание четвёртое: посмотрите внимательно на
картины и назовите вятского художника (слайды № 10 - 14 –
картины, а затем фото, за верный ответ - жетон):
Шишкин И.И. Васнецов В.М. Гужавин М.С. Рылов А.А.
Вершигоров П.С.
Ведущий: Знаменита наша земля и писателями. Задание пятое:
назовите известных вам вятских писателей (слайд №15 – фото
вятских писателей, за верный ответ - жетон).
Вот фамилии вятских писателей:
Горбачев С.Ю.
Дьяконов Л.В.
Елькин А.А.
Кожевников Л.А.
Копанева Т.А.
Крупин В.Н.
Любовиков О.М.
Мараков С.В.
Маракулин П.П.
Морозов В.И.
Наумова Е.С.
Перминова Н.И.
Пономарёв В.Ф.
Русинова Н.В.
Ситников В.А.
Устюгов А.М.
Чарушин Е.И.
Чирков М.Г.
Ведущий: А сейчас давайте послушаем современных кировских поэтов,
пишущих для детей (слайд №16)
(выходят 3 девочки и 1 мальчик в русских костюмах и читают стихи
кировских поэтов)
ЛЕТАЮЩАЯ КОЗА
Наумова Елена Станиславовна
А у дедушки Захара
Есть коза
по кличке Клара.
Очень славная коза –
Разноцветные глаза.
Дед Захар всех уверяет,
Что его коза летает.
Мы следили, мы гадали,
Но ни разу не видали,
Чтоб коза, взмахнув хвостом,
Полетела над мостом.
А может, дед совсем не врет.
А может быть, ее полет
Происходит по весне
В ее чудесном козьем сне!
КАК В ЛЕСУ НЕ ЗАБЛУДИТЬСЯ?
Сластников Николай Павлович
Как в лесу не заблудиться,
Знают каждый зверь и птица.
Помнят даже муравьи
Все тропиночки свои.
Почему же я блудюсь,
Только в чащу заберусь?..
Всё теряюсь и теряюсь,
Путь домой найти стараюсь.
То пойду за муравьём,
То за птицей прямиком…
Видно, вправду, папа с мамой
Говорят мне: «Ты упрямый.
Ты по солнышку ходи:
Если солнце впереди,
То, когда пойдёшь домой,
Солнце будет за спиной».
Ну, а если солнца нет,
Кто домой покажет след?..
ПРОСТАЯ ИСТОРИЩА
Кузницына Наталья
Владимировна
На заборе сидела воронина
И держала во рту макаронину.
За забором лежала собачина -
Важной костью была озадачена.
Под забором шуршали мышатики
И зубрили урок математики.
И мяукал во сне от кошмара
У забора ничейный котяра.
Конопатый лохматый мальчиша
По забору лез выше и выше.
Над забором склонилась сиренина.
Уронила цветущую тень она.
Вот такая простая историща
Про весну и обычный заборище.
В ЧИСТОЙ РЕЧКЕ ВИДНО ДНО
Фокин Валерий Геннадьевич
В чистой речке видно дно:
в частых камушках оно.
Под одним — неуловим
скользкий спрятался налим.
Даже если схватишь вдруг,
тут же выскользнет из рук.
Про него бы снять бы клип
«Абсолютно скользкий тип».
Это дерзкая братва
по-научному - плотва.
Здесь её у нас так много,
но зовут её сорОга.
Рада каждая из них
хулиганить за двоих:
чтоб расстроить рыбачка,
червячка сорвать с крючка.
До чего шустра уклейка!
Ты её поймать сумей-ка.
А сама она в жару
ловко ловит мошкару.
Выгибает спину гибко,
как летающая рыбка.
И хоть мал уклейкин рот,
комара заглотит влёт.
То иголка, то колючка -
это что ещё за злючка?
Ощетинился, как ёж, -
ёрш зато в ухе хорош.
Только жалко, право слово,
мне ершистого такого.
Заменю-ка я ерша
концентратом «Суп-лапша».
Если есть в улове язь,
то рыбалка удалась.
Серебрист и краснопёр,
осторожен и хитёр.
Я у вас спрошу, смеясь:
«Кто хитрей, чем хитрый язь?
Усомниться в том нельзя -
это ж я поймал язя!»
От натуги трепеща,
из реки тащу леща.
Крупный лещ — вот это да! -
круглый, как сковорода,
леской порваной звеня,
«укатился» от меня.
И сейчас ищи-свищи,
где ещё живут лещи.
Носит окунёк в натяжку
полосатую тельняшку.
В тишине глубокой ямы
учится малыш у мамы.
Ну а мама-окуниха
лески рвёт легко и лихо.
Будет с пользою урок:
в маму вырастет сынок.
Под водою судаки
скалят грозные клыки.
Все, кто их увидит тут,
во все стороны плывут.
Ну а кто ленив и глуп,
попадётся им на зуб.
А вот этот, жадный, -
сам
попадётся скоро нам.
Щука страшная и злая
разевает пасть, зевая.
Ох, кому-то в эту пасть
«посчастливится» попасть...
Щука рыбку хвать со сна -
что, невкусная блесна?
Вот тебе тройное жало,
чтоб других не обижала!
Очень важен и весом,
как большой начальник, сом.
Потому оставьте смех -
он и вправду больше всех:
больше щуки, судака,
даже больше рыбака.
И нужна большая прыть,
чтоб такого изловить.
Там, где тина, ил и грязь,
только там живет карась.
Как ему ты не грози,
хорошо ему в грязи.
Но, плывет, красуясь, стая,
чешуёй своей сверкая.
Так что сам у них спроси:
«Где вы мылись, караси?»
Жабе жаловалась жаба:
«Что-то солнце греет слабо,
комары летают редко.
Чем ты кормишься, соседка?"
Отвечала та: «Терпи! -
меньше ешь, а больше спи.
Ведь у тех, кто много спит,
пропадает аппетит.»
Пескари живут у дна.
Речка вся насквозь видна.
Ходят стаей пескари:
вот — один,
вот — два,
вот — три,
вот уже четыре, пять...
Дальше трудно сосчитать.
Пескарей полным-полно.
В чистой речке видно дно.
Ведущий: Стихи часто кладутся на музыку и получается песня. Давайте
послушаем вятскую народную песню «Цветики – цветочки».
(аудиофайл на фоне слайда №17)
Ведущий: А сейчас исполним песню о нашем городе, которую
сочинили братья Радченко (слайд №17)
«Город над Вяткою рекой» братья Радченко
1.
Наших прадедов вольных
Золотые края,
На святых колокольнях
Вновь играет заря.
Это место благое
Обрели стар и млад
И над тихой рекою
Возвели Хлынов-град.
Припев: Этот город над Вяткой
рекой,
Вечно новый, всегда
молодой!
Словно сёстры - твои
берега,
Над тобою не властны
века! (2 р)
2. В нашем сердце навеки
Все твои имена,
Словно дикие реки,
Проплывут времена.
Хлынов-град
Вольной тучей,
Киров – сердцу родной,
Город Вятка над кручей
Что над Вяткой рекой.
Припев (2 раза)
3. За чертой городскою
Необъятная Русь
Разлилась над рекою
Васнецовская грусть.
И по-гриновски нежно
Мы влюбляемся вновь:
С нами вера, надежда,
С нами наша любовь.
Припев (2 раза)
Ведущий: Задание шестое, последнее: проверим себя, как мы хорошо
знаем наш город – необходимо по фото назвать место или
достопримечательность нашего города (слайд №18 - 20 за верный
ответ – жетон).
Ведущий: Недаром народная мудрость гласит:
Всякому мила своя сторона.
Где кто родится, там и пригодится (слайд №21).
(выходят 4 девочки в русских костюмах)
1-я девочка: На века прекрасный город
Раскинул крылья на семи холмах.
Ты, как прежде, вечно молод,
Играет свет на древних куполах.
Здесь трудом гордятся люди,
Отчизны слава - наш любимый край.
Вольный город счастлив будет,
Хранит его святитель Николай.
2-я девочка:
Над рекою солнце всходит,
Освещает град святой,
Городов в России много
Но милее край родной
Как просторы необъятны,
Широка лесов стена,
И горят на склоне неба
Золотые купола!
Славься, древний город Хлынов,
Славься, Вятская страна,
Славься, мой любимый Киров,
Наших прадедов земля!
Процветай же, край ученых,
Край рабочих, край творцов,
Край мечтателей влюбленных,
Верных Родины сынов.
3-я девочка: В златых куполах поднимается город,
Рассыпав рекою малиновый звон,
Где сад Александровский сказкою дышит,
Где доброю верой живет каждый дом.
В крепкой деснице стрела наготове
Память народную свято хранит.
И многоликая, мудрая в слове
Вятка в сердцах наших песней звучит.
4-я девочка: В ладье белокрылой под парусом алым
Дорогой добра путь нелегкий лежит.
И Барышня-Дымка в кокошнике ярком
Тебе улыбнется и благословит.
Славься, добрый город-сказка!
Город – Дымка в ярких красках!
Силой традиций в умелых руках
Вятка цвети, прославляйся в веках!
Ведущий: Наши Посиделки подходят к концу – давайте подсчитаем жетоны,
полученные за знание нашего города и края командами (команды считают
и сообщают количество). Все постарались, но лучше всех оказалась
команда (называется цвет), и им присваивается звание «Знатоки
Вятки» (вручается Диплом).
Ведущий: На закрытие Вятских посиделок исполним ещё одну песню
о нашем городе «Город мечты моей» вместе с группой «Дети Солнца»
(аудиофайл песни на слайде №21)
«Город мечты моей» группа «Дети солнца»
1.
Знаю, что краше есть тысячи городов,
Но я родился здесь. Киров — моя любовь!
Плавно течет река, тают в ней облака,
И в ожиданье вьюг птицы спешат на юг.
Припев:
Город моей судьбы, древний и молодой,
Лучшие дни мои связаны все с тобой.
Город любви моей, в годы разлук и встреч,
Свет от твоих огней в сердце хочу сберечь.
2.
Я нахожу в тебе прошлых веков черты,
Скромную красоту щедро мне даришь ты.
Вижу в полночных снах солнце на куполах,
Радугу над рекой, старых аллей покой.
Припев (2 раза)
Ведущий: И попрощаюсь я с вами по-вятски: скатертью дорога (поклон)!