Автор: Сафина Минзиля Шарифуллиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №198
Населённый пункт: Город Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: методы исследования уровня развития памяти у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Методы исследования уровня развития памяти у
дошкольников
Сафина М.Ш. МАДОУ Детский сад №198 г. Уфа
Изучение
особенностей
мнемической
деятельности
является
неотъемной частью исследования познавательной сферы в целом. Более того,
изучение
этого
компонента
познавательной
сферы
является
одним
из
центральных, ключевых моментов обследования ребенка, позволяющей в
определенной степени не только уточнить диагностическую гипотезу, но и
определить тактику дальнейшей психодиагностической работы. В связи с
большой значимостью для выявления особенностей психического развития
ребенка
оценку
характера
его
мнемической
деятельности
необходимо
проводить в самом начале исследования.
Прекрасно
понимая,
что
видов
и
методов
исследования
памяти
разработано достаточно много, выделим лишь некоторые из них, которые
наиболее
информативны
и
«ресурсосберегающие»
методики
для
оценки
уровня развития зрительной памяти и дадим им характеристику.
Методика 1. По Л.В. Черемошкиной.
Цель: использование
методики
позволяет
выявить
уровень
развития
зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: картинка, с изображением фигуры, состоящей из трех
пересекающихся линий. (Приложение 1).
Ход работы: ребенка усаживаете за стол, напротив себя. Перед ним
кладете чистый листок бумаги и карандаш или ручку.
Инструкция
ребенку: «Сейчас
на
короткое
время
я
покажу
тебе
карточку,
на
которой
нарисована
фигура.
Ты
должен
постараться
ее
запомнить
и
нарисовать.
Если
сразу
не
запомнишь,
не
расстраивайся,
я
покажу ее еще раз и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не
нарисуешь
эту
фигуру.
О
том,
что
сейчас
покажу
карточку,
я
буду
предупреждать словом «Внимание!» После того, как я уберу карточку, ты
можешь начинать рисовать»
Ребенок после каждой экспозиции карточки рисует на новом листе
бумаги. Карточка показывается по 2 секунды до тех пор, пока рисунок нашего
испытуемого не будет напоминать оригинал.
В правильном рисунке должны быть соблюдены:
приблизительные размеры фигуры;
наклон фигуры;
количество линий и количество их пересечений.
Для того чтобы сделать вывод об уровне развития зрительной памяти
ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно
будет равняться:
2 сек. х количество показов карточки.
Анализ результатов:
Если на запоминание потребовалось 10 секунд и менее, то это говорит
о высоком уровне зрительной памяти ребенка.
Если
на
запоминание
потребовалось
от
12
секунд
до
30
секунд
–
среднего уровня.
Если
на
запоминание
потребовалось
более
32
секунд,
то
уровень
зрительной памяти низкий.
Методика 2. «Сложные фигуры» (шкала памяти Векслера).
Цель: использование
методики
Д.Векслера
позволяет
исследовать
зрительную память детей дошкольного возраста.
Оборудование: четыре карточки, с изображением разных фигур, размер
каждой 20х30.(Приложения 2; 3)
Ход работы: ребенка усаживаете за стол, напротив себя. Перед ним
кладете чистый листок бумаги и карандаш или ручку. Ребенку предлагается 4
рисунка.
На
каждую
из
картинок
разрешается
посмотреть
в
течении
10
секунд. Затем он должен воспроизвести ее на чистом листе бумаги.
Инструкция
ребенку: «Сейчас
на
некоторое
время
я
покажу
тебе
картинку,
на
которой
нарисована
фигура.
Ты
должен
постараться
ее
запомнить
и
нарисовать.
После
того,
как
я
уберу
картинку,
ты
можешь
начинать рисовать».
Анализ результатов:
Подсчитать количество баллов по каждому рисунку.
Фигура А:
две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
правильно расположенные флажки — 1 балл;
правильный угол пересечения линий — 1 балл;
Максимальная оценка этого задания — 3 балла.
Фигура Б:
большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;
четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;
две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;
четыре точки в квадратах — 1 балл;
точность в пропорциях — 1 балл;
Максимальная оценка этого задания — 5 баллов.
Фигура В:
большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;
все
вершины
внутреннего
прямоугольника
соединены
с
вершинами
внешнего прямоугольника — 1 балл;
маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.
Максимальная оценка — 3 балла.
Фигура Г:
открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1
балл;
центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;
фигура
правильная
за
исключением
одного
н еп рави л ь н о
воспроизведенного угла — 1 балл.
Максимальная оценка — 3 балла.
Вывод: максимальный результат — 14 баллов.
Результаты:
10 – 14 баллов – высокий уровень развития зрительной памяти;
9 – 6 баллов – средний уровень развития зрительной памяти;
5 – 0 баллов – низкий уровень развития зрительной памяти.
Методика 3. «Запомни рисунки» по Р.С.Немову.
Цель: данная
методика
предназначена
для
определения
объема
кратковременной зрительной памяти.
Оборудование: ребенок в качестве стимула получает таблицу с девятью
фигурами (Приложение 4А), далее предъявляется таблица с 15 фигурами
(Приложение 4Б). Секундомер.
Ход
работы: ребенку
дается
инструкция
примерно
следующего
содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся
запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас
покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще
шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать
на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из
картинок».
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 секунд. После
этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему
показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока
ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 минуты.
Анализ результатов:
10
баллов
—
ребенок
узнал
на
картинке
все
девять
изображений,
показанных ему на картинке, затратив на это меньше 45 секунд.
8 – 9 баллов — ребенок узнал – на картинке 7-8 изображений за время
от 45 до 55 секунд.
6 – 7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65
секунд.
4 – 5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75
секунд.
2 – 3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85
секунд.
балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение
90 секунд и более.
Выводы об уровне развития
10
–
8
баллов
—
высокий
уровень
развития
кратковременной
зрительной памяти;
7 – 4 балла – средний уровень развития кратковременной зрительной
памяти;
3 – 0 балла – низкий уровень развития кратковременной зрительной
памяти;
Методика 4. «Узнавание фигур» по А.Н.Бернштейну.
Цель: данная
методика
предназначена
для
определения
объема
кратковременной зрительной памяти.
Оборудование: ребенок в качестве стимула получает таблицу с девятью
фигурами
(Приложение
5),
далее
предъявляется
таблица
с
25
фигурами
(Приложение 6).
Ход
работы: ребенку
дается
инструкция
примерно
следующего
содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся
запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас
покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще
несколько таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и
показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на
первой из картинок».
Время
демонстрации
10
секунд.
Сразу
после
показа
предъявляют
другую
таблицу,
где
фигуры-эталоны
расположены
в
случайном
порядке
среди других фигур. Ребенок должен опознать среди них те, которые он
запоминал.
Анализ результатов:
9 – 7 баллов – высокий уровень развития зрительной памяти.
6 – 5 баллов – средний уровень развития зрительной памяти.
4 – 0 балла – низкий уровень развития зрительной памяти.