Напоминание

методы исследования уровня развития памяти у дошкольников


Автор: Сафина Минзиля Шарифуллиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №198
Населённый пункт: Город Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: методы исследования уровня развития памяти у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы исследования уровня развития памяти у

дошкольников

Сафина М.Ш. МАДОУ Детский сад №198 г. Уфа

Изучение

особенностей

мнемической

деятельности

является

неотъемной частью исследования познавательной сферы в целом. Более того,

изучение

этого

компонента

познавательной

сферы

является

одним

из

центральных, ключевых моментов обследования ребенка, позволяющей в

определенной степени не только уточнить диагностическую гипотезу, но и

определить тактику дальнейшей психодиагностической работы. В связи с

большой значимостью для выявления особенностей психического развития

ребенка

оценку

характера

его

мнемической

деятельности

необходимо

проводить в самом начале исследования.

Прекрасно

понимая,

что

видов

и

методов

исследования

памяти

разработано достаточно много, выделим лишь некоторые из них, которые

наиболее

информативны

и

«ресурсосберегающие»

методики

для

оценки

уровня развития зрительной памяти и дадим им характеристику.

Методика 1. По Л.В. Черемошкиной.

Цель: использование

методики

позволяет

выявить

уровень

развития

зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: картинка, с изображением фигуры, состоящей из трех

пересекающихся линий. (Приложение 1).

Ход работы: ребенка усаживаете за стол, напротив себя. Перед ним

кладете чистый листок бумаги и карандаш или ручку.

Инструкция

ребенку: «Сейчас

на

короткое

время

я

покажу

тебе

карточку,

на

которой

нарисована

фигура.

Ты

должен

постараться

ее

запомнить

и

нарисовать.

Если

сразу

не

запомнишь,

не

расстраивайся,

я

покажу ее еще раз и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не

нарисуешь

эту

фигуру.

О

том,

что

сейчас

покажу

карточку,

я

буду

предупреждать словом «Внимание!» После того, как я уберу карточку, ты

можешь начинать рисовать»

Ребенок после каждой экспозиции карточки рисует на новом листе

бумаги. Карточка показывается по 2 секунды до тех пор, пока рисунок нашего

испытуемого не будет напоминать оригинал.

В правильном рисунке должны быть соблюдены:

приблизительные размеры фигуры;

наклон фигуры;

количество линий и количество их пересечений.

Для того чтобы сделать вывод об уровне развития зрительной памяти

ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно

будет равняться:

2 сек. х количество показов карточки.

Анализ результатов:

Если на запоминание потребовалось 10 секунд и менее, то это говорит

о высоком уровне зрительной памяти ребенка.

Если

на

запоминание

потребовалось

от

12

секунд

до

30

секунд

среднего уровня.

Если

на

запоминание

потребовалось

более

32

секунд,

то

уровень

зрительной памяти низкий.

Методика 2. «Сложные фигуры» (шкала памяти Векслера).

Цель: использование

методики

Д.Векслера

позволяет

исследовать

зрительную память детей дошкольного возраста.

Оборудование: четыре карточки, с изображением разных фигур, размер

каждой 20х30.(Приложения 2; 3)

Ход работы: ребенка усаживаете за стол, напротив себя. Перед ним

кладете чистый листок бумаги и карандаш или ручку. Ребенку предлагается 4

рисунка.

На

каждую

из

картинок

разрешается

посмотреть

в

течении

10

секунд. Затем он должен воспроизвести ее на чистом листе бумаги.

Инструкция

ребенку: «Сейчас

на

некоторое

время

я

покажу

тебе

картинку,

на

которой

нарисована

фигура.

Ты

должен

постараться

ее

запомнить

и

нарисовать.

После

того,

как

я

уберу

картинку,

ты

можешь

начинать рисовать».

Анализ результатов:

Подсчитать количество баллов по каждому рисунку.

Фигура А:

две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;

правильно расположенные флажки — 1 балл;

правильный угол пересечения линий — 1 балл;

Максимальная оценка этого задания — 3 балла.

Фигура Б:

большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;

четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;

две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;

четыре точки в квадратах — 1 балл;

точность в пропорциях — 1 балл;

Максимальная оценка этого задания — 5 баллов.

Фигура В:

большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;

все

вершины

внутреннего

прямоугольника

соединены

с

вершинами

внешнего прямоугольника — 1 балл;

маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.

Максимальная оценка — 3 балла.

Фигура Г:

открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1

балл;

центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;

фигура

правильная

за

исключением

одного

н еп рави л ь н о

воспроизведенного угла — 1 балл.

Максимальная оценка — 3 балла.

Вывод: максимальный результат — 14 баллов.

Результаты:

10 – 14 баллов – высокий уровень развития зрительной памяти;

9 – 6 баллов – средний уровень развития зрительной памяти;

5 – 0 баллов – низкий уровень развития зрительной памяти.

Методика 3. «Запомни рисунки» по Р.С.Немову.

Цель: данная

методика

предназначена

для

определения

объема

кратковременной зрительной памяти.

Оборудование: ребенок в качестве стимула получает таблицу с девятью

фигурами (Приложение 4А), далее предъявляется таблица с 15 фигурами

(Приложение 4Б). Секундомер.

Ход

работы: ребенку

дается

инструкция

примерно

следующего

содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся

запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас

покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще

шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать

на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из

картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 секунд. После

этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему

показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока

ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 минуты.

Анализ результатов:

10

баллов

ребенок

узнал

на

картинке

все

девять

изображений,

показанных ему на картинке, затратив на это меньше 45 секунд.

8 – 9 баллов — ребенок узнал – на картинке 7-8 изображений за время

от 45 до 55 секунд.

6 – 7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65

секунд.

4 – 5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75

секунд.

2 – 3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85

секунд.

балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение

90 секунд и более.

Выводы об уровне развития

10

8

баллов

высокий

уровень

развития

кратковременной

зрительной памяти;

7 – 4 балла – средний уровень развития кратковременной зрительной

памяти;

3 – 0 балла – низкий уровень развития кратковременной зрительной

памяти;

Методика 4. «Узнавание фигур» по А.Н.Бернштейну.

Цель: данная

методика

предназначена

для

определения

объема

кратковременной зрительной памяти.

Оборудование: ребенок в качестве стимула получает таблицу с девятью

фигурами

(Приложение

5),

далее

предъявляется

таблица

с

25

фигурами

(Приложение 6).

Ход

работы: ребенку

дается

инструкция

примерно

следующего

содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся

запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас

покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще

несколько таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и

показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на

первой из картинок».

Время

демонстрации

10

секунд.

Сразу

после

показа

предъявляют

другую

таблицу,

где

фигуры-эталоны

расположены

в

случайном

порядке

среди других фигур. Ребенок должен опознать среди них те, которые он

запоминал.

Анализ результатов:

9 – 7 баллов – высокий уровень развития зрительной памяти.

6 – 5 баллов – средний уровень развития зрительной памяти.

4 – 0 балла – низкий уровень развития зрительной памяти.



В раздел образования