Автор: Мешулина Наталья Николаевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МКОУ "Синелипяговская СОШ" Населённый пункт: село Синие Липяги, Воронежская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Моделирование юбок Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Синелипяговская средняя общеобразовательная школа»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
по теме:
«Моделирование юбок»
Разработала :
Мешулина Наталья Николаевна,
учитель технологии,
МКОУ «Синелипяговская СОШ»
Нижнедевицкого района
2015-2016 учебный год
Вводная часть
Класс: 6
Тема урока: Моделирование юбок
Тип урока: Комбинированный
Программа: Примерные программы по технологии, подготовлены кафедрой
«Технологии» и профессионального образования ВОИПКиПРО.
Используемые УМК: УМК под ред. В.Д. Симоненко
Соответствие стандарту образования: в соответствии с федеральным
компонентом стандарта основного общего образования по технологии,
обязательным минимумом содержания основных образовательных программ,
требованиями к уровню подготовки выпускников.
Какие компетенции развивает на данном уроке:
Выполнять эскизные зарисовки юбок;
Находить информацию о современных направлениях моды, о
национальных костюмах;
Разрабатывать эскизы различных моделей женской одежды;
Подбирать цветовую гамму в юбке;
Моделировать выбранный фасон швейного изделия по чертежу его
основы.
Место данного урока в системе уроков по определенному разделу: урок №7
в разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».
Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, математика.
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса:
В классе 7 девочек, возраст 12-13 лет. 5 девочек учатся на «4» и «5», двое
между «3» и «4». Дисциплина на уроке примерная, дети активны,
любознательны. Девочки не боятся трудностей, смело берутся за любую работу.
У двух девочек слабая мотивация к учению. Из-за этого они с боязнью
приступают к любому виду деятельности на уроке. В целом класс дружный,
сплоченный, ориентирован на хорошую учебу, победу в школьных конкурсах.
Конспект урока
Тема
:
Моделирование
юбок
/
Слайд
№
1/
Цели: /Слайд №2/
1.
Сформировать новые понятия: «модельер», «фасон»
2.
Научить учащихся на основе чертежей конических и клиньевых юбок
выполнять различные модели юбок.
3.
Воспитывать эстетический вкус, внимательность.
4.
Способствовать развитию аккуратности.
5.
Способствовать развитию логического мышления, конструкторских умений.
Объект труда: юбка.
1.
Организация
урока
.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2.
Активизация
учащихся
и
мотивация
их
деятельности
.
Девочки! На этом уроке вы:
Научитесь на основе чертежей конических и клиньевых юбок
создавать различные модели юбок.
Познакомитесь с профессиями художника-модельера,
модельера- конструктора.
Выступите в роли художника-модельера.
3.
Повторение
пройденного
материала
.
Давайте проверим, как вы освоили материал прошлого урока. Для этого я
предлагаю вам выполнить задания по уровневым карточкам. Третий уровень
содержит 1 сложный вопрос. Второй уровень - 2 менее сложных. Первый
уровень содержит 3 легких вопроса, Работы я проверю и результат сообщу в
начале следующего урока. Время выполнения- 3 мин. Кто выполнит задание
раньше повторяет материал прошлого урока в тетрадке.
/ Слайд №4, карточки в приложении 1 к уроку/
4.
Изучение
нового
материала
.
Переходим к изучению нового материала. Совершим небольшой экскурс в
историю.
Еще в 19 веке юбка была преобладающим видом поясной одежды не только
в России, но и во многих странах Западной Европы. Так, например, в южных
губерниях России, в Белоруссии была распространена юбка в сборку из
домотканой шерстяной клетчатой ткани - понева ( Слайд №5-6
). У
украинок - плахта-кусок ткани без шва спереди ( Слайд №7-8 ). У белорусок,
кроме поневы - андарак - юбка из шерстяной ткани в полоску ( Слайд
№9,10,11 ). У молдаванок - фаоя - переднее и заднее полотнища, не сшитые
по бокам ( Слайд № 12-13 ). У
цыганок - широкая юбка с оборкой ( Слайд №14,15,16 ). Современные юбки
являются распространенным видом одежды. Она может быть одиночной - к
блузке, свитеру; костюмной - в сочетании с жакетом или являться частью
одежды, т.е. отрезной по линии талии.
На прошлом уроке мы конструировали юбки.
Какие бывают современные юбки по конструкции?
Ученики отвечают - учитель показывает. /Слайд № 17,18,19 /
В 5 классе мы учились на основе чертежа фартука создавать новые модели.
Как назывался этот процесс? (ответы детей)
Давайте вместе вспомним и дадим определение «моделированию»? (Слайд
№20)
Есть такая профессия модельер. Как вы думаете, чем занимается этот
человек? Какую он выполняет работу?
Обобщаю ответы учащихся, и они записывают определение в тетрадь.
(Человек, создающий новые образцы одежды)
Перечислите известных модельеров? Вы, наверное,
сами любите шить
куклам одежду?
Задаю вопрос: Какие еще существуют профессии, связанные с
моделированием? (художник-модельер, модельер-конструктор). ( Слайд №
21 )
Художник по моделированию может придумать новую вещь или
усовершенствовать уже существующую. При этом он учитывает:
Потребность в данном изделии,
Его назначение,
Форму,
Цвет,
Свойства материалов,
Требования моды.
Зародившийся образ модели художник-модельер воплощает графически (в
эскизе- предварительном наброске, не разработанном в деталях.) Представьте,
что вы художники- модельеры, работающие в составе творческой группы. Делю
школьниц на две группы.
Задание 1.
Обе группы получают по одинаковому набору цветных эскизов различных
моделей юбок. Одна группа ищет сходства, а другая различия.
Время выполнения- 1 мин /Слайд № 22/
Представители по очереди называют выявленные признаки сходства и
различия. ( Слайд № 23 ).
Девочки! Посмотрим на доску, обобщим вами сказанное: Чем же,
представленные юбки отличаются друг от друга? Ответ: формой, цветом,
отделкой.
То, чем одна модель отличается от другой, называется фасоном. Запишем
определение в тетрадь. ( Слайд № 24 ).
При разработке модели одежды важная роль отводится деталям. Например,
продумывая форму отделки и ее расположение, нужно позаботиться о том,
чтобы она соответствовала назначению юбки (повседневная, праздничная).
Форма юбки определяет форму отделки. Современные модельеры
используют разнообразные виды отделки: ( Слайд №25 )
Ткань другого цвета или фактуры,
Вышивку,
Декоративные строчки,
Карманы,
Тесьму,
Кружево,
Аппликацию,
Фурнитуру (пуговицы, крючки …..)
Одно правило: Соблюдение чувства меры.
Задание 2.
Рассмотрите эскизы трех моделей юбок и эскизы отделки. Подберите и
прикрепите к каждой из них свою отделку. ( Слайд № 26 ). Решение
обоснуйте. Время выполнения- 5 мин. (отделку прикрепить на плакат с
линейки)
Вам нравиться?
Мы видим, что декоративная отделка занимает важное место в общей
композиции. То же самое можно сказать и о цвете.
Как подобрать гармоничный цвет отделки?Проще всего это сделать с
помощью цветового круга. (Показать плакат «Цветовой круг»). Цвета,
расположенные друг напротив друга - контрастные. В центре круга
крепится двунаправленная стрелка, которая указывает на два контрастных
цвета. Цвета, расположенные рядом с ними, имеют название родственных
цветов. Вершины треугольника указывают на три гармоничных цвета.
Белый, черный и серый цвета выигрышно выглядят в сочетании с любым
цветом из круга. Также гармоничного сочетания можно добиться, если
использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани
изделия. Хроматические и ахроматические цвета. ( Слайд № 27 ).
Задание 3.
На доску прикрепляю плакат с заданием. ( Слайд № 28 ).
Время выполнения- 5 мин.
1.
Подберите к юбке из красной ткани отделку родственного цвета, с
помощью цветового круга.
2.
Подберите к юбке из синей ткани отделку контрастного цвета.
3.
Какой цвет отделки подойдет для юбки из белой ткани в мелкий синий
горох.
Задание 4.
Каждому из вас я выдаю черно белый эскиз модели юбки.
Нужно придумать цветовое решение, /Слайд № 29).
Время выполнения- 10 мин.
По окончании работы размещаю эскизы на доске и задаю вопросы:
1.
Можно ли по ним сшить юбку?
2.
Что еще необходимо для изготовления изделия?
Основой для изготовления модели одежды является чертеж. Для того чтобы
сшить изделие определенного фасона, на основу чертежа переносят
особенности фасона, отраженные в эскизе. То есть выполняют-
моделирование. Занимается этим модельер-конструктор. После построения
чертежа изготавливают выкройки новой модели.
5.
Практическая
работа
«
Моделирование
юбки
»
Выполнение графической работы (чертежа) учителем, с помощью
заготовок, а учащиеся в тетради. /Слайд № 30-33/
Инструктаж по Технике безопасности.
Последовательность выполнения:
1.
Мысленно разделим тетрадный лист на две части и в правом углу,
укажите «Модель 1: Трехцветная коническая юбка».
Моделирование конической юбки чаще всего направлено на изменение
длины изделия и применение художественной отделки.
2.
Слева зарисуйте эскиз модели. Работа с учебником стр.60.
3.
Внизу
под
эскизом
обведите
шаблон
основы
чертежа
и
нанесите
фасонные линии - изменения, В нашем случае разделим чертеж на три
полосы равной ширины. Учебник стр.61.
4.
На листе цветной бумаги обведите шаблон основы чертежа, нанесите
фасонные линии. Разрежьте полученный чертеж на отдельные детали.
Полученные части используйте как выкройки. Приклейте в тетради рядом с
основой чертежа.
К домашнему заданию: самостоятельно выполнить моделирование
клиньевой юбки. Выполняем в той же последовательности. Модель
выбираете сами, воспользуйтесь предложенной мной, или возьмите за
основу эскиз из учебника.
После выполнения практической работы предлагаю учащимся сравнить
чертеж и выкройку и найти в них различия.
Задание 5.
Самостоятельно выполнить моделирование на предложенных карточках
трех уровней. / Слайд № 34,35,36,37,38,39 /.
Инструктаж по выполнению самостоятельной работы.
Время выполнения- 15 мин.
Если не успеют закончить дома к следующему уроку.
6.
Целевой
обход
учителя
.
Учитель обходит, контролирует, дает индивидуальные консультации,
проверяет правильность выполнения.
После выполнения две ученицы объясняют, как они выполняли
моделирование. Учитель при необходимости помогает:
1.
Модель 5. коническая юбка «полусолнце» с кокеткой на переднем
полотнище. Мы на основу чертежа нанесли ломаную линию кокетки.
Разрезали выкройку по этой линии. Полученные части использовали как
выкройки для ткани.
2.
Модель 3. Расширение клиньевой юбки по линии низа мы получили за
счет вставки между основными клиньями, дополнительных клиньев.
7.
Закрепление
изученного
материала
.
На закрепление материала выполним тест. /Слайд № 40/. Увас имеются
карточки с буквами а, б, в. Вы поднимаете букву, соответствующую
правильному ответу. Одна девочка объясняет, почему она выбрала тот или
иной вариант ответа.
Давайте подведем итоги урока, решив кроссворд, /Слайд № 41-42/
Вопросы для обобщения материала:
1.
Что такое моделирование?
2.
Как можно выполнить моделирование конической юбки?
3.
В чем заключается работа художника по моделированию одежды?
4.
В чем заключается работа модельера-конструктора?
5.
Как полученные знания могут быть использованы вами в жизни?
8.
Анализ
и
оценка
урока
.
Замечания по допущенным ошибкам. Показ лучших работ. Выставление
оценок, с комментариями.
Домашнее
задание
:
Выбрать для себя модель юбки. Построить чертеж в М 1:1, выполнить
моделирование. Принести ткань, для пошива юбки. ( Слайд №43 ).
Список используемой литературы
1.
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс:
пособие для учителей и учащихся /И.П. Арефьев. – М.: Школьная
пресса, 2004.
2.
Материаловедение швейного производства: учебное пособие для
учащихся проф. лицеев и училищ. – Ростов на Дону, 2001.
3.
Ресурсы интернета.
4.
Технология. Обслуживающий труд : 6 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / Ю.В. Крупская, О.А. Кожина, Н.В.
Синица и др.; под ред. В.Д. Симоненко. — 3-е изд., перераб. — М. :
Вентана- Граф, 2009. — 208 с.: ил.
5.
Технология: примерные программы / сост. Л.И. Хатунцева, Л.Е.
Афиногенова, Б.П. Чепелева. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. – 155 с.
6.
Школа и производство №1: научно-методический журнал. – М: «Школа-
Пресс», 2006