Автор: Большакова Татьяна Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Солигаличская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: город Солигалич Костромской области
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Тема: "личные местоимения"
Раздел: полное образование
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Личные местоимения» (6 класс)
Личные местоимения
Цель: познакомить учащихся с разрядом личных местоимений, показать особенности их склонения, их значение.
Задачи:
Образовательные: формировать умения употреблять личные местоимения в нужной форме, обогащать словарный запас учащихся,
совершенствовать орфографические и грамматические умения.
Развивающие: развивать умения правильного употребления личных местоимений в устной и письменной речи, развивать внимание и
логическое мышление, развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения.
Воспитательные: формировать мотивацию к обучению, воспитывать уважение к русскому языку, бережное отношение к слову,
взаимоуважение и взаимопомощь.
Тип урока: Урок усвоения нового материала.
Оборудование: учебник, таблица склонения личных местоимений, словарь.
№урока
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Предполагаемые ответы учащихся
145
1. Организа-
ционный
момент.
Цель этапа:
включение
учащихся в
деятельность.
4 мин.
Здравствуйте, ребята!
Откройте свои тетради, запишите число и тему
урока.
Девятое марта.
Классная работа.
Личные местоимения.
Разминка.
1.
Выделить орфограмму в слове
РАСТЕНИЕ
2.
Значение приставки в слове
ПРИОТКРЫТЬ
3.
Морфемный разбор слова ЛИЧНЫЕ
Приветствуют.
Записывают в тетрадь число и тему урока.
Растение корень с чередованием РАСТ, перед СТ пишу А
Приоткрыть – ПРИ – неполное действие
Личные- окончание ИЕ, основа ЛИЧН, корень ЛИЧ,
суффикс Н
4.
Грамматическая основа предложения
СКОРО НАСТУПЯТ КАНИКУЛЫ.
Каникулы наступят. Подлежащее выражено
существительным в И.П., сказуемое –глаголом.
2. Актуализация
знаний.
Цель этапа:
Повторить
материал
предыдущего
урока, выявить
затруднения при
выполнении
домашнего
задания.
4 мин.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос-беседа.
1. Что называется местоимением?
2. Как изменяются местоимения?
1. Местоимение – часть речи, которая указывает на
предметы, признаки и количества, но не называет их.
2. Местоимения изменяются по падежам, некоторые по
родам и числам.
3. Какими членами предложения могут быть
местоимения?
4. Назовите разряды местоимений.
3. В предложении местоимения обычно бывают
подлежащим, дополнением, определением.
4. Личные, возвратное, вопросительные, относительные,
неопределенные, притяжательные, указательные,
определительные.
5. Возникли ли у вас какие-либо вопросы при
выполнении домашнего упражнения № 391?
5. Упражнение 391.
Задание к упражнению: Спишите, подчеркните выделенные
местоимения как члены предложения.
С земли ещё не сошел
снег, а в душу уж просится весна.
4
(повеств., невоскл., сложное, союзное, состоит из 2-х прост.
предл.). Если вы когда-нибудь выздоравливали
2
от тяжелой
болезни, то вам известно блаженное состояние, когда
замираешь от смутных предчувствий
3
и улыбаешься
без всякой причины. По-видимому, такое же состояние
переживает теперь и природа.
1. Замираешь (от чего?) от предчувствий.
2. Н.Ф.- предчувствие.
Пост.: нариц., неодуш., ср.р., сущ. на –ИЕ, 2 скл., но в Р.П.
имеет оконча-ние –И, как у сущ. 3 скл.
Непост.: во мн.ч., в Р.П.
3. Замираешь (от чего?) от предчувствий.
3. Объяснение
нового
материала.
10
мин.
В устной и письменной речи мы с вами часто
используем различные местоимения.
Некоторые местоимения известны вам еще по
курсу начальной школы.
Цель
этапа:восприятие
и осмысление
нового материала.
Вот и во фразе, которую вы только что
услышали, есть три местоимения.
1. Назовите эти местоимения.
2. Как можно назвать эти местоимения?
3. А почему они называются личными?
1. МЫ, С ВАМИ, ВАМ.
2. Личные.
3. Личные местоимения обозначают какое-либо лицо.
4. Какие личные местоимения вы можете
назвать?
Личные местоимения Я-МЫ, ТЫ-ВЫ, ОН-
ОНА-ОНО-ОНИ обозначают какое-либо лицо,
но не называют его.
Я, МЫ – местоимения 1 лица. такие
местоимения указывают на говорящего.
ТЫ, ВЫ – местоимения 2 лица, указывают на
слушающего.
ОН, ОНА,ОНО, ОНИ - местоимения 3 лица,
указывают на того или на то, о чем или о ком
4. Я-МЫ, ТЫ-ВЫ, ОН-ОНА-ОНО-ОНИ.
Запись в тетрадь:
1 л.
Я, мы
2 л.
Ты, вы
3 л.
Он, она,
говорится.
Личные местоимения могут быть:
Ед.ч
Мн.ч.
1 л.
я
мы
2 л.
ты
вы
3 л.
он, она,
оно
они
Местоимения ТЫ-ВЫ могут обозначать не
определенного человека, а любое лицо.
В употреблении местоимения ВЫ есть
особенности: к старшим по возрасту и
незнакомым людям принято обращаться на
«ВЫ».
Местоимение 3 лица ОН изменяется по родам:
м.р. – ОН, ж.р. – ОНА, ср.р. – ОНО.
При склонении личных местоимений иногда
меняется все слово, например: в И.П. – Я, в Р.П.
– меня; иногда происходит чередование: ТЕБЯ
– ТОБОЙ; МЕНЯ – МНЕ.
А сейчас попробуйте просклонять в тетрадях
самостоятельно по вариантам личные
местоимения, затем все вместе проверим,
правильно ли вы выполнили задание, и вы
оно, они
Ед.ч
Мн.ч.
1 л.
я
мы
2 л.
ты
вы
3 л.
он,
она,
оно
они
Запись в тетрадь:
м.р. – ОН, ж.р. – ОНА, ср.р. – ОНО.
запомните особенности склонения личных
местоимений.
1 вариант склоняет местоимение Я,
2 – МЫ, 3 – ТЫ, 4 – ВЫ, 5 – ОН, ОНА, 6 - ОНИ
Склонение местоимений 1 лица:
И.П.
Я
Мы
Р.П.
Меня
Нас
Д.П.
Мне
Нам
В.П.
Меня
Нас
Т.П.
Мной
Нами
П.П.
Обо мне
О нас
Склонение местоимений 2 лица:
И.П.
Ты
Вы
Р.П.
Тебя
Вас
Д.П.
Тебе
Вам
В.П.
Тебя
Вас
Т.П.
Тобой
Вами
Запись в тетрадь по вариантами:
Склонение местоимений
1 лица:
И.П.
Я
Мы
Р.П.
Меня
Нас
Д.П.
Мне
Нам
В.П.
Меня
Нас
Т.П.
Мной
Нами
П.П.
Обо
мне
О нас
Склонение местоимений
2 лица:
И.П.
Ты
Вы
Р.П.
Тебя
Вас
П.П.
О тебе
О вас
Склонение местоимений 3 лица:
И.П.
Он, оно
Она
Они
Р.П.
Его
Ее
Их
Д.П.
Ему
Ей
Им
В.П.
Его
Ее
Их
Т.П.
Им
Ей
(ю)
Ими
П.П.
О нем
О
ней
О них
Обратите внимание на то, что после предлогов
у местоимений 3 л. появляется Н (у него, возле
них).
5. Как вы думаете, могут личные местоимения
заменять неодушевленные существительные?
Кроме неодушевленных существительных
Д.П.
Тебе
Вам
В.П.
Тебя
Вас
Т.П.
Тобой
Вами
П.П.
О тебе
О вас
Склонение местоимений
3 лица:
И.П.
Он,
оно
Она
Они
Р.П.
Его
Ее
Их
Д.П.
Ему
Ей
Им
В.П.
Его
Ее
Их
Т.П.
Им
Ей
(ю)
Ими
П.П.
О
нем
О
ней
О
них
5. Да. Не только неодушевленные, но и отвлеченные
существительные.
личные местоимения могут обозначать и
отвлеченные существительные.
Например: доброта – ОНА, смех – ОН, счастье
– ОНО и т.д.
4. Закрепление.
Цель этапа:
Закрепить новые
знания, выявить
пробелы,
коррекция.
18
мин.
1. Откройте учебник на странице 166, параграф
69, упражнение 395.
Комментированное выполнение упражнения.
Упр.395.
Приблизиться (к кому?) ко мне (Д.П.)
Беспокоиться (о ком?) обо мне (П.П.)
Соревновался (с кем?) со мной (Т.П.)
Расстилалась (перед кем?) передо мной (Т.П.)
Не смейся (над кем?)
надо мной (Т.П.)
Приготовить (для кого?) для меня (Р.П.)
Не расстраивай (кого?) меня (В.П.)
Местоимение Я изменяется по падежам, при изменении по
падежам это у этого местоимения изменяется основа.
2. Следующее упражнение 396.
3. Словарная работа.
Запишите в словарь и запомните:
Грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас,
У неё (а не у «ней»)
4. А теперь я прочитаю вам шуточное
стихотворение. Вы его послушаете и выпишете
местоимения вместе с падежом. То есть мы с
вами проведем выборочный диктант. Затем вы
поменяетесь тетрадями, проверите друг у друга
работу, а потом проверим вместе со мной и у
кого все окажется правильно, тому в тетрадь мы
поставим «5». Итак, начинаем!
Упр. 396.
Мы (И.П.) молодой весны гонцы, она нас (В.П) выслала
вперед.
Ласточка с весною в сени к нам (Д.П.) летит, с ней (Т.П.)
и солнце краше, и весна
милей.
4
(пов., невоскл., сложное, бессоюзное. сост. из 3-х прост. пр.)
Лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода
всплескивалась между ними (Т.П.).
Как мой (И.П.) садик свеж и зелен!
Распустилась в нем (П.П.) сирень.
Запись в словариках:
Грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас,
У неё (а не у «ней»)
4. Запись в тетради:
И.п. я
Р.п. меня
Д.п. мне
В.п. меня
Моя грамматика.
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И моё местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для МЕНЯ;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный-
Это значит – только МНЕ!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
Т.п. мной
П.п. обо мне
И запомните:
Винительный
Не касается МЕНЯ!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!...
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворён совсем не МНОЙ!
Ждёте, видимо,
Предложного?
Новых данных обо МНЕ?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
5. Рефлексия.
Цель этапа:
Подведение
итогов
2 мин
А теперь подведем итог урока:
Что вы сегодня узнали на уроке?
1. Личные местоимения.
Я, МЫ – 1 л.
ТЫ, ВЫ – 2 л.
ОН,ОНА,ОНО,ОНИ – 3 л.
2. При склонении личных местоимений иногда меняется все
Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо
поработали на уроке. Всем спасибо!
Запишите домашнее задание.
слово, например: в И.П. – Я, в Р.П. – меня; иногда
происходит чередование: ТЕБЯ – ТОБОЙ; МЕНЯ – МНЕ.
3.Местоимение 3 лица ОН изменяется по родам:
м.р. – ОН, ж.р. – ОНА, ср.р. – ОНО.
6. Домашнее
задание
2 мин.
Страница 166, параграф 69,
упражнение 397.
Вы должны списать текст, обозначить части
слов, в которых пропущены орфограммы.
Определить, в каких предложениях личные
местоимения обозначают любое лицо.
Упр. 397.
«Весна!» - читаешь в каждом взоре; и ты, как празднику, ей
рад.
Здравствуй, мама! Как ты себя чувствуешь?
Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать
весною до зари?
Вы выходите на крыльцо…
Вот вы сели: лошади разом тронулись…Вы едете…
Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником
шинели; вам дремлется.