Автор: Варакина Людмила Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ СШ № 97
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Витаминные посиделки"
Раздел: среднее образование
Витаминные посиделки.
(игровая форма занятия)
Цель: сформировать представления о роли витаминов в организме человека.
1й ведущий: Тема нашей сегодняшней встречи – витамины. Мы узнаем, что это за вещества, как они
влияют на организм человека и в каких продуктах находятся.
2й ведущий: Наша пища состоит из белков, углеводов и жиров, но только ли они одни нужны для
полноценного питания?
1й ведущий: витамины - это биологически активные вещества необходимые человеку в
минимальных количествах. Недостаток витаминов приводит к авитаминозу. В результате авитаминоза
нарушается обмен веществ, возникают различные заболевания. При недостатке витаминов страдает
зрение, волосы становятся тусклыми, снижается иммунитет.
1й ученик поднимает руку: Что можно предпринять, если волосы стали сухими и ломкими?
2й ведущий: Тебе поможет витамин "А". Именно он оказывает влияние на формирование эпителия
кожи. При его недостатке кожа становится сухой, образуется угревая сыпь, становятся тусклыми
волосы, а ногти ломаются и расслаиваются; даже в уголках губ могут появляться трещинки!
2й ученик: Я знаю в каких продуктах находится витамин "А". Это продукты животного и растительного
происхождения; сливочное молоко, печень, яйца; молоко - продукты животного происхождения;
растительные - продукты содержат провитамины "А1", или каротины.
Из них образуется витамин "А" . Каротины содержатся в растительных продуктах имеющих красное
окрашивание: морковь, перец, абрикосы и другие.
3й ученик: Есть и другая группа витаминов влияющих на обменные процессы. Содержатся в хлебе
грубого помола, дрожжах, молоке, печени, шпинате и других. Недостаток витамина "В1" приводит к
быстрой утомляемости, "В2" к нарушению деятельности нервной системы, зрения, заболеванию
кожи, "В6" - к появлению камней в желчном пузыре, "В12"- к развитию малокровия.
1й ведущий: На нашей встрече, ребята, присутствует доктор! Он может проконсультировать вас по
поводу витаминов и дать полезный совет.
4й ученик: Я хочу посоветоваться с вами, доктор! У меня есть маленький брат, который часто плачет,
плохо спит, стал беспокойным; у него слабенькие мышцы и стал расти большой живот.
Врач: Можно предположить ,что у ребенка проблема связанная с недостатком витамина "Д" : Он
участвует в процессах обмена кальция и фосфора в организме человека. А эти процессы очень важны
при формирования скелета. От них зависит осанка человека, его рост и многие процессы связанные с
опорно - двигательной системой. Витамин "Д" особенно важен для растущего организма, а
недостаток витамина "Д" приводит к рахиту. В начале прошлого века было доказано, что рыбий жир
является замечательным средством для лечения рахита. В 1919 году немецкий исследователь
Гульдшинский доказал пользу ультрафиолетовых лучей для профилактики и лечения рахита, ведь
именно солнечный свет вызывает выработку витамина "Д" в кожных покровах человека.
5й ученик: В каких продуктах питаниях содержится витамин "Д".
Доктор: В животной пище , в печени, рыбьем жире, рыбных продуктах, желтке яиц, молоке,
сливочном масле.
2й ведущий обращает внимания на стол где выложены фрукты и овощи (яблоки, цитрусовые, капуста,
свекла, лук, морковь)
Посмотрите сколько разнообразных фруктов и овощей мы видим на этом столе! В них содержится
витамин "С": При его недостатке развивается заболевание цинга. Я расскажу вам одну историю: много
веков назад путешественники отправляясь в кругосветное путешествие брали различные продукты
питания, которые в пути могли длительно сохранять свои питательные свойства. В них было
достаточное количество белков, жиров и углеводов, они были калорийны и питательны! Проходило
время и у путешествующих появлялось чувство усталости, возникала сонливость днем, наблюдалось
психическая подавленность, кожа становилась серой, десны кровоточили, зубы выпадали.
Это заболевание получило название цинга.
6й ученик: Я знаю важный исторический факт; во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа
заболело цингой. Моряки, которые плохо себя чувствовали попросили Колумба высадить их на одном
из островов. Моряком был оставлен запас продовольствия . Корабли вернулись к берегам острова
спустя несколько месяцев! Все моряки были живы и здоровы их от заболевания цинга спасли фрукты,
которые в изобилии росли на острове и содержали витамин «С»: остров был назван Кюросао, что по –
португальский означает «оздоравливающий».
Врач: Много витамина «С» содержится в шиповнике, шпинате, щавеле, черной смородине, квашеной
капусте, зеленом луке, клубнике, малине. И еще один исторический факт: победителей Олимпийских
игр в Древней Греции увенчивали венками из петрушки. В те далекие времена люди использовали ее
сок для восстановления сил. А сейчас предлагаю вашему вниманию презентацию о витаминах.
7й ученик: (после просмотра презентации)
Поднимайтесь – ка друзья
Тани, Насти, Нины
Будем нынче петь частушки
Мы про витамины!
Частушки поются на мотив песни из к\ф «Веселые ребята» «Тюх, тюх, разгорелся наш утюг».
8й ученик: Так, так, так, так
Будет все у нас вот так!
Поднимать иммунитет
Будет нам сегодня сок
Тот, кто любит сок из яблок
Будет строен и высок!
9й ученик: Тюх, тюх, тюх, тюх
Нас сегодня больше 2-х
Мама ставит самовар
И садится с папой
Будем попивать чаек
Мы сегодня с мятой.
10й ученик: Тюх, тюх, тюх, тюх
Во дворе поет петух
Увидал петух травинку
У травинки пляшет
Это ж наша витаминка,
Крылышками машет.
11й ученик: Тюх, тюх, тюх, тюх
Посмотри – ка ты вокруг!
Дружно чай все попивают
А Сергей сидит один
Что же там он в чашке видет?
Видно видит витамин!
12й ученик: Раз, два, раз, два!
Витаминчикам – ура!
Мы желаем вам здоровья,
Не болейте никогда
Все вместе: Будем дружно фрукты кушать
Не страшны нам холода!
1й ведущий: Отвлечемся от познания, проведем соревнования!
Учащиеся распределяются на 2 команды. Команды называются «морковки» и «яблоки». Проводится
эстафета. Задача участников разобрать из «витаминного» мешка, который находится на столе, овощи
от фруктов, отделив яблоки от морковок.
Эстафета проводится под музыку частушек. Побеждает та команда, которая быстрее выберет яблоки и
морковки из мешка и разложит их по корзинам. После подведения итогов эстафеты группа учащихся
читает рекламные четверостишия.
Во саду ли, в огороде
Фрукты, овощи растут
Мы сегодня для рекламы
Их собрали в зале тут.
Для всего частного люда
Реклама есть к любому блюду
Слушайте внимательно
Запоминайте старательно.
Лук зеленый – объеденье!
Он – приправа к блюдам
Ешьте, дети, лук зеленый
Он полезен людям
Витаминов в нем не счесть
Надо лук зеленый есть.
А морковочка – подружка
Хороша и люба
Ешьте, дети, все морковь
Очищайте зубы.
А я – простой помидор
Витаминов полный
Очень долго я росту
Возраст мой преклонный
Сначала я зеленый был
Но в август месяц поступил – стал краснеть я день за днем,
Чтобы взяли меня в дом
Ешьте, дети, помидоры
Пейте сок томатный
Он полезный, витаминный
И на вкус приятный.
Превосходный огурец
Лежит на рыхлой грядке
Ешьте, дети, огурцы
Будет все в порядке.
Да и репка
Уже засела в землю крепко
И кто репку ту добудет,
Тот здоровым, сильным будет!
Посадили мы картошку
Еще в мае месяце
Выросла она на дню
И крепка, и так красива!
А картошка –хлеб второй
Это знали мы с тобой
Собирай картошку смело
Не жалей ты сил для дела.
Мы представили сегодня
Вам рекламу для борщей
Для здоровья и для силы
Ешьте больше овощей!
Учитель: Ребята, вы познакомились с витаминами группы А,В,С,Д. Давайте закрепим новый материал
и ответим на вопросы:
1.
Какого витамина много в рыбьем
жире?(«Д»)
2.
При отсутствии какого витамина
возникает цинга?(«С»)
3.
Какой авитаминоз возникал у
мореплавателей?(«С»,»А»)
4.
При недостатке какого витамина
развевается рахит?(«Д»)
5.
Томат, морковь, апельсины содержат
витамин («А»)
6.
Какой витамин разрушает табачный
дым?(«С»)
7.
Гипотония мышц вызывается
недостатком витамина(«Д»)
8.
Ячмени на глазах могут быть при
недостатке витамина («А»)
9.
Могут замедлить процесс старения
витамины («В»)
10.
Участвуют в поддержании иммунной
системы втамины(«С»)
11.
Какие витамины бывают в продуктах
животного происхождения («Д»)
12.
Какие витамины содержатся в
продуктах растительного
происхождения(«С»)
13.
Вас беспокоит маленький рост. Вы
часто болеете и плохо видите в
сумерках («А»)
За правильный ответ ведущие
награждают отвечающего фруктами.