Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Автор: Шанаурина Надежда Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Ошкуковская СОШ № 31
Населённый пункт: село Ошкуково
Наименование материала: Научная статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ЛИТЕРАТУРНОГО

КРАЕВЕДЕНИЯ

В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одним

из

инструментов

развития

образования

сегодня

является

краеведение. Оно мотивирует детей к обучению, помогает повысить качество

образования,

усиливает

практическую

направленность

обучения

через

окружающие

явления

и,

самое

главное,

развивает

духовно-нравственные

ориентиры ребенка.

Эффективная результативность краеведческой работы возможна лишь в

том случае, если верно выбраны и методы, и формы обучения. Так одним из

способов использования краеведческого материала может служить интеграция

учебного

процесса

на

уроках

литературного

чтения,

окружающего

мира,

изобразительного

искусства,

музыки

и

технологии.

Именно

эти

предметы

воспитывают любовь, как к малой родине, так и к стране в целом.

В

условиях

же

реализации

ФГОС

для

осуществления

краеведческой

работы используется и внеклассная деятельность, где изучение краеведения

возможно во всех его проявлениях.

В своей работе я остановлюсь на литературном краеведении как одном из

разделов общего краеведения. Итак, что же такое литературное краеведение.

«Литературное краеведение - это основа, расширяющая и обогащающая знания

молодых людей о литературных традициях родного края и страны в целом,

которое

также

дает

понять

связь

литературы

с

жизнью».

Важно

чтобы

обучающиеся понимали, что они неотъемлемая часть малой родины и своей

страны.

На

них

возложена

ответственность

за

сохранение

и

продолжение

традиций своего народа, т.к. они непосредственные участники современной

жизни.

Актуальность изучения литературного краеведения заключается: в форме

выражения

духовной

культуры

и

нравственно-этический

идеалов

народа

проживающего

в

регионе;

в

знакомстве

с

произведениями

писателей,

чье

творчество связано с жизнью родного края; в помощи раскрытия взаимосвязи,

существующей

между

местом,

вдохновившем

писателя

на

создание

художественных произведений.

Ценностью

литературного

краеведения

является

расширение

и

обогащение знаний обучающихся о родных местах, пробуждение интереса и

любви к родному краю и его истории, в более осознанном понимании связи

литературы с жизнью, бережное отношение к памятникам культуры.

Литературное краеведение можно вести в трех направлениях:

- анализ устного и письменного творчества региона, народных традиций и

обычаев,

фольклора

и

как

это

наложило

отпечаток

на

современное

литературное творчество и публикации;

- исследование поэзии, художественных, публицистических материалов,

своеобразие

использования

литературных

жанров,

стилей,

языка

и

других

средств; обращение к первым печатным средствам массовых информациям. Ко

всему тому, где раскрывается литературное прошлое, наследие родного края.

-

изучение

автобиографий

и

биографий,

как

популярных,

так

и

малоизвестных,

авторов,

литераторов,

журналистов,

публицистов,

поэтов,

рассказчиков. Сбор сведений о их жизненном пути и какой вклад они внесли в

жизнь региона.

При

сборе

материала

по

литературному

краеведению

могут

использоваться такие формы и способы, как: самоподготовка учителя; запись

произведений

фольклора:

стационарным

способом

(по

месту

жительства),

экскурсионным способом (по определенным местам) и экспедиционный (по

определенным маршрутом); знакомство с биографией как более интересных

рассказчиков; описание и паспортизация литературных памятников; ведение

общего дневника наблюдения.

Целесообразно

начинать

знакомство

с

литературным

наследием

в

начальной ступени обучения.

Педагогу в первую очередь нужно проработать следующие сведения: кто

из

деятелей

культуры

родился

здесь,

какие

бывали

в

данном

крае?

Какие

произведения

искусства

и

литературы,

отражают

людей

их

быт,

события

истории, окружающую красоту родного края? Кто влиял на общественную

жизнь, раскрывая факты, явления, события, отражая их в своем творчестве?

Какое влияние оказали на местную и общенациональную культуру, какую роль

сыграли писатели-земляки?

Эффективность введения краеведческого материала в начальных классах

требует большой подготовки, чтобы все, что используем, было интересным,

поучительным

и

увлекательным.

Для

этого

применяем

современные

педагогические

технологии,

такие

как

игровая,

проблемная,

поисковая,

проектная, использование ИКТ.

Все это способствует систематизации и обобщению, собранных фактов,

формирует

навыки

публичные

выступление,

способствует

увеличению

словарного запаса, обогащения языка. В исключительных случаях собираемых

детьми

материалы

литературного

краеведения

помогают

специалистам

и

ученым уточнить известные факт.

При работе над литературным краеведением можно выделить несколько

этапов:

1.

Проанализировать

имеющиеся

программы

по

литературному

краеведению,

государственных

стандартов

(пояснительной

записки,

к

планируемым результатам обучающихся по предмету).

2. Собирание информации о поэтах и писателях своего села и района.

3. Накопление дидактического материала: алгоритмы выполнения работы

по сбору информации; рекомендации; памятки-инструкции; план описания.

4. Оформление и представление различных презентаций по творчеству и

произведениям писателей и поэтов родного края.

5.

Участие

детей

в

научно-практических

конференциях

по

темам

«Писатели и поэты родного края», «Книга своими руками».

Таким

образом,

литературное

краеведение

раскрывает

большие

возможности

для

реализации

учебного

и

воспитательного

процесса

при

организации

урочной

и

внеклассной

деятельности.

Это

разнообразные

внеклассных мероприятий по представлению краеведческого материала, а так

же

создание

ребусов,

викторин,

кроссвордов,

буклетов,

презентаций.

В

создании

всего

выше

сказанного,

используются

произведения

местных

писателей,

местный

фольклор,

архивный

материал

печатных

изданий.

При

подготовке

и

проведении

мероприятий

по

литературному

краеведению

используются музыка, живопись, фотографии родного края.

В

классической

русской

литературе,

накопился

огромнейший

опыт,

раскрывающий все традиции и обычаи русского народа, отражая его лучшие

ч е рт ы ,

р а с к р ы ва я

в ы с ш и е

д у хо в н ы е

ц е н н о с т и ,

и с т о р и ч е с к а я

целеустремленность

народа

-

все

это

помогает

раскрыть

литературное

краеведение.

Так

же

литературное

краеведение

способствует

активизации

устойчивого интереса к классической литературе, к осознанному чтению, к

устранению пробелов в процессе образования и формирование культурного

человека, главного творца культуры народа.

Список использованных источников

1.

Белоусов

Д.А.

Литературно-краеведческией

кружок

в

сельской

школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы [Текст]:/ под ред.

М.Д,Янко. - М:Просвещение, 1987

2.

Голубков

С.

А.

Литературное

краеведение

в

школе

[Текст]:

методические рекомендации для учителя/С.А.Голубков. -М. 2005. -158с.

3.

Матова

В.Н.

Краеведение

в

детском

саду

старшей

группы

и

в

начальной школе [Текст]: пособие для воспитателя /В.Н. Матова. -Детство-

пресса. -2014.- 55-58, 60 с.

4.

Методика

преподавания

литературы

[Текст]:

/

под

ред.

О.Ю.

Богдановой, В.Г. Маранцман . - в 2ч. Ч.2. - М.: Просвещение, Владос, 2014

5.

Чиликова

Е.В.

К

вопросу

о

вкладе

архивистов

суверенного

Казахстана в краеведение[Текст]/ Архивы. Материалы Международной научно-

практической конференции. –Алматы .2012. 334 с.



В раздел образования