Автор: Шанаурина Надежда Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Ошкуковская СОШ № 31
Населённый пункт: село Ошкуково
Наименование материала: Научная статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЛИТЕРАТУРНОГО
КРАЕВЕДЕНИЯ
В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одним
из
инструментов
развития
образования
сегодня
является
краеведение. Оно мотивирует детей к обучению, помогает повысить качество
образования,
усиливает
практическую
направленность
обучения
через
окружающие
явления
и,
самое
главное,
развивает
духовно-нравственные
ориентиры ребенка.
Эффективная результативность краеведческой работы возможна лишь в
том случае, если верно выбраны и методы, и формы обучения. Так одним из
способов использования краеведческого материала может служить интеграция
учебного
процесса
на
уроках
литературного
чтения,
окружающего
мира,
изобразительного
искусства,
музыки
и
технологии.
Именно
эти
предметы
воспитывают любовь, как к малой родине, так и к стране в целом.
В
условиях
же
реализации
ФГОС
для
осуществления
краеведческой
работы используется и внеклассная деятельность, где изучение краеведения
возможно во всех его проявлениях.
В своей работе я остановлюсь на литературном краеведении как одном из
разделов общего краеведения. Итак, что же такое литературное краеведение.
«Литературное краеведение - это основа, расширяющая и обогащающая знания
молодых людей о литературных традициях родного края и страны в целом,
которое
также
дает
понять
связь
литературы
с
жизнью».
Важно
чтобы
обучающиеся понимали, что они неотъемлемая часть малой родины и своей
страны.
На
них
возложена
ответственность
за
сохранение
и
продолжение
традиций своего народа, т.к. они непосредственные участники современной
жизни.
Актуальность изучения литературного краеведения заключается: в форме
выражения
духовной
культуры
и
нравственно-этический
идеалов
народа
проживающего
в
регионе;
в
знакомстве
с
произведениями
писателей,
чье
творчество связано с жизнью родного края; в помощи раскрытия взаимосвязи,
существующей
между
местом,
вдохновившем
писателя
на
создание
художественных произведений.
Ценностью
литературного
краеведения
является
расширение
и
обогащение знаний обучающихся о родных местах, пробуждение интереса и
любви к родному краю и его истории, в более осознанном понимании связи
литературы с жизнью, бережное отношение к памятникам культуры.
Литературное краеведение можно вести в трех направлениях:
- анализ устного и письменного творчества региона, народных традиций и
обычаев,
фольклора
и
как
это
наложило
отпечаток
на
современное
литературное творчество и публикации;
- исследование поэзии, художественных, публицистических материалов,
своеобразие
использования
литературных
жанров,
стилей,
языка
и
других
средств; обращение к первым печатным средствам массовых информациям. Ко
всему тому, где раскрывается литературное прошлое, наследие родного края.
-
изучение
автобиографий
и
биографий,
как
популярных,
так
и
малоизвестных,
авторов,
литераторов,
журналистов,
публицистов,
поэтов,
рассказчиков. Сбор сведений о их жизненном пути и какой вклад они внесли в
жизнь региона.
При
сборе
материала
по
литературному
краеведению
могут
использоваться такие формы и способы, как: самоподготовка учителя; запись
произведений
фольклора:
стационарным
способом
(по
месту
жительства),
экскурсионным способом (по определенным местам) и экспедиционный (по
определенным маршрутом); знакомство с биографией как более интересных
рассказчиков; описание и паспортизация литературных памятников; ведение
общего дневника наблюдения.
Целесообразно
начинать
знакомство
с
литературным
наследием
в
начальной ступени обучения.
Педагогу в первую очередь нужно проработать следующие сведения: кто
из
деятелей
культуры
родился
здесь,
какие
бывали
в
данном
крае?
Какие
произведения
искусства
и
литературы,
отражают
людей
их
быт,
события
истории, окружающую красоту родного края? Кто влиял на общественную
жизнь, раскрывая факты, явления, события, отражая их в своем творчестве?
Какое влияние оказали на местную и общенациональную культуру, какую роль
сыграли писатели-земляки?
Эффективность введения краеведческого материала в начальных классах
требует большой подготовки, чтобы все, что используем, было интересным,
поучительным
и
увлекательным.
Для
этого
применяем
современные
педагогические
технологии,
такие
как
игровая,
проблемная,
поисковая,
проектная, использование ИКТ.
Все это способствует систематизации и обобщению, собранных фактов,
формирует
навыки
публичные
выступление,
способствует
увеличению
словарного запаса, обогащения языка. В исключительных случаях собираемых
детьми
материалы
литературного
краеведения
помогают
специалистам
и
ученым уточнить известные факт.
При работе над литературным краеведением можно выделить несколько
этапов:
1.
Проанализировать
имеющиеся
программы
по
литературному
краеведению,
государственных
стандартов
(пояснительной
записки,
к
планируемым результатам обучающихся по предмету).
2. Собирание информации о поэтах и писателях своего села и района.
3. Накопление дидактического материала: алгоритмы выполнения работы
по сбору информации; рекомендации; памятки-инструкции; план описания.
4. Оформление и представление различных презентаций по творчеству и
произведениям писателей и поэтов родного края.
5.
Участие
детей
в
научно-практических
конференциях
по
темам
«Писатели и поэты родного края», «Книга своими руками».
Таким
образом,
литературное
краеведение
раскрывает
большие
возможности
для
реализации
учебного
и
воспитательного
процесса
при
организации
урочной
и
внеклассной
деятельности.
Это
разнообразные
внеклассных мероприятий по представлению краеведческого материала, а так
же
создание
ребусов,
викторин,
кроссвордов,
буклетов,
презентаций.
В
создании
всего
выше
сказанного,
используются
произведения
местных
писателей,
местный
фольклор,
архивный
материал
печатных
изданий.
При
подготовке
и
проведении
мероприятий
по
литературному
краеведению
используются музыка, живопись, фотографии родного края.
В
классической
русской
литературе,
накопился
огромнейший
опыт,
раскрывающий все традиции и обычаи русского народа, отражая его лучшие
ч е рт ы ,
р а с к р ы ва я
в ы с ш и е
д у хо в н ы е
ц е н н о с т и ,
и с т о р и ч е с к а я
целеустремленность
народа
-
все
это
помогает
раскрыть
литературное
краеведение.
Так
же
литературное
краеведение
способствует
активизации
устойчивого интереса к классической литературе, к осознанному чтению, к
устранению пробелов в процессе образования и формирование культурного
человека, главного творца культуры народа.
Список использованных источников
1.
Белоусов
Д.А.
Литературно-краеведческией
кружок
в
сельской
школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы [Текст]:/ под ред.
М.Д,Янко. - М:Просвещение, 1987
2.
Голубков
С.
А.
Литературное
краеведение
в
школе
[Текст]:
методические рекомендации для учителя/С.А.Голубков. -М. 2005. -158с.
3.
Матова
В.Н.
Краеведение
в
детском
саду
старшей
группы
и
в
начальной школе [Текст]: пособие для воспитателя /В.Н. Матова. -Детство-
пресса. -2014.- 55-58, 60 с.
4.
Методика
преподавания
литературы
[Текст]:
/
под
ред.
О.Ю.
Богдановой, В.Г. Маранцман . - в 2ч. Ч.2. - М.: Просвещение, Владос, 2014
5.
Чиликова
Е.В.
К
вопросу
о
вкладе
архивистов
суверенного
Казахстана в краеведение[Текст]/ Архивы. Материалы Международной научно-
практической конференции. –Алматы .2012. 334 с.