Напоминание

Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья


Автор: Тищенко Марина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия 7 "Сибирская"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья
Раздел: начальное образование





Назад




Организация работы с детьми,

имеющие ограниченные возможности здоровья

Из опыта работы

В

Ф

едеральном

законе

"Об

образовании

в

Российской

Федерации"

говорится, что дети с проблемами в развитии имеют равные со

всеми

права

на

образование.

Образование

детей

с

ОВЗ

и

детей

инвалидов

предусматривает

создания

для

них

специальной

развивающей

среды,

обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности

для получения образования.

В классе, в котором я работаю, обучается ребенок с

ограниченными

возможностями здоровья. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных

условий

для

педагога

является

понимание

того,

что

эти

дети

нуждаются

в

создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных

возможностей.

Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ

1.Основные группы условий

Материально-техническая

база,

оснащ ение

с п е ц и а л ь н ы м

оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее

в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия,

создание

инклюзивной

культуры

в

организации,

взаимодействие

с

внешними

организациями

и

родителями

(необходима

разработка

регламентов

взаимодействия

с

внешними

организациями,

локальных

актов

образовательного

учреждения,

реализующего

инклюзивную

практику), информационно-просветительское обеспечение.

Организационно-педагогическое

обеспечение.

Ре а л и з а ц и я

образовательных программ с учетом особенностей психофизического

развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения

образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана.

Программно-методическое

обеспечение

образовательного

процесса.

Реализация

вариативных

форм

и

методов

организации

учебной

и

внеучебной

работы.

Использование

различных

видов

образования.

Применение

современных

технологий

образования

и

психолого-

педагогического

сопровождения.

Адаптация

методик

обучения

и

воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и

воспитанников с ОВЗ.

Комплексное

психолого-педагогическое

сопровождение,

организация

коррекционной работы.

Кадровое

обеспечение.

Специальная

подготовка

педагогического

коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в

условиях инклюзивной практики.

2.Психолого-педагогические условия при работе с детьми с ОВЗ

Индивидуальный подход.

Поддержка стабильности эмоциональной сферы.

Индивидуальный подход

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе,

успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса

исхожу из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной

трудности,

быть

доступным.

И

на

первых

этапах

коррекционной

работы

необходимо

обеспечить

ученику

субъективные

переживания

успеха

на

фоне

определённой

затраты

усилий.

В

дальнейшем

трудность

заданий

следует

увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Поэтому

главным

приоритетом

в

работе

детьми

является

индивидуальный

подход,

с

учетом специфики психики и здоровья ребенка.

Приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с

учетом специфики психики и здоровья ребенка.

Методические приемы

Учащиеся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

нуждаются

в

изменении

способов

подачи

информации. Наряду

с

традиционными

технологиями

обучения, позволяющие

обогащать

воображение

учащихся,

вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным

опытом, стимулировать развитие речи учащихся и основанные на постоянном

эмоциональном взаимодействии учителя и обучающегося, использую элементы

развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов

и форм обучения. В своей работе использую следующие методические приемы:

последовательное выполнение заданий;

повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

поэтапное разъяснение заданий;

предоставление дополнительного времени для завершения задания;

использование

упражнений

с

минимальным

заполнением,

с

пропущенными словами, предложениями;

смена видов деятельности;

использование печатных материалов иллюстрациями.

В работе с детьми применяю такие подходы:

обогащение знаниями об окружающем мире;

проведение подготовительных занятий;

активизация познавательной деятельности;

коррекция всех видов высших психических функций: памяти,

внимания, мышления;

проявление педагогического такта.

Индивидуальное оценивание ответов обучающихся с ОВЗ

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо

добиваться

развития

навыка

адекватного

восприятия

результатов

своей

деятельности,

не

вызывая

излишней

нервозности

и

тревожности.

Для

этого

применяю индивидуальное оценивание ответов обучающихся:

использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с

успехами и затраченными усилиями;

ежедневная оценка;

разрешение переделать задание, с которым он не справился;

оценка переделанных работ.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе

сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами

обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а

следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают

новые качества.

В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет

плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В ходе коррекционной работы

использую педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение

учебной деятельности. Очень важно выработать у ребенка заинтересованность,

положительное отношение к учебной деятельности. Для этого использую:

дидактический материал;

игровую деятельность;

совместную деятельность «учитель-ученик» при выполнении

задания;

словесную инструкцию в поэтапном виде и речь, как фактор,

организующий учебную деятельность

Повторение - основа учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ

Прочные

знания -

это

знания

осознанные.

Чем

глубже

ученик

понимает

и

осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он

проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.

Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической

работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков.

Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении

принадлежит

особая

роль.

Повторение

провожу

непрерывно,

включая

его

в

процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между

пройденным и новым.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение,

организация коррекционной работы

В нашем образовательном учреждении для детей с ограниченными

возможностями здоровья организовано психолого-педагогическое сопровождение,

основная задача которого:

с о з д а н и е

с и с т е м ы

н е п р е р ы в н о г о ,

к о м п л е к с н о г о ,

и н д и в и д у а л и з и р о в а н н о го

п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с ко г о

сопровождения обучения детей с ОВЗ.

Профессиональная

взаимосвязь

специалистов

МАОУ

«Гимназия

№7

«Сибирская»

(педагога-психолога,

учителя-логопеда,

социального

педагога,

учителя

начальных

классов,

медицинского

работника)

в

работе можно

рассматривать

как

комплексную

технологию

психолого-педагогической

поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения,

воспитания,

социализации

со

стороны

специалистов

разного

профиля,

действующих

координировано.

Важным условием успешной коррекционной

работы

считаю

непрерывность

педагогического воздействия.

В своей работе используем следующие формы:

проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями:

тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций,

характеристик на ПМПК;

проведение

малых

педагогических

советов,

административных

советов;

ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;

посещение,

взаимопосещение

уроков,

анализ

уроков

с

точки

зренияздоровьесбережения;

разработка методических рекомендаций учителю;

анкетирование учащихся, диагностика;

обследование школьников по запросу родителей

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем,

способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и

другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

Сотрудничество

педагога,

педагога-

психолога,

учителя-логопеда

в

оказании

совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Технологии компенсирующего обучения

В работе с детьми ОВЗ необходимо учитывать особенности организации

нервной системы таких детей. Поэтому, использую компенсирующие элементы

реабилитационного пространства:

любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и

ласка);

понимание детских трудностей и проблем;

принятие

ребенка

таким,

какой

он

есть,

со

всеми

его

достоинствами и недостатками, сострадание, участие;

обучение

элементам

саморегуляции

(«учись

учиться»,

«учись

владеть собой»),

а также виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

обучение

без

принуждения

(основанное

на

интересе,

успехе,

доверии);

урок

как

система

реабилитации,

в

результате

которой

обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным

действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных

подробностей и излишнего многообразия;

использование

ориентировочной

основы

действий

(опорных

сигналов);

оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Дневник динамического развития

В

своей

работе

использую

дневник динамического

развития,

в

котором

прослеживается развитие ребенка по каждому предмету.

Задачи:

ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях;

развитие мотивации учебной деятельности

развитие внимания и памяти

,

навыков

самоконтроля

повышение работоспособности и самостоятельности

В дневнике указываю используемые методы наблюдения, анализа, синтеза,

сравнения.

Дневник

позволяет

увидеть

динамику

развития

психических

процессов

школьника,

результаты

коррекционной

работы

проводимой

педагогом-психологом, учителем-логопедом.

Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблема социализации детей с ОВЗ является актуальной. Социализация, как

активное

приспособление

к

условиям

социальной

среды,

служит

основой

благополучия человека в обществе. У детей с ограниченными возможностями

здоровья

процесс социализации существенно затруднен, их будущее напрямую

зависит от умения трудиться, от умения создать свой быт, выстроить отношения с

окружающими, организовать свой досуг.

Социализация ребёнка в нашем образовательном учреждении осуществляется

в процессе различных видов деятельности, с использованием различных форм и

технологий, например:

сетевое взаимодействие- взаимодействие учебной деятельности со

сферой

дополнительного

образования

детей

с

использованием

ресурсов организаций науки, культуры, спорта.

В рамках сетевого взаимодействия я, совместно с педагогическим коллективом,

сотрудничаю

:

Организация

Вид сотрудничества

МБУЗ

«Городская

поликлиника

№ 22»

Обследование обучающихся с целью профилактики заболеваний

МНТК «Микрохирургия глаза»

Сибирский Центр Профилактики

и

Л е ч е н и е

Б л и з о р у к о с т и

ГЛАЗКА

АНО «Клиника НИИТО»

ДДТ «Кировский»

Проведение интеллектуальных игр, конкурсов, выставок,

мастер-классов.

ДДТ им. А.И. Ефремова

Проведение концертов, спектаклей, выставок, мастер-классов,

конкурсов рисунков и поделок ( «Святая пасха», рисунок на

асфальте)

ДЮСШ «Фламинго»

Проведение соревнований.

Детская школа искусств №11

Проведение выставок, концертов.

МБУ

Го р од ско й

цент р

п о

профилактике

с о ц и а л ь н о го

сиротства «Солнечный круг»

Участие в благотворительных акциях.

МУП

Новосибирский

зоопарк

им. Р.А.Шило

Участие в экологическом конкурсе « Дворец для скворца»

П р е д с т а в и т е л и

с и л о в ы х

структур

(МЧС,

п ож а р н о й

охраны, полиции)

Проведение

классных

часов

по

направлениям

«Правовое

воспитание»,

«Патриотическое

воспитание»,

«Безопасность

жизнедеятельности».

Всероссийский Союз Ветеранов

Афганистана

Участие в благотворительных акциях, концертах ко Дню матери

и Дню Победы.

В МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» для детей с ОВЗ создана адаптивная

образовательная среда и образовательный процесс осуществляется в соответствии

с

идеями

гуманитарно-культурологического,

личностно-деятельстного,

диалогического

и

рефлексивного

подходов,

идеями

творчества,

открытости

образовательной

среды,

приоритета

положительной

обратной

связи,

интегративности образовательного процесса.

Задачи педагогического сопровождения

В процессе работы я выделила задачи педагогического сопровождения детей,

имеющих ОВЗ:

выявить

интересы,

склонности,

способности,

обучающихся

к

различным видам деятельности;

оказать помощь в поисках «себя»;

создать

условия

для

индивидуального

развития

ребенка,

для

реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

создать

благоприятную

предметно-развивающую

среду

для

социального развития ребенка;

создать условия для развития положительного отношения ребенка к

себе, другим людям, окружающему миру;

выстраивание

программы

сопровождения

ребенка,

привлечение

педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее

реализации;

осуществление

мониторинга

действенности

программы

сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности

первой программы;

любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности,

сопереживание, терпение, умение прощать;

ожидание

успеха

в

решении

затруднений

ребенка,

готовность

оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья

образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной

социализации,

обеспечения

их

полноценного

участия

в

жизни

общества,

эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной

деятельности.



В раздел образования