Автор: Тищенко Марина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия 7 "Сибирская"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья
Раздел: начальное образование
Организация работы с детьми,
имеющие ограниченные возможности здоровья
Из опыта работы
В
Ф
едеральном
законе
"Об
образовании
в
Российской
Федерации"
говорится, что дети с проблемами в развитии имеют равные со
всеми
права
на
образование.
Образование
детей
с
ОВЗ
и
детей
инвалидов
предусматривает
создания
для
них
специальной
развивающей
среды,
обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности
для получения образования.
В классе, в котором я работаю, обучается ребенок с
ограниченными
возможностями здоровья. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных
условий
для
педагога
является
понимание
того,
что
эти
дети
нуждаются
в
создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных
возможностей.
Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ
1.Основные группы условий
Материально-техническая
база,
оснащ ение
с п е ц и а л ь н ы м
оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.
Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее
в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия,
создание
инклюзивной
культуры
в
организации,
взаимодействие
с
внешними
организациями
и
родителями
(необходима
разработка
регламентов
взаимодействия
с
внешними
организациями,
локальных
актов
образовательного
учреждения,
реализующего
инклюзивную
практику), информационно-просветительское обеспечение.
Организационно-педагогическое
обеспечение.
Ре а л и з а ц и я
образовательных программ с учетом особенностей психофизического
развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения
образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана.
Программно-методическое
обеспечение
образовательного
процесса.
Реализация
вариативных
форм
и
методов
организации
учебной
и
внеучебной
работы.
Использование
различных
видов
образования.
Применение
современных
технологий
образования
и
психолого-
педагогического
сопровождения.
Адаптация
методик
обучения
и
воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и
воспитанников с ОВЗ.
Комплексное
психолого-педагогическое
сопровождение,
организация
коррекционной работы.
Кадровое
обеспечение.
Специальная
подготовка
педагогического
коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в
условиях инклюзивной практики.
2.Психолого-педагогические условия при работе с детьми с ОВЗ
Индивидуальный подход.
Поддержка стабильности эмоциональной сферы.
Индивидуальный подход
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе,
успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса
исхожу из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной
трудности,
быть
доступным.
И
на
первых
этапах
коррекционной
работы
необходимо
обеспечить
ученику
субъективные
переживания
успеха
на
фоне
определённой
затраты
усилий.
В
дальнейшем
трудность
заданий
следует
увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Поэтому
главным
приоритетом
в
работе
детьми
является
индивидуальный
подход,
с
учетом специфики психики и здоровья ребенка.
Приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с
учетом специфики психики и здоровья ребенка.
Методические приемы
Учащиеся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
нуждаются
в
изменении
способов
подачи
информации. Наряду
с
традиционными
технологиями
обучения, позволяющие
обогащать
воображение
учащихся,
вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным
опытом, стимулировать развитие речи учащихся и основанные на постоянном
эмоциональном взаимодействии учителя и обучающегося, использую элементы
развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов
и форм обучения. В своей работе использую следующие методические приемы:
последовательное выполнение заданий;
повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
поэтапное разъяснение заданий;
предоставление дополнительного времени для завершения задания;
использование
упражнений
с
минимальным
заполнением,
с
пропущенными словами, предложениями;
смена видов деятельности;
использование печатных материалов иллюстрациями.
В работе с детьми применяю такие подходы:
обогащение знаниями об окружающем мире;
проведение подготовительных занятий;
активизация познавательной деятельности;
коррекция всех видов высших психических функций: памяти,
внимания, мышления;
проявление педагогического такта.
Индивидуальное оценивание ответов обучающихся с ОВЗ
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо
добиваться
развития
навыка
адекватного
восприятия
результатов
своей
деятельности,
не
вызывая
излишней
нервозности
и
тревожности.
Для
этого
применяю индивидуальное оценивание ответов обучающихся:
использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с
успехами и затраченными усилиями;
ежедневная оценка;
разрешение переделать задание, с которым он не справился;
оценка переделанных работ.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе
сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами
обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а
следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают
новые качества.
В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет
плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В ходе коррекционной работы
использую педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение
учебной деятельности. Очень важно выработать у ребенка заинтересованность,
положительное отношение к учебной деятельности. Для этого использую:
дидактический материал;
игровую деятельность;
совместную деятельность «учитель-ученик» при выполнении
задания;
словесную инструкцию в поэтапном виде и речь, как фактор,
организующий учебную деятельность
Повторение - основа учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ
Прочные
знания -
это
знания
осознанные.
Чем
глубже
ученик
понимает
и
осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он
проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.
Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической
работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков.
Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении
принадлежит
особая
роль.
Повторение
провожу
непрерывно,
включая
его
в
процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между
пройденным и новым.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение,
организация коррекционной работы
В нашем образовательном учреждении для детей с ограниченными
возможностями здоровья организовано психолого-педагогическое сопровождение,
основная задача которого:
с о з д а н и е
с и с т е м ы
н е п р е р ы в н о г о ,
к о м п л е к с н о г о ,
и н д и в и д у а л и з и р о в а н н о го
п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с ко г о
сопровождения обучения детей с ОВЗ.
Профессиональная
взаимосвязь
специалистов
МАОУ
«Гимназия
№7
«Сибирская»
(педагога-психолога,
учителя-логопеда,
социального
педагога,
учителя
начальных
классов,
медицинского
работника)
в
работе можно
рассматривать
как
комплексную
технологию
психолого-педагогической
поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения,
воспитания,
социализации
со
стороны
специалистов
разного
профиля,
действующих
координировано.
Важным условием успешной коррекционной
работы
считаю
непрерывность
педагогического воздействия.
В своей работе используем следующие формы:
проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями:
тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций,
характеристик на ПМПК;
проведение
малых
педагогических
советов,
административных
советов;
ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
посещение,
взаимопосещение
уроков,
анализ
уроков
с
точки
зренияздоровьесбережения;
разработка методических рекомендаций учителю;
анкетирование учащихся, диагностика;
обследование школьников по запросу родителей
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем,
способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и
другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Сотрудничество
педагога,
педагога-
психолога,
учителя-логопеда
в
оказании
совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Технологии компенсирующего обучения
В работе с детьми ОВЗ необходимо учитывать особенности организации
нервной системы таких детей. Поэтому, использую компенсирующие элементы
реабилитационного пространства:
любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и
ласка);
понимание детских трудностей и проблем;
принятие
ребенка
таким,
какой
он
есть,
со
всеми
его
достоинствами и недостатками, сострадание, участие;
обучение
элементам
саморегуляции
(«учись
учиться»,
«учись
владеть собой»),
а также виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
обучение
без
принуждения
(основанное
на
интересе,
успехе,
доверии);
урок
как
система
реабилитации,
в
результате
которой
обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным
действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных
подробностей и излишнего многообразия;
использование
ориентировочной
основы
действий
(опорных
сигналов);
оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Дневник динамического развития
В
своей
работе
использую
дневник динамического
развития,
в
котором
прослеживается развитие ребенка по каждому предмету.
Задачи:
ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях;
развитие мотивации учебной деятельности
развитие внимания и памяти
,
навыков
самоконтроля
повышение работоспособности и самостоятельности
В дневнике указываю используемые методы наблюдения, анализа, синтеза,
сравнения.
Дневник
позволяет
увидеть
динамику
развития
психических
процессов
школьника,
результаты
коррекционной
работы
проводимой
педагогом-психологом, учителем-логопедом.
Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблема социализации детей с ОВЗ является актуальной. Социализация, как
активное
приспособление
к
условиям
социальной
среды,
служит
основой
благополучия человека в обществе. У детей с ограниченными возможностями
здоровья
процесс социализации существенно затруднен, их будущее напрямую
зависит от умения трудиться, от умения создать свой быт, выстроить отношения с
окружающими, организовать свой досуг.
Социализация ребёнка в нашем образовательном учреждении осуществляется
в процессе различных видов деятельности, с использованием различных форм и
технологий, например:
сетевое взаимодействие- взаимодействие учебной деятельности со
сферой
дополнительного
образования
детей
с
использованием
ресурсов организаций науки, культуры, спорта.
В рамках сетевого взаимодействия я, совместно с педагогическим коллективом,
сотрудничаю
:
Организация
Вид сотрудничества
МБУЗ
«Городская
поликлиника
№ 22»
Обследование обучающихся с целью профилактики заболеваний
МНТК «Микрохирургия глаза»
Сибирский Центр Профилактики
и
Л е ч е н и е
Б л и з о р у к о с т и
ГЛАЗКА
АНО «Клиника НИИТО»
ДДТ «Кировский»
Проведение интеллектуальных игр, конкурсов, выставок,
мастер-классов.
ДДТ им. А.И. Ефремова
Проведение концертов, спектаклей, выставок, мастер-классов,
конкурсов рисунков и поделок ( «Святая пасха», рисунок на
асфальте)
ДЮСШ «Фламинго»
Проведение соревнований.
Детская школа искусств №11
Проведение выставок, концертов.
МБУ
Го р од ско й
цент р
п о
профилактике
с о ц и а л ь н о го
сиротства «Солнечный круг»
Участие в благотворительных акциях.
МУП
Новосибирский
зоопарк
им. Р.А.Шило
Участие в экологическом конкурсе « Дворец для скворца»
П р е д с т а в и т е л и
с и л о в ы х
структур
(МЧС,
п ож а р н о й
охраны, полиции)
Проведение
классных
часов
по
направлениям
«Правовое
воспитание»,
«Патриотическое
воспитание»,
«Безопасность
жизнедеятельности».
Всероссийский Союз Ветеранов
Афганистана
Участие в благотворительных акциях, концертах ко Дню матери
и Дню Победы.
В МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» для детей с ОВЗ создана адаптивная
образовательная среда и образовательный процесс осуществляется в соответствии
с
идеями
гуманитарно-культурологического,
личностно-деятельстного,
диалогического
и
рефлексивного
подходов,
идеями
творчества,
открытости
образовательной
среды,
приоритета
положительной
обратной
связи,
интегративности образовательного процесса.
Задачи педагогического сопровождения
В процессе работы я выделила задачи педагогического сопровождения детей,
имеющих ОВЗ:
выявить
интересы,
склонности,
способности,
обучающихся
к
различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать
условия
для
индивидуального
развития
ребенка,
для
реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
создать
благоприятную
предметно-развивающую
среду
для
социального развития ребенка;
создать условия для развития положительного отношения ребенка к
себе, другим людям, окружающему миру;
выстраивание
программы
сопровождения
ребенка,
привлечение
педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее
реализации;
осуществление
мониторинга
действенности
программы
сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности
первой программы;
любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности,
сопереживание, терпение, умение прощать;
ожидание
успеха
в
решении
затруднений
ребенка,
готовность
оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений.
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья
образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной
социализации,
обеспечения
их
полноценного
участия
в
жизни
общества,
эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной
деятельности.