Автор: Гайнутдинова Эндже Ильгатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Школа " 167"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование творческой личности через учебно-воспитательный процесс".
Раздел: начальное образование
"Формирование творческой личности через учебно-воспитательный процесс".
Воспитательный процесс, пронизанный и выстроенный на взаимодействии и
интеграции всех его компонентов, позволяет личности школьника быть деятельной,
работать с полной отдачей творческих способностей. В результате чего личность
приобретает максимальное развитие чувств, интеллекта, воли, т.е. тех качеств
личности, которые предопределяют формирование творца.
Формирование творческой личности происходит активнее в условиях:
активной самостоятельной творческой деятельности учащихся;
интегрированной творческой деятельности учащихся, которая понимается как
специфическая педагогическая технология организации внеучебного процесса;
вариативного подхода к оценке и учету влияния системы воспитания во
внеучебной деятельности учащихся на результативность сформированности
творческих качеств личности школьника;
развитие субъект-субъектных отношений способствует целенаправленности и
актуализации воспитательного потенциала учебных заведений.
На первом этапе осуществлялась психологическая готовность личности к творчеству:
были определены цели и задачи поиска, спроектировано четкое представление о
конечном результате и путях его достижения, планирование эксперимента, поисковой
работы, было дано понимание сложностей в предстоящей работе, решимость
преодолевать стереотипы и догматизм, шаблонность.
На втором этапе происходило формирование знаний и умений в избранном виде
деятельности.
На третьем этапе осуществлялось формирование основных качеств творческой
личности в различных видах внеучебной деятельности на том или ином этапе.
При конструировании системы воспитательной работы происходит опора на наличие
элементов системы внеучебной работы со школьниками:
1.
Гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания.
2.
Работы по формированию традиций (стенгазета, проведение праздничных
мероприятий и т.д.).
3.
Художественно- творческой деятельности (творческие объединения, смотры,
конкурсы, фестивали, выставки, экскурсии, просмотры кинофильмов.
4.
Спортивно-оздоровительной работы, пропаганды и внедрения физической
культуры и здорового образа жизни (спортивные секции, соревнования,
спортивные праздники и др.).
5.
Формы поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности (грамоты,
чествование лучших учеников).
В экспериментальном исследовании происходит конструирование системы воспитания
на основе последовательного включения учеников в различные виды деятельности во
внеучебной работе. На практике апробируется система пошагового включения
учеников в различные виды внеучебной деятельности:
1 класс - участвует в художественно-творческих мероприятиях, олимпиадах по
предметам гуманитарного цикла, КВН, в спортивных соревнованиях.
2 класс - направлен на результат в спортивной и художественно-творческой
деятельности, научные исследования становятся целенаправленными, активность во
всех видах деятельности достигает максимальных значений.
3 класс - участвует в дискуссиях, являются соисследователями с преподавателями по
избранной научной тематике, спорт становится частью здорового образа жизни,
общественно-политическая и научная деятельность становится значимой.
4 класс – участвует в конкурсах профессионального мастерства, в общественно-
политических акция в городе и области, в городских спортивных соревнованиях,
выступают с научными докладами на областных и всероссийских научных
конференциях.
Адекватным отражением разработанного механизма системы воспитания внеучебной
деятельности по формированию творческой личности школьника и ее реализации,
заключается в детальном описании согласованного функционирования всех
компонентов системы воспитания внеучебной деятельности , органично включенный в
образовательный процесс и направленный на формирование творческой личности
школьника .
Для осуществления опытно-экспериментальной работы необходимо опираться на ряд
общепедагогических положений, выполнение которых является обязательным
психолого-педагогическим условием проведения формирующего эксперимента и
определяет его эффективность если:
1.
Формирование творческое личности учащихся во внеучебной деятельности
возможно только в системе воспитательных воздействий, направленных на
реализацию творческого потенциала личности.
2.
При условии комплекса теоретико-методологических подходов в методах
воспитания; оптимальность процесса формирования творческой личности
школьников значительно усиливается за счет использования комплекса
«воспитывающих сред», воспитательного потенциала .
3.
Применение инновационных форм организации внеучебной деятельности ведет
к стимулированию творческой деятельности учащихся;
4.
Эффективность разработанной системы воспитания во внеучебной деятельности
дает творческие результаты.
На основании проведенного теоретико-методологического анализа выделяется
следующие этапы конструирования системы воспитания во внеучебной деятельности:
1.
Первый этап – диагностически - адаптационный. Этап построения
воспитательной системы.
2.
Второй этап - становления воспитательной системы, связан с отработкой
содержания деятельности и структуры:
3.
Третий этап – совершенствования,воспитательная система внеучебной
деятельности
4.
Четвертый этап – обновления и перестройки системы.
Этапы внедрения системы воспитания во внеучебной работе:
I. Первый этап – диагностически - адаптационный. Этап построения системы
воспитания. На этом этапе:
1.
Сформированы целевые установки, выработаны главные ориентиры в
организации воспитательного процесса во внеучебной деятельности;
2.
Произошел выбор системообразующей деятельности, для этого были
определены и стали развивать те виды деятельности, которые наиболее полно
выражают целевую установку системы, соответствуют интересам подавляющего
большинства участникам педагогического процесса и осуществляются на
высокопрофессиональном уровне.
3.
На этом этапе происходило формирование образа. При этом непрерывный
процесс интегрирования представителей окружающей среды об учебном
заведении произошел с целью создания системы воспитания во внеучебной
деятельности учащихся и определения путей, субъектов и средств ее построения
и развития.
Совместная творческая деятельность субъектов педагогического процесса сблизила
взгляды на сегодняшнее состояние и будущее , способствовало согласованности идей и
действий новаторов и всех участников педагогического действия.
II. Второй этап - становления системы воспитания, был связан с отработкой
содержания деятельности и структуры:
1.
В области системообразующей деятельности были окончательно утверждены все
ее виды, отработаны наиболее эффективные формы и методы массовых и
индивидуальных воспитательных воздействий;
2.
В развитии в вузе «воспитывающей среды»;
3.
Во взаимодействии системы воспитания во внеучебной деятельности с
«воспитывающей средой».
Для формирования творческого потенциала учащихся необходимо использовать
современные воспитательные методы и технологии. К которым можно отнести
дискуссию, эмпатию, частично-поисковый метод, проблемно-диалогический метод,
метод "дедуктивного исследования", многомерные матрицы, технологии коллективного
генерирования идей (прямая "мозговая атака", обратная "мозговая атака") и др.
В ходе экспериментальной работы были определены и представлены в логической
последовательности практические способы и формы организации творческих дел, что
позволило обеспечить целенаправленное развитие системы внеучебной деятельности.
Результативность внеучебной деятельности отслеживается через систему мониторинга
и диагностики формирования определенных ценностей, представлений, умений,
степень и характер вовлеченности учащихся в различные виды внеучебной
деятельности . Школа становиться центром воспитания. Воспитательный процесс
проходит в более «развернутом» пространстве, поэтому оценка внеучебной
деятельности предполагает формирование имиджа школы на уровне города.