Напоминание

"Формирование творческой личности через учебно-воспитательный процесс".


Автор: Гайнутдинова Эндже Ильгатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Школа " 167"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование творческой личности через учебно-воспитательный процесс".
Раздел: начальное образование





Назад




"Формирование творческой личности через учебно-воспитательный процесс".

Воспитательный процесс, пронизанный и выстроенный на взаимодействии и

интеграции всех его компонентов, позволяет личности школьника быть деятельной,

работать с полной отдачей творческих способностей. В результате чего личность

приобретает максимальное развитие чувств, интеллекта, воли, т.е. тех качеств

личности, которые предопределяют формирование творца.

Формирование творческой личности происходит активнее в условиях:

активной самостоятельной творческой деятельности учащихся;

интегрированной творческой деятельности учащихся, которая понимается как

специфическая педагогическая технология организации внеучебного процесса;

вариативного подхода к оценке и учету влияния системы воспитания во

внеучебной деятельности учащихся на результативность сформированности

творческих качеств личности школьника;

развитие субъект-субъектных отношений способствует целенаправленности и

актуализации воспитательного потенциала учебных заведений.

На первом этапе осуществлялась психологическая готовность личности к творчеству:

были определены цели и задачи поиска, спроектировано четкое представление о

конечном результате и путях его достижения, планирование эксперимента, поисковой

работы, было дано понимание сложностей в предстоящей работе, решимость

преодолевать стереотипы и догматизм, шаблонность.

На втором этапе происходило формирование знаний и умений в избранном виде

деятельности.

На третьем этапе осуществлялось формирование основных качеств творческой

личности в различных видах внеучебной деятельности на том или ином этапе.

При конструировании системы воспитательной работы происходит опора на наличие

элементов системы внеучебной работы со школьниками:

1.

Гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания.

2.

Работы по формированию традиций (стенгазета, проведение праздничных

мероприятий и т.д.).

3.

Художественно- творческой деятельности (творческие объединения, смотры,

конкурсы, фестивали, выставки, экскурсии, просмотры кинофильмов.

4.

Спортивно-оздоровительной работы, пропаганды и внедрения физической

культуры и здорового образа жизни (спортивные секции, соревнования,

спортивные праздники и др.).

5.

Формы поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности (грамоты,

чествование лучших учеников).

В экспериментальном исследовании происходит конструирование системы воспитания

на основе последовательного включения учеников в различные виды деятельности во

внеучебной работе. На практике апробируется система пошагового включения

учеников в различные виды внеучебной деятельности:

1 класс - участвует в художественно-творческих мероприятиях, олимпиадах по

предметам гуманитарного цикла, КВН, в спортивных соревнованиях.

2 класс - направлен на результат в спортивной и художественно-творческой

деятельности, научные исследования становятся целенаправленными, активность во

всех видах деятельности достигает максимальных значений.

3 класс - участвует в дискуссиях, являются соисследователями с преподавателями по

избранной научной тематике, спорт становится частью здорового образа жизни,

общественно-политическая и научная деятельность становится значимой.

4 класс – участвует в конкурсах профессионального мастерства, в общественно-

политических акция в городе и области, в городских спортивных соревнованиях,

выступают с научными докладами на областных и всероссийских научных

конференциях.

Адекватным отражением разработанного механизма системы воспитания внеучебной

деятельности по формированию творческой личности школьника и ее реализации,

заключается в детальном описании согласованного функционирования всех

компонентов системы воспитания внеучебной деятельности , органично включенный в

образовательный процесс и направленный на формирование творческой личности

школьника .

Для осуществления опытно-экспериментальной работы необходимо опираться на ряд

общепедагогических положений, выполнение которых является обязательным

психолого-педагогическим условием проведения формирующего эксперимента и

определяет его эффективность если:

1.

Формирование творческое личности учащихся во внеучебной деятельности

возможно только в системе воспитательных воздействий, направленных на

реализацию творческого потенциала личности.

2.

При условии комплекса теоретико-методологических подходов в методах

воспитания; оптимальность процесса формирования творческой личности

школьников значительно усиливается за счет использования комплекса

«воспитывающих сред», воспитательного потенциала .

3.

Применение инновационных форм организации внеучебной деятельности ведет

к стимулированию творческой деятельности учащихся;

4.

Эффективность разработанной системы воспитания во внеучебной деятельности

дает творческие результаты.

На основании проведенного теоретико-методологического анализа выделяется

следующие этапы конструирования системы воспитания во внеучебной деятельности:

1.

Первый этап – диагностически - адаптационный. Этап построения

воспитательной системы.

2.

Второй этап - становления воспитательной системы, связан с отработкой

содержания деятельности и структуры:

3.

Третий этап – совершенствования,воспитательная система внеучебной

деятельности

4.

Четвертый этап – обновления и перестройки системы.

Этапы внедрения системы воспитания во внеучебной работе:

I. Первый этап – диагностически - адаптационный. Этап построения системы

воспитания. На этом этапе:

1.

Сформированы целевые установки, выработаны главные ориентиры в

организации воспитательного процесса во внеучебной деятельности;

2.

Произошел выбор системообразующей деятельности, для этого были

определены и стали развивать те виды деятельности, которые наиболее полно

выражают целевую установку системы, соответствуют интересам подавляющего

большинства участникам педагогического процесса и осуществляются на

высокопрофессиональном уровне.

3.

На этом этапе происходило формирование образа. При этом непрерывный

процесс интегрирования представителей окружающей среды об учебном

заведении произошел с целью создания системы воспитания во внеучебной

деятельности учащихся и определения путей, субъектов и средств ее построения

и развития.

Совместная творческая деятельность субъектов педагогического процесса сблизила

взгляды на сегодняшнее состояние и будущее , способствовало согласованности идей и

действий новаторов и всех участников педагогического действия.

II. Второй этап - становления системы воспитания, был связан с отработкой

содержания деятельности и структуры:

1.

В области системообразующей деятельности были окончательно утверждены все

ее виды, отработаны наиболее эффективные формы и методы массовых и

индивидуальных воспитательных воздействий;

2.

В развитии в вузе «воспитывающей среды»;

3.

Во взаимодействии системы воспитания во внеучебной деятельности с

«воспитывающей средой».

Для формирования творческого потенциала учащихся необходимо использовать

современные воспитательные методы и технологии. К которым можно отнести

дискуссию, эмпатию, частично-поисковый метод, проблемно-диалогический метод,

метод "дедуктивного исследования", многомерные матрицы, технологии коллективного

генерирования идей (прямая "мозговая атака", обратная "мозговая атака") и др.

В ходе экспериментальной работы были определены и представлены в логической

последовательности практические способы и формы организации творческих дел, что

позволило обеспечить целенаправленное развитие системы внеучебной деятельности.

Результативность внеучебной деятельности отслеживается через систему мониторинга

и диагностики формирования определенных ценностей, представлений, умений,

степень и характер вовлеченности учащихся в различные виды внеучебной

деятельности . Школа становиться центром воспитания. Воспитательный процесс

проходит в более «развернутом» пространстве, поэтому оценка внеучебной

деятельности предполагает формирование имиджа школы на уровне города.



В раздел образования