Автор: Адамова Галина Николаевна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1" Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Степени сравнения наречий 7 класс Раздел: среднее образование
Адамова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1»,
ЯНАО, г. Ноябрьск.
Урок в 7 классе.
Тема: степени сравнения наречий
Цели и задачи:
Образовательная:1
Ознакомить с особенностями образования и употребления наречий в сравнительной и
превосходной степени; научить отличать степени сравнения наречий и прилагательных.
2. Продолжить формировать умения образовывать сравнительную и превосходную степени наречий,
определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени.
3. Сформировать умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия.
4.
Ознакомить с особенностями образования и употребления наречий в сравнительной и превосходной степени; научить
отличать степени сравнения наречий и прилагательных.
Развивающая:
развитие логического и образного мышления; обогащение словарного запаса и повышение
культуры речи;
Воспитательная: эстетическое развитие учащихся.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, усвоение нового материала
Используемые методы исследования: опрос, наблюдение, анализ, сравнение, исключение.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
I. Актуализация опорных знаний.
1. Повторение изученного ранее о степенях сравнения прилагательного.
а) Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она.
- обозначьте все орфограммы;
- составьте схему предложения;
-какими частями речи являются однокоренные слова?
-Образуйте от прилагательных возможные формы степеней сравнения (печальные – печальнее, печальнейшие, более
печальные, самые печальные, печальнее всех);
-а от наречия (по образцу с прилагательными) (печально – печальнее, печальнее всего, более печально, печальнее всех).
II. Объяснение нового материала.
Какая часть речи называется наречием?
-Какие разряды наречий вам известны?
-
Сопоставьте прилагательные с наречиями. Определите, какими частями речи являются слова, звучащие одинаково.
1. Место свободно. Он свободно говорит по-русски.
2. Его выступление интересно. Он интересно рассказывал о поездке
3. Солнце ярче луны.
Солнце светило ярче.
II. Объяснение нового материала.
Прослушать предложения, выписать словосочетания «существительное + прилагательное в
сравнительной степени» и «глагол + наречие в сравнительной степени».
Новая школа выше и красивее старой. Он писал красивее. Море глубже реки. Он вздохнул глубже.
Конь грациознее пони. Сегодня она танцевала грациознее.
-Какой вывод вы можете сделать? (Способ образования наречий сравнительной степени такой же, как и у
прилагательных, похож и способ образования превосходной степени только составной формы).
Повторение изученного. Фронтальный опрос с последующей письменной проверкой.
- Сколько степеней сравнения имеет наречие? (Две).
- Назовите степени сравнения наречий. (Сравнительная и превосходная).
- Сколько форм имеют эти степени сравнения, назовите их. (Две формы: простая и составная).
1
- Как образуется простая сравнительная степень наречия? (При помощи суффиксов -ее, -ей, -е, -ше ).
- Как образуется составная степень сравнения наречия? (наречие + более, менее).
- Что вы можете сказать об образовании превосходной степени сравнения наречия? (Превосходная
степень сравнения наречия имеет только составную форму, простые формы встречаются крайне редко, в
основном в архаичных словах типа покорн ейше , ниж айше , строж айше ).
- Как образуется составная степень сравнения наречия? (Сравнительная степень наречия + местоимение
всех).
III. Закрепление нового материала.
1.Отрабатываем алгоритм действия.
1. Надо посмотреть, от какой части речи зависит слово в сравнительной степени:
Наречие – от глагола Прилагательное – от существительного или
местоимения
2. Поставить вопрос:
как? какой? каков?
3.Определить слово как член предложения:
обстоятельство сказуемое
Возвращаемся к предложениям, записанным на доске. Оформляем запись в тетради.
2.
Создание, решение (поиск ответа), разработка (закрепление) проблемной ситуации.
3.
Записать пословицы, ставя в скобках вопрос к прилагательным и наречиям в сравнительной степени.
Образец. Человеческое слово (каково?) стрелы острее. (Как?) Тише едешь – (где?) дальше будешь.
1)
Живое слово дороже мертвой буквы. 2)Легче друга потерять, чем найти. 3)На чужой стороне родина
милей вдвойне. 4) Дым отечества милее чужого огня. 5) Утро вечера мудренее. 6) Встанешь раньше – шагнешь
дальше. (Пословицы)
2)
Развитие речи . Раскройте смысл данных пословиц (устно), построив предложения так, чтобы в ваших
ответах присутствовали наречия в сравнительной и превосходной степени.
3)
Коллективная работа (у доски).
4)
Записать предложения на доске. Указать наречия и прилагательные в сравнительной степени.
1.Солнце греет все теплее, небо стало как будто глубже и выше. 2. После грозы воздух свежее,
птицы щебечут громче и веселее. 3. Солнце ниже клонится к западу, горизонт становится ярче,
пламеннее. (После проделанной работы учащиеся делают выводы).
5. Образовать наречия в сравнительной и превосходной степени.
Образец. Хорошо – лучше, лучше всего.
Дружно, красиво, высоко, редко, верно, поздно, легко, строго, тонко, далеко, кратко, громко,
быстро, рано.
6.Прочитать текст, выписать наречия и разобрать их как часть речи по образцу .
Запоздалая сова чиркнула крылом по снегу и полетела туда, где посуше и потемнее. С верхушек елок все ниже
к сугробам спускается утренний снег. Серебряная пудра рождается где-то прямо над головой. (В.Песков.)
7.Выписать словосочетания «существительное + прилагательное в сравнительной степени»; «глагол +
наречие в сравнительной степени»:
а)Новая школа выше и красивее старой. Он был красивее.
б) Море глубже реки. Он вздохнул глубже.
2
в) Конь грациознее пони. Сегодня она танцевала грациознее.
в) Солнце греет все теплее, небо стало как будто глубже и выше.
г) После грозы воздух свежее, птицы щебечут громче и веселее.
д) Солнце ниже клонится к западу, горизонт становится ярче, пламеннее.
8. Синтаксический разбор предложения.
Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.
IV. Систематизация и обобщение.
- О чем же сегодня на уроке шла речь?
- Каковы же ваши выводы? Что интересного вы узнали о наречии?
- Какие степени сравнения имеют наречия?
-Как они образуются?
- В чем сходство и различие степеней сравнения прилагательных и наречий?
- Все ли прилагательные и наречия могут иметь степени сравнения?
V. Словарная работа.
- Запомните нормы употребления сравнительной степени наречий: интереснее, свободнее,
удобнее, красивее, более гибко, менее звонко, более далеко, более дорого, менее коротко.
3