Автор: Мусакаева Булдганым Халимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 11
Населённый пункт: с. Луговское Ровенский район Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ №11 с. Луговское
Мусакаева Булдыганым Халимовна
Дидактические игры
Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры,
т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения или
развития новых способностей. Известно что в дошкольном возрасте
усвоение новых знаний и развитие новых способностей значительно
успешнее происходит в игре, чем на учебных занятиях. Обучающая
задача, поставленная в игре, имеет для ребенка явные преимущества. В
ситуации игры дошкольнику понятна сама необходимость приобретения
новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный замыслом
игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он постоянно
сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его
представлений и способов действия.
Знания поданные в готовой форме и не связанные с жизненными
интересами дошкольников, плохо усваиваются детьми и не имеют
отношения к умственному развитию. В игре же ребенок сам стремится
научиться тому, что он еще не умеет.
Дидактическая игра- это не любые действия с учебным материалом и не
игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая,
полноценная, и достаточно содержательная для детей деятельность. Она
имеет свои побудительные и свои способы действий.
Развивающие дидактические игры имеют готовый игровой замысел,
предлагаемый ребенку, игровой материал и правила (общения и
предметных действий). Все это определяется целью игры, тем, для чего
эта игра создана, на что она направлена. Целью игра всегда имеют два
аспекта:
1) познавательный, то чему мы должны научить ребенка, какие способы
действия с предметами ему нужно в данной игре передать;
2) воспитательный, способы сотрудничества, формы общения и
отношения к другим людям, которые следует привить детям.
В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача
конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных
психологических процессов, или способностей ребенка.
Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в
усвоение знаний и умений, она должна обязательно включать игровой
замысел, ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую
он воспринимает как свою. Замысел игры должен опираться на
конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их
опыта. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их
деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с
предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.
Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагается
ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в
других- выполнить определенные движения, в третьих- обменяться
предметами.
Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, то, что
является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в
игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение
обучающей задачи требует от ребенка активных, умственных и волевых
усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание
обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать
раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную
картинку за определенное время, запомнить несколько предметов.
Игровой материал также побуждает ребенка к игре. Он имеет важное
значение для обучения и развития и , конечно, для осуществления
игрового замысла.
И, наконец, важнейшей особенностью дидактической игры являются
игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел,
игровые действия и обучающую задачу.
Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула
каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным
участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми
взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и
значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре.
Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же
время взрослый организует игру и направляет ее - он помогает детям
преодолевать затруднения, одобряет их правильные действия и
достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки
некоторых детей.
Совмещение взрослым двух разных ролей - участника и организатора -
важная отличительная особенность развивающей игры.
Благодаря тому, что дидактическая развивающая игра является активной
и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и
добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится
его личным достоянием, так как его можно свободно применить и в
других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его
собственных играх является важным показателем развития творческой
инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать
"в уме", мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их
творческие возможности и способности.
Развивающая игра является довольно эффективным средством
формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль. Ее
обязательные для всех правила регулируют поведение детей
ограничивают их импульсивность. Если правила поведения ,
декларируемые взрослым , вне игры обычно плохо усваиваются детьми
и часто нарушаются ими, то правила игры, которые становятся условием
увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в
жизнь детей.
Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат
разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств
личности.