Напоминание

Дидактические игры


Автор: Мусакаева Булдганым Халимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 11
Населённый пункт: с. Луговское Ровенский район Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ №11 с. Луговское

Мусакаева Булдыганым Халимовна

Дидактические игры

Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры,

т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения или

развития новых способностей. Известно что в дошкольном возрасте

усвоение новых знаний и развитие новых способностей значительно

успешнее происходит в игре, чем на учебных занятиях. Обучающая

задача, поставленная в игре, имеет для ребенка явные преимущества. В

ситуации игры дошкольнику понятна сама необходимость приобретения

новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный замыслом

игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он постоянно

сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его

представлений и способов действия.

Знания поданные в готовой форме и не связанные с жизненными

интересами дошкольников, плохо усваиваются детьми и не имеют

отношения к умственному развитию. В игре же ребенок сам стремится

научиться тому, что он еще не умеет.

Дидактическая игра- это не любые действия с учебным материалом и не

игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая,

полноценная, и достаточно содержательная для детей деятельность. Она

имеет свои побудительные и свои способы действий.

Развивающие дидактические игры имеют готовый игровой замысел,

предлагаемый ребенку, игровой материал и правила (общения и

предметных действий). Все это определяется целью игры, тем, для чего

эта игра создана, на что она направлена. Целью игра всегда имеют два

аспекта:

1) познавательный, то чему мы должны научить ребенка, какие способы

действия с предметами ему нужно в данной игре передать;

2) воспитательный, способы сотрудничества, формы общения и

отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача

конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных

психологических процессов, или способностей ребенка.

Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в

усвоение знаний и умений, она должна обязательно включать игровой

замысел, ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую

он воспринимает как свою. Замысел игры должен опираться на

конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их

опыта. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их

деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с

предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.

Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагается

ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в

других- выполнить определенные движения, в третьих- обменяться

предметами.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, то, что

является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в

игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение

обучающей задачи требует от ребенка активных, умственных и волевых

усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание

обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать

раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную

картинку за определенное время, запомнить несколько предметов.

Игровой материал также побуждает ребенка к игре. Он имеет важное

значение для обучения и развития и , конечно, для осуществления

игрового замысла.

И, наконец, важнейшей особенностью дидактической игры являются

игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел,

игровые действия и обучающую задачу.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула

каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным

участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми

взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и

значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре.

Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же

время взрослый организует игру и направляет ее - он помогает детям

преодолевать затруднения, одобряет их правильные действия и

достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки

некоторых детей.

Совмещение взрослым двух разных ролей - участника и организатора -

важная отличительная особенность развивающей игры.

Благодаря тому, что дидактическая развивающая игра является активной

и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и

добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится

его личным достоянием, так как его можно свободно применить и в

других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его

собственных играх является важным показателем развития творческой

инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать

"в уме", мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их

творческие возможности и способности.

Развивающая игра является довольно эффективным средством

формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль. Ее

обязательные для всех правила регулируют поведение детей

ограничивают их импульсивность. Если правила поведения ,

декларируемые взрослым , вне игры обычно плохо усваиваются детьми

и часто нарушаются ими, то правила игры, которые становятся условием

увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в

жизнь детей.

Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат

разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств

личности.



В раздел образования