Автор: Курочкина Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ д⁄с с.Тирлянский
Населённый пункт: с.Тирлянский, Белорецкий р–н, респ. Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
Мастер – класс
на тему
«Использование мнемотехники
в работе по развитию связной речи у детей старшего
дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель
средней группы
Курочкина Юлия Александровна
2019
Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники
в работе по развитию связной речи у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи:
- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;
- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования
инновационных методов работы;
-дать понятие мнемотехники, познакомить с особенностями, принципами технологии,
этапами работы;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотехники;
- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в
работе с детьми в речевом развитии.
Оборудование:
- мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблица.
-листы бумаги, карандаши, мольберт (2 шт.), магниты.
Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго и
напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он усвоит на лету».
Это метод мнемотехника. Мнемотехника (от греческого:
mneme – память и techne – искусство, мастерство) -
искусство запоминания.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к
сложному. Необходимо начинать работу с простейших
мнемоквадратов, последовательно переходить к
мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
1этап. Знакомство с мнемоквадратом.
«Зашифрованное слово».
Первоначально нужно познакомить детей с
использованием картинки в качестве опоры для
запоминания отдельных слов путем соотнесения
каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по
смыслу.
Для этого можно использовать следующие задания:
называется слово, а вам необходимо выбрать картинку,
которая поможет это слово запомнить.
Слова: лес, пляж, ваза, вкусно, страшно, весело, горячий,
солёный, кислый, море, привет, золото.
Затем вам покажут картинку, по ней надо вспомнить
слово.
Далее необходимо сформировать у детей умение
заменять ключевые слова и понятия рисунками-
символами и самостоятельно их зарисовывать.
При этом важно чтобы в графическом образе объекта
были выделены главные его признаки, характерные
только для него.
Для этого можно использовать игру-задание
«Запоминаем слова, рисуя»:
называется слово, а вам необходимо нарисовать к этому
слову рисунок, который потом поможет вам это слово
вспомнить.
Слова: солнце, лес, дом, птица, дерево, идёт, мальчик,
скучно, девочка, день и ночь, снег, ветер.
2этап.
На следующем этапе формируем умение работать с
мнемодорожкой, упражняем при составлении
предложений заменять ключевые слова на значки-
символы.
. Поиграем в игру «Хорошо — плохо». (С опорой на
мнемодорожку).
Задания по подгруппам.
1 – выложить мнемодорожку «отрицательных»
признаков осени.
2 – выложить мнемодорожку «положительных»
признаков осени.
(2 мольберта, магниты, комплекты мнемокарточек
«Признаки осени»).
Как вы думаете, почему осень – это плохо?
Варианты ответов детей:
— Осень – это плохо, потому что солнце светит мало,
становится прохладно.
…, потому что небо хмурое, пасмурно, у нас плохое
настроение.
…, потому что день стал короче, а ночь длиннее, раньше
ложимся спать.
…, потому что листья сохнут и опадают, трава желтеет,
цветы вынут.
…, потому что дует холодный ветер, часто идет дождик,
кругом лужи, можно простудиться.
…, потому что птицы собираются в стаи, готовятся к
отлету, умолкают птичьи голоса, не слышно их пения.
Воспитатель. Значит осень, какая пора? (Ответы).
При проговаривании «отрицательных» признаков
необходимо обязательно говорить о том, а что можно
сделать, чтобы исправить «отрицательное» на
«положительное».
- Осень – это не только плохо, но и хорошо, почему?
Варианты ответов :
- Осень – это хорошо, потому что идут дожди, на полях
хорошо дружно всходят озимые.
…, потому что начинается листопад, можно погулять по
«осеннему ковру», «пошуршать» листьями, собрать
красивые букеты.
…, потому что дикие животные готовятся к зиме:
линяют, делают запасы, утепляют жилища, медведь, еж,
барсук — готовятся ко сну.
…, потому что собирают урожай овощей и фруктов.
…, потому что можно сходить в лес и набрать грибов.
…, потому что можно собрать в лесу шишки и желуди,
сделать интересные поделки.
Воспитатель. Значит, осень, какая пора? (Ответы детей).
3этап.
Цель следующего этапа: развивать у детей умение
составлять рассказ, используя дидактический материал в
форме мнемотаблицы, что заметно облегчает детям
овладение связной речью; кроме того, наличие
зрительного плана-схемы делает рассказ четким,
связным и последовательным.
Содержание
мнемотаблицы
-
это
графическое
или
частично графическое изображение персонажей сказки,
явлений
природы,
некоторых
действий
и
др.
путем
выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Главное
–
нужно
передать
условно-наглядную
схему,
изобразить
так,
чтобы
нарисованное
было
понятно
детям.
Постепенно
осуществляется
переход
от
творчества
воспитателя
к
совместному
творчеству
ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы
даются готовые схемы, то на следующем - коллективно
выдвигаются
и
обсуждаются
различные
версии
и
отбираются
наиболее
удачные
варианты,
т.
е.
здесь
педагог выступает как равноправный партнер, который
незаметно
помогает
ребенку
находить
и
выбирать
наиболее удачные решения, оформлять их в целостное
произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять
творческую
самостоятельность,
т.е.
мнемотаблицы
создают вместе, сообща.
Составление описательного рассказа «Заяц» по
мнемотаблице.
(на столах – листы бумаги и карандаши, картинка -
заяц).
Рисуем таблицу из трёх строк и трёх столбиков.
В первой строке таблицы рисуем: дом зачёркнутый
крестиком; ёлочку; четыре палочки.
Во второй строке таблицы рисуем: много волнистых
линий; цифру два; мордочку зайчика.
В третий строке таблицы рисуем: бутылочку с соской;
морковку, капусту; заглавную букву З.
Рассказ (составляют воспитатели).
Заяц — это не домашнее животное, а дикое. Он живет в
лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой
шерстью, а летом — серой. На голове два длинных уха.
У зайца маленький хвостик. Мама-зайчиха своих
детенышей выкармливает молочком. Когда вырастет,
заяц ест морковку, траву, капусту.