Напоминание

Игра как средство воспитания детей


Автор: Игнатьева Александра Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №79
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: Игра как средство воспитания детей
Раздел: дошкольное образование





Назад





Игра как средство воспитания детей.
Многие ученые пытались дать определение понятию игра. К. Гросс был первым авто - ром, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался класси- фицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что эксперименталь- ные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он ло- шадь, охотник и т. п. Один из учеников Гросса – А. Вейс пытался показать, что различные виды игровой деятельности чрезвычайно далеко стоят друг от друга, или, как он выражал- ся, имеют в психологическом отношении мало общего. У него возник вопрос: можно ли одним словом "игра" называть все различные виды подобной деятельности (Л. С. Выгот- ский "Раннее детство")? Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, ко- торый считал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. Ребенок действительно прежде всего ищет себя в играх, определяет свое место среди сверстников, обращаясь к прошлому, настоящему, будущему. Дети повто - ряют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развиваю- щей, социальной деятельности в условиях, направленных на воссоздание и освоение соци- ального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Продолжая примеры педагогических определений игры, приведем еще два. В частно - сти, по мнению С.Т. Шацкого: Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аро- мат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человече- ства. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства. В. А. Сухомлинский предлагает такую метафору: Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный по- ток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознатель - ности. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существова- ния всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской дея- тельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Совет- ский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, че- рез которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, поня - тий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любозна - тельности». Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка,– это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра это деятельность, она является выражением определенного отно - шения личности к окружающей действительности. Игра человека – порождение деятель - ности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры за- ключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действитель- ности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их соб - ственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование. Вторая – характерная – особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, 1
не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между бы- стрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятель- ности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации по- требностей и запросов ребенка в пределах его возможностей. Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой дея - тельности, – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в преде - лах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игро- вого действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности за- ключается основное значение игры. В игре есть отлет от действительности, но есть и про - никновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие.
Характеристика основных видов игр.
Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр: игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры; игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью; игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей. Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвида- ми. Так, в состав первого класса входят: игра – экспериментирование и сюжетные самоде- ятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализо- ванная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллекту- альной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действитель- ности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Со- держание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми. Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интел - лектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются само- деятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исход- ная инициатива ребенка в постановке игровой задачи. Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являют - 2
ся, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых пе - дагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направ - лены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактиче - ских игр как средство обучения дошкольников определяется рядом причин: опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу; освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно; имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобла - данием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов; недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адопта- ции при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей. Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1)дидактическая задача; 2)игровые действия; 3)правила игры; 4)результат. Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учеб- ных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки сче- та. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре ре- ализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые дей- ствия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры.
Их содержание и направленность обусловлены общими задачами фор- мирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игро - выми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью пра- вил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением де- тей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают дей- 3
ствия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предме- та.
Подведение итогов – результат
подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ре- бенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические зада - чи. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог стано - вится на путь прямого обучения. Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сде- лать его постепенным. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции ди - дактических игр: функция формирования психических новообразований; функция формирования собственно учебной деятельности; функция формирования навыков самоконтроля и самооценки; функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей. Таким образом, дидактическая игра – сложное, многогранное явление. Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия: наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр; выразительность проведения игры; необходимость включения педагога в игру; оптимальное сочетание занимательности и обучения; средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач; используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и ем - кой. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: 1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом); 2 – настольные печатные; 3 – словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на срав - нение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овла- дения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: до- школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. В игре также используют предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с предметами дошкольники выполняют задания, требующие сознательного запоми - нания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Иг - 4
рая, они приобретают умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнооб - разных форм. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко вы- ражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны. Это помогает учителю упражнять дошкольников в решении определенных дидактических задач.
Игры с природным материалом
учитель применяет при проведении дидактических игр. В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Пример:
Игра «Чьи следы».
Дидактическая задача – закрепление знаний о диких и домашних животных, учить раз- личать их по следам, развитие зрительного внимания и памяти. Игровые правила. Подбор следов к каждому из животных. Кто быстрее и правильнее выполнит задание - получает фишку. Кто больше всего наберет фишек, тот и будет луч - шим следопытом. Ход игры. Детям раздаются карточки, на которых изображены животные. Водящий по- казывает следы, а дети подбирают следы к своим животным. Детям нельзя ошибаться, при неправильном ответе, ход переходит к другому ребенку.
Игра «От какого дерева лист»
Дидактическая задача-закрепление названий деревьев, их частей: закрепление цвета, формы предметов; развитие зрительного внимания, памяти. Развитие аналитических способностей. Ход игры. Детям раздаются карточки, на которых изображены листья разных деревьев, они разной формы и разного цвета. Водящий достает по одному листочку и показывает де - тям. Если такой листочек имеется на карточке у ребенка, то он описывает его и говорит от какого дерева. Например: «Этот лист зеленого цвета, круглой формы он среднего размера. Это липо- вый листок». Если ребенок называет все верно, то он получает этот листочек и закрывает им подходящий на своей карточке. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свои листочки на карточке.
Игра « Разложи листья по убывающей величине»
Дидактическая задача - учить детей анализировать и сравнивать предметы по величине и выкладывать их в порядке убывания. Материал: можно использовать настоящие листья деревьев или изготовленные из картона. Ход игры. Перед детьми выкладывают листья. И перед тем как им выполнить задание, они получают инструкцию. Например: « Выложить в порядке убывания пять зеленых кленовых листьев». Кто из детей быстрее и правильно выполнит задание, тот выигрывает.
Настольно-печатные игры
разнообразны по видам. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Дошкольники объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от детей требуется обоб- щение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу?». 5
Пример:
Игра-домино « Подбери пару».
Дидактическая задача – учить детей объединять предметы в пары по внешнему призна- ку. Можно объединять предметы по форме, цвету, видовому признаку. Материал: можно использовать готовое или самодельное домино. Тематика его может быть различной (овощи, фрукты, цветы и т.д.). Ход игры: детям поровну раздают домино. Каждый из детей делает ход друг за другом, если у него есть такая же, как у предыдущего игрока. Если у ребенка нет соответствующей картинки, то он пропускает ход.
Игра « Найди по общему признаку»
Дидактическая задача – учить детей обобщать и классифицировать предметы по обще- му признаку. Устанавливать связь между предметами. Ход игры: детям раздаются картинки, которые соответствуют различным категориям предметов (обувь, одежда, мебель и т.д.). Водящий достает и называет карточку, а дети на- зывают, чья это карточка и кладут к себе на картинку. Кто быстрее из детей заполнит пу - стые окошки на картинке, тот выигрывает.
Составление разрезных картинок
направлено на развитие у детей умения из отдель- ных частей составлять целый предмет, логическому мышлению. Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у дошкольников. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ребенок прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и.т.д.) В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа. Пример:
Игра «Собери открытку».
Три разные открытки разрезают на четыре части. Затем части перемешивают и раздают их поровну всем участникам игры. Первый играющий кладет на стол одну часть, второй – должен подобрать к ней подхо - дящую часть с учетом фона и изображения. Если у него нет нужной части, он пропускает ход. Игра продолжается до тех пор, пока не будет собрана открытка, которую забирает себе положивший последнюю часть. Выигрывает тот, у кого будет больше целых собран - ных открыток. Когда дети освоят игру, число открыток можно будет увеличить.
Игра «Склеим картинку».
Картинку-рисунок с изображением знакомого ребенку предмета разрезают на несколько частей. Ребенок вначале находит части, считает их количество, потом соединяет их в еди - ное целое. Сначала карточки разрезают на две части, затем на четыре, затем количество частей можно увеличить, а форму «кусочков» усложнить.
Игра «Составь целое из частей».
Это вариант предыдущей игры, только ребенок оперирует не изображениями предме- тов, а геометрическими фигурами. С помощью этой игры у ребенка можно сформировать умение расчлененно воспринимать сложную форму предмета, выделять в ней отдельные элементы, находящиеся в разных пространственных положениях. Эту игру можно прово- дить по-разному. 6
Выложить изображение по полному образцу. Ребенок смотрит на образец и воссоздает такой же, используя различные геометрические фигуры. Выложить изображение по контурному образцу из простых геометрических фигур. Для ребенка это задание сложнее предыдущего, поэтому в начале ему предлагают накладывать отдельные геометрические фигуры на контур, подбирая нужные. Затем он собирает слож - ные фигуры, глядя на образец. В качестве заданий можно использовать также известные головоломки «Магический квадрат», «Монгольская игра», «Танграм» и другие, в которых для построения заданных изображений используются простые, знакомые ребенку геометрические фигуры.
Игра « Магический квадрат».
Квадрат 10*10, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 5 частей: 1 большой и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Ребенку предлагают со - брать по образцу, а затем и по замыслу различные сложные фигуры. Нужно использовать все части квадрата.
Монгольская игра.
Квадрат размером 10*10, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезается на 11 ча - стей. В результате получается: 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 малень - ких и 1 большой). Ребенку предлагают при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.
Словесные игры
построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные зада- чи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным тру- дом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ре- бенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы.
В первую группу

входят
игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений:
Игра «Магазин»
Дидактическая задача – формировать умение выделять существенные признаки пред- метов. Развитие связно и последовательно излагать сое высказывание. Ход игры: дети представляют, что они оказались в магазине. Перед ними стоит задача правильно описать предмет, не называя его названия. Если продавец угадает описываемый ребенком предмет, то покупатель его получает. Кто больше всего из детей приобретет ве- щей, тот самый лучший покупатель.
Вторую группу
составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопо- ставлять, давать правильные умозаключения:
Игра «Похож - непохож».
Дидактическая задача – учить детей сравнивать, находить разницу, делать умозаключе- ния. 7
Ход игры: Детям дают две картинки, они отличаются друг от друга незначительно. Ре - бенку нужно найти эти отличия и назвать их.
Игра « Кто больше заметит небылиц»
Дидактическая задача – учить детей находить неправильное изображение предметов и явлений, делать умозаключение. Ход игры: может играть как один, так и несколько детей. Детям дают картину, на кото - рой изображены небылицы и реальные события. Ребенок должен найти на картине то, чего не может быть на самом деле и доказать свое мнение. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены
в третьей группе
:
Игра «Кому что нужно».
Дидактическая задача – учить обобщать предметы по одному признаку и классифици- ровать. Ход игры: игру можно повести как игру в профессии. Водящий называет любую про- фессию, а дети называют инструменты, которые подходят к данному виду деятельности. За каждый ответ ребенок получает фишку, кто больше набирает фишек тот и водит.
Игра « Назови три предмета».
Дидактическая задача – учить находить признаки предметов и классифицировать по общим признакам. Ход игры: ребенку дается задание. Назвать три предмета, но только, чтобы эти предме- ты были: например овощи, по цвету желтые, по форме круглые и т.д.
Игра «назови одним словом».
Дидактическая задача – учить детей классифицировать предметы. Находить общие признаки этих предметов. Ход игры: выбирается водящий. Он закрывает уши, в то время как детям дается задание называть (например: овощи, посуду и т.д.). Водящий отгадывает, к какой группе относятся все эти предметы. В особую
четвертую группу
, выделены игры на развитие внимания, сообразительно- сти, быстроты мышления:
Игра «Краски».
Дидактическая задача – развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления. Ход игры: ребенку показывают картинку и быстро убирают. Задача ребенка - назвать все цвета, которые он увидел на картинке.
Игра «Летают, не летают»
Дидактическая задача – развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления. Ход игры: дети встают в круг, водящий называет птицу. Если птица летает, дети должны махать руками-крыльями, а если не летает, то дети садятся на корточки. Третий класс игр – традиционные или народные. Исторически они лежат в основе мно- гих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показа- ли, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности пове- дения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру. 8
Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игруш- ки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда. Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактиче- ских, на занятие. В начале занятия целью игры должна служить организация детей, необ - ходимо заинтересовать и стимулировать их активность. В середине занятия дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце занятия игра может носить поисковый характер. На любом этапе занятия игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Сле- довательно, игра, может быть проведена на любом этапе занятия. Дидактическая игра вхо - дит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания дошкольников. Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а дея- тельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчи - няется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет раз- вивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для дошкольников – любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуа - циях. Игровой метод включения ребенка в деятельность предполагает личностный подход, когда воспитатель ориентирован на личностный подход в целом. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их ак- тивности. Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания тре - бует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от воспитателей. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огром- ная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле. Ориентация современных детских садов на гуманизацию процесса образования и раз- ностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость: Гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формиру - ются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развити- ем индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности само- стоятельно решать нестандартные задачи и т. п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих за- нятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико- синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных пси- хических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического кол- лектива. 9

Список используемой литературы:
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.-144с.- (Психологическая наука – школе). 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 3. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966. 4. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. – Дошколь- ное воспитание, 1965, № 5 5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. 6. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психоло- гии, 1966, № 6 7. Гессен С. И. Основы педагогики введение в прикладную философию. – М., “Школа- Пресс”, 1995., гл. III, - 91с. 8. Гурин В.Е., Солопанова О.Ю. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие. – Краснодар, 2001. – 23с. 9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание, 1986. 10. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного воз- раста. – М., 1978. 11. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991 12. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Журнал "Психологическая наука и образование",- М.,2005 13. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946. 14. Эльконин Д.Б. Психология игры. Педагогика, 1978 15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Педагогика, 1989 10


В раздел образования