Автор: Игнатьева Александра Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №79 Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область Наименование материала: Статья Тема: Игра как средство воспитания детей Раздел: дошкольное образование
Игра как средство воспитания детей.
Многие ученые пытались дать определение понятию игра. К. Гросс был первым авто -
ром, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался класси-
фицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что эксперименталь-
ные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным
неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он ло-
шадь, охотник и т. п. Один из учеников Гросса – А. Вейс пытался показать, что различные
виды игровой деятельности чрезвычайно далеко стоят друг от друга, или, как он выражал-
ся, имеют в психологическом отношении мало общего. У него возник вопрос: можно ли
одним словом "игра" называть все различные виды подобной деятельности (Л. С. Выгот-
ский "Раннее детство")?
Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, ко-
торый считал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве,
себя во Вселенной. Ребенок действительно прежде всего ищет себя в играх, определяет
свое место среди сверстников, обращаясь к прошлому, настоящему, будущему. Дети повто -
ряют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что
доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развиваю-
щей, социальной деятельности в условиях, направленных на воссоздание и освоение соци-
ального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Продолжая примеры педагогических определений игры, приведем еще два. В частно -
сти, по мнению С.Т. Шацкого: Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аро-
мат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человече-
ства. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое
ядро разумной школы детства. В. А. Сухомлинский предлагает такую метафору: Игра - это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный по-
ток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознатель -
ности.
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существова-
ния всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков
появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная
роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской дея-
тельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника,
его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Совет-
ский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, че-
рез которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, поня -
тий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любозна -
тельности». Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка,– это
осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных
единством мотива. Игра это деятельность, она является выражением определенного отно -
шения личности к окружающей действительности. Игра человека – порождение деятель -
ности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть
человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре
впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом
основное, центральное и самое общее значение игры.
Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры за-
ключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действитель-
ности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением
к значимым для индивида целям.
В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их соб -
ственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности
и в этом ее основное очарование. Вторая – характерная – особенность игры заключается в
том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности,
1
не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или
способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом
плане. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между бы-
стрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятель-
ности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации по-
требностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.
Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в
действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой дея -
тельности, – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в преде -
лах,
определяемых
смыслом
игры,
предметы,
функционирующие
в
соответствующем
неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игро-
вого действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Способность к творческому
преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности за-
ключается основное значение игры. В игре есть отлет от действительности, но есть и про -
никновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы
особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает
в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации,
отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие.
Характеристика основных видов игр.
Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня
в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми
недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:
игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и
воспитательной целью;
игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые
могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвида-
ми. Так, в состав первого класса входят: игра – экспериментирование и сюжетные самоде-
ятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализо-
ванная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллекту-
альной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим
играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности.
Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру
как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действитель-
ности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка.
Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Со-
держание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и
содержательным общением с взрослыми.
Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и
другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интел -
лектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются само-
деятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исход-
ная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.
Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру
игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являют -
2
ся, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети
могут творчески использовать полученные знания.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых пе -
дагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направ -
лены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется
воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактиче -
ских игр как средство обучения дошкольников определяется рядом причин:
опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный
путь включения детей в учебную работу;
освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и
произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобла -
данием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию
у детей психических процессов;
недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной
деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адопта-
ции при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению
указанных трудностей.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму
обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие
дидактической игры:
1)дидактическая задача;
2)игровые действия;
3)правила игры;
4)результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия.
Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в
ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учеб-
ных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки сче-
та.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре ре-
ализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей
самого ребенка.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее
для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к
играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные
преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые дей-
ствия
являются
средствами
реализации
игрового
замысла,
но
включают
и
действия,
направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами фор-
мирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игро -
выми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью пра-
вил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением де-
тей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают дей-
3
ствия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предме-
та.
Подведение итогов – результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть
подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение
команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ре-
бенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При проведении игр необходимо сохранить
все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические зада -
чи.
Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а
игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог стано -
вится на путь прямого обучения.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это
способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сде-
лать его постепенным. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции ди -
дактических игр:
функция формирования психических новообразований;
функция формирования собственно учебной деятельности;
функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
Таким образом, дидактическая игра – сложное, многогранное явление. Для организации
и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:
наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;
выразительность проведения игры;
необходимость включения педагога в игру;
оптимальное сочетание занимательности и обучения;
средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует
рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и ем -
кой.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2 – настольные печатные;
3 – словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети
учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и
их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на срав -
нение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овла-
дения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: до-
школьники
упражняются
в
определении
предмета
по
какому-либо
одному
качеству,
объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что
очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
В игре также используют предметы, в которых разница между ними менее заметна. В
играх с предметами дошкольники выполняют задания, требующие сознательного запоми -
нания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Иг -
4
рая, они приобретают умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнооб -
разных форм.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко вы-
ражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны. Это помогает учителю
упражнять дошкольников в решении определенных дидактических задач.
Игры с природным материалом учитель применяет при проведении дидактических
игр. В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются
мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Пример:
Игра «Чьи следы».
Дидактическая задача – закрепление знаний о диких и домашних животных, учить раз-
личать их по следам, развитие зрительного внимания и памяти.
Игровые правила. Подбор следов к каждому из животных. Кто быстрее и правильнее
выполнит задание - получает фишку. Кто больше всего наберет фишек, тот и будет луч -
шим следопытом.
Ход игры. Детям раздаются карточки, на которых изображены животные. Водящий по-
казывает следы, а дети подбирают следы к своим животным. Детям нельзя ошибаться, при
неправильном ответе, ход переходит к другому ребенку.
Игра «От какого дерева лист»
Дидактическая задача-закрепление названий деревьев, их частей: закрепление цвета,
формы
предметов;
развитие
зрительного
внимания,
памяти.
Развитие
аналитических
способностей.
Ход игры. Детям раздаются карточки, на которых изображены листья разных деревьев,
они разной формы и разного цвета. Водящий достает по одному листочку и показывает де -
тям. Если такой листочек имеется на карточке у ребенка, то он описывает его и говорит от
какого дерева.
Например: «Этот лист зеленого цвета, круглой формы он среднего размера. Это липо-
вый листок». Если ребенок называет все верно, то он получает этот листочек и закрывает
им подходящий на своей карточке. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свои листочки на
карточке.
Игра « Разложи листья по убывающей величине»
Дидактическая задача - учить детей анализировать и сравнивать предметы по величине
и выкладывать их в порядке убывания.
Материал:
можно
использовать
настоящие
листья
деревьев
или
изготовленные
из
картона.
Ход игры. Перед детьми выкладывают листья. И перед тем как им выполнить задание,
они получают инструкцию.
Например: « Выложить в порядке убывания пять зеленых кленовых листьев».
Кто из детей быстрее и правильно выполнит задание, тот выигрывает.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам. При их использовании решаются
различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по
парам. Дошкольники объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по
смыслу.
Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от детей требуется обоб-
щение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу?».
5
Пример:
Игра-домино « Подбери пару».
Дидактическая задача – учить детей объединять предметы в пары по внешнему призна-
ку. Можно объединять предметы по форме, цвету, видовому признаку.
Материал: можно использовать готовое или самодельное домино. Тематика его может
быть различной (овощи, фрукты, цветы и т.д.).
Ход игры: детям поровну раздают домино. Каждый из детей делает ход друг за другом,
если у него есть такая же, как у предыдущего игрока. Если у ребенка нет соответствующей
картинки, то он пропускает ход.
Игра « Найди по общему признаку»
Дидактическая задача – учить детей обобщать и классифицировать предметы по обще-
му признаку. Устанавливать связь между предметами.
Ход игры: детям раздаются картинки, которые соответствуют различным категориям
предметов (обувь, одежда, мебель и т.д.). Водящий достает и называет карточку, а дети на-
зывают, чья это карточка и кладут к себе на картинку. Кто быстрее из детей заполнит пу -
стые окошки на картинке, тот выигрывает.
Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдель-
ных частей составлять целый предмет, логическому мышлению.
Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие
речи, воображения, творчества у дошкольников. Для того чтобы играющие отгадали, что
нарисовано на картинке, ребенок прибегает к имитации движений (например, животного,
птицы и.т.д.)
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к
перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Пример:
Игра «Собери открытку».
Три разные открытки разрезают на четыре части. Затем части перемешивают и раздают
их поровну всем участникам игры.
Первый играющий кладет на стол одну часть, второй – должен подобрать к ней подхо -
дящую часть с учетом фона и изображения. Если у него нет нужной части, он пропускает
ход. Игра продолжается до тех пор, пока не будет собрана открытка, которую забирает
себе положивший последнюю часть. Выигрывает тот, у кого будет больше целых собран -
ных открыток. Когда дети освоят игру, число открыток можно будет увеличить.
Игра «Склеим картинку».
Картинку-рисунок с изображением знакомого ребенку предмета разрезают на несколько
частей. Ребенок вначале находит части, считает их количество, потом соединяет их в еди -
ное целое.
Сначала карточки разрезают на две части, затем на четыре, затем количество частей
можно увеличить, а форму «кусочков» усложнить.
Игра «Составь целое из частей».
Это вариант предыдущей игры, только ребенок оперирует не изображениями предме-
тов, а геометрическими фигурами. С помощью этой игры у ребенка можно сформировать
умение расчлененно воспринимать сложную форму предмета, выделять в ней отдельные
элементы, находящиеся в разных пространственных положениях. Эту игру можно прово-
дить по-разному.
6
Выложить изображение по полному образцу. Ребенок смотрит на образец и воссоздает
такой же, используя различные геометрические фигуры.
Выложить изображение по контурному образцу из простых геометрических фигур. Для
ребенка это задание сложнее предыдущего, поэтому в начале ему предлагают накладывать
отдельные геометрические фигуры на контур, подбирая нужные. Затем он собирает слож -
ные фигуры, глядя на образец.
В качестве заданий можно использовать также известные головоломки «Магический
квадрат», «Монгольская игра», «Танграм» и другие, в которых для построения заданных
изображений используются простые, знакомые ребенку геометрические фигуры.
Игра « Магический квадрат».
Квадрат 10*10, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 5 частей: 1
большой и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Ребенку предлагают со -
брать по образцу, а затем и по замыслу различные сложные фигуры. Нужно использовать
все части квадрата.
Монгольская игра.
Квадрат размером 10*10, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезается на 11 ча -
стей. В результате получается: 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 малень -
ких и 1 большой). Ребенку предлагают при составлении фигур-силуэтов использовать все
части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети
учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так
как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в
новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные зада-
чи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию;
находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам,
признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным тру-
дом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ре-
бенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно
можно объединить в четыре основные группы. В первую группу
входят игры, с помощью
которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений:
Игра «Магазин»
Дидактическая задача – формировать умение выделять существенные признаки пред-
метов. Развитие связно и последовательно излагать сое высказывание.
Ход игры: дети представляют, что они оказались в магазине. Перед ними стоит задача
правильно описать предмет, не называя его названия. Если продавец угадает описываемый
ребенком предмет, то покупатель его получает. Кто больше всего из детей приобретет ве-
щей, тот самый лучший покупатель.
Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопо-
ставлять, давать правильные умозаключения:
Игра «Похож - непохож».
Дидактическая задача – учить детей сравнивать, находить разницу, делать умозаключе-
ния.
7
Ход игры: Детям дают две картинки, они отличаются друг от друга незначительно. Ре -
бенку нужно найти эти отличия и назвать их.
Игра « Кто больше заметит небылиц»
Дидактическая задача – учить детей находить неправильное изображение предметов и
явлений, делать умозаключение.
Ход игры: может играть как один, так и несколько детей. Детям дают картину, на кото -
рой изображены небылицы и реальные события. Ребенок должен найти на картине то, чего
не может быть на самом деле и доказать свое мнение.
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы
по различным признакам, объединены в третьей группе :
Игра «Кому что нужно».
Дидактическая задача – учить обобщать предметы по одному признаку и классифици-
ровать.
Ход игры: игру можно повести как игру в профессии. Водящий называет любую про-
фессию, а дети называют инструменты, которые подходят к данному виду деятельности.
За каждый ответ ребенок получает фишку, кто больше набирает фишек тот и водит.
Игра « Назови три предмета».
Дидактическая задача – учить находить признаки предметов и классифицировать по
общим признакам.
Ход игры: ребенку дается задание. Назвать три предмета, но только, чтобы эти предме-
ты были: например овощи, по цвету желтые, по форме круглые и т.д.
Игра «назови одним словом».
Дидактическая задача – учить детей классифицировать предметы. Находить общие
признаки этих предметов.
Ход игры: выбирается водящий. Он закрывает уши, в то время как детям дается задание
называть (например: овощи, посуду и т.д.). Водящий отгадывает, к какой группе относятся
все эти предметы.
В особую четвертую группу , выделены игры на развитие внимания, сообразительно-
сти, быстроты мышления:
Игра «Краски».
Дидактическая задача – развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления.
Ход игры: ребенку показывают картинку и быстро убирают. Задача ребенка - назвать все
цвета, которые он увидел на картинке.
Игра «Летают, не летают»
Дидактическая задача – развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления.
Ход игры: дети встают в круг, водящий называет птицу. Если птица летает, дети должны
махать руками-крыльями, а если не летает, то дети садятся на корточки.
Третий класс игр – традиционные или народные. Исторически они лежат в основе мно-
гих игр, относящихся к обучаемым и досуговым.
Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в
музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показа-
ли, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и
психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности пове-
дения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии
этноса, создавшего игру.
8
Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игруш-
ки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и
соответствующая предметно-пространственная среда.
Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактиче-
ских, на занятие. В начале занятия целью игры должна служить организация детей, необ -
ходимо заинтересовать и стимулировать их активность. В середине занятия дидактическая
игра должна решить задачу усвоения темы. В конце занятия игра может носить поисковый
характер. На любом этапе занятия игра должна отвечать следующим требованиям: быть
интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Сле-
довательно, игра, может быть проведена на любом этапе занятия. Дидактическая игра вхо -
дит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами
обучения и воспитания дошкольников.
Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в
этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из
главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а дея-
тельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчи -
няется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского
творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет раз-
вивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления.
Игра для дошкольников – любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые
роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуа -
циях.
Игровой метод включения ребенка в деятельность предполагает личностный подход,
когда воспитатель ориентирован на личностный подход в целом. Игра – не развлечение, а
особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их ак-
тивности.
Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли,
еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания тре -
бует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от
воспитателей. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огром-
ная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.
Ориентация современных детских садов на гуманизацию процесса образования и раз-
ностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость:
Гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формиру -
ются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развити-
ем индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности само-
стоятельно решать нестандартные задачи и т. п.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих за-
нятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-
синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных пси-
хических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического кол-
лектива.
9
Список используемой литературы:
1.
Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.-144с.-
(Психологическая наука – школе).
2.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
3.
Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966.
4.
Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. – Дошколь-
ное воспитание, 1965, № 5
5.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К.,
Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
6.
Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психоло-
гии, 1966, № 6
7.
Гессен С. И. Основы педагогики введение в прикладную философию. – М., “Школа-
Пресс”, 1995., гл. III, - 91с.
8.
Гурин В.Е., Солопанова О.Ю. Основы умственного воспитания младших школьников
в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие. – Краснодар, 2001. –
23с.
9.
Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание, 1986.
10.
Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного воз-
раста. – М., 1978.
11.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. –
М., 1991
12.
Смирнова
Е.О.,
Гударева
О.В.
Журнал
"Психологическая
наука
и
образование",-
М.,2005
13.
Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946.
14.
Эльконин Д.Б. Психология игры. Педагогика, 1978
15.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Педагогика, 1989
10