Автор: Муратова Сания Анваровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Бурангулово
Населённый пункт: Абзелиловский район
Наименование материала: методическая рекомендация
Тема: "Как научить ребенка грамотно писать"
Раздел: начальное образование
Автор:Муратова Сания Анваровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: с.Бурангулово
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: «
Как научить ребенка грамотно писать»
Дата публикации: 11.03.2019
Раздел: начальное образование
Как научить ребенка грамотно писать
(методические рекомендации для учителей начальных классов)
Одна из наиболее сложных задач начального обучения- формирование
грамотного письма на уроках русского языка. Ведь именно в начальных
классов закладывается основы грамотного письма. И от того насколько
полно будут сформированы в этот период навыки грамотного письма зависит
дальнейшее обучения ребенка, его способность усваивать программу по
русскому языку.
Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод,
помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте.
Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче
вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об
этом методе.
За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия
Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет
грамотности присудил Большую золотую медаль.
Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок
грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что
он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не
так, как пишем".
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить
ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного
анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют
факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все
мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов.
Факторы, способствующие формированию грамотного письма
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых
написаний.
Их в русском языке очень много. Можно использовать следующие приемы:
а) письмо с пропусками - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре;
б) можно построить так называемые опорные схемы. Например, в 1 классе, можно
записать рассказ из трех предложений с предварительным построением опорных схем.
Учитель читает предложение и записывает на доске схему
Весной лес оживает е___оие.
Весело щебечут птицы ео еу ы
Из берлоги вылезает сонный медведь. з ие ее, ед.
После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного
грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание нелегких слов, фиксирование
их в тетради, отложение в памяти;
в) есть прием, заставляющий думать над написанием: при изучении темы
“непроизносимые согласные”, можно предложить детям написать по памяти пять слов с
непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав
слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчеркивать. Значит,
надо думать, прежде чем писать. А это наша стратегическая цель: заставить думать при
письме;
г) можно проводить так называемый “диктант” с обоснованием. Учитель диктует слова,
например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети сначала должны записать
проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т. е. должны обосновать
орфограмму. Это будет приучать их “слышать” орфограмму, обосновать свой выбор ее
написания.
Слуховой фактор.
Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого.
Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам
проговаривает себе. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Начинать
эту работу надо с 1 класса. Например, при изучении темы” Безударные гласные” можно
проводить следующие игры:
а) “найди опасное место”
—Я буду произносить слова, а вы хлопните, как только услышите звук, которому при
письме нельзя доверять. А какому (каким) звуку (звукам) нельзя доверять? Как его найти?
( Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное
место». Если два безударных гласных, то есть два «опасных места».
«Светофор»
Покажите красный сигнал светофора или зажгите красный огонек как только найдете
«опасное место».
«Зажги маячок»
Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные
места», т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под «опасными местами». При этом с
помощью вопроса («Как будете искать «опасные места»?) отрабатывается необходимый
способ действия.
2) По следам звукового анализа печатание или выкладывание из букв разрезной азбуки
слова с пропуском “опасных мест”. Снова обращается внимание на способ действия:
“Если звуку можно доверять, обозначаю буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал
опасности”.
3) Нахождение “опасных мест” в написанном слове. Выполнение этого упражнения кладёт
начало обучению самопроверке написанного.
Игра “Кто у нас самый зоркий?”
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Своё внимание к словам.
Задача детей: проверить написанное и подчеркнуть парные согласные в словах, или если
предложение написано с ошибками, найти их и доказать своё мнение.
Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет
орфографическое проговаривание, т. е. проговаривание так, как надо писать. Этот прием
используют многие учителя. И он дает неплохие результаты. Такую работу необходимо
вести с 1 класса.
Особое значение для обогащения словарного запаса у учащихся приобретает словарная
работа на уроках русского языка. “Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а
систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная
работа, связанная со всеми разделами курса русского языка” - писал известный ученый-
методист А. В. Текучев.
У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: этому
могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме:
1. Игра “Кто больше напишет слов”.
Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы.
Например:
Верный - преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный, испытанный;
Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость,
сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность.
2. Игра “Наоборотки”
Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы
3. Диктант-игра “Запоминайка”. Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием
Не.
Учитель предлагает задание: Образуйте пары слов с противоположным значением,
добавляя к словам отрицание Не. Объясните значение слов с Не.
Чуткий – нечуткий
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь
при помощи упражнений, т. Е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот
почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по
строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем
пишет его уже автоматически.
Внимательный – невнимательный.
Комментированное письмо. Этот вид диктанта также строится на основе
проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные
слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором
проверочных слов. Это вид письма развивает внимание к слову, его значению,
сообразительность, речь, фонематический слух, мышление. Комментированное
письмо позволяет осуществлять систематическое повторение пройденного
материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их
орфографические навыки.
Письмо по памяти проводится с целью закрепления правописания слов с
различными орфограммами, заполнение которых основано на зрительном
восприятии. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от
учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько
строк (стихотворный или прозаический), объясняют все орфограммы, знаки
препинания, запоминают слова на еще не изученные правила. Заранее
подготовленный текст записывается учащимися. После записи проводится
проверка. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение
видеть «опасные» места, орфографические навыки.
Орфографическая зоркость учащихся повысится, если в процессе
формирования навыков грамотного письма в систему упражнений для их
закрепления постоянно включать все виды диктантов: предупредительный,
объяснительный, зрительный, слуховой, выборочный, которые способствуют
развитию зрительной памяти, способствуют формированию навыков
самоконтроля.
Итак, перечислены возможные приемы «усиления» запоминаемого материала.
Цель этой работы – научить ребят овладеть не только приемами запоминания, но
и навыками по отбору наиболее продуктивных приемов, исходя из характера
заучиваемого материала, а также из особенностей памяти каждого ученика.
Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания
предполагает большую самостоятельность учащихся. Дети читают слово по
слогам и так же по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам
следующее слово и так далее до конца упражнения. В процессе списывания у
детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение
(соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается
самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
Литература:
1.Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости //
Начальная школа. – 2001.-№5- стр.41-47.
2.
Котикова Н.М. О способе орфографического действия//
Начальная школа-2011 -№ 11
3.Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию//
Начальная школа – 2003 - №7
4.Бочкарёва Т.Д. Предупреждение ошибок// Начальная школа – 2001 - №3