Авторы: Голушкова Наталья Валентиновна, Инютина Евгения Владимировна
Должность: педагоги–психологи
Учебное заведение: ГКУ СО "КЦСОН Поволжского округа"
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Занятие с элементами тренинга для старшеклассников
Тема: "Я и моя жизнь"
Раздел: дополнительное образование
Программа
занятия с элементами тренинга для старшеклассников
«Я и моя жизнь»
Составители: педагоги-психологи Инютина Е.В., Голушкова Н.В.
Дата составления: 2019г.
Цель
занятия:
повышение
психологической
устойчивости
в
сложных
жизненных
ситуациях
путем формирования позитивных жизненных установок,
повышению уверенности в себе. Профилактика суицидального поведения.
Задачи:
корректировать негативные установки в оценке актуальной ситуации через
расширение видения, выстраивание отсроченных перспектив, формирование
позитивных установок;
организовать условия, способствующие самопринятию учащихся,
формированию навыков самопознания;
содействать развитию целеполагания: постановка целей, выбор возможных путей
и ресурсов для их достижения,
расширить репертуара конструктивных способов совладающего поведения в
сложных жизненных ситуациях.
Возрастная категория: дети и подростки 14 – 18 лет (учащиеся 8 – 11 классов)
Продолжительность занятия: 40 минут.
План занятия:
1.
Вступление. Обсуждение понятия «Жизнь» (упражнение «Жизнь – это…»)
2.
Формирование представления о жизненном пути как о процессе развития,
расширения границ опыта человека через преодоление сложных ситуаций,
многоаспектность бытия, чередование «светлых» и «трудных» периодов
(упражнение «Стрела жизни», «Притча о предназначении») .
3.
Использование практических заданий в работе с детьми для развития
навыков самопознания, целеполагания (упражнение «Кто я?», «Мои ресурсы»).
4.
Обсуждение примеров личных успехов детей с целью актуализации
установки на успешное преодоление трудностей, укрепления уверенности в себе.
Расширение представлений о возможных вариантах обращения за помощью
(упражнение «Мои достижения», «Моя опора в жизни», «Источники поддержки в
сложных ситуациях»).
5.
Беседа о влиянии наших жизненных установок: позитивных и негативных.
Просмотр мультфильма о позитивном мировосприятии.
Ход занятия, используемые упражнения
1 Упражнение «Жизнь как образ»
Ведущий предлагает детям подобрать ассоциативные образы к понятию «Жизнь».
Ведущий: «Какие у вас возникают образы, ассоциации при произнесении слова
«жизнь»?
Например, можно представить себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой
мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой
будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет
состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы
стремитесь в вашей жизни, это ваша жизненная цель.
Можно представить жизнь в образе песочных часов…».
Наиболее яркие, повторяющиеся образы можно фиксировать на доске.
Проводится обсуждение.
2.
Упражнение «Что такое жизнь».
Предлагается продолжить фразу: «Для меня жизнь – это…»
Проводится обсуждение ответов учащихся.
Ведущему важно показывать учащимся вариативность понятия, индивидуальное
его эмоциональное наполнение, связь с актуальной ситуацией и жизненным
этапом человека.
Ведущий говорит о разных аспектах понятия. Например, «жизнь» с
биологической, исторической, философской точки зрения.
3.
Упражнение «Притча о предназначении».
Ведущий рассказывает или зачитывает учащимся притчу о 5 мудрецах.
«Жизнь – это движение, развитие, путь. Предлагаю вам послушать и обсудить
следующую притчу:
Пять мудрецов заблудились в лесу.
Первый сказал:
- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция.
Второй сказал:
- Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова прав.
Третий сказал:
- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу.
Четвертый сказал:
- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно кончится, и откроется
что-то новое.
Пятый сказал:
- Вы неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.
Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные
разбрелись, каждый в свою сторону.
Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже
мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он
поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над
2
проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие
нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!»
Ведущий: «Как вы считаете прав ли этот мудрец?» Учащиеся выражают свое
мнение, обосновывая свое мнение.
Ведущий: «На самом деле, мудрец ошибался. Все поступили правильно.
Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться
от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог этому
научить других.
Тот,
кто
пошел
вправо,
встретил
разбойников.
Они
отобрали
у
него
все
и
заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно
разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание.
Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами
стали мудрецами.
Тот,
кто
пошел
назад,
проложил
через
лес
тропинку,
которая
вскоре
превратилась
в
дорогу
для
всех
желающих
насладиться
лесом,
не
рискуя
заблудиться.
Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не
бывал никто, и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные
лечебные растения и великолепных животных.»
Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей.
К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если
это не приведет к развитию.
Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.»
Ведущий проводит обсуждение, дополняя, раскрывая смысловое содержание
притчи.
4.
Упражнение «Кто я?»
Ведущий предлагает учащимся записать ответы на вопрос «Кто я?» с трёх разных
позиций
восприятия:
«родители,
семья»,
«ровесники»
и
собственное
представление о себе.
Ведущий: «Каждый из нас уникален, неповторим, у каждого свой путь в жизни.
Разделите лист бумаги на три графы. В первом запишите кто вы для ваших
родителей, вашей семьи; во втором – кто вы для ровесников; в третьем то, что
вы сами думаете о себе.»
Далее детям предлагается проанализировать:
1.
Есть ли что-то общее, повторяющиеся качества во всех графах?
О чем это может говорить?
2.
Какую из граф было сложнее заполнять? Почему?
3.
Какие из эпитетов по-вашему мнению наиболее вам подходят? Какие из них
вам нравятся?
5.
Упражнение «Мои цели и ресурсы»
3
Ведущий дает инструкцию: «Нарисуйте на листе «Звезды» - одну поменьше, в
ней напишите то, чего хотите достичь в ближайшем будущем. Рядом нарисуйте
большую звезду, в неё впишите то, чего хотите достичь через 5 лет.
А теперь в
продолжении пяти «лучей» от звезды укажите 5 своих сильных
качеств, которые вам могут помочь в достижении желаемого.
Можете изобразить и другие источники силы, поддержки, которые помогают
вам, в виде каких-то символов. Подумайте, что вам поможет достичь ваших
целей»
Проводится
обсуждение.
Ведущий
акцентирует
внимание
на
том,
как
важно
ставить корректные цели, выстраивать пути их достижения, опираясь на свои
сильные стороны и поддержку извне.
6.
Упражнение «Мои достижения»
Упражнение способствует повышению самооценки, фокусированию внимания на
позитивном опыте.
Ведущий: «У каждого человека есть большие и маленькие успехи, большие и не
очень
победы
и
достижения.
Например,
ученик
решил
исправить
неудовлетворительную оценку по предмету и сумел это осуществить. Кто-то
боялся воды, а в летние каникулы научился плавать, преодолев свой страх.
Вспомните свои достижения и назовите какое-то из них.»
Учащиеся передают какой-то предмет по кругу (мяч, мягкую игрушку, ручку). Тот,
у кого в руках предмет, рассказывает о каком-то своем достижении. Если
учащийся затрудняется назвать свое достижение, ведущий может привлечь помочь
ему одноклассников.
Проводится обсуждение с учащимися о том, почему важно обращаться к своему
положительному опыту, анализировать его, создавая «копилку успехов».
7.
Упражнение «Источники поддержки в сложных ситуациях»
У каждого, даже очень успешного человека, бывают какие-то непростые
ситуации, сложности, которые необходимо преодолеть.
Какие проблемы могут быть у ребят вашего возраста?
Как вы считаете к кому можно в этих случаях обратиться за помощью?
(Ведущий дополняет, рассказывает о помощи психолога, а также о работе
телефона «Доверия»)
В жизни всегда можно найти выход из непростых ситуаций, важно не
замыкаться в себе, обращаться за помощью и любые проблемы разрешимы,
всё зависит от нашего отношения к ним.
Просмотр мультфильма о позитивном мировосприятии.
Обсуждение. Выводы.
4
Использованная литература:
Методические материалы ГКУ СО «Областной центр социальной помощи семье
и детям» «Проведение беседы с подростками на тему «Суицид»», Самара, 2014
М. Кабанова «Двадцать «Я»» // «Школьный психолог», №12, 2015г.
Е.Кукуев «Понедельник начинается в субботу?»// «Школьный психолог», № 8,
2015г.
5