Напоминание

"Я и моя жизнь"


Авторы: Голушкова Наталья Валентиновна, Инютина Евгения Владимировна
Должность: педагоги–психологи
Учебное заведение: ГКУ СО "КЦСОН Поволжского округа"
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Занятие с элементами тренинга для старшеклассников
Тема: "Я и моя жизнь"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Программа

занятия с элементами тренинга для старшеклассников

«Я и моя жизнь»

Составители: педагоги-психологи Инютина Е.В., Голушкова Н.В.

Дата составления: 2019г.

Цель

занятия:

повышение

психологической

устойчивости

в

сложных

жизненных

ситуациях

путем формирования позитивных жизненных установок,

повышению уверенности в себе. Профилактика суицидального поведения.

Задачи:

корректировать негативные установки в оценке актуальной ситуации через

расширение видения, выстраивание отсроченных перспектив, формирование

позитивных установок;

организовать условия, способствующие самопринятию учащихся,

формированию навыков самопознания;

содействать развитию целеполагания: постановка целей, выбор возможных путей

и ресурсов для их достижения,

расширить репертуара конструктивных способов совладающего поведения в

сложных жизненных ситуациях.

Возрастная категория: дети и подростки 14 – 18 лет (учащиеся 8 – 11 классов)

Продолжительность занятия: 40 минут.

План занятия:

1.

Вступление. Обсуждение понятия «Жизнь» (упражнение «Жизнь – это…»)

2.

Формирование представления о жизненном пути как о процессе развития,

расширения границ опыта человека через преодоление сложных ситуаций,

многоаспектность бытия, чередование «светлых» и «трудных» периодов

(упражнение «Стрела жизни», «Притча о предназначении») .

3.

Использование практических заданий в работе с детьми для развития

навыков самопознания, целеполагания (упражнение «Кто я?», «Мои ресурсы»).

4.

Обсуждение примеров личных успехов детей с целью актуализации

установки на успешное преодоление трудностей, укрепления уверенности в себе.

Расширение представлений о возможных вариантах обращения за помощью

(упражнение «Мои достижения», «Моя опора в жизни», «Источники поддержки в

сложных ситуациях»).

5.

Беседа о влиянии наших жизненных установок: позитивных и негативных.

Просмотр мультфильма о позитивном мировосприятии.

Ход занятия, используемые упражнения

1 Упражнение «Жизнь как образ»

Ведущий предлагает детям подобрать ассоциативные образы к понятию «Жизнь».

Ведущий: «Какие у вас возникают образы, ассоциации при произнесении слова

«жизнь»?

Например, можно представить себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой

мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой

будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет

состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы

стремитесь в вашей жизни, это ваша жизненная цель.

Можно представить жизнь в образе песочных часов…».

Наиболее яркие, повторяющиеся образы можно фиксировать на доске.

Проводится обсуждение.

2.

Упражнение «Что такое жизнь».

Предлагается продолжить фразу: «Для меня жизнь – это…»

Проводится обсуждение ответов учащихся.

Ведущему важно показывать учащимся вариативность понятия, индивидуальное

его эмоциональное наполнение, связь с актуальной ситуацией и жизненным

этапом человека.

Ведущий говорит о разных аспектах понятия. Например, «жизнь» с

биологической, исторической, философской точки зрения.

3.

Упражнение «Притча о предназначении».

Ведущий рассказывает или зачитывает учащимся притчу о 5 мудрецах.

«Жизнь – это движение, развитие, путь. Предлагаю вам послушать и обсудить

следующую притчу:

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал:

- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция.

Второй сказал:

- Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова прав.

Третий сказал:

- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу.

Четвертый сказал:

- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно кончится, и откроется

что-то новое.

Пятый сказал:

- Вы неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные

разбрелись, каждый в свою сторону.

Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже

мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он

поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над

2

проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие

нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!»

Ведущий: «Как вы считаете прав ли этот мудрец?» Учащиеся выражают свое

мнение, обосновывая свое мнение.

Ведущий: «На самом деле, мудрец ошибался. Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться

от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог этому

научить других.

Тот,

кто

пошел

вправо,

встретил

разбойников.

Они

отобрали

у

него

все

и

заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно

разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание.

Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами

стали мудрецами.

Тот,

кто

пошел

назад,

проложил

через

лес

тропинку,

которая

вскоре

превратилась

в

дорогу

для

всех

желающих

насладиться

лесом,

не

рискуя

заблудиться.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не

бывал никто, и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные

лечебные растения и великолепных животных.»

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей.

К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если

это не приведет к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.»

Ведущий проводит обсуждение, дополняя, раскрывая смысловое содержание

притчи.

4.

Упражнение «Кто я?»

Ведущий предлагает учащимся записать ответы на вопрос «Кто я?» с трёх разных

позиций

восприятия:

«родители,

семья»,

«ровесники»

и

собственное

представление о себе.

Ведущий: «Каждый из нас уникален, неповторим, у каждого свой путь в жизни.

Разделите лист бумаги на три графы. В первом запишите кто вы для ваших

родителей, вашей семьи; во втором – кто вы для ровесников; в третьем то, что

вы сами думаете о себе.»

Далее детям предлагается проанализировать:

1.

Есть ли что-то общее, повторяющиеся качества во всех графах?

О чем это может говорить?

2.

Какую из граф было сложнее заполнять? Почему?

3.

Какие из эпитетов по-вашему мнению наиболее вам подходят? Какие из них

вам нравятся?

5.

Упражнение «Мои цели и ресурсы»

3

Ведущий дает инструкцию: «Нарисуйте на листе «Звезды» - одну поменьше, в

ней напишите то, чего хотите достичь в ближайшем будущем. Рядом нарисуйте

большую звезду, в неё впишите то, чего хотите достичь через 5 лет.

А теперь в

продолжении пяти «лучей» от звезды укажите 5 своих сильных

качеств, которые вам могут помочь в достижении желаемого.

Можете изобразить и другие источники силы, поддержки, которые помогают

вам, в виде каких-то символов. Подумайте, что вам поможет достичь ваших

целей»

Проводится

обсуждение.

Ведущий

акцентирует

внимание

на

том,

как

важно

ставить корректные цели, выстраивать пути их достижения, опираясь на свои

сильные стороны и поддержку извне.

6.

Упражнение «Мои достижения»

Упражнение способствует повышению самооценки, фокусированию внимания на

позитивном опыте.

Ведущий: «У каждого человека есть большие и маленькие успехи, большие и не

очень

победы

и

достижения.

Например,

ученик

решил

исправить

неудовлетворительную оценку по предмету и сумел это осуществить. Кто-то

боялся воды, а в летние каникулы научился плавать, преодолев свой страх.

Вспомните свои достижения и назовите какое-то из них.»

Учащиеся передают какой-то предмет по кругу (мяч, мягкую игрушку, ручку). Тот,

у кого в руках предмет, рассказывает о каком-то своем достижении. Если

учащийся затрудняется назвать свое достижение, ведущий может привлечь помочь

ему одноклассников.

Проводится обсуждение с учащимися о том, почему важно обращаться к своему

положительному опыту, анализировать его, создавая «копилку успехов».

7.

Упражнение «Источники поддержки в сложных ситуациях»

У каждого, даже очень успешного человека, бывают какие-то непростые

ситуации, сложности, которые необходимо преодолеть.

Какие проблемы могут быть у ребят вашего возраста?

Как вы считаете к кому можно в этих случаях обратиться за помощью?

(Ведущий дополняет, рассказывает о помощи психолога, а также о работе

телефона «Доверия»)

В жизни всегда можно найти выход из непростых ситуаций, важно не

замыкаться в себе, обращаться за помощью и любые проблемы разрешимы,

всё зависит от нашего отношения к ним.

Просмотр мультфильма о позитивном мировосприятии.

Обсуждение. Выводы.

4

Использованная литература:

Методические материалы ГКУ СО «Областной центр социальной помощи семье

и детям» «Проведение беседы с подростками на тему «Суицид»», Самара, 2014

М. Кабанова «Двадцать «Я»» // «Школьный психолог», №12, 2015г.

Е.Кукуев «Понедельник начинается в субботу?»// «Школьный психолог», № 8,

2015г.

5



В раздел образования