Напоминание

«Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно–ориентированного обучения»


Автор: Кущий Ирина Дмитриевна
Должность: методист
Учебное заведение: МАУДО МО г.Нягань "ЦДТ"
Населённый пункт: г.Нягань
Наименование материала: статья
Тема: «Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно–ориентированного обучения»
Дата публикации: 14.03.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

муниципального образования город Нягань

«Центр детского творчества»

Методист информационно-методического отдела – Кущий Ирина Дмитриевна

«Учебное занятие в дополнительном образовании с

точки зрения личностно-ориентированного обучения»

В течение многих столетий в учебных заведениях было характерно одинаковое

для

всех

по

содержанию

и

методике

обучение,

предполагающее

твердую

дисциплину, безоговорочное подчинение требованиям учителя со стороны ученика.

Таким образом, ребенок подвергался либо мягкому, либо жесткому давлению, вплоть

до порки.

Такой стиль отношений «учитель - ученик» в последнее время получил название

авторитарной педагогики. И этот стиль отношений многие педагоги, к сожалению,

используют

до сих пор. В наше время - в век научно технического прогресса,

высоких технологий жизнь выдвигает новые требования по воспитанию и обучению

детей.

Во

взрослую

жизнь

должен

выходить

всесторонне

развитый,

социально

адаптированный молодой человек, способный к самоанализу, к корректировке своей

собственной судьбы, умеющий взаимодействовать с современным миром. Поэтому

сегодня

ведущим стратегическим направлением развития системы школьного

образования

в

мире,

является

личностно

ориентированное

образование.

Это

обучение выполняет две важнейшие функции в личностном развитии ребенка.

Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их

личности

механизмы

самосознания,

саморегуляции

и

в

широком

смысле

слова

означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном

процессе, но и в любой человеческой деятельности.

Вторая

функция

предполагает

развитие

в

ребенке «умения

думать

и

действовать творчески», формирование в личности ребенка творческого начала

через

творчески-продуктивную

деятельность.

В

новом

образовательном

пространстве картина мира и личность ребенка строятся в процессе совместной

деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками. Здесь ребенок имеет право на

поиск, ошибку и маленькие творческие открытия. В этом процессе поиска истины

происходит переход от отчужденного знания, через личные открытия к личному

знанию.

Личностно-ориентированное

обучение — это такое обучение, где во главу

угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт

каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования

(И.С.Якиманская).

Учебное

занятие

было

и

остается

основным

элементом

образовательного

процесса в дополнительном образовании (также как урок – в школе), но в системе

личностно – ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма

организации. В этом случае занятие подчиняется не сообщению и проверке знаний,

а выявлению опыта детей по отношению к изучаемому материалу.

Чем разнообразнее субъектный опыт, тем больше у педагога возможности его

использовать в обучении, но для этого он должен предоставлять обучающимся

возможность

пользоваться

этим

опытом

через

выбор

вида

и

формы

учебного

материала. Каждое задание, предлагаемое педагогом (там, где это возможно) должно

иметь словесное, графическое, предметно – иллюстрированное решение. Ребёнок

вправе выбрать какое-либо одно и может рассчитывать на успех, что будет усиливать

его учебную мотивацию. Это особенно важно в старших классах, где дидактический

материал разнообразен по содержанию, форме и объему.

Большое

значение

для

организации

личностно

ориентированного

образовательного процесса имеет работа с первоисточниками. Например, изучение

исторических фактов, событий может вестись по различным доку-ментам: летопись,

былины, мемуары, описание очевидцев, художественные произведения, различные

справочные материалы и т.п. Педагогу важно предоставить ученику право работать

с

той

литературой,

которая

ему

интересна,

более

значима,

эмоционально

привлекательна, особенно в тех случаях, когда она выступает объектом информации,

а не специальным объектом изучения.

При

изучении

художественной

литературы,

на

занятиях

музыкой,

изобразительным

искусством

можно

выявить

индивидуальные

предпочтения

обучающихся к работе с произведениями разных стилевых особенностей и жанров.

Эти

предпочтения

должны

учитываться

педагогом,

использоваться

в

процессе

учебной и творческой работы на занятиях. Единообразие, шаблон здесь просто

недопустимы.

Работа

на

занятии

с

субъектным

опытом

ребенка

требует

от

педагога

специальной

подготовки:

не

просто

изложения

материала,

а

анализа

того

содержания, которым располагают ученики по теме занятия, раздела программы. В

таких условиях меняется режиссура занятия. Воспитанники не просто слушают

рассказ педагога, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои

мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают другие ребята,

отбирают с помощью педагога то содержание, которое закреплено научным знанием.

Педагог постоянно обращается к детям с вопросами типа: что вы знаете об этом,

какие признаки, свойства могли бы выделить (назвать, перечислить), где они

по

вашему мнению, могут быть использованы, с какими из них вы уже встречались. В

ходе такой беседы нет правильных (неправильных) ответов, просто есть разные

позиции,

взгляды,

точки

зрения,

выделив

которые

педагог

затем

начинает

«отрабатывать»

их

с

позиции

дидактических

целей

занятия.

Он

должен

не

принуждать,

а

убеждать

обучающихся

принять

то

содержание,

которое

он

предлагает с позиции научного знания.

Происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания.

Ребёнок при этом есть «творец» этого знания, участник его порождения. Именно

такое занятие мы называем личностно – ориентированным. В ходе его педагог

вместе с детьми осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного

содержания знания, которое подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемое

знание не «обезличено» (отчуждено), а становится личностно – значимым.

Взаимодействуя с учениками в ходе занятия, педагог не опасается неправильных

ответов (если это не контрольное занятие), привлекает к работе всех обучающихся

(а не только хорошо успевающих), обсуждает все высказывания, отбирая из них

наиболее соответствующие научному содержанию знания, не боится подчеркивать –

«давайте договоримся, что в это понятие (термин), мы вкладываем определенный

смысл (содержание) и будем в дальнейшем его придерживаться».

Итак,

цель

личностно-ориентированного

занятия

создание

условий

для

проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения этой цели:

использование

разнообразных

форм

и

методов

организации

учебной

и

творческой

деятельности,

позволяющих

раскрыть

субъектный

опыт

обучающихся;

создание атмосферы заинтересованности каждого ребёнка в работе учебной

группы;

стимулирование детей к высказываниям, использованию различных способов

выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

использование

в

ходе

занятия

дидактического

материала,

позволяющего

обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного

содержания;

оценка

деятельности

обучающегося

не

только

по

конечному

результату

(правильно – неправильно), но и во время процесса его достижения;

поощрение

стремления

ребёнка

находить

свой

способ

работы

(решения

задачи), анализировать способы работы других в ходе занятия, выбирать и

осваивать наиболее рациональные;

создание

педагогических

ситуаций

общения

на

занятии,

позволяющих

каждому

обучающемуся

проявлять

инициативу,

самостоятельность,

избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного

самовыражения детей.

Выделенные общие цели и средства организации личностно – ориентированного

занятия должны быть конкретизированы педагогом в зависимости от назначения

занятия, его тематического содержания. Поэтому в зависимости от типа занятия

должны

существовать

различные

критерии

эффективности

его

проведения.

Обозначим те, которые позволяют анализировать деятельность педагога на занятии с

личностно – ориентированной направленностью.

мотивация обучающихся к целеполаганию;

использование проблемных творческих заданий;

применение

заданий,

позволяющих

ребёнку

самому

выбирать

тип,

вид

и

форму материала (словесную, графическую, условно – символическую);

создание

положительного

эмоционального

настроя

на

работу

всех

обучающихся в ходе занятия;

сообщение

в

начале

занятия

не

только

темы,

но

и

организации

учебной

деятельности в ходе занятия;

обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали» (чем

овладели),

но

и

того,

что

понравилось

(не

понравилось)

и

почему,

что

бы

хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;

стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному исполь-зованию

разных способов выполнения заданий;

оценка (поощрение) при опросе на занятии не только правильного ответа

ребёнка, но и анализа того, как он рассуждал, какой способ использовал,

почему и в чем ошибка;

оценивание обучающегося в конце занятия должно аргументироваться по

ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;

при задании на дом (если таковое имеется) подробно разъясняется, как следует

рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего

задания.

Далее

с

помощью

материала,

имеющегося

на

столах

участников

педсовета

производится сравнение традиционного и личностно-ориентированного обучения.

Готовясь к встрече с детьми,

педагог готовится к занятию и ставит перед

собой вопросы:

Какую роль я отведу данному занятию

в

личностном развитии обучаю-

щихся?

Какие задачи я поставлю к образовательной и воспитательной деятель-ности?

Как я спланирую занятие и каким содержанием его наполню?

Какие технологии обучения будут применены на данном занятии?

Как будет выдерживаться экология занятия?

Как я проявлю педагогическую культуру и профессионализм?

Ответить на эти вопросы поможет планирование занятия. После проведения

занятия педагог должен сделать самоанализ проведенного занятия: что удалось,

что не получилось и почему?

Зная,

что

личность

обучает

и

воспитывает

другую

личность,

необходимо

обратить

особое

внимание

на

себя

педагога,

на

уровень

педагогического

мастерства,

на

результативность

работы,

т.е.

выработать

свой

«педагогический

почерк».

Личностно-ориентированная позиция педагога:

Установка на обучающегося как на субъект образовательного процесса, как на

личность, индивидуальность;

Признание самобытности и уникальности каждого ребёнка;

Безоценочная позиция – принятие обучающихся и ситуации как данности;

Приоритетность

конструктивной

функции

педагога

(обеспечивающей

собственную активность обучающегося) в противовес контролирующей;

Доверительная позиция; склонность выражать собственное мнение;

Умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.

Исходя из своего опыта работы с детьми в объединении «Музыкальная гостиная»,

я

считаю,

что

одна

из

основных

целей

занятий

в

Музыкальной

гостиной:

формирование

музыкально-эстетической

культуры ребенка, как неотъемлемой

части культуры духовной, т.е. искусство должно постигаться неспешно: оно не

только изучается, но и проживается.

Поэтому, любой изучаемый материал

на

занятиях я стараюсь связать с жизнью детей, найти смысл, понятный им. Для

этого используется форма

учебного диалога. Учебный диалог я применяю не

просто

как

метод

обучения,

но

и

как

важный

компонент

личностно-

ориентированного подхода. В диалоге определяется личный опыт детей, который

важно учитывать в работе. Личностно – ориентированный подход в обучении на

занятиях в музыкальном объединении способствует раскрытию индивидуальности

ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов,

запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. Главная задача

педагога

музыкального

объединения

комплексное

развитие

музыкальных

способностей,

заложенных

в

человеке,

пробуждение

интереса

к

классической

музыке, умение понимать и грамотно исполнять произведения разных жанров.

Возможности

эстетического

воздействия

на

личность

очень

велики

и

музыка

является одним из сильнейших видов такого воздействия.

Воспитательные

возможности музыки невозможно переоценить, т.к. она многогранно

влияет на

человека.

Но

чтобы

это

влияние

было

действительно

эстетическим,

облагораживающим, необходима определенная систематическая, целенаправленная

работа,

основанная

на

эмоционально

насыщенном,

творчески

активном

взаимодействии педагога и ребенка.

Познавательный процесс тесно связан с образовательным и часто логически

вытекает из него, а иногда и предшествует ему. Во многом это зависит от уровня

развития обучающегося, его индивидуальных, возрастных особенностей, а так же и

от его

способностей к саморазвитию. Невозможно воспитать в

ребёнке умение

правильно воспринимать или оценивать те или иные произведения искусства, не

развив в нем эмоциональный отклик, а также мыслеобразное восприятие увиденного

и

услышанного.

Подготовительная

работа

над

таким

восприятием

начинается

буквально

с

«первых

шагов»

в

музыкальном

классе,

когда

обучающемуся

предлагается вслушаться и описать звуки, которыми насыщена его жизнь: а это и

звуки природы, и механические звуки, и музыкальные. Детям младшего возраста

очень

свойственна

открытость

и

потребность

в

общении,

а

также

природное

любопытство.

Эти

качества

как

нельзя

лучше

помогают

педагогу

пробудить

фантазию

ребенка,

что

часто

является

двигательной

силой

для

дальнейшего

саморазвития

и

самопознания.

Именно

поэтому

даже

самые

простейшие

музыкальные

навыки

мы

нарабатываем

через

какой-либо

музыкальный

образ:

«кузнечик», «косолапый мишка», «гусеница», «юла» и т.д. Когда ребенок набирает

свой

первый

репертуар,

мы

сочиняем

сказки,

героев

которых

озвучиваем

на

инструменте.

Затем

ребенок

с

удовольствием

продолжает

сочинение

своей

музыкальной истории, все время добавляя в неё новые персонажи.

Общение с искусством – это всегда общение человека с людьми посредством

художественного

образа.

И

поэтому

на

музыкальных

занятиях,

особенно

с

обучающимися в старших классах,

комплексно используются лучшие образцы

мировой

музыкальной

и

художественной

культуры,

литературы

и

театрального

искусства.

Так,

изучая

творчество

П.И.Чайковского,

мы

соприкасаемся

с

поэтическим

творчеством

А.С.Пушкина

(опера

«

Евгений

Онегин

»)

и

А.А.

Алябьева

(романсы

на

стихи

поэта),

с

живописными

полотнами

художника

О.А.Кипренского,

написавшего

портрет

поэта.

А.Н.Рубинштейн,

М.А.Врубель,

А.Н.Скрябин раскрыли в музыке и живописи образы демонизма и человеческой

гордыни

М.Ю.Лермонтова,

мистицизм

и

богатая

палитра

образов

Н.В.Гоголя

запечатлены в музыке М.П.Мусоргского, Р.К.Щедрина, Н.А. Римского-Корсакова,

П.И.Чайковского. Имея уже определенный жизненный опыт, старшеклассники с

удовольствием

рассуждают

о

психологических

тонкостях

и

средствах

их

воплощения

в

произведениях

искусства.

В

результате

построения

занятий,

основанных

на

взаимопроникновении

различных

видов

искусства,

возрастает

творческая активность обучающихся, качественно меняется восприятие различных

жизненных проблем, рождаются новые приоритеты.

Очевидно то, что от воспитания и от содержания образования подрастающего

поколения

зависит

и

уровень

культуры

народа,

и

характер

мировоззрения,

и

подготовленность молодежи к будущей жизни.



В раздел образования