Напоминание

Творческое объединение "Непоседы" – эффективная форма социализации дошкольников


Авторы: Фролова Татьяна Степановна, Лукьянова Светлана Георгиевна
Должность: педагог дополнительного образования, воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ №2, МБДОУ №12
Населённый пункт: г. Чита,Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Творческое объединение "Непоседы" – эффективная форма социализации дошкольников
Раздел: дополнительное образование





Назад




=Фролова Т.С., педагог ДО

МБУ ДО «Дом детского творчества №2» г. Читы

Творческое объединение «Непоседы» -

эффективная форма социализации дошкольников.

В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное

развитие всей системы дополнительного образования. В действующем

Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

особое место уделяется профориентации, адаптации ребенка к жизни в

обществе, выявлению и поддержке одаренных детей.

Дополнительное образование является актуальным и

необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на

формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их

индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном,

физическом совершенствовании и организацию свободного времени.

Дошкольный возраст – самая яркая и неповторимая страница

жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс

социализации, становления связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром

людей, природы, предметным миром. Одновременно дети приобщаются к

культуре, общим человеческим ценностям. У дошколят происходит

первоначальное формирование личности, основ самосознания и

индивидуальности ребенка.

Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как

«воспитание», «обучение», «развитие личности».

Деятельность творческого объединения «Непоседы» МБУ ДО

«Дом детского творчества№2» г. Читы направлена на создание условий

развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности

позитивной социализации ребёнка, его личностного морально-нравственного

и познавательного развития, развития инициативы и творческих

способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов

деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Все это

необходимо для того, чтобы ребёнок, переходя на следующую ступень

образования, чувствовал себя социально уверенным, хотел получать знания и

умел применить их на практике.

Процесс социализации детей начинается тогда, когда родители

приводят своих малышей 5 – 6 лет к педагогу в творческое объединение

«Непоседы» для обучения по дополнительной общеразвивающей программе

«Учение с увлечением». Комплексная программа социально –

педагогического направления реализуется в МБУ ДО «Дом детского

творчества №2» с 2000-го года. Это - программа социальной адаптации,

имеющая целью интеллектуально – познавательное обучение.

Преобладающий тип образовательного процесса - личностно –

развивающий, с чередованием различных видов детской деятельности

(игровой, познавательной, оздоровительной).

Программа учитывает возрастные и индивидуальные

особенности, способствует формированию у ребёнка собственного мнения,

индивидуального мировосприятия, формирует практические навыки,

необходимые для жизни в социуме, развивает коммуникативную культуру,

учит общаться в коллективе сверстников, а значит, учит сотрудничеству и

сотворчеству. Правильно организованное пространство творческой

деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать

прекрасное.

Диагностика показывает, что до 40% дошколят испытывают

затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, не умеют озвучить

свою просьбу, слушать, оценивать, приветствовать друг друга, выполнять

правила игры и пр.. Мониторинг, соответственно задачам обучения по

дополнительной общеразвивающей программе «Учение с увлечением»,

предусматривает исследование по четырем аспектам: нравственный аспект

воспитания, развитие социальной уверенности, познавательно-речевое

развитие и психофизиологическое развитие.

Отслеживание результативности по программе в аспекте

социальной уверенности проводится по направлениям: сформированность

коммуникативных навыков, мотивационно-познавательной деятельности и

личностных качеств. Методическая часть мониторинга представлена

методами наблюдения педагогом дополнительного образования,

воспитателем группы детского сада, специалистами и родителями. Активно

используются методы игры по правилам, авторские рисуночные методики.

Для воспитания социальной уверенности в творческом

объединении «Непоседы» созданы все условия познавательно-речевого

развития детей. Каждый ребёнок индивидуален, у каждого свой характер,

темперамент, привычки. Попадая в атмосферу, где таких ребят в учебной

группе более 10, а на переменках более 20, приходится учиться общению,

учиться договариваться, учиться дружить и помогать друг другу.

Привыкая к педагогу, сверстникам, участвуя в творческих занятиях,

воспитательных мероприятиях, играх на переменках (индивидуально, в парах

и микрогруппах), ребенок демонстрирует окружающим и родителям, какой

он стал взрослый и самостоятельный.

Особенное значение для социализации и познавательно – речевого

развития дошкольников имеет организация совместных с родителями и

педагогом театрализованных сезонных праздников, развлечений, игровых

программ, детских творческих дел. Каждый год в творческом объединении

«Непоседы» проводятся традиционные мероприятия: «Осень в гости к нам

пришла», «Новогодняя сказка», «Весенняя капель», «Вот и стали мы на год

взрослей», где самыми активными участниками являются дети.

Ежегодно ребята участвуют в итоговом мероприятии ДДТ №2 –

фестивале детского творчества. Дети активно привлекаются для участия в

текущих тематических еженедельных и итоговых выставках декоративно -

прикладного творчества как индивидуально, так и совместно с семьей. В

творческом объединении «Непоседы» практикуется оформление

персональных выставок. Наиболее инициативные дети и семьи участвуют в

интернет – конкурсах различных уровней, пополняя портфолио личных

достижений дошколят. Такого рода мероприятия позволяют решать задачи,

касающиеся формирования речи, интеллектуального и художественно-

эстетического воспитания ребенка.

Участвуя в мероприятиях, дети становятся участниками разных

событий из жизни людей, животных, сказочных персонажей, что дает им

возможность глубже познать окружающий мир, прививать устойчивый

интерес к родной культуре, литературе. Дети с удовольствием включаются в

театрализованные утренники, мини-спектакли, конкурсы вместе с

родителями, ведущими и педагогом. Игра увлекает, создаёт внутренний

комфорт, придает раскованность, организует легкое общение взрослого,

ребенка и сверстников.

Эффективная культурно-досуговая деятельность в творческом

объединении «Непоседы» в рамках дополнительной общеразвивающей

программы «Учение с увлечением» для дошкольников сформирована за счет

сплочённости, согласованности, скоординированности действий педагога с

воспитателями детских садов, педагогом-психологом, логопедом и

родителями, что выводит родителей и детей на индивидуальные совместной

деятельности специалистов.

После окончания обучения по дополнительной общеразвивающей

программе «Учение с увлечением» в творческом объединении «Непоседы»

для дошкольников, родители не спешат покидать стены Дома детского

творчества №2 и с удовольствием приводят своих детей, но уже в другие

объединения.

Ребята с удовольствием учатся танцевать, рисовать, петь,

занимаются спортом и туризмом. И очень часто новые творческие

объединения ДДТ №2 дети посещают уже парами, группами,

познакомившись и подружившись с раннего детства в творческом

объединении «Непоседы».

Таким образом, социализация – это процесс усвоения ребенком

социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе,

формирования индивидуальности; процесс вхождения в общество,

помогающий ребенку становиться личностью, быть социально значимым.

Творческое объединение «Непоседы» - эффективная форма социализации

дошкольников в МБУ ДО «Дом детского творчества №2».



В раздел образования