Авторы: Фролова Татьяна Степановна, Лукьянова Светлана Георгиевна
Должность: педагог дополнительного образования, воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ №2, МБДОУ №12
Населённый пункт: г. Чита,Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Творческое объединение "Непоседы" – эффективная форма социализации дошкольников
Раздел: дополнительное образование
=Фролова Т.С., педагог ДО
МБУ ДО «Дом детского творчества №2» г. Читы
Творческое объединение «Непоседы» -
эффективная форма социализации дошкольников.
В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное
развитие всей системы дополнительного образования. В действующем
Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
особое место уделяется профориентации, адаптации ребенка к жизни в
обществе, выявлению и поддержке одаренных детей.
Дополнительное образование является актуальным и
необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на
формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном,
физическом совершенствовании и организацию свободного времени.
Дошкольный возраст – самая яркая и неповторимая страница
жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс
социализации, становления связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром
людей, природы, предметным миром. Одновременно дети приобщаются к
культуре, общим человеческим ценностям. У дошколят происходит
первоначальное формирование личности, основ самосознания и
индивидуальности ребенка.
Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как
«воспитание», «обучение», «развитие личности».
Деятельность творческого объединения «Непоседы» МБУ ДО
«Дом детского творчества№2» г. Читы направлена на создание условий
развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности
позитивной социализации ребёнка, его личностного морально-нравственного
и познавательного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов
деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Все это
необходимо для того, чтобы ребёнок, переходя на следующую ступень
образования, чувствовал себя социально уверенным, хотел получать знания и
умел применить их на практике.
Процесс социализации детей начинается тогда, когда родители
приводят своих малышей 5 – 6 лет к педагогу в творческое объединение
«Непоседы» для обучения по дополнительной общеразвивающей программе
«Учение с увлечением». Комплексная программа социально –
педагогического направления реализуется в МБУ ДО «Дом детского
творчества №2» с 2000-го года. Это - программа социальной адаптации,
имеющая целью интеллектуально – познавательное обучение.
Преобладающий тип образовательного процесса - личностно –
развивающий, с чередованием различных видов детской деятельности
(игровой, познавательной, оздоровительной).
Программа учитывает возрастные и индивидуальные
особенности, способствует формированию у ребёнка собственного мнения,
индивидуального мировосприятия, формирует практические навыки,
необходимые для жизни в социуме, развивает коммуникативную культуру,
учит общаться в коллективе сверстников, а значит, учит сотрудничеству и
сотворчеству. Правильно организованное пространство творческой
деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать
прекрасное.
Диагностика показывает, что до 40% дошколят испытывают
затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, не умеют озвучить
свою просьбу, слушать, оценивать, приветствовать друг друга, выполнять
правила игры и пр.. Мониторинг, соответственно задачам обучения по
дополнительной общеразвивающей программе «Учение с увлечением»,
предусматривает исследование по четырем аспектам: нравственный аспект
воспитания, развитие социальной уверенности, познавательно-речевое
развитие и психофизиологическое развитие.
Отслеживание результативности по программе в аспекте
социальной уверенности проводится по направлениям: сформированность
коммуникативных навыков, мотивационно-познавательной деятельности и
личностных качеств. Методическая часть мониторинга представлена
методами наблюдения педагогом дополнительного образования,
воспитателем группы детского сада, специалистами и родителями. Активно
используются методы игры по правилам, авторские рисуночные методики.
Для воспитания социальной уверенности в творческом
объединении «Непоседы» созданы все условия познавательно-речевого
развития детей. Каждый ребёнок индивидуален, у каждого свой характер,
темперамент, привычки. Попадая в атмосферу, где таких ребят в учебной
группе более 10, а на переменках более 20, приходится учиться общению,
учиться договариваться, учиться дружить и помогать друг другу.
Привыкая к педагогу, сверстникам, участвуя в творческих занятиях,
воспитательных мероприятиях, играх на переменках (индивидуально, в парах
и микрогруппах), ребенок демонстрирует окружающим и родителям, какой
он стал взрослый и самостоятельный.
Особенное значение для социализации и познавательно – речевого
развития дошкольников имеет организация совместных с родителями и
педагогом театрализованных сезонных праздников, развлечений, игровых
программ, детских творческих дел. Каждый год в творческом объединении
«Непоседы» проводятся традиционные мероприятия: «Осень в гости к нам
пришла», «Новогодняя сказка», «Весенняя капель», «Вот и стали мы на год
взрослей», где самыми активными участниками являются дети.
Ежегодно ребята участвуют в итоговом мероприятии ДДТ №2 –
фестивале детского творчества. Дети активно привлекаются для участия в
текущих тематических еженедельных и итоговых выставках декоративно -
прикладного творчества как индивидуально, так и совместно с семьей. В
творческом объединении «Непоседы» практикуется оформление
персональных выставок. Наиболее инициативные дети и семьи участвуют в
интернет – конкурсах различных уровней, пополняя портфолио личных
достижений дошколят. Такого рода мероприятия позволяют решать задачи,
касающиеся формирования речи, интеллектуального и художественно-
эстетического воспитания ребенка.
Участвуя в мероприятиях, дети становятся участниками разных
событий из жизни людей, животных, сказочных персонажей, что дает им
возможность глубже познать окружающий мир, прививать устойчивый
интерес к родной культуре, литературе. Дети с удовольствием включаются в
театрализованные утренники, мини-спектакли, конкурсы вместе с
родителями, ведущими и педагогом. Игра увлекает, создаёт внутренний
комфорт, придает раскованность, организует легкое общение взрослого,
ребенка и сверстников.
Эффективная культурно-досуговая деятельность в творческом
объединении «Непоседы» в рамках дополнительной общеразвивающей
программы «Учение с увлечением» для дошкольников сформирована за счет
сплочённости, согласованности, скоординированности действий педагога с
воспитателями детских садов, педагогом-психологом, логопедом и
родителями, что выводит родителей и детей на индивидуальные совместной
деятельности специалистов.
После окончания обучения по дополнительной общеразвивающей
программе «Учение с увлечением» в творческом объединении «Непоседы»
для дошкольников, родители не спешат покидать стены Дома детского
творчества №2 и с удовольствием приводят своих детей, но уже в другие
объединения.
Ребята с удовольствием учатся танцевать, рисовать, петь,
занимаются спортом и туризмом. И очень часто новые творческие
объединения ДДТ №2 дети посещают уже парами, группами,
познакомившись и подружившись с раннего детства в творческом
объединении «Непоседы».
Таким образом, социализация – это процесс усвоения ребенком
социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе,
формирования индивидуальности; процесс вхождения в общество,
помогающий ребенку становиться личностью, быть социально значимым.
Творческое объединение «Непоседы» - эффективная форма социализации
дошкольников в МБУ ДО «Дом детского творчества №2».