Напоминание

Урок. Железо и его соединения 9 кл.


Автор: Саркисян Эмма Арутюновна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: РСО – Алания ,с. Гизель
Наименование материала: Урок. Железо и его соединения 9 кл.
Тема: Урок. Железо и его соединения 9 кл.
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№2 им. Д.Доева с. Гизель»

Урок по химии

(комбинированный)

Тема: « Элементы восьмой группы

побочной подгруппы.

Железо и его соединения »

9 класс

Саркисян Э.А. – учитель химии

Цели урока:

Образовательные: Указать на большое значение железа в истории

человечества, а также в современной технике. Составить полное

представление об элементе и простом веществе-железо. Опираясь на знания

зависимости свойств металлов от строения их атомов по аналогии

предсказать характерные химические свойства железа.

Развивающие :способствовать формированию и развитию познавательного

интереса учащихся к предмету.

Воспитательные : воспитание осознанной потребности в знаниях.

Оснащение урока: Fe (мет.), растворы HCl, H

2

SO

4

, NaOH, NaOH (40% р-р),

FeSO

4

, штатив, пробирки.

Ход урока:

1)Работа с терминами, беседа с учащимися.

2)Изложение нового материала.

3)Закрепление.

На доске записано слово – металличность.

Учитель предлагает учащимся составить как можно больше химических

терминов:

1. металл 2. ион 3. соль 4. сталь и т.д.

Вопросы к термину металл.

1) Где в периодической системе расположены металлы?

2) В чем отличительная особенность строения атомов металлов в отличие от

атомов неметаллов?

Вопросы по термину ион и по термин сталь.

1) Что называется ионами?

2) Какие виды ионов вам известны?

3) Как образуются ионы?

4) Что представляет собой сталь?

Перед изложением нового материала.

Мы изучаем мир металлов. Послушайте небольшое стихотворение.

Среди металлов-самый славный

Важнейший древний элемент,

В тяжелой индустрии-главный,

Знаком с ним школьник и студент.

Родился в огненной стихии,

Расплав его течет рекой.

Важнее нет в металлургии,

Он нужен всей стране родной.

О каком элементе идет речь? (железо).

Это именно тот элемент, который входит в состав жизненно необходимого

белка крови – гемоглобина, осуществляющего перенос кислорода. Нехватка

железа в почве приводит к снижению образования хлорофилла и утрату

зеленой окраски.

Тема урока записывается на доске, план урока и тему учащиеся записывают в

тетради.

1) Положение Fe в периодической системе элементов Д.И. Менделеева,

строение атома.

2) Соединения железа.

3) Физические и химические свойства железа.

Самостоятельная работа.

1. Дать характеристику положения железа в периодической системе

элементов Д. И. Менделеева.

2. Сопоставить строение атомов Fe и Cr.

Электронная конфигурация : 1s

2

2s

2

2p

6

3s

2

3p

6

4s

2

3d

6

p-26 Fe

0

- 2e → Fe

2+

Fe

2+

→ FeO→ Fe(OH)

2

– основные св-ва Cr

2+

e-26

n-30 Fe

0

-3e → Fe

3+

Fe

3+

→ Fe

2

O

3

→ Fe(OH)

3

– амфотерные св-ва Cr

3+

Кроме того, железо образует с кислородом соединение промежуточного

характера Fe

3

O

4

→ Fe

2

O

3

.

FeO оксид железа (II, III).

В природе встречается в виде минерала-магнетит.

Самостоятельная работа.

На основе анализа справочных данных и изучения образцов Fe

охарактеризовать физические свойства Fe.

1) Чистое железо весьма пластичный металл, хорошо поддается обработке,

легко куется и вытягивается в проволоку.

2) Чистое железо серебристо-белый металл.

3) Плотность Fe – 7,87г/см

3

; t

пл.

=1539

0

C.

4) В отличие от многих других металлов железо обладает магнитными

свойствами (притягивается магнитом и само намагничивается).

5) Существует две аллотропные модификации железа.

Итог работы-таблица со сведениями физических свойств железа.

Химические свойства железа.

I. Рассмотрим отношение Fe к воде и кислороду при обычной температуре.

Таблица с опытом:

1) Fe + прокипяченная вода

2) Fe + O

2

3) Fe + O

2

+ H

2

O

Что следует из этого опыта?

1) Ни сухой кислород, ни вода в отсутствии кислорода на железо не

действуют.

2)Во влажном воздухе и в воде, содержащей кислород железо ржавеет,

покрываясь рыхлой, легко отслаивающейся коркой-ржавчиной.

Эта корка проницаема для газов и паров, поэтому не защищает металл от

дальнейшего их действия. Наоборот, достаточно появиться на железном

изделии пятнышку ржавчины, как она притягивая влагу из воздуха лишь

ускоряет дальнейшее ржавление.

II. Исходя из положения Fe в электрохимическом ряду напряжения, что

можно сказать о химической активности металла?

(Т.к. Fe расположено до H, поэтому оно растворяется в разбавленной HCl и

H

2

SO

4

при обычной температуре, вытесняет из водных растворов солей Cu и

другие металлы, расположенные правее в электрохимическом ряду

напряжения) .

И так:

При нагревании: При комнатной температуре:

1) С кислородом 1) С кислородом во влажном

воздухе

3Fe +2O

2

→ Fe

3

O

4

4Fe + H

2

O +O

2

→ 4Fe(OH)

3

2) С хлором 2) С разбавленными кислотами

2Fe + 3Cl

2

→ 2FeCl

3

Fe + 2HCl→ FeCl

2

+ 2H

2

3) С серой Fe + H2SO

4

→ FeSO

4

+ H

2

Fe + S→ FeS 3) С растворами солей

4) С конц. H

2

SO

4

, HNO

3

Fe + CuSO

4

→ FeSO

4

+ Cu

5) 2Fe + 6H

2

SO

4

(к)→ Fe

2

(SO

4

)

3

+

+ 3SO

2

↑+ 6H

2

O

6) Fe + 4HNO

3

→ Fe(NO

3

)

2

+

+ 2NO

2

↑ + 2H

2

O

Соединения железа Fe

2+

.

Fe

2+

→ FeO → 4Fe(OH)

2

- основные свойства

Получение.

FeCl

2

+ 2NaOH → Fe(OH)

2

+ 2NaCl

Fe

2+

+ 2OH

-

→ Fe(OH)

2

Свойства.

Fe(OH)

2

+ 2HCl → FeCl

2

+ 2H

2

О

Fe(OH)

2

+ O

2

+ 2H

2

O → 4Fe(OH)

3

Соединения железа Fe

3+

.

Fe

2

O

3

→ Fe(OH)

3

Получить Fe(

OH)

3

и доказать его амфотерность.

FeCl

3

+ 3NaOH → Fe(OH)

3

+ 3NaCl

Fe

3+

+ 3OH

-

→ Fe(OH)

3

Fe(OH)

3

+ 3HCl→ FeCl

3

+ 3H

2

О Fe(OH)

3

+ 3NaOH → Na[Fe(OH)

4

]

Fe(OH)

3

+ 3H

+

→ Fe

3+

+3H

2

О Fe(OH)

3

+ OH

-

→ [Fe(OH)

4

]

-

2Fe(OH)

3

= Fe

2

O

3

+ 3H

2

О

Закрепление. (блиц проверка).

1) Какова электронная конфигурация атома железа:

а) 1s

2

2s

2

2p

6

3s

2

; б) 1s

2

2s

2

2p

6

3s

2

3p

6

4s

2

; в) 1s

2

2s

2

2p

6

3s

2

3p

6

4s

2

3d

6

(в)

2) С какими из указанных веществ реагирует железо:

а) О

2

; б) Na

2

O ; в) H

2

SO

4

г) CO

2

(а,в)

3) Какие из указанных металлов являются более активными, чем железо:

а) Сu, б) Са, в) Hg г) K (2 и 4)

4) В чем растворяется Fe(OH)

3

:

1) H

2

О, 2) р-р HCl, 3) р-р HNO

3

4) р-р KOH

Задание на дом:

Учеб. 11 класс, гл. 5 параграф 8



В раздел образования