Автор: Саркисян Эмма Арутюновна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: РСО-Алания,с. Гизель
Наименование материала: урок-путешествие 8 кл.-химические реакции
Тема: урок-путешествие 8 кл.-химические реакции
Раздел: полное образование
Саркисян
Э.А.
СОШ
№2
с.
Гизель
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №2 им. Д.Доева
с.
Ги з е л ь » .
Урок
по
химии
(урок
–
путешествие)
Тема: «Химические
реакции».
8
класс
С а р
кисян
Э.А.
–
учитель
химии
1
Саркисян
Э.А.
СОШ
№2
с.
Гизель
Цели
урока:
повторить
отличие
химических
явлений
от
физи-
ческих.
Познакомить
с
признаками
и
условиями
течения
хими-
ческих
реакций.
Дать
первоначальное
понятие
о
классифика-
ции
химических
реакций
по
признаку
поглощения
или
выделения
т е п л о т ы .
Ход
урока.
Говорит
учитель:
В
некотором
царстве,
в
некотором
государстве
под
названием
“ Н а у ка ” есть
чудесная
страна
– “Х имия”,
а
в
стране
той
есть
уд и в и т е л ь н ы е
г о р о д а :
“ О кс и д ы ”,
“ О с н о в а н и я ”,
“ К и с л о т ы ”,
“ С ол и ”.
Мы
с
вами
побываем
в
этих
городах,
правда,
проез-
дом,
но
ничего
страшного,
потому,
что
мы
туда
ещё
не
р а з
в е р н ё м с я .
А
сейчас,
я
хочу,
чтобы
мы
совершили
с
вами
путешествие
в
самый
удивительный
город
этой
страны
–
город “ Х и м и ч е с к и е
р е а к ц и и ”.
Вы
сами
убедитесь
в
том,
что
всё
в
этом
городе
овеяно
вол-
шебством.
Там
сказочно
необычные
улицы,
удивительные
люди
–
воистину
город
чудес.
Но
прежде,
чем
отправиться
в
путешествие,
мы
должны
во-
оружиться
теми
знаниями,
которые
мы
приобрели.
Давайте
вспомним
с
вами
отличие
физических
явлений
от
х и м и ч е с к и х .
(Отвечают
уч ащие ся ) .
Как
иначе
называются
химические
явления?
(Отвечают
уч ащие ся ) .
А
чем
могут
сопровождаться
химические
превращения?
(Отвечают
учащиеся:
внешние
признаки
–
появление
осадка
или
газа,
изменение
цвета,
появление
запаха,
выделение
или
поглощение
т е п л а ) .
Учитель:
Итак,
мы
отправляемся
в
путь.
2
Саркисян
Э.А.
СОШ
№2
с.
Гизель
Понаблюдаем
за
протеканием
некоторых
химических
ре акций
и
установим
признаки,
которые
подтверждают
образование
но -
вых
веществ
и
появление
у
них
новых
свойств.
Смотрите!!!
Улица
Экспериментальная!
(Выкрикивает
у ч а щ и й с я ) .
Учитель:
Сейчас
вы
увидите
много
удивительного
и
интересного,
вы
действительно
поймёте,
что
химия
творит
чуде са.
Опыт
№1:
B a C l
2
+ H
2
S O
4
= B a S O
4
+ 2H C l (выпадение
о с а д ка ) .
Б е л ы й
о с а д о к
Опыт
№2:
Горение
с еры.
S + O
2
S O
2
–
выделение
газа,
горит
синим
пламенем
с
выделением
дыма.
Опыт
№3:
Изменение
окраски
раствора.
F e
2
(S O
4
)
3
+
6K C S N
=
3K
2
S O
4
+
2F e( C S N)
3
–
кроваво
–
красное
окрашивание.
О п ы т
№ 4 :
В у л к а н (нагревание
дихромата
аммония)
-
(N H
4
)
2
C r
2
O
7
.
Учитель:
А
знаете
ли
вы,
что
реакцию
горения
порошка M g
использо-
вали
при
фотографировании
в
каче стве “вспышки”,
пока
н е
появилась
электрическая
лампа.
Давайте
запишем,
что
является
реакцией
горения.
Реакции
горения
–
это
частный
случай
большой
группы
химических
реакций,
протекающих
с
выделением
теплоты,
которые
называются экзотермическими
(э к з о
–
наружу).
3
Саркисян
Э.А.
СОШ
№2
с.
Гизель
“Улица
экзотермических
реакций”.
На
этой
улице
все
реакции
протекают
с
выделением
тепла.
Следующая
улица:
“Улица
эндотермических
реакций”.
На
этой
улице
все
реакции
протекают
с
поглощением
тепла.
Реакции,
протекающие
с
поглощением
теплоты,
называются
эндотермическими
(э н д о
–
внутрь).
Например:
разложение
H
2
O
при
высокой
температуре.
Учитель:
А
сейчас,
мы
постараемся
ответить
на
вопросы,
на
которые
нам
предлагают
ответить
жители
этого
города.
(учащиеся
дают
ответы):
1 .
Какие
условия
должны
выполняться,
чтобы
произошла
химическая
ре акция?
О т вет :
Реагирующие
вещества
должны
соприкасаться,
и
чем
больше
площадь
соприкосновения,
тем
быстрее
идёт
хи-
мическая
реакция.
Твёрдые
вещества
измельчают,
перемеши-
вают
или
растворяют,
а
растворы
сливают.
Важное
условие
–
температура.
Для
экзотермических
реакций,
чтобы
р е а к-
ция
началась,
необходимо
смесь
подогреть.
Для
эндотерми-
ческих
реакций
–
необходимо,
на
протяжении
всей
реакции,
поддерживать
определённую
температуру.
2 . Вещества,
какого
класса
образуются
при
горении
простых
веществ?
( О кс и д ы ).
3 . Вода,
которую
можно
замутить?
( И з в е с т ко в а я ).
4 . Светло
–
синий
газ,
образующийся
при
грозовых
разрядах?
( О з о н ).
5 .
Какие
три
условия
необходимы
при
го р е н и и ?
( В е щ е-
с т во ,
ко то р о е
м ожет
г о р е т ь ,
O
2
и
отвод
п р оду кто в
г о р е н и я ).
4
Саркисян
Э.А.
СОШ
№2
с.
Гизель
6 . Гл а в н ы й “утеплитель”
нашей
планеты?
(Водяной
пар
( 6 0
теплового
излучения
Земли)).
7 .
Вещество,
образующееся
из H
2
и O
2
?
(H
2
O).
8 .
Сосуд
для
нагревания
металлов?
( Ре т о р т а ) .
9 .
Краткая
запись
химических
реакций?
(Уравнение
хими-
ческих
реакций).
1 0 .
В е щ е с т в о ,
с о с т о я щ е е
и з
а т о м о в
о д н о г о
в и д а ?
( П р о с т о е ) .
11 .
Потенциальное,
экологически
чистое
топливо?
(H
2
) .
1 2 .
Реакции,
сопровождающиеся
выделением
тепла
и
света?
(Реакции
г о р е н и я ) .
13.
Переход
медленного
окисления
в
горение?
( С а м о-
в о з г о р а н и е ) .
1 4 .
Физиологический
процесс
в
организме
человека,
в
осно-
ве
которого
лежит
газообмен?
( Д ы х а н и е ) .
Задание
на
дом:
п.
26,
упр.2,
6.
5