Автор: Каримова Альфия Кадамовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №9 СП Детский сад №23 "УЛЫБКА"
Населённый пункт: г. Чапаевск Самарская область
Наименование материала: Сообщение
Тема: "Работа с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности"
Раздел: дошкольное образование
Структурное подразделение детский сад №23 «Улыбка», реализующее программу
дошкольного образования Государственного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы №9 городского округа
Чапаевск Самарской области
«Работа с семьей, как средство поддержки и
развития детской инициативы и
самостоятельности»
Подготовила: воспитатель Каримова А.К.
г. Чапаевск, 2018г.
«Работа с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и
самостоятельности»
“Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь…”
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью
удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое
образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой
системы взаимодействий детского сада и семьи.
На протяжении многих лет система отечественного образования стояла на
позициях приоритетности общественного воспитания над семейным. Именно
поэтому вопросами образования и развития детей, посещающих детские сады,
занимались дошкольные образовательные учреждения. И основной задачей
воспитателей в работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение.
После принятия новой Концепции дошкольного воспитания возникла
необходимость создания условий для взаимодействия с родителями на основе
сотрудничества. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность.
Среди различных принципов дошкольного образования (а именно:
индивидуальный подход, доброжелательный стиль общения, и т.д.) в
соответствии с ФГОС ДО содержится принцип сотрудничества ОУ с семьёй.
И одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО является задача:
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи;
- повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В связи с этим в данный момент актуален вопрос необходимости
нахождения оптимальных путей именно диалогового взаимодействия с
родителями и отходить от формальных рамок сотрудничества ДОУ и семьи (это
традиционные родительские собрания, консультации и т.д.).
Следовательно, содержание и формы работы с семьей должны отличаться
нетрадиционным разнообразием.
Как известно, родители – основные социальные заказчики в детском саду, поэтому
взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и
запросов семьи. В своем учреждение сегодня мы ориентируемся на поиск таких
форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности
родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Именно по этой причине в дошкольных группах организовывают семейные
клубы, где проводят различные мастер классы , руководителем которых является
воспитатель. Цель - организация совместного досуга детей и взрослых.
Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные
отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между
родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное,
полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное
мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка,
сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях,
посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не
только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.
Встречи в семейных клубах проводятся с учетом плана работы. Чтобы
семейный клуб был востребован родителями и интересен педагогическим
работникам, осуществляется постоянное методическое сопровождение старшим
воспитателем. На сегодняшний день, мероприятия проводимые в рамках
семейных клубов оказались востребованы родителями.
Остановимся подробно на трех важных, объемных практиках, реализуемых в
рамках семейного клуба в дошкольных группах, которые помогают найти общие
точки соприкосновения с родителями, как с участниками образовательного
процесса.
Первая практика, это родительские мастер-классы. Многие родители будут рады
заняться совместным творчеством со своими детьми. К сожалению, на практике
такая возможность есть не у многих: нет соответствующих условий, мало
времени, а иногда просто не хватает фантазии. Для организации мастер-класса
нужно просторное помещение – игровая или зал отлично подойдут для этой цели.
Организовать пространство тоже несложно, ведь у вас уже есть столы и стулья –
родители отлично разместятся на детской мебели. Необходимо приготовить
материалы для творческой работы. Пожалуй, не помешает еще и легкое угощение.
Для проведения мастер-класса лучше выбрать время во второй половине дня,
чтобы родителям не пришлось пропускать или отменять работу.
Мастер-класс может проводить как один из родителей, также группа родителей. А
воспитатель или специалист в помощь.
Идей для таких семейных мастер-классов великое множество: плетение из
бисера и роспись по ткани, роспись посуды и работа с войлоком. Стоит выбрать
такую работу, которая будет интересна и детям и родителям. Кстати, можно
предложить не только занятия, связанные с художественным творчеством: можно
вместе петь, танцевать или сочинять стихи. Главное – предоставить детям и
родителям простор для творчества.
К сожалению, родители далеко не всегда умеют творить вместе с детьми:
некоторые видят свою роль в том, чтобы поправлять ребенка, руководить его
работой, другие предпочитают сделать все своими руками вместо ребенка.
Поэтому кроме профессионального ведущего, который объяснит, как нужно
работать с тем или иным материалом, во время мастер-класса должен
присутствовать и педагог, который подскажет детям и родителям, как работать
вместе.
Этапы организации и проведения родительских мастер-классов для
родителей и воспитанников детского сада.
Первый этап. Подготовительный.
Цель: основные определить направления работы.
Задачи:
изучить аналогичный опыт работы;
выяснить интерес и тематику встреч с родителями.
Идея о проведении мастер-классов родилась на одном из собраний, где
воспитатели передали информацию по творческим темам родителям.
Представленный материал вызвал интерес у родителей, поступило предложение
использовать данный опыт для педагогического образования родителей.
Родителям были предложены анкеты, позволяющие выявить принципы семейного
воспитания, диагностировать родительские качества и стили воспитания в семье,
понять их интересы.
Второй этап. Организационный.
Цель: составить программу работы с родителями исходя из календарно –
тематического планирования в группе на учебный год
Задачи:
подготовить материально-техническую базу,
решить вопрос о кандидатах-педагогах среди родителей;
искать оптимальные пути и разрабатывать модель взаимодействия с семьей.
На учебный год могут быть запланированы 4 мастер-класса разной тематики.
Чтобы привлечь внимание родителей, к каждому мастер-классу изготавливают
приглашения, где можно дать рекламу будущему мероприятию:
Вы устали тратить деньги на игрушки?
Вы не знаете, чем занять ребенка дома?
Вы хотите удивить своего малыша?
Желающим посетить мастер-класс, просьба записаться:
1.
2.
3.
Третий этап. Основной.
Цель: систематизировать методический материал
Задачи:
непосредственно провести мастер-классы с родителями по их запросу;
уточнить их отношение к новой форме работы.
Каждый мастер-класс для родителей должен быть четко сориентирован по
содержанию, включая теоретическую, обучающую и практическую части.
Четвертый этап. Итоговый.
Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели
психолого-педагогического взаимодействия родителей с педагогами
Задачи:
количественная и качественная обработка итогов работы;
мониторинг результативности, перспектива.
Проведя несколько мастер-классов, мы теперь можем сделать некоторые
выводы. Наши мастер-классы удались, так как родители старались
непосредственно для своих детей. Направления «Родитель - родителю», когда
умения одних родителей были одобрены и приняты другими родителями. А самое
главное, было очень приятно слышать нескончаемые слова благодарности от
участников мастер-классов за реализацию идеи.
Просвещение родителей с целью повышения педагогической культуры может
быть организовано в интересной форме мастер-класса, где родители находятся в
позиции активного участника. Непосредственная продуктивная деятельность
позволяет заинтересовать педагогическим процессом всех участников. А самое
ценное, что родители после проведенных мастер-классов используют свои новые
знания, организуя с детьми игры и занятия дома. Совместное взаимодействие
укрепляет семью.
Еще одно мероприятие – родительское собрание в нетрадиционной форме.
Темой собрания можно выбрать «Нет выше звания, чем мама» приуроченное к
международному празднику Дню Матери.
Цель собрания: обеспечить понимание родителями необходимости игры в
жизни ребенка, как неотъемлемой части его развития, через изготовление игрушек
для пальчикового театра.
Задачи:
Дать родителям представление о необходимости театральной игры.
Познакомить с видами театров и продемонстрировать их.
Изготовить игрушки для пальчикового театра.
Создать атмосферу праздника, доброжелательный настрой между
детьми, родителями и педагогами.
1 Этап. Организационный.
Дети совместно с воспитателем изготовливают пригласительные открытки
для мам и общее объявление в группе. А так же делают подарки и помогают
воспитателю оформить музыкальный зал.
Фото 8.
Фото 9.
Воспитателем заранее могут быть заготовлены детали из флиса для
игрушек, собраны материалы для декораций, записаны голоса детей, подобраны
фонограммы музыкальных записей
Фото 10.
II этап. Составление плана проведения родительского собрания.
1. Вступление.
2. Введение в тему родительского собрания.
3. Доклад воспитателя о вариативной части примерной образовательной
программы дошкольного учреждения «Игра в театр»
4. Викторина «Виды театра»
5. Включение родителей в образовательный процесс.
6. Интерактивный концерт для мам.
7. Рефлексия «волшебная коробочка пожеланий».
8. Чаепитие
III этап. Родительское собрание.
Во вступительной части собрания лучше начать с приветствия мам,
присутствующих в зале, а так же с поздравления их с наступающим праздником.
Далее воспитатель может напомнить о том, что участие матери в воспитании
сына или дочери не только важно, но даже необходимо: от влияния матери во
многих отношениях зависит будущий характер ребенка, в ее руках находится
возможность дать его пробуждающимся мыслям то или другое направление.
Ответственность матери велика, обязанности ее священны. С самого начала
родительского собрания важно создать благоприятную обстановку.
Необходимо напомнить родителям о вариативной части примерной
образовательной программы дошкольного учреждения (направление по
художественно-эстетическому развитию «Игра в театр»). А так же о том, что
театральной деятельностью не только можно заниматься с дошкольниками, но
нужно и просто необходимо, так как она дает мощный развивающий эффект
каждой личности ребенка. Театральная игра способствует развитию детской
фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества. Рекомендую
устроить викторину и вспомнить какие виды театра существуют, при этом
необходимо демонстрировать их. Остановится на пальчиковом театре, показав
какие пальчиковые театры есть на группе.
Важно: даже в работе с родителями должен присутствовать элемент игры,
либо проблемная ситуация, которую надо решить. Можно обратить внимание
родителей, что в зале уже очень долго не появляются дети, мамы вместе с
педагогом находят письмо от злого волшебника Коттерфильда, в котором мамам
дано задание сшить игрушки для пальчикового театра, читая это письмо,
открываются кулисы в мастерскую по пошиву игрушек.
Совместно с воспитателями родители изготавливают куклы для
пальчикового театра. В это время можно обсудить, волнующие родителей,
вопросы.
После того, как мамы проигрывают сказки, включается музыка, в зале
появляются дети и проводят интерактивный концерт, в процессе которого мамы
становятся его участниками!
Закончить родительское собрание можно рефлексией, для того, что бы
получить обратную связь от родителей, а так же проанализировать и
скорректировать следующие родительские собрания.
И в заключении хочется сказать, что использование разнообразных форм
работы с семьёй позволяет пробудить чувство расположения и доверия родителей
к детскому саду. Ни одно сообщество людей (детское или взрослое) не может
обойтись без сотрудничества.
Литература:
1. Журнал «Управление ДОУ», 2013г.
2. Любчик С. А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи/
Управление ДОУ. 2013. № 6.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования — М., 2013.
4. Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е. Жичкина «Дошкольное учреждение и семья
– единое пространство детского развития: методическое руководство для
работников ДОУ», - М.: "Просвещение", 2015.
5. Воспитатели и родители: Из опыта работы. - М.: "Просвещение", 2009.