Напоминание

"Работа по звуковой речи на музыкальных занятиях в ДОУ"


Автор: Семелева Наталья Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Структурное подразделение "Детский сад №16 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Рузаевка
Наименование материала: статья
Тема: "Работа по звуковой речи на музыкальных занятиях в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Работа по звуковой культуре речи на музыкальных занятиях в ДОУ»

Преодоление

нарушений

звукопроизношения

в

дошкольном

возрасте

имеет

огромное

значение

в

последующей

жизни

ребёнка.

Недостатки

звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких

психических

процессов,

как

память,

мышление,

воображение,

а

также

сформировать

комплекс

неполноценности,

выражающийся

в

трудности

общения.

Своевременное

устранение

недостатков

произношения

поможет

предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются

фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относятся занятия.

В

работу

по

формированию

звуковой

культуры

речи

вместе

с

воспитателем и педагогом-логопедом также должен активно включаться и

музыкальный руководитель.

Особое

внимание

следует

обратить

на

возможность

использования

музыкальных

занятий,

на

которых

работа

над

звуковой

культурой

речи

должна

проводиться

согласованно

воспитателем

и

музыкальным

руководителем,

так

как

отдельные

элементы

музыкального

занятия

(слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у

детей

речевой

слух,

речевое

дыхание,

голос,

дикцию,

темп,

ритм

и

и н т о н а ц и о н н у ю

в ы р а з и т е л ь н о с т ь

р е ч и .

Музыкальный руководитель может во многом помочь в развитии звуковой

культуры речи детей, правильно используя различные части музыкальных

занятий для достижения поставленной цели. Так, развитию речевого слуха

способствуют пение попевок на различных звуках, песен, игры-хороводы.

Для развития речевого дыхания большое значение имеет пение. Оно приучает

детей

рассчитывать

выдох

на

музыкальную

фразу,

не

нарушая

мелодии

песни.

Попевки,

песни

приучают

пользоваться

естественным

голосом

без

напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко или

тихо.

Пение

дает

также

возможность

вырабатывать

у

детей

протяжное

произнесение

гласных

звуков

и

четкое,

внятное,

но

не

утрированное

произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего

напряжения произносить слова песни, т. е. помогает вырабатывать хорошую

дикцию. Все части музыкального занятий способствуют развитию у детей

нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи,

умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями:

в одних случаях непроизвольными, в других - осознанными. Эту стихийную

моторно-эмоциональную

реакцию

ребят

следует

сделать

осмысленной.

Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного

рода речевыми нарушениями. Музыкально-ритмические упражнения можно

включать

в

комплексные,

физкультурные,

музыкальные,

фронтальные,

подгрупповые, индивидуальные занятия. Перед началом его – ходьба, бег,

физкультурные

паузы,

релаксационные

упражнения

в

конце

занятия.

Закрепление звуков через движения происходит быстрее. Их рекомендовано

проводить

в

режимных

процессах

и

воспитателям,

и

музыкальным

руководителям, они помогут ребенку нормализовать дыхание, развить органы

артикуляционного

аппарата,

фонетическую

сторону

речи,

психические

процессы, станут профилактикой против заикания. Оздоровят детей. Когда у

ребенка

развиты

музыкально-ритмические

способности,

он

старается

правильно

спеть,

станцевать,

сочетая

слово

и

музыкально-ритмические

движения,

развивается

двигательная

сфера,

улучшается

эмоциональная

сфера, постепенно у него быстрее сформируется звуковая культура речи.

Интересны

для

детей

музыкально-дидактические

игры,

которые

способствуют развитию фонематического слуха и внимания, упражнения на

различение

музыкальных

звуков

по

высоте,

на

подстройку

голосов

к

определенному музыкальному звуку.

Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи? Это

дидактические игры («Чей домик?», «Оркестр»), подвижные или хороводные

игры

с

текстом

(«Лошадки»,

«Каравай»).

Очень

полезны

дидактические

рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным

звуком, менять высоту голоса п т. п.). В младших и средней группах они

часто

сопровождаются

показом

картинок

или

демонстрацией

игрушек.

Можно

с

помощью

игрушек

устроить

инсценировку,

по

ходу

которой

повторяется учебный материал (звукосочетания, чистоговорки-песенки).

Для

формирования

выразительности

речи

эффективны

занятия

по

пересказу,

заучиванию

стихотворений,

на

музыкальных

занятиях

досочинить

песенку.

Отдельные

элементы

интонации,

речевой

слух

и

дыхание

отрабатываются

также

и

методом

упражнений:

заучивание

и

повторение

знакомых

скороговорок,

игровое

упражнение

«Подуем

на

пушинки», «Понюхаем цветочек» и др.

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые

осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и

развлечения и др.

Пользуясь указанными методами, музыкальный руководитель применяет

разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную

сторону речи детей.

Ведущим

приемом

является

образец

правильного

произношения,

выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец

на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием

кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или

движений рече-двигательного аппарата. При формировании фонематического

слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется специфичный прием —

утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование

звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова). В младших группах

часто используется образное называние звука или звукосочетания (ззз —

песенка

комара;

туп-туп-туп

топает

козленок).

Показ

и

объяснение

артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет («Сказка

Веселого Язычка»). Активным приемом являются хоровые и индивидуальные

повторения.

Именно

они

обеспечивают

тренировку

речедвигательного

аппарата

детей,

так

важную

в

формировании

звуковой

культуры

речи.

Особенно

полезны

негромкие

проговаривания

звуков

(звукосочетаний)

небольшими

подгруппами,

когда

дети

могут

прислушаться

к

ответам

товарищей.

Повышает

качество

ответов

такой

прием,

как

обо снование

необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-

шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!»).

Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка

задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что

колыбельная

особенно

хорошо

получится

у

Сережи

он

умеет

быть

ласковым,

заботливым»).

В

случае

ошибочных

ответов

возможны

такие

активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная)

речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное

повторение ребенком речи-образца).

В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка

ценен

пример

правильной

речи

его

сверстников.

Этот

фактор

надо

использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и

упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то

умением, так и те, кто говорит правильно, четко.

Традиционны

такие

приемы,

как

оценка

ответа

или

действия

и

исправление.

Следует

предостеречь

педагогов

от

назойливого,

слишком

частого, использования исправлений и подсказов (звукопроизношения, темпа

и т. д.), так как это нервирует ребенка. На занятиях может употребляться и

такой

специфичный

прием

образная

физкультурная

пауза,

которая

благодаря

сочетанию

движений

детей

с

произнесением

отрабатываемых

звуков

или

звукосочетаний

(игровая

ситуация)

служит

одновременно

и

отдыхом, и закреплением учебного материала (выйти из-за столов, походить,

присесть и показать, как квохчут курочки).

Как уже упоминалось выше, в процессе работы над звуковой культурой

речи уместны и наглядные приемы — показ артикуляционных движений,

демонстрация

игрушки

или

картинки.

В

играх

и

упражнениях

часто

фигурирует

дополнительное

оборудование

«волшебная»

палочка

для

подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный

материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.



В раздел образования