Автор: Малышева Галина Игоревна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 63"
Населённый пункт: город Иваново Ивановская область
Наименование материала: Факультативный курс "Логика" 2 класс
Тема: Развитие логического мышления
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Учреждение «средняя школа № 63»
город Иваново
ПРОГРАММА
Факультативного курса для учащихся 2 класса
«Развитие логического мышления»
Автор программы
учитель начальных классов
первой категории
Малышева Галина Игоревна
г.Иваново
2019г.
1
Оглавление
Введение……………………………………………………… 3
Пояснительная записка………………………………………….. 4
Содержание программы ………………………………………... 5
Примерный тематический план ……………………………….. 6
Тест………………………………………………………………… 23
Рекомендуемая литература для учителя и учащихся ………… 25
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по
данному курсу……………………………………………………..25
Приложения ……………………………………………………….26
2
Введение.
Наше время — время перемен. Сейчас России нужны люди,
способные
принимать
нестандартные
решения,
умеющие
мыслить.
В
последние годы по-новому встают вопросы о целях, содержании, формах и
методах обучения математике в школе, о месте и роли каждого школьного
предмета.
В законе об образовании от 29. 12. 12 года (статья 3) говорится о
гуманистическом
характере
образования,
о
приоритете
свободного
развития личности, о создании условий для самореализации.
Каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся.
Об этом говорится в пояснительных записках к учебным программам, об
этом пишут в методической литературе для учителей.
Детей необходимо учить анализировать, рассуждать, делать выводы.
Для
полноценного
усвоения
материала
необходимы
знания
приемов
логического мышления. Поэтому математическая подготовка должна быть
тесно связана с развитием логического мышления. Необходимо учитывать
индивидуальные особенности учащихся.
Само слово «логика» происходит от древнегреческого logos,
обозначающего мысль, слово, понятие, закон, рассуждение. Этимология
слова
«логика»
имеет
отношение
к
обоснованию
мысли,
слова.
На
факультативных
занятиях
задействованы
интеллектуальные
операции:
анализ, сравнение, классификация.
3
Пояснительная записка.
Цель изучения факультативного курса «Логика» - систематическое
развитие логического мышления учащихся.
Именно среди общих целей математического образования центральное
место занимает развитие абстрактного мышления.
Несомненно, изучение математики вносит определяющий вклад в
умственное развитие ребенка. В процессе обучения в арсенал приемов и
методов
мышления
естественным
образом
включается
индукция
и
дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и
систематизация, абстрагирование, аналогия.
Основная задача курса: дать учащимся доступное, ясное и вместе с
тем достаточно строгое и систематическое представление о деятельности
мышления.
Осознание
учащимися
хода
своих
умственных
действий
в
процессе занятия, обеспечивающее развивающий эффект.
Цель: определение умения выделять логические действия (анализ,
сравнение,
классификация...).
Учащиеся
углубляют
стихийно
складывающуюся логическую интуицию, накапливают практический опыт
овладения основными логическими приемами: сравнением, обобщением,
способностью выделять существенное, конкретизацией, классификацией,
аналогией, абстрагированием; вырабатывают навыки последовательного и
доказательного
мышления,
формируют
умения
аргументировано
обосновывать, отстаивать свои взгляды и убеждения; развивают языковую
культуру, учатся умению адекватно понимать или выражать предлагаемую
информацию.
Психолог Выготский Л. С. Отмечал интенсивное развитие в младшем
школьном возрасте. Чтобы развитие было успешным, нужна помощь со
стороны учителя. Для этого требуется знание особенностей психического
развития младших школьников, а также понимание конечных целей.
Ребенок 7 — 8 лет мыслит конкретными категориями, часто
подменяет
аргументацию
и
доказательство
простым
указанием
на
реальный факт или опирается на аналогию, далеко не всегда правомерную.
К
моменту
перехода
в
среднее
звено
школьники
должны
научиться
сопоставлять,
сравнивать,
анализировать,
находить
частное
и
общее,
устанавливать
простые
закономерности.
Необходимо
показать
ученику
дифференцированный
подход
к
признакам
предмета
(существенным
и
несущественным), научить давать обоснованное доказательство, понимать
причинно-следственные связи.
В начальной школе необходимо не только закладывать основу
знаний учащихся, но следует учить самостоятельно мыслить и творчески
работать.
На развитие этих качеств и направлен факультативный курс
«Логика».
4
УМК «Школа России»
Содержание курса.
1.
Вводное занятие
2.
Матрицы
2.1.
Графически
2.2.
Логически-поисковые
3.
Словесные тесты
3.1.
Триады
3.2.
Цепочки
3.3.
Составление логических цепочек
4.
Числовые тесты
4.1.
Продолжение ряда чисел
4.2.
Пропущенные числа
4.3.
Ребусы
5.
Решение логических задач.
5
Тематическое планирование факультативного курса
«Развитие логического мышления»
2 класс
Количество часов в год – 17 часов
Занятия проводятся 1 раз в две недели.
Цель:
развитие
логического
мышления
учащихся,
формирование
творческих способностей учащихся.
№
Тема занятия
Форма
работы
Количес
тво
часов
1 четверть (5 часов)
1
Введение.
Начальные
приемы
логического
мышления. Матрицы.
Индивидуа
льная
1
2
Суще ственные
признаки.
Умение
и х
выделять. Логические задачи.
В парах
1
3
Классификация
предметов.
Умение
их
выделять.
Логические
задачи.
Логический
вопрос.
Р а б от а
в
четверках
1
4
«Триады»
(деление
заданных
слов
на
несколько групп), логические задачи.
Р а б от а
в
парах
1
5
Числовая головоломка. Игра «Что лишнее?».
Логическая задача.
Р а б от а
в
парах
1
2 четверть (3 часа)
1
Числовая
головоломка.
Решение
логических
задач.
Командная
игра
1
2
Р а зм и н ка .
Ге ом е т р и ч е с ко е
з а д а н и е .
Логические рассуждения. Логические задачи.
Р а б от а
в
четверках
1
3
Магический квадрат. Геометрическое задание.
Шифровка.
Р а б от а
в
группах
1
3 четверть (5 часов)
1
Разминка.
Логически-поисковое
задание.
Логические задачи.
Р а б от а
в
парах
1
6
2
Формирование
умения
делить
объекты
по
классу
по
заданному
основанию.
Решение
логических задач. Игра «Что лишнее?»
Р а б от а
в
парах
1
3
Формирование
умения
делить
объекты
по
классу по заданному основанию.
4
Решение логических задач.
Р а б от а
в
парах
1
5
Занимательные вопросы. Ребусы. Логическая
задача.
Найди
существенное.
Загадка.
Продолжи ряд.
Индивидуа
льная
1
4 четверть (4 часа)
1
Веселые
вопросы.
Задачи
на
смекалку.
Ребусы.
Р а б от а
в
парах
1
2
Отгадай
слова.
Ига
«Кто
быст рее».
Занимательные
вопросы.
Занимательная
лесенка.
Р а б от а
в
группах
1
3
Найди
закономерность.
Логические
задачи.
Занимательная лесенка. Сравнение. Загадка.
Р а б от а
в
группах
1
4
Выполнение логического
упражнения. Тест
развития логических операций.
Индивидуа
льная
работа
1
Итого: 17 часов.
1 четверть.
7
Занятие 1.
Цель:
развитие
логического
мышления,
воображения;
учить
детей
работать
с
матрицами;
совершенствование
умственной
деятельности;
формировать способность детей выделять существенные признаки.
1.
Выделить
2
слова
наиболее
существенных
для
слова
перед
скобками.
А) Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)
Б) Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)
В) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
Г) Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)
Д) Игра (шашки, игроки, штрафы, правила, наказания)
2.
Матрицы.
(Назовите
4
фигуры,
размещенные
внутри
каждого
квадрата.
Проследите за тем, как изменяется расположение фигур в первых
трех квадратах так, чтобы продолжить замеченное вами изменение в
расположении тех фигур)
8
3.
Задача – шутка.
1.Что тяжелее – килограмм ваты или килограмм железа?
2.Два отца и два сына съели 3 апельсина. Сколько апельсинов съел каждый
из них? (1)
4.
Задачи на смекалку.
Я провел у бабушки понедельник, вторник, среду и четверг, а моя сестра в
ту же неделю – среду, пятницу и субботу. Сколько всего дней гостили мы у
бабушки? (6 дней)
Занятие 2.
Цель: формировать способность детей выделять существенные признаки,
совершенствование умственной деятельности; Развитие мышления, памяти
воображения.
1.
Выделить
2
слова,
наиболее
существенных
для
слова
перед
скобками.
1.Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)
2.Город (здание, автомобиль, велосипед, толпа, улица)
3.Кольцо (проба, диаметр, печать, округлость, алмаз)
4.Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)
5.Больница (врач, помещение, сад, больные, радио)
6.Война (солдаты, аэроплан, ружья, пушки, сражения)
7. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)
8.Любовь (чувство, цветы, город, человек, природа)
Задача 1.
Лягушка
встречала
гостей.
Лиса
пришла
раньше
медведя,
волк
позже
зайца, медведь раньше зайца. Сорока прилетела в гости позже волка. Кто
пришел
раньше
всех?
Кто
позже?
В
каком
порядке
приходили
гости?
Попробуйте изобразить графически.
Задача 2.
В горшочке было 3 синих и 3 красных шарика. Вини-Пух взял 4 шарика,
чтобы подарить их на день рождения Кролику. Сколько шариков каждого
цвета могло быть у Вини-Пуха? (Найдите 3 ответа. Сколько осталось
шариков в горшочке?)
Занятие 3.
Цель: учить умению работать в группах, развитие логического мышления;
учить умению выделять существенное.
1.
Разделить объекты на классы по заданному основанию.
1.Лимон,
апельсин,
груша,
малина,
яблоко,
земляника,
слива,
алыча,
смородина, морковь. (Распределить слова на группы «фрукты – ягоды»)
2.Стол, чашка, стул, тарелка, чайник, шкаф, диван, ложка, табурет, кресло,
кастрюля, часы. (Распределить слова на группы «мебель – посуда)
3.Мандарин,
яблоко,
картофель,
сливы,
арбуз,
лук,
тыква,
капуста,
помидоры, апельсины. (Распределить слова на группы «фрукты – овощи)
4.Пенал,
ваза,
лампа,
абажур,
перо,
карандаш,
тыква,
парта,
линейка,
тетрадь, стол, мышь, пол. (Распределить слова на группы по количеству
слогов)
Логический вопрос.
В клетке находилось 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих
кроликов, и 1 кролик остался в клетке. Как это могло получится?
Задача 1.
Выглянув на повороте в окно, девочка заметила, что перед нею 9 вагонов,
а за ней еще 7 вагонов. Сколько вагонов в поезде? В каком вагоне ехала
девочка?
Задача 2.
Крот
ставил
забор.
Плотник
–
крот
поставил
по
прямой
4
столба,
расстояние
между
которыми
по
2
метра.
Чему
равна
длина
забора?
(Изобразить в виде чертежа)
Занятие 4.
Цель:
учить
умению
выделять
существенное,
то
есть
способность
к
абстрагированию,
выделению
главного
от
второстепенного;
развитие
логического мышления.
1.
Задание «Триада»
(Данные в таблице слова нужно разбить на 13 групп по 3 слова в
каждой, то есть на триады. Слова выписывать необязательно, можно
записывать только порядковые номера слов, например: 1 – 8 – 21 )
1 - красный
14 – утка
27 – красота
2 – песня
15 – ноты
28 – гусь
3 – платина
16 – лимон
29 – телевидение
4 – радио
17 - газеты
30 – серебро
5 – луна
18 – леска
31 – мандарин
6 – молодость
19 – колесо
32 – гитара
7 – белый
20 – звезда
33 – ложка
8 – спица
21 – яблоко
34 – здоровье
9 – нож
22 – зеленый
35 – пар
10 – рыба
23 – лед
36 – золото
11 – вода
24 – апельсин
37 – велосипед
12 – слива
25 – вилка
38 – курица
13 – крючок
26 – солнце
39 – группа
Задача 1.
Геологи нашли 8 камней. Им надо разложить поровну все камни в 4
рюкзака. Камни весили 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг, 5 кг, 6 кг, 7 кг, 8 кг.. Как это
сделать?
Задача 2.
Человеку нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. В лодке может
поместиться только 1 человек, а с ним или волк, или коза, или капуста.
Если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу. Если оставить
козу и капусту, то коза съест капусту. В присутствии же человека коза не
может съесть капусту, а волк – козу. Человек все-таки перевез свой груз
через реку. Как он это сделал?
Занятие 5.
Цель:
учить выполнять простейшие виды анализа и синтеза; развивать
зрительное внимание и сообразительность, учить слушать мнение других,
аргументировано доказывать свою точку зрения.
1.
Числовая головоломка.
Сравни ряды чисел и продолжи ряд чисел:
6 10 14 18
5 9 13 17
3 5 7 9
7 11 15 19
2.
Продолжи ряд чисел:
1)
2 5 8 11…..
2)
8 12 16 20….
3)
25 20 15 …..
Задача 1.
В доме 4 этажа. На каждом этаже живет по 1 семье. Ивановы живут по
Смирновыми, Орловы живут под Бобровыми. Расположите жильцов по
этажам. Записывайте фамилию в столбик, тогда задачу решите быстро и
верно.
Задача 2.
В двух корзинах лежало по одинаковому количеству яблок. Из первой
корзины переложили во вторую 10 яблок. На сколько больше стало яблок
во второй корзине, чем в первой? Объясните.
2 четверть.
Занятие 1.
Цель: учить выполнять простейшие виды анализа и синтеза; развивать
зрительное внимание и сообразительность, учить слушать мнение других,
аргументировано доказывать свою точку зрения.
1.
Числовая головоломка.
30 + В = А А - ? В - ? Д - ?
А – 18 = 50
В + Д = А
(задания можно брать из учебника)
2.
Расставь в свободные клетки между числами знаки «+» и « -»
так,
чтобы
в
результате
математических
действий
по
всем
горизонталям и вертикалям получилось число «5».
3
9
3
5
4
8
5
7
4
1
6
8
7
1
6
3
7
4
2
9
6
1
5
2
4
8
6
3
2
7
4
2
5
4
8
2
3
2
6
3
8
7
7
2
2
3
2
8
1
5
2
2
6
2
4
7
6
1
7
1
Задача.
Магазин
при
14-часовом
рабочем
дне
открывается
в
8
часов
утра
закрывается в 11 часов вечера (то есть в 23 часа). Закрывают ли магазин на
обеденный перерыв?
Занятие 2.
Цель:
развитие
логического
мышления,
памяти,
воображения,
совершенствование умственной деятельности.
1.
Разминка.
Сколько дне в неделе, из них выходных?
Сколько пальцев на правой ноге?
Сколько пальцев всего у человека?
Сколько задних и передних лап у гуся?
Сколько времен года?
Сколько осенних месяцев?
Сколько всего месяцев в году?
Сколько гномов у Белоснежки?
Сколько глаз и бровей у человека?
Сколько букв в названии нашей страны?
Сколько углов у квадрата? Сколько углов у восьмиугольника?
Сколько лап у 5 котов?
Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать?
Чему равна сумма цифр нынешнего года?
2.
Занимательная геометрия.
Начерти в тетради прямоугольник.
Сдвинь эту фигуру на 2 клеточки: а) вправо, б)влево.
3.
Логические рассуждения.
1.
Если Захар ростом не выше Олега, то какого он может быть роста по
сравнению с Олегом?
2.
Двое играли в шашки. Через некоторое время на доске осталось 5
шашек. Остались ли на доске шашки одного цвета?
3.
Используя цифры 0, 3, 6, 9 написать наибольшее и наименьшее
четырехзначные числа.
Задача1.
Чебурашка купил 7 ящиков с апельсинами. Сколько потребуется сделать
рейсов
Крокодилу
Гене,
чтобы
перевезти
все
эти
ящики?
На
одну
машину можно погрузить не более 3 –х ящиков.
Задача 2.
В семье несколько детей. Один говорит, что у него есть брат и сестра.
Другой говорит, что у него нет ни одной сестры. Сколько детей в семье?
Занятие 3.
Цель: учить выполнять простейшие виды анализа и синтеза; развивать
зрительное
внимание
и
сообразительность,
учить
слушать
мнение
других, аргументировано доказывать свою точку зрения.
1.
Магические
квадраты
(найти
закономерность
и
расставить
пропущенные числа)
7
17
9
11
2.
Геометрическое задание.
Составь из счетных палочек такую фигуру. Сколько в ней квадратов? А
прямоугольников? Убери 3 палочки, чтобы осталось 4 квадрата. Нарисуй в
тетради, что получилось.
3.
Шифровка. (Догадайся какие числа пропущены)
Перед тобой таблицы, в которых в произвольном порядке должны быть
записаны все числа от 1 до 20, но чисел 20, а заполненных клеточек 16.
Найди и запиши по 4 отсутствующих числа в каждой таблице.
8
4
14
12
13
18
10
16
19
1
5
20
6
11
17
9
1
11
9
7
1
13
4
9
8
18
2
16
19
5
14
17
3
15
10
7
3 четверть.
Занятие 1.
Цель:
развитие
логического
мышления,
памяти,
воображения,
совершенствование умственной деятельности.
1.
Разминка
Сколько пальцев на двух руках?
Сколько лет было тридцатилетнему человеку 8 лет назад?
Сколько ножек достаточно стулу, чтобы он не качался?
Сколько букв в названии самого длинношеего животного?
Сколько недель в месяце?
Сколько месяцев в году?
Сколько месяцев между сентябрем и мартом?
Сколько букв в слове «вьюга»? А сколько звуков?
Сколько козлят хотел съесть волк?
Сколько ножек у четырех стульев?
2.
Логически – поисковое задание.
Мел
Кость
Три
Ган
Фарт
Шок
Па
Ад
Ура
Одия
Пар
УК
Па
Буна
Гор
Ста
Задача 1.
В соревнованиях по гимнастике Заяц, Мартышка, Удав т Попугай заняли
первые 4 места. Определите, кто какое место занял, если известно, что
Заяц занял второе место, Попугай не стал победителем, но в призеры
попал, а Удав проиграл Мартышке.
Задача 2.
У Мальвины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки.
Сколько всего было яблок у Мальвины?
Занятие 2.
Цель: Формирование умения делить объекты по классу по заданному
основанию. Развитие логического мышления.
1.
Задача.
Вася выше Саши на 8 см, а Коля ниже Саши на 3 см. На сколько
сантиметров самый высокий из мальчиков выше самого маленького?
2.
Догадайся, какие числа пропущены?
9
6
2
6
8
3
2
1
4
4
3
5
1
8
5
7
7
4
9
9
1
2
7
6
8
3.
Продолжи ряды чисел.
11, 15, 20, 24, 29, 33, …, …, …, …, …, 60
12, 11, 13, 12, 14, 13, 15, …, …, …, 17
4.
Что лишнее?
Птицы, лисица, огурец.
Собака, помидор, солнце.
Корова, ботинки, трава.
Курица, пшеница, подушка.
Гусь, лягушка, тина.
5.
Найди слово, которое не является предметом одежды.
ПТЬЛАЕ РБЮИК ВИДНА ДЖПИКА
Занятие 3.
Цель: умение делить объекты по классу по заданному основанию, учить
решать логические задачи, продолжить работу с матрицами.
1.
Выполни математические действия и прочитай слова.
Мор+ка+о+ву – а +ь=…..
Ро+гу – ру +у+рец=….
По+ма+и+дор – а=….
Кот – от+ар+тош+ку – у +а=….
2.
Матрицы. (приложение 1)
3.
Закончи рассуждения.
1)
На скамье сидели Света, Марина и Даша. Света справа от Марины.
Марина направо от Даши. Следовательно посередине была….
2)
Гена умнее Васи, Артем умнее Гены. Следовательно самый умный….
3)
Тимур не любит ходить в школу, когда там делают прививки. Сегодня
он вернулся из школы в хорошем настроении, следовательно…
4) Чтобы сварить 1 кг мяса, требуется 1 час. За сколько времени сварит-
ся полкилограмма такого же мяса? (1 час)
5) Самолет летит от Москвы до Санкт – Петербурга 1 час, а обратно из
Санкт – Петербурга в Москву – расстояние он пролетает за 60 минут. По-
чему такая разница?
4.
Прочитай полезный совет, воспользовавшись схемой.
9
20
13
2
17
5
16
22
10
8
12
1
3
25
18
19
7
15
6
21
4
23
11
24
14
Е
Д
Д
И
Й
Г
А
У
П
Н
Е
Н
К
Й
Т
Е
А
В
Д
Р
О
З
Р
Е
А
Занятие 4.
Ц е ль : развитие
логического
мышления,
воображения;
учить
детей
работать
с
матрицами;
совершенствование
умственной
деятельности;
формировать способность детей выделять существенные признаки.
Задача 1.
Дмитрий и Филипп живут в одном доме: Дмитрий на шестом этаже, а
Филипп
–
на
третьем
этаже.
Возвращаясь
из
школы
домой,
Дмитрий
проходит 60 ступенек. Сколько ступенек проходит Филипп, поднимаясь по
лестнице на свой этаж?
Задача 2.
У Веры 7 орехов. А у Клавы и Светы их поровну, но меньше, чем у Веры.
Всего у трех девочек 11 орехов. Сосчитай, сколько орехов у Клавы и
сколько у Светы?
Задача 3.
В кувшине было 12 литров воды. Когда из него перелили во второй кувшин
3 литра воды, то в первом стало на 5 литров меньше, чем во втором.
Сколько литров воды было во втором кувшине?
Задача 4.
Если Андрей на 2 года старше Вани, а Ваня на 3 года старше Коли, то кто
старше – Андрей или Коля – и на сколько лет?
Занятие 5.
Цель:
развитие
логического
мышления,
памяти,
воображения,
совершенствование умственной деятельности.
1.
Занимательный вопрос.
1)
Вера и Катя пекли пирожки: кто-то из них - с капустой, кто-то – с
яйцом. У Кати не было пирожков с яйцом. Кто пек пирожки с
капустой?
2)
На одной странице нарисованы туфли и ботинки, на другой – сапоги
и кепка. Что из нарисованного на второй странице не подходит к пер-
вой?
3)
Даша и Инна читали: кто-то из них книгу, кто-то – журнал. Даша чи-
тала книгу. Кто не читал журнал?
2.
Ребусы.
па , 3 ж
и 100 рия
40 а
ко 100 чка
3 буна
5 , ница
3.
Задача.
Пакет пряников и связка баранок вместе весят 9 кг, а два пакета пряников и
связка баранок вместе весят 13 кг. Сколько весит один пакет пряников и
сколько весит одна связка баранок7
4.
Присмотрись внимательно к выделенным словам и ответь на
вопросы.
А) Какой цветок вручили чемпиону?
Б) Как называют блюдо, приготовленное стряпухой?
В) Как называется горный поток, у которого растет гречка?
Г) Куда забросили хомут?
5.
Загадки.
1.
Очень любят дети холодок в пакете. Холодок, холодок, дай лизнуть
тебя разок.
2.
Вот какое полотно, все дырявое оно, - рыбы в нем полным-полно.
3.
Держу его за поводок, хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с
поводка и улетел за облака.
4.
2.Лето целое старалась – одевалась, одевалась.. А как осень подошла
нам одежки отдала.
5.
Сотню одежонок сложили мы в бочонок.
6.
3.Стоит на крыше верхолаз, и ловит новости для нас.
7.
4.Вот так чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит
чудо по дороге, голова торчит да ноги.
6.
Продолжи ряд.
4…..6 10….
6…..9 12….
8…..12 14….
4 четверть.
Занятие 1.
(презентация – приложение 2)
Цель: учить выполнять простейшие виды анализа и синтеза; развивать
зрительное внимание и сообразительность, учить слушать мнение других,
аргументировано доказывать свою точку зрения.
1.Занимательные вопросы.
Аня жила ближе к школе, чем Валя. Кто из них жил от школы дальше?
2
Задача на смекалку.
Я провел у бабушки понедельник, вторник, среду и четверг, а моя сестра в
ту же неделю – среду, пятницу и субботу. Сколько всего дней гостили мы у
бабушки?
3
Ребусы.
Ви 3 на 100 л про 100 р
4
Занимательные вопросы.
Аня жила ближе к школе, чем Валя. Кто из них жил от школы дальше?
5
Задача на смекалку.
Я провел у бабушки понедельник, вторник, среду и четверг, а моя сестра в
ту же неделю – среду, пятницу и субботу. Сколько всего дней гостили мы у
бабушки?
6
Ребусы.
Ви 3 на 100 л про 100 р
Занятие 2.
(презентация – приложение 2)
Цель: учить выполнять простейшие виды анализа и синтеза; развивать
зрительное внимание и сообразительность, учить слушать мнение других,
аргументировано доказывать свою точку зрения.
Разминка.
1)
Горели 4 свечи, 3 потушили. Сколько свечей осталось?
2)
У кого усы длиннее ног?
3)
Восьмая буква в алфавите?
4)
У Егора было 10 овец. Всех, кроме девяти, съел волк. Сколько овец
осталось?
1.Задачи – шутки.
1.Что тяжелее – килограмм ваты или килограмм железа?
2.Два отца и два сына съели 3 апельсина. Сколько апельсинов съел каждый
из них?
2
Математическая загадка.
Марина и Оля – сестры. Марина сказала, что у нее 2 брата, и Оля сказала,
что у нее тоже 2 брата. Сколько детей в семье Марины и Оли?
3.
Логический вопрос.
В клетке находилось 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих
кроликов, и 1 кролик остался в клетке. Как это могло получится?
4.
Задача на сообразительность.
В двух корзинах лежало по одинаковому количеству яблок. Из первой
корзины переложили во вторую 10 яблок. На сколько больше стало яблок
во второй корзине, чем в первой?
Занятие 3.
(презентация- приложение 2)
Цель:
учить выполнять простейшие виды анализа и синтеза; развивать
зрительное внимание и сообразительность, учить слушать мнение других,
аргументировано доказывать свою точку зрения.
1
Занимательная задача.
Расставьте в комнате 7 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 2 стула.
2
Загадка.
Очень любят дети холодок в пакете. Холодок, холодок, дай лизнуть тебя
разок.
Вот какое полотно, все дырявое оно, - рыбы в нем полным-полно.
Магический квадрат
7
17
9
11
3
Загадки.
1.Держу его за поводок, хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка и
улетел за облака.
2.Лето целое старалась – одевалась, одевалась.. А как осень подошла нам
одежки отдала.
Сотню одежонок сложили мы в бочонок.
3.Стоит на крыше верхолаз, и ловит новости для нас.
4.Вот так чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по
дороге, голова торчит да ноги.
4
Ребусы.
Пи 100 лет с 3 ж р 1 а про 100 р 100 й
3 , , батон те 100 ли 100 к сви 100 к
Занятие 4
Цель: Формирование умения делить объекты по классу по заданному
основанию. Развитие логического мышления.
1.
Найди по три числа в каждом ряду, сумма которых равна числу в
последнем столбце.
13
8
20
5
15
7
18
53
6
20
10
7
8
5
23
10
24
5
16
8
12
36
9
3
11
7
1
12
5
4
9
3
1
9
15
20
7
16
31
6
3
5
7
12
2
1
15
21
17
15
9
12
20
49
Тест.
Фамилия…………………………………………………………………………..
Имя
………………………………………………………………………………..
1.
Осведомленность
1.У сапога всегда есть…
Шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.
2.В теплых краях живет….
Медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.
3.В году….
24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца.
4.Месяц зимы…
Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.
5.В нашей стране не живет….
Соловей, страус, аист, синица, скворец.
6.Отец старше своего сына….
Часто, всегда, никогда, редко, иногда.
7.Время суток….
Год, месяц, неделя, день, понедельник.
8.У деревьев всегда есть…
Листья, цветы, плоды, корень, тень.
9.Время года…
Август, осень, суббота, утро, каникулы.
10.Пассажирский транспорт…
Комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.
2.
Исключение понятий.
1.Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2.Река, озеро, море, мост, пруд.
3.Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
4.Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
5.Тополь, береза, орешник, липа, осина.
6.Курица, петух, орел, гусь, индюк.
7.Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
8.Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
9.Число, деление, сложение, вычитание, умножение.
10.Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
3.
Обобщение.
1.Окунь, карась…
2.Метла, лопата…
3.Лето, зима…
4.Огурец, помидор…
5.Сирень, орешник…
6.Шкаф, диван…
7.Июнь, июль…
8.День, ночь…
9.Слон, муравей…
10.Дерево, цветок…
4.
Аналогии.
Огурец
Овощ
Гвоздика
Сорняк, цветок, роса, садик, земля.
Огород
Морковь
Сад
Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка
Учитель
Ученик
Врач
Очки, больница, палата, больной
Цветок
Ваза
Птица
Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост
Перчатка
Рука
Сапог
Чулки, подошва, кожа, нога, щетка
Темный
Светлый
Мокрый
Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
Часы
Время
Градусник
Стекло, больной, кровать, врач, температура
Машина
Мот ор
Лодка
Река, маяк, парус, волна, берег
Стол
Скатерть
Пол
Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди
Стул
Деревянный
Игла
Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная.
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данному курсу.
К концу факультатива дети должны научиться:
Выделять
в
предметах
свойства,
сравнивать
математические
объекты,
выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать понятия
между
родовыми
и
видовыми
понятиями,
уметь
классифицировать,
различать
существенные
и
несущественные
признаки,
улучшить
вариативное мышление, память, зрительное внимание, работать в парах,
группах, отстаивать свое мнение и слышать мнение собеседника.
Литература:
1.
Интернет-ресурсы
2.
Григорьева С.И. «Логика» 2 класс, Волгоград, 2004 год
3.
Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления», Москва, 2002
год (диагностический тест)
Приложение 1.