Напоминание

Место игры в обучении ребенка – дошкольника


Автор: Резникова Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 33
Населённый пункт: г. Каменск - Шахтинский, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Место игры в обучении ребенка – дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во

внеклассной деятельности».
Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения; надо крепко держать в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. (А.Барбюс. ) Семакина Ольга Игоревна, г.Симферополь, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 33. Я знаю, с сотворения земли, Наверно, не бывает по-другому. Куда бы нас мечты ни завели, Дорога приведет к родному дому. Где ничего не надо объяснять, Где все без слов понятно и знакомо. Прийти лишь надо, тихо обувь снять, И слушать тишину родного дома. Потом ты можешь горы сдвинуть прочь, Любые беды сможешь превозмочь. Понятно только после этих встреч, Как важно свою Родину беречь!
«

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во

внеклассной деятельности»

.
Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения; надо крепко держать в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. (А.Барбюс. ) Одним из важнейших направлений в работе учителя истории и обществознания является гражданско-патриотическое воспитание. В современное время основное направление государственной молодежной политики занимает воспитание у школьников чувства истинного патриотизма и формирование твердой гражданской позиции. В российском образовании приоритетное место занимает воспитание и в частности воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых актуальных и острых проблем.
Задачами
патриотического воспитания в концепции стандартов второго поколения являются: 
Социализация школьников,

формирование гражданской культуры,

приобщение к ценностям демократического, правового

государства,


формирования гражданского общества;

Воспитание патриотизма и гражданственности на примере

сопричастности к судьбе своей Родины;

Восстановления образа человека нравственного как личности

цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на

сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.
В концепции подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории в свете последних разработок лаборатории теории и методов воспитания включены
следующие пути:

1) интеграция предметов гуманитарного цикла;

2) углубленное изучение исторического материала на основе

современных исторических исследований и их философского анализа;

3) актуализация исторических событий с явлениями и проблемами

современного мира;

4) теоретическая обоснованность активизации деятельности учащихся в

процессе исторического познания, в развитии исторического мышления,

сознания, исторической памяти.
Сегодня воспитание становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из основных факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как педагог-историк на основе мощного использования воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине. Патриотическое воспитание на уроках и во внеклассной работе- это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, любви к национальным символам. Патриотизм проявляется в различных условиях. Патриотические чувства выражаются в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать все то материальное и духовное, что накоплено поколениями, в желании содействовать улучшению жизни граждан. Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса. Педагогические технологии, используемые на уроках истории и обществознания: -информационно-коммуникационные технологии -лекционно-семинарская система обучения -технология организации самостоятельной работы на уроке -проектные технологии, которые помогают организовать деятельность ученика в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта
-технология развития критического мышления -исследовательские технологии, направленные на творческий поиск и применение знаний На уроках можно использовать следующие формы занятий: -диспуты -дискуссии (проекты, командные, групповые) -лабораторные работы )анализ исторических документов ,работа с текстами современных государственных документов) -практикумы (решение познавательных задач) -«круглые столы» Для более полной реализации воспитательного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо применять комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приемам относится установление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, такими, например, как литература, музыка, МХК. В теме «Россия на рубеже XV-XVII вв..» урок «Смута в Российском государстве» в VII классе посвящен трагическим событиям Смутного времени в начале XVII века. Кризис общества и государства, Россия на краю потери независимости, явление самозванства на Руси — эти проблемы являются довольно сложными для школьников, поэтому важны глубокая проработка вопросов мировоззренческого характера и тщательный подход к их раскрытию. Следовательно, воспитательная цель урока заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления патриотизма народа в деле спасения Родины, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы разобраться в сложной ситуации Смутного времени. Получение знаний о причинах самозванства, событиях, происходивших при вторжении польских и шведских феодалов в Россию, подводит учеников к осмыслению значения подвига защитников Смоленска, восхищению мужеством осажденных в Тро ицком монастыре, необходимости создания народного ополчения Минина и Пожарского, изгнания захватчиков. Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляю щая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма. Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источниками, включение в урок отрывков из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», обращение к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Учитель помогает учащимся осознать, что в годы лихолетья именно перед народом встает выбор — либо пасть под ударами врага, либо встать с колен и начать спасение Отечества; они понимают, что подъем патриотического движения и рост национального самосознания происходят не всегда просто и быстро. При работе в группе с дополнительными историческими материалами, грамо той Дионисия и речью Кузьмы Минина учащиеся находят и выделяют патриотические идеи: «Польские люди умыслили Московское царство
разорить, обороняйте его всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей»; «Не за свой город, не за Нижний один, а за все государство Московское подымать надо ополчение»; «Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю!». Школьники подводятся к пониманию того, что только единые, коллективные усилия народа, его самоотречение, готовность человека пожертвовать многим, в том числе своей жизнью, позволяют добиться в такие моменты спасения Отечества. Глубже понять и прочувствовать подобные нюансы помогает ознакомление учащихся с историческими персоналиями того времени. Учащиеся готовят сообщения о понравившемся им историческом деятеле. Знакомятся с трагедией «Царь Борис» А.К.Толстого. Возможно написание мини сочинения, эссе по данной тематике. Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов. Формирование у детей гражданско-патриотических ценностей на уроках может осуществляется в следующих формах: исследовательские работы, правовые конкурсы знаний, презентации и дискуссии по актуальным проблемам действительности. В ходе такой работы у учащихся появляется возможность соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, области и страны в целом. Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связано еще и с краеведением и опираться на краеведение, ведь патриотические чувства малолетних граждан Российской Федерации можно формировать не только на примере героического прошлого всей страны, но и истории родного края, города, семьи. Было бы величайшей ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает история нашего города и края, где проживает ребенок при решении задач гражданско-патриотического воспитания. Ведь основное призвание учителя – дать ребенку средства для обретения самого себя ,создать условия, которые определила для развития того или иного возраста сама природа человека и природа в целом.


В раздел образования