Напоминание

" Симфоническая сказка С. Прокофьева " Петя и волк"


Автор: Лодягина Елена Евгеньевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ " СОШ №6"
Населённый пункт: город Бежецк, Тверская область
Наименование материала: конспект урока музыки во 2 классе в соответствии с ФГОС
Тема: " Симфоническая сказка С. Прокофьева " Петя и волк"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Бежецк, Тверской области

Музыка.

Тема: «Симфоническая сказка С. Прокофьев « Петя и волк»

2 класс

учитель: Лодягина Елена Евгеньевна

г. Бежецк 2019 год

Учебно-

методический

комплекс

Авторская программа «Музыка»

Авторы: Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Раздел: « В концертном зале»

Тема урока:

Симфоническая сказка. С. Прокофьев « Петя и волк».

Цель урока:

Знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева “Петя и волк”.

Задачи урока:

Обучающие:

- дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях;

- научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.

Развивающие:

- развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

- формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение

анализировать музыкальные образы героев сказки;

- формировать навыки культуры общения, умение строить монологические высказывания, углублять

эмоциональную отзывчивость на музыку;

- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к музыке;

- способствовать формированию потребности в общении с музыкой;

- прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.

Планируемый

результат

обучения, в т.ч. и

формирование

УУД

Познавательные УУД: - узнавать тембры инструментов симфонического оркестра;

- понимать смысл терминов: оркестр, симфоническая сказка, тембр, лейтмотив;

- выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии

.

Коммуникативные УУД:

- высказывать свое мнение;

- отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

- критично относиться к собственному мнению, слушать других.

Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам;

- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам

героев сказки;

Развитие

духовно-

нравственных

качеств

(доброта,

миролюбие,

великодушие,

всепрощение),

эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к музыкальному наследию своей страны.

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью пластических движений, интонационных

импровизаций; выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных

произведений.

Основные

понятия:

Музыкальные инструменты.

Симфонический оркестр.

Знакомство

с

внешним

видом,

тембрами,

выразительными

возможностями музыкальных

инструментов симфонического оркестра.

Музыкальные портреты в симфонической музыке.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных

образов.

Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Метапредметные

связи:

Включение в контекст урока сведений из :

-истории (биографические данные о С.С.Прокофьеве), произведений литературы («Сказка Петя и Волк»),

-изобразительного искусства (иллюстрации к сказке, картинки с изображением симфонического оркестра,

музыкальных инструментов),

-театрального искусства,

-хореографии (пластические этюды).

Ресурсы:

Учебник «Музыки 2 класс»

Фонохрестоматия к урокам музыки

Методическое руководство к уроку Музыка 2 класс.

Афиша «Симфоническая сказка Петя и волк», С.С.Прокофьева.

Рисунки к произведениям С.С. Прокофьева.

Плакат «Симфонический оркестр», карточки с изображением струнно-смычковых инструментов

-скрипка, альт, виолончель, контрабас; деревянных духовых - флейта, гобой, кларнет, фагот.

Тест- приглашение для вторичной проверки знаний: герои сказки «Петя и волк» и надписи

инструментов.

Компьютер , проектор, презентация к уроку , музыкальный центр

Фортепиано.

Этапы урока:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

момент

Коммуникативные УУД -

Потребность в общении с

учителем. Умение слушать и

вступать в диалог

Регулятивные УУД

Формирование положительного

отношения

к уроку.

Музыкальное приветствие.

« Рада видеть вас, ребята,

И приветствовать сейчас.

И мы тоже очень рады,

Здравствуйте, учитель, наш!»

Настрой на урок с опорой на

имеющиеся знания о композиторе

С.Прокофьеве и его музыке

(слайд « Портрет С. Прокофьева)

Что вы знаете о композиторе, какие

произведения слушали?

Назовите неизвестное нам

Вход под музыку.

Эмоционально настраиваются на

урок.

Отвечают на вопросы

«Вальс» из балета «Золушка»,

«Сказочка», «Марш». С.Прокофьев

начал сочинять музыку с 5 лет.

Рисунки к произведениям дети

вывешивают на стенд с афишами.

Рисунок «Симфоническая сказка

произведение, которое есть на

нашем стенде?

Сегодня мы познакомимся с новым

произведением С.С.Прокофьева

«Симфоническая сказка Петя и

волк» ( слайд «Тема урока» )

Рассказ о творчестве

русского композитора и педагога

С. Прокофьева (1891-1953).

Сергей Прокофьев написал

большое количество

произведений для детей.

Композитор родился на Украине в

селе под звонким названием

Сонцовка. Он начал сочинять в

пять с половиной лет. Вместе с

родителями мальчик как-то

побывал в Москве в Большом

театре. Там впервые он увидел

балет П.И. Чайковского «Спящая

Петя и волк» С.С.Прокофьев.

красавица». Поездка в Москву

придала его жизни новый смысл.

Появляется первая опера

«Великан». Мама была его первой

учительницей - строгой,

заботливой и требовательной. Она

научила сына оценивать каждый

прожитый день, задавая ему

вечером два вопроса: «Что ты

сделал сегодня? Удовлетворен ли

ты тем, что сделал?» Благодаря

этому в композиторе удивительно

сочетались серьезность,

усидчивость, воля, любовь к труду

и постоянная готовность к

озорству, выдумке, шалостям.

Целеполагание и

мотивация

Коммуникативные УУД

-

проявлять активность в

решении коммуникативных и

Обеспечивает мотивацию учения,

включения в совместную

деятельность по определению

познавательных задач;

Познавательные УУД -

узнавать тембры инструментов

симфонического оркестра в

звучании оркестровой

партитуры, понимать смысл

терминов: партитура, дирижёр,

оркестр, выявлять

выразительные и

изобразительные особенности

музыки в их взаимодействии.

Личностные УУД

саморегуляция

целей урока:

Будучи уже известным

композитором Сергей Прокофьев

очень хотел научить детей любить

и понимать симфоническую

музыку. Для них он и написал

симфоническую сказку «Петя и

волк». Исполняет ее чтец и

симфонический оркестр.

Как вы думаете, какие герои нам

встретятся в этой сказке?

(слайд с героями сказок )

Переворачивает карточки, на

которых правильные ответы с

именами героев.

(слайд « Подтема урока»)

На экране подтема урока:

«Инструменты симфонического

оркестра в сказке С.С.Прокофьева

«Петя и волк».

Ответы.

Называют персонажей из сказок

(На доске – плакат

«Симфонический оркестр»).

Как вы думаете, почему сказка

называется «симфоническая»?

-Правильно! Это музыкальное

произведение для симфонического

оркестра. Композитор, создавая

сказку, хотел помочь детям

«войти» в мир симфонической

музыки. Многим (даже взрослым

людям!) симфоническая музыка

кажется сложной и непонятной.

Сергей Прокофьев был первым,

кто решил познакомить ребят с

инструментами симфонического

оркестра в увлекательной форме, в

виде сказки.

Ответы: Наверное, ее играет

симфонический оркестр.

-Симфоническая, значит, от слова

симфония.

-Это сказка, как симфония.

(слайд « Картинки» )

Перед вами две картины, сравним

их: первая выполнена простым

карандашом, вторая – красками.

Вероятно, более выразительным

является яркий, красочный

рисунок. Чем пользуются

художники для создания своих

картин?

А как же в музыке? Какие краски

есть у композитора, что помогает

им создавать музыкальную

палитру более разнообразной?

(слайд «Тембр»)

Создает условия для

формирования понятия-

тембровая окраска звука:

- Сегодня мы познакомимся с

музыкальной краской – тембром.

Я предлагаю сыграть в игру

«Узнай по голосу!».

Ответ- красками.

Выбирают ведущего, он стоит

спиной, учащиеся по просьбе

(слайд « Определение слова –

Тембр)

- И у каждого героя сказки «Петя

и волк» есть своя музыкальная

тема и свой инструмент с

определенным «голосом», т.е.

тембром.

(слайд « Задачи урока»)

Подводит учащихся к определению

задач.

Называет задачи урока

У: На уроке познакомимся с

инструментами симфонического

оркестра, с музыкальными темами

учителя зовут его по имени. Тот

определяет на слух голос зовущего.

Самостоятельно дают определение

«тембра». (определение на слайде )

Дети с помощью учителя

формулируют задачи:

-Будем учиться различать

музыкальные инструменты по

тембрам, по внешнему виду,

определять героев сказки по

характеру музыки, сочинять свои

мелодии для некоторых

действующих лиц.

героев сказки.

Актуальность

знаний

Познавательные УУД -

расширение представлений о

музыкальном языке

Ставит проблемный вопрос:

- Петя – главный герой сказки,

возможно, он ваш ровесник.

Мелодию, какого характера вы

сочинили бы для него, если бы

были композиторами?

(слайд « Петя»)

- Спасибо! Слушаем тему Пети

С.С.Прокофьева. Какой все-таки

характер у Пети? Что изображает

музыка?

Привлекает учеников к слушанию

музыки.

Вступают в диалог,

сотрудничество с учителем

«Я сочинила бы мелодию

радостную, веселую»

Отвечают. Петя веселый,

радостный, озорной мальчик. Он

идет, что-то напевает. Мелодия

плавная, иногда «скачущая», как

будто Петя подпрыгивает, может

быть, танцует).

У: В каком жанре написана тема

Пети: в жанре песни, танца или

марша?

(слайд « Марш» )

Отгадывают по музыкальному

фрагменту жанр-марш.

«Открытие»

нового знания

детьми

Познавательные УУД -

расширение представлений о

средствах музыкальной

выразительности, передавать

настроение музыки в

музыкально – пластических

движениях.

Формулирует наводящие и

проблемные вопросы.

- Какие инструменты исполняют

тему Пети? Покажите движениями

рук, как на них играют.

- Вы показали только скрипки, но

тему Пети исполняет группа

струнных смычковых

инструментов: скрипка, альт,

виолончель, контрабас.

(слайд « Смычковые

инструменты»)

Проявляют эмоциональную

отзывчивость, личностное

отношение при восприятии музыки.

Дети встают, под музыку

имитируют игру на скрипках.

На плакат «Симфонический

оркестр» обучающиеся

прикрепляют карточки с

названиями инструментов:

«СКРИПКА», «АЛЬТ»,

«ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС».

Организует диалог с

обучающимися:

(слайд «Дедушка»)

Петя приехал отдыхать на

каникулы к Дедушке. Если бы вы

были композиторами, мелодию

какого характера сочинили бы для

Дедушки?

- Послушайте тему Дедушки у

С.С.Прокофьева, определите

характер. (Слушание).

- Действительно Дедушка

недоволен поведением своего

внука. Он обеспокоен, что Петя

ушел за калитку и не закрыл ее за

«Дедушка сердитый, строгий.

Наверное, он сердится на Петю. В

мелодии слышно как он ходит и

ругает его.

собой. «…Места опасные. А если

из лесу придет волк? Что тогда?»

(слайд « Фагот»)

-Инструмент, исполняющий тему

Дедушки – фагот.

-Давайте определим, какой «голос»

у фагота: низкий или высокий?

(слайд «Кошка, Утка, Птичка»)

- Как вы думаете, кого изображает

эта музыкальная тема?

(Слушание).

(Слайд «Птичка»)

Сердитый, ворчливый, густой,

низкий.

На плакат прикрепляется карточка

с названием инструмента

«ФАГОТ».

Обнаруживают общность тембра

звучания инструмента и характера

птички.

- Это – птичка. Мелодия звучала

быстро, в высоком регистре. Можно

-Послушайте тему Птички еще раз,

определите и покажите ее

инструмент.

(слайд «Флейта»)

-Какое настроение у Птички?

- К какой группе инструментов

относится флейта?

Продолжает диалог с

обучающимися:

было представить, как она летает,

порхает, машет крылышками.

Повторное слушание. (Дети под

музыку имитируют игру на

флейте).

-Веселое, радостное, счастливое,

беззаботное.

-Флейта – деревянный духовой

инструмент.

На плакат «Симфонический

оркестр» прикрепляется карточка

с названием инструмента

«ФЛЕЙТА».

Обнаруживают общность тембра

(слайд «Петя, Кошка, Дедушка,

Волк»)

- Кому из героев сказки

принадлежит эта тема?

Покажите жестами, движениями

этого героя сказки.

-Почему вы решили, что это

кошка?

(слайд «Кошка»)

-Тему Кошки исполнял инструмент

кларнет.

(Слайд «Кларнет»)

-Какой тембр у кларнета?

-К какой группе инструментов

относится? (Слушание).

звучания инструмента и характера

кошки. Под музыку изображают

кошку.

-Мелодия звучала осторожно, тихо.

В музыке слышны были шаги

кошки, как будто она крадется.

Характер у кошки мягкий,

хитренький, острожный.

-Низкий, бархатный, мягкий,

спокойный.

Кларнет – деревянный духовой

инструмент.

На плакат «Симфонический

(слайд « Кошка, Охотники, Волк,

Уточка»)

- Кого из героев сказки изображает

эта мелодия? (Слушание, анализ).

(слайд «Уточка»)

-Инструмент, исполняющий тему

Уточки, называется гобой.

(слайд « Гобой»)

-Какой тембр у гобоя?

-К какой группе инструментов

оркестр» прикрепляется карточка

с названием инструмента

«КЛАРНЕТ».

Обнаруживают общность тембра

звучания инструмента и характера

утки.

-Уточка! Мелодия неторопливая,

плавная; ритм равномерный; уточка

идет неуклюже, переваливается с

лапки на лапку, крякает.

- Тембр спокойный, тихий,

крякающий, гнусавый, не очень

относится гобой?

Найди расположение деревянных

духовых инструментов в схеме

оркестра.

высокий.

-Гобой относится к группе

деревянных духовых инструментов.

На плакат «Симфонический

оркестр» прикрепляется карточка

с названием инструмента

«ГОБОЙ».

Первичное

закрепление

(слайд)

Игра «Узнай инструмент»)

Проведем игру «Узнай

музыкальный инструмент». На

экране вы увидите действующих

лиц сказки и музыкальные

инструменты. Надо назвать

инструмент героя, изображенного

на экране.

Устно отвечают на вопросы.

Самостоятельная

Регулятивные УУД

Тестирование.

Детям выдаются «Приглашения» с

проверка

формировать приемы

мыслительной деятельности

(сравнение, классификация),

выполнять творческие задания.

Личностные УУД -

эмоционально откликаться и

выражать своё отношение к

музыкальным образам

симфонической сказки.

У: Вы сегодня много узнали об

инструментах симфонического

оркестра, о героях сказки

С.Прокофьева «Петя и волк».

Получите, пожалуйста,

приглашения на эту сказку. В них

есть задания для вас, выполните

их.

(соединить стрелочкой героя

сказки со своим инструментом)

(Ответы на слайде).

заданиями (Работа в парах)

оценивают правильность

выполнения обмен тестами-

взаимопроверка.

Обучающиеся сверяют свои

ответы с ответами на экране.

Рефлексия

Регулятивные УУД

оценивают результаты работы

на уроке, аргументируют свою

позицию при оценивании

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество с

учителем.

Личностные УУД

рефлексия

полученных знаний о

названиях музыкальных

Подводит итог:

(слайд)

–Что вы узнали сегодня в

результате нашего урока?

-Научились?

А кто доволен своей работой?

Почему?

-Инструменты симфонического

оркестра

-Героев симфонической сказки С.С

Прокофьева «Петя и волк»

-Определять…

-Различать….

Оценивают результаты работы на

уроке, аргументируют свою

позицию при оценивании.

инструментов и их голосах

(слайд « все герои сказки»)

- Найдите на экране героев сказки,

с которыми встретимся на

следующем уроке.

(слайд « Волк, охотники»)

На экране остаются Волк,

Охотники.

У: На следующем уроке мы

продолжим знакомство с

инструментами симфонического

оркестра, послушаем темы Волка,

Охотников, узнаем содержание

сказки.

А сейчас, ребята, давайте вместе

Определяют.

- Волк, Охотники.

Инсценируют песню, импровизируя

танцевальные движения –

участвуют в создании музыкально –

пластической композиции.

Коллективное исполнение песни.

исполним песню « Веселая

мышка»

Предлагает исполнить песню с

движениями

(слайд « Веселая мышка»)

Объясняет домашние задания

- Нарисовать героев сказки «Петя

и волк», подписать названия

инструментов.

Наш урок подошел к концу.

(

слайд «Спасибо за урок»

)



В раздел образования