Авторы: Деменева Екатерина Сергеевна, Грачева Лена Айратовна
Должность: учитель математики, учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ "Кляповская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Пермский край, Березовский район, д.Кляпово
Наименование материала: статья
Тема: «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ В УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ»
Раздел: среднее образование
«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ В
УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ»
Грачёва Лена Айратовна, учитель немецкого языка;
Деменева Екатерина Сергеевна, учитель математики;
Зернина Ольга Вячеславовна, учитель русского языка;
Кирякова Марина Владимировна, учитель начальных классов
Пермский край, Березовский район, д.Кляпово,
МБОУ «Кляповская основная общеобразовательная школа»
Направление: основное общее образование
Переход на новые ФГОС основного общего образования основывается
на
системно-деятельностном
подходе
и
принципе
индивидуализации.
Реализацией задач ФГОС основой школы и подготовкой к этапу старшей
школы должно стать предоставление обучающимся 5-9 классов возможности
обучаться
по
индивидуальным
образовательным
маршрутам
(ИОМ)
по
отдельным
предметам,
формирование
у
них
навыков
разработки
и
прохождения
маршрута,
его
рефлексии.
Введение
индивидуальных
образовательных маршрутов в образовательную практику – одна из задач,
которую ставит перед нами Программа развития нашей школы. При
этом
важнейшая проблема состоит в том, чтобы понять и выстроить, как на
уроках в основной школе организуются условия, способствующие тому,
чтобы учащиеся овладели культурой выбора и соорганизации различных
образовательных предложений в собственную образовательную программу.
Наиболее свободное построение ИОМ в основной школе может происходить
во
внеурочной
деятельности,
а
для
изучения
предметов
должна
использоваться
разрабатываемая
учителем
система
образовательных
выборов с обратной связью.
Для нас процесс индивидуализации является не просто
одним
из
основных трендов в современном российском образовании, но и предметом
инновации,
возможностью
развития
и
педагогов,
и
учащихся.
Суть
индивидуализации мы видим в том, чтобы ребёнок постепенно становился
субъектом
собственной
образовательной
деятельности:
ставил
задачи,
выбирал
средства,
совместно
действовал.
Ученик
сегодня
имеет
право
решать, что, на каком уровне, у кого и с кем ему изучать. Индивидуализация
образовательного
процесса
учащихся
требует
от
учителя
иных
образовательных технологий, методов и приёмов.
Такая технология была нами найдена. На курсах в октябре – ноябре
2016 года «Дидактическое и организационное обеспечение формирования и
реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов в
учебном предмете
при введении ФГОС основного общего образования»,
организованных
М.Ю.Чередилиной,
кандидатом
педагогических
наук,
доцентом Института детства Московского педагогического государственного
университета нам было
предложено освоить технологию дидактического
обеспечения формирования и реализации обучающимися 5-9 классов ИОМ в
учебных предметах, основанную на системе управляемых образовательных
выборов
с
обратной
связью,
а
также
получить
инструкции
по
документальному и организационному обеспечению этой работы.
Итог обучения – разработка пакета методических материалов к циклу
уроков по алгоритму и проведение этих уроков.
Этап теоретической подготовки сразу же сопровождался выполнением
практических шагов реализации технологии ИОМ в школе. Работу начали
мы, четыре педагога: учителя математики, русского языка, ИЗО и немецкого
языка.
Началась работа по подготовке и проведению уроков в технологии
ИОМ в 5 классе:
- разработано
школьное «Положение об организации обучения по
индивидуальным
образовательным
маршрутам
(ИОМ)
обучающихся
5-9
классов при изучении предметов»;
- организована вводная беседа с родителями учащихся 5 класса по
теме «Начинаем учебу по ИОМ»;
- проведено вводное занятие с пятиклассниками «Готовы ли они по-
новому изучать предмет?»
- проведены уроки по указанным выше предметам учебного плана по
технологии ИОМ.
Мы рассматриваем ИОМ как письменно зафиксированный проект
движения
ученика
в
определенном
цикле
уроков изучаемого курса,
который позволяет иначе, чем учебный план, конструировать временную
последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и
обучающихся, номенклатуру видов работы.
Каждый педагог начал свой цикл уроков с мини-лекции, задача
которой
заинтересовать
тем
материалом,
который
будет
изучаться.
Все
педагоги разработали навигатор ученика, который состоял из разделов:
Слово учителя «Основное о цикле уроков»;
«Образовательные
ресурсы
к
циклу
уроков
по
теме»
предлагалось задание: изучи и дополни карту ресурсов по циклу уроков.
«Твои образовательные результаты» давал задание:
«Изучи таблицу и узнай, какие образовательные результаты ты получишь,
если будешь внимательно и ответственно работать на уроках».
«Как ты будешь учиться». Ученик
понимал, что изучать и
отрабатывать материал он может разными способами: с учителем, в паре,
группе, индивидуально.
Задания
для
самостоятельной,
парной
и
групповой
работы
должны носить дифференцированный характер. Важно предложить детям
выполнить и мини - проект по теме уроков.
Дополнительные
материал
необходим
также
как
ресурс
для
выбора.
Контрольные задания
содержат примерные типовые задания,
которые будут даны на уроке контроля.
Раздел «Для заметок» предполагал рефлексивную деятельность
ученика в течение прохождения ИОМ.
Как понять учителю, что
на
уроке
"присутствует"
индивидуализация, каковы критерии? Один из критериев - осознанность
ученика по отношению к изучаемой теме, когда в рефлексии учащийся
может объяснить, как он продвинулся на этом уроке. Когда он понимает,
что
его
цель
на
занятие достигнута
или
нет,
когда
он
может
сформулировать цель на следующий урок. Еще вариант - использование
инструментов фиксации. Когда по итогам занятия у учащихся в их личных
“документах фиксации” отмечено, что им действительно удалось сделать, а
что не удалось. Тут важно, чтобы учащийся сам это написал, в удобных для
него формулировках.
Таким образом, в результате совместного взаимодействия педагогов и
учащихся
все
получили
опыт
выстраивания
индивидуального
образовательного маршрута на уроке в соответствии с алгоритмом, который
удовлетворяет
интересы
ученика
и
его
потребности.
Оказалось,
что
в
условиях сельской школы это не просто возможно, а ещё и эффективно.