Автор: Соболева Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Хабаровска "Детский сад № 33"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Сценарий мероприятия
Тема: "Красны девицы да добры молодцы" (Путешествие по народным промыслам)
Раздел: дошкольное образование
Сценарий мероприятия «Красны девицы да добры молодцы»
(путешествие по народным промыслам)
Цель : формирование у детей познавательного интереса к
русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами
русского народаи организацию художественно-продуктивной и творческой
деятельности.
Задачи:
продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закрепление и
углубление знаний о видах росписи;
осуществление нравственного и эстетического развития личности ребенка;
содействовать развитию речи: обогащение и активизация словаря, повышение его
выразительности, развитие навыков речевого общения в совместной деятельности.
Формировать
обобщенные
знания
и
умения,
различать
стили
декоративной
живописи.
Воспитывать уважение к народному творчеству.
Материалы и оборудование:
Русский дом, русские костюмы, самовар, столы покрытые скатертью, предметы
народного творчества, деревянные ложки, доски, посуда из папье-маше, глиняные
игрушки. Презентация по народным промыслам (Гжель, Хохлома, дымково)
ХОД ПРАЗДНИКА:
СЛАЙД 1. Звучит песня о России (фон)
СЛАЙД 2.
Входит мальчик в русском костюме:
«Ой ты, Русь, моя родина кроткая
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу»
Воспитатель: «Ото всех дверей, ото всех ворот
Проходи скорей, торопись народ»
СЛАЙД 3.
Входят дети под хороводную музыку, заводят хоровод
Воспитатель:
Позвали мы гостей со всех волостей.
Входят три девочки, на подносах у них сувениры (хохлома, дымка, гжель)
1
Ребенок 1
Вот и мы, а это наши сувениры!
Ребенок 2
Наши сувениры, для Саши и для Иры,
Ребенок 3
Для Димы и Сережи, и Наташи.
Вместе:
Для всех ребят ваших.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка у нас в зале. Сегодня здесь
открывается выставка народных промыслов. Издавна доброй славой пользовались
в народе хорошие умельцы. Про таких мастеров говаривали: "Мастер на все руки".
ДЫМКОВО
СЛАЙД 4
Ребенок:
Что ж, давайте по порядку –
Загадаю я загадки.
Веселая белая глина.
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня!
Дети: Дымковская игрушка.
Ребенок:
Вот индюк нарядный.
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост –
Точно сказочный цветок.
А высокий гребешок
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Ребенок:
Словно сказка-невидимка
В небе радугу зажгла.
2
Расцвела узором Дымка -
Людям радость принесла!
Воспитатель:
- И правда, ребята, это настоящие дымковские игрушки!!
СЛАЙДЫ 5-13
- Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
- Ребята, какое настроение создают эти игрушки? (Ответы детей.)
ХОХЛОМА
СЛАЙД 14
- А теперь, ребятки, еще вам загадка. Откуда мастера приехали сюда?
Резные ложки и ковши
Ты разгляди–ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые!
- Да, это ХОХЛОМА!
3
СЛАЙД 15
Воспитатель:
Много лет назад возник хохломской промысел. Золотой краской расписывали
деревянную посуду, покрывали ее льняным маслом, прогревали в печи, и масляная
пленка превращалась в золотистый лак. Делали эту посуду в большом селе Хохлома.
По названию этого села стали называть ее хохломской. СЛАЙД 16
СЛАЙД 17
Воспитатель:
Ну, до чего ж веселая эта хохлома!
А ну-ка, где там наши ложкари.
Плясовую б завели.
Вот вам ложки золоченые- узоры крученые!
Ребята берут ложки и играют на ложках под музыку
СЛАЙД 18
Воспитатель:
Вот пять кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах, на столе у нас живут-
Всех Матрешками зовут!
1 девочка:
Ой, спасибо тебе, мастер, руки золотые!
Получились мы на славу, яркие такие!
2 девочка:
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки – невелички.
Как пойдем плясать да петь,
Вам за нами не успеть!
3 девочка:
Мы матрешки, мы кругляшки,
Нам похлопайте в ладошки,
Чтобы лучше нам плясалось,
Чтобы скуки не осталось!
Воспитатель:
Эй, матрешки – хохотушки,
Выбегайте поскорей,
Пляскою веселою порадуем гостей!
ТАНЕЦ матрешек
4
ГЖЕЛЬ
СЛАЙД 19
Ребенок:
В тихом Подмосковье речка Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут.
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят!
СЛАЙД 20
В некотором царстве, в российском государстве есть одно чудесное место: городок
Гжель, что находится недалеко от Москвы, средь лесов и полей.
СЛАЙД 21
Давным - давно жили – были в тех местах смелые и умелые, веселые и красивые
мастера. Долгими зимними вечерами, когда на улице был сильный мороз, вьюга и
люди не выходили на улицу, в домах не было ни телевизоров, ни радио, у детей не
было
игрушек,
собрались
умельцы
и
стали
думу
думать:
«Как
бы
нам
лучше
мастерство свое показать , всех людей порадовать, да край свой прославить?»
Думали – думали и вот, что придумали гжельские мастера.
СЛАЙД Ы 22-26
Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую – белую и решили лепить
из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной
украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали свою посуду синей краской
разных оттенков. Они рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек,
цветов. Очень затейливая нарядная получилась посуда. Полюбилась людям красивая
посуда, и стали называть ее «нежно голубое чудо».
СЛАЙД 27
1 ребенок:
Гжель – посуда просто чудо,
Синий цвет бежит повсюду,
И рождается узор –
Оторвать не в силах взор!
2 ребенок:
Мыла гжельскую посуду,
Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру – не беда!
Ох, посуда хороша!
3 ребенок:
Юбку белую надела,
Синей лентой заплела.
Вот какая стала я,
Полюбуйтесь на меня!
4 ребенок:
5
Голубые облака, синяя водица.
Капитаном стану я – будешь мной гордиться!
5 ребенок:
Я в окошко смотрю,
На кошку и на ель.
А сейчас я приглашаю песню спеть про гжель.
ПЕСНЯ «ГЖЕЛЬ МОЯ СТАРИННАЯ» (с танцем)
Воспитатель:
Из поколения в поколение передавалось народное ремесло. По сей день в Гжели,
Дымково и Хохломе живут народные умельцы, продолжающие дело своих предков.
И радуют нас своей сказочной посудой и игрушками.
Мы вместе узнали о чудо – мастерах и их чудесных промыслах и традициях.
Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают
тайны русской души.
СЛАЙД 28
- Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
(П. Синявский)
Заключительный танец (под песню «Девочка Россия»)
6