Автор: Власова Татьяна Юрьевна
Должность: Логопед
Учебное заведение: ГКУ СРЦН "Доверие"
Населённый пункт: Салехард
Наименование материала: Адаптированная программа
Тема: Биоэнергопластика в логопедической работе
Раздел: полное образование
Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие»
в муниципальном образовании город Салехард»
Составитель: Логопед второй
квалификационной категории
Власова Татьяна Юрьевна
г. Салехард
2018 г.
Адаптирова
нная
программа
по развитию
артикуляцио
нной
моторики у
несовершенн
олетних с
нарушением
речи
посредством
артикуляцио
нной
гимнастики
с
применение
м метода
биоэнергопл
астики
«НАШИ
ПАЛЬЧИКИ
– ВЕСЕЛЫЕ
ЗАЙЧИКИ»
Содержание
1.
Пояснительная записка………………………………………………………...3
1.1.
Характеристика проблемы……………………………………………..…3
1.2.
Актуальность реализации программы……………………..…………...6
2.
Целевое назначение……………………………………………………………..9
2.1.
Цель технологии……………….…………………………………………9
2.2.
Задачи технологии………………………………………………………..9
3. Комплекс
артикуляционной
гимнастики,
направленный
на
постановку
нарушенных звуков с применением метода «Биоэнергопластика»…………….11
4.
Этапы биоэнергопластики……………………………………………………….17
5. Перспективный
план
коррекционной
логопедической
работы
«Развитие
артикуляционной
моторики
у
детей
с
нарушением
речи,
посредством
артикуляционной гимнастики с биоэнергопластики»……………………….…22
6.
Ожидаемые результаты…………………………………………………………..45
Список использованной литературы………………………………………………..46
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного
мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Развитие
речи
детей
в
значительной
мере
зависит
от
потребности
в
пользовании
языком.
В
дошкольный
период
происходит
становление
и
формирование
речи
ребенка. В
настоящее
время
наблюдается
значительное
увеличение количества детей с речевой патологией. За последнее годы среди
несовершеннолетних
увеличилось
количество
детей
с
алалией,
сложной
дислалией, общим недоразвитием речи.
Традиционная
форма
работы
по
коррекции
речевых
нарушений
-
артикуляционная
гимнастика
способствует
развитию
и
укреплению
речевых
мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных
поз
и
правильному
звукопроизношению.
Однако,
ежедневные,
стандартные
выполнения гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям.
Отсюда вытекает проблема: увеличение количества детей с нарушением
звукопроизношения,
традиционные
меры
по
их
устранению
не
способствуют
эффективности коррекционной работы.
В
связи
с
этим
одной
из
главных
задач
работы
логопеда
по
данному
направлению является повышение эффективности процесса коррекции речевых
нарушений
через
использование
современных
оздоровительных
технологий
и
методик.
В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у
детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева
Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией – Лопатина Л.В.,
Серебрякова Н.В.).
Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности,
стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.
В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН
Е. И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка
со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки
тонких движений пальцев.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с
речевыми
нарушениями.
И
поэтому
для
специалистов
-
логопедов
особую
актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи
детям с нарушениями речи в освоении программы дошкольного образования и
положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени – школе.
Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого
подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи
недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков
речи.
Поэтому
специалисты
вынуждены
искать
наиболее
эффективные
пути
воспитания и обучения.
Известно,
что
использование
логопедами
в
работе
разнообразных
нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную
активность,
предотвращает
утомление,
и
в
целом,
повышает
эффективность
логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.
2.2. АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного
аппарата с движениями кистей и пальцев рук.
В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей
кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать
различные положения органов артикуляционного аппарата. И применение такого
метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные
ощущения.
Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так
как,
развивая
тонкую
моторику
и
активизируя
тем
самым
соответствующие
отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.
Исследования
отечественных
физиологов
(Марионилла
Максимовна
Кольцова,
Владимир
Михайлович
Бехтерев,
Алексей
Алексеевич
Леонтьев)
подтверждают
положительное
влияние
тонких
движений
пальцев
рук
на
функционирование речевых зон коры головного мозга.
Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей,
пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения
речевого аппарата.
Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает
интерес
детей
к
логопедическим
занятиям.
При
обучении
детей
логопед
использует
различные
игровые
персонажи,
перчатки,
счёт,
музыкальное
сопровождение, стихи, презентационные материалы.
Каждый
логопед
может
разработать
приемлемые
для
себя
комплексы
упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением
метода
«Биоэнергопластика».
Комплексы
упражнений
могут
отличаться
по
сложности
в
зависимости
от
возраста
детей.
Также
возможно
использование
элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физ-минуток в любых видах
деятельности.
Предложенный
метод
может
использоваться
воспитателями
в
коррекционной работе.
Элементы
биоэнергопластики
можно
найти
и
в
системах
развития
интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая
моторика, артикуляционная гимнастика).
Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку
под
влиянием
кинезиологических
тренировок
отмечены
положительные
структурные
изменения
в
организме:
синхронизируется
работа
полушарий
головного
мозга,
развиваются
способности,
улучшается
память,
внимание,
мышление,
речь.
Сила,
равновесие,
подвижность
и
пластичность
нервных
процессов осуществляется на более высоком уровне.
Биоэнергопластика
оптимизирует
психологическую
базу
речи,
улучшает
моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции
звукопроизношения,
фонематических
процессов.
Биоэнергопластика
позволяет
быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений
по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою
артикуляцию.
Биоэнергопластика
должна
стать
неотъемлемой
частью
логопедической работы как для развития артикуляционного аппарата, речевого
дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического
равновесия
и
совершенства.
Синхронизация
работы
над
речевой
и
мелкой
моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже
усиливая их результативность.
Таким
образом,
возникла
необходимость
в
разработке
программы
по
развитию артикуляционной моторики у несовершеннолетних с нарушением речи
посредством
артикуляционной
гимнастики
с
применением
метода
биоэнергопластики
«Учимся,
играя»,
представляющую
собой
специально
разработанный
комплекс
движений
кистей
и
пальцев
рук
на
каждое
артикуляционное упражнение.
3. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
3.1. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование правильных движений и определенных положений органов
артикуляции
у
несовершеннолетних,
необходимых
для
правильного
произношения фонем.
3.2. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- развитие мелкой и артикуляционной моторики;
- стимулирует интеллектуальную деятельность;
- работа над моторикой артикуляционного аппарата;
- формирует
эмоционально-психическое
равновесие,
активное
физическое
состояние, активизирует психические процессы
4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Е. Ф. Архипова, профессор кафедры логопедии МГОПУ им. М.А. Шолохова
пишет:
«В
лаборатории
высшей
нервной
деятельности
ребёнка
в
электрофизиологическом
исследовании
было
обнаружено,
что,
когда
ребёнок
производит
ритмические
движения
пальцами,
у
него
резко
усиливается
согласованная
деятельность
лобных
и
височных
отделов
мозга,
отвечающих
именно за речь».
Сотрудники Института физиологии детей и подростков, изучая деятельность
детского
мозга,
психику
детей,
отметили
большое
стимулирующее
значение
функции руки «…уровень развития речи детей находится в прямой зависимости
от степени сформированности тонких движений пальцев рук». Так, на основе
проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена
следующая закономерность: «…если развитие движений пальцев соответствует
возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие
движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая
моторика при этом может быть нормальной».
5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Коррекционная работа с применением элементов биоэнергопластики для
несовершеннолетних начинается с изучения и анализа особенностей состояния
нервной системы ребенка, согласно индивидуальным возможностям. Центром
логопедического
процесса
являются
формы
подгрупповой
и
индивидуальной
работы с детьми. Исключительное значение в логопедическом процессе придается
игре, позволяющей ребенку проявлять собственную активность, наиболее полно
реализовать себя.
Планирование занятий с использованием артикуляционной гимнастики и
метода
биоэнергопластики апробировалось в
течение
6
месяцев на
группе
дневного
пребывания.
При
проведении
артикуляционной
гимнастики
с
биоэнергопластикой
учитывались
индивидуальные
особенности
детей.
Рука
ребёнка
подключалась
только
при
полном
освоении
артикуляционного
упражнения и выполнении его без ошибок. Биоэнергопластика
используется в
качестве разминок, физминуток в любых видах коррекционной педагогики.
П л а н и р о ва н и е
п р о в ед е н и я
а рт и кул я ц и о н н о й
г и м н а с т и к и
с
биоэнергопластикой включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может
изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.
На
первом
(диагностическом)
этапе проводится
подробное
обследование
строения
и
подвижности
органов
артикуляции
общеизвестными
методами
и
приёмами.
После
обследования
составляется комплекс
упражнений
с
учётом
нарушенных звуков.
На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия,
на которых несовершеннолетний знакомится с органами артикуляции, выполняет
упражнения
для
губ,
языка
или
челюсти
по
традиционным
методикам,
используются сказки о Язычке. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом,
логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом,
ребёнок
привыкает
к
движениям
руки
и
запоминает
их.
Рука
ребёнка
в
упражнения
не
вовлекается.
Разнообразная
наглядность
(лягушки-квакушки),
упражнения для релаксации (погладим язычок, язычок греется на солнышке),
ласковое отношение к ребенку, посильные задания помогают поверить в свои
силы, стимулируют к новым успехам.
На третьем (подготовительном) этапе артикуляционная гимнастика также
выполняется по традиционной методике. Логопед сопровождает артикуляционную
гимнастику движениями ведущей руки с перчаткой, рука ребёнка в упражнения не
вовлекается.
На четвёртом (основном) этапе выполняются упражнения для губ, челюсти
и языка с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Логопед вместе с
ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной
руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в
течение двух месяцев, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно
артикуляционные
упражнения
и
движения
кистью
ведущей
руки.
Движения
кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы
рука в кисти не напрягалась.
На пятом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается
другая
рука
ребёнка
с
перчаткой.
Логопед
также
сопровождает
выполнения
упражнений движениями руки.
На
ше стом
(основном)
этапе к
артикуляционным
упражнениям
подключаются
обе
руки
в
перчатках.
Ребёнок
выполняет
артикуляционное
упражнение
и
одновременно
движением
обеих
рук
имитирует,
повторяет
движения органов речевого аппарата. Логопед так же сопровождает выполнение
упражнений движениями рук.
На
седьмом
(заключительном)
этапе,
когда
ребёнок
полностью
освоит
упражнения, логопед рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет
артикуляционные упражнения с движениями рук.
Такую пальцево-речевую гимнастику воспитанники выполняют весь период
пребывания в Центре. Логопед и воспитатели следят за ритмичным выполнением
упражнений,
применяет
счёт,
стихотворные
строки.
В
конце,
когда
дети
уже
научились
ощущать
органы
артикуляции,
контрастность
положений
языка,
челюстей, губ, направленность выдоха, становится возможным убрать зрительную
опору – зеркало.
Основные условия проведения таких занятий:
внимание
на
одновременность
выполнения
артикуляционных
движений с движением кистей рук;
четкое выполнение каждого движения;
небрежность недопустима;
многократное выполнение упражнений перед зеркалом и без него (на
примере артикуляции логопеда);
использование как игровой формы артикуляционной гимнастики.
На
логопедических
занятиях
необходимо
создавать различные
игровые
ситуации, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекционной
работы.
В дальнейшем речевой и практический материал усложняется. Логопед
выступает рассказчиком, а один или двое детей выполняют движения руками и
языком.
Данное направление работы способствует привлечению интереса детей к
выполнению
упражнений,
что
значительно
увеличивает
эффективность
гимнастики,
способствует
развитию
артикуляционной,
пальчиковой
моторики,
совершенствованию
координации
движений,
развитию
памяти,
внимания,
мышления.
Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и
укрепляют
мышцы
артикуляционного
аппарата.
Отмечается
повышение
концентрации
зрительного
и
слухового
внимания,
сформированность
пространственной ориентировки, точность выполнения движений пальцами и
кистями рук совместно с движениями языка или губ.
7. СВЕДЕНИЯ О РЕСУРСАХ
Кадровый ресурс сформирован исходя из штатного расписания учреждения,
поэтому
не
потребует
дополнительных
финансов
на
оплату.
В
реализации
мероприятий программы примет участие логопед учреждения.
Финансирование мероприятий программы не требуется.
8. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.
Анализ
специальной
педагогической,
психологической,
медицинской
литературу
по
определению
понятия
«биоэнергопластика»,
обобщение
рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции
речевых нарушений;
2. Выявление уровня нарушений двигательных функций артикуляционного
аппарата, дыхания и просодической стороны речи и фонетические особенности
речи
у
несовершеннолетних
-
получателей
социальных
услуг
учреждения
с
речевыми нарушениями;
-
Разработка
комплекса
артикуляционной
и
дыхательной
гимнастики
в
соответствии
с
основными
положениями
биоэнергопластики
и
выявленными
нарушениями;
-
Внедрение
комплекса
артикуляционной
и
дыхательной
гимнастики
с
биоэнергопластикой в коррекционный процесс, направленный на преодоление
нарушений
звукопроизношения
и
просодической
стороны
речи
у
несовершеннолетних
получателей
социальных
услуг
учреждения
с
речевыми
нарушениями;
-
Проведение
первичной
и
итоговой
диагностики
с
целью
выявления
эффективности
применения
биоэнергопластики
в
коррекционном
процессе
с
несовершеннолетними, имеющими речевые нарушения.
9. РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Предполагается, что реализация мероприятий программы «Наши пальчики –
веселые
зайчики»
позволит
достичь
следующих
результатов
в
работе
с
несовершеннолетними:
Развитие артикуляционной пальчиковой моторики;
совершенствование координации движений;
развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
увеличение
эффективности
артикуляционной
гимнастики
посредством
привлечения
интереса
несовершеннолетних
к
выполнению
упражнений
гимнастики с элементами биоэнергопластики.
В
результате
проделанной
работы
предполагается,
что
родители
несовершеннолетних активно включатся в коррекционно – развивающий процесс
по
устранению
речевых
нарушений
детей
в
домашних
условиях,
будут
самостоятельно использовать полученные знания, умения и материалы.
Социальная значимость интерпретируется как степень реализации функции
адаптации
и
социализации
несовершеннолетних
для
различных
моделей
жизнеустройства.
Приложение 1
Результаты диагностики динамического и орального праксиса и
звукопроизношения у несовершеннолетних с использванием элементов
биоэнергопластики (с июля по декабрь 2018года)
Таблица 1
№
Имя Ребенка
Первичная
диагностика
Заключительная
диагностика
1
Леонид
ну
су
2
Анастасия
су
ву
3
Иван
ну
су
4
Даниил
ну
су
5
Александр
ву
ву
6
Владислав
ну
су
7
Владимир
ну
су
8
Михаил
су
ву
9
Полина
су
ву
10
Вероника
су
ву
11
Андрей
ну
су
12
Виктория
су
су
13
Валерия
ву
ву
14
Роман
су
ву
15
Дарья
ву
ву
16
Максим
ну
су
17
Мария
су
ву
18
Диана
ну
су
19
Софья
су
ву
20
Батырхан
ну
су
Таблица 2
Результаты в процентном соотношении первичной и заключительной
диагностики
Уровни развития
Результаты первичной
диагностики
Результаты заключительной
диагностики
Высокий уровень
30%(3 ребенка)
100%(10детей)
Средний уровень
80%(8 детей)
100%(10 детей)
Низкий уровень
90%(9 детей)
-
Приложение 2
План развития артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, посредством артикуляционной
гимнастики с биоэнергопластикой на 2018-2019 гг
Примечание: «С» - Статистические упражнения, «Д» - динамические упражнения.
Месяц
Тема
Упражнение
Содержание (описание движений
кисти и пальцев руки)
Материал
Сентябр
ь
1
неделя
« С . у . »
-
«Улыбка» (цель:
выработать
умение
удерживать
губы
в
улыбке
в
т еч е н и е
нескольких секунд)
« С . у . »
-
«Хоботок»(цель:
выработать
умение
в ы т я г и в а т ь
г у б ы
вперед, удерживать в
т а ком
п о л ож е н и и
несколько секунд)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
п а л ь ц ы
выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка
расслаблена, направлена вниз. На счет
«один»
немного
прогнуть
ладонь
в
нижних
фалангах,
пальцы
слегка
направить
вверх.
Удерживать
кисть
в
таком положении под счет от 1 до 10,
затем вернуть в исходное положение и
удерживать
под
счет
от
1до
5 .
Повторить 4-5 раз.
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
п а л ь ц ы
выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка
расслаблена, направлена в низ. На счет
«один» согнуть в нижних фалангах 4
пальца и сомкнуть с большим пальцем
руки.
Удерживать
кисть
в
таком
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
положении под счет от 1 до 10, затем
вернуть
в
исходное
положение
и
удерживать
под
счет
от
1
до
5 .
Повторить 4-5 раз.
2
неделя
«Улыбка»,
«Хоблток»
« С . у . »
-
«Бегемотик» (цель:
выработать
умение
удерживать открытый
р о т
в
т е ч е н и е
нескольких секунд).
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
солнечного
сплетения,
4
па льца
сомкнуты с большим пальцем и согнуты
в нижних фалангах, ладонь опускается
вниз.
На
счет
«один»
большой
палец
опускается
вниз,
4
сомкнутых
пальца
поднимаются вверх. Удерживать кисть в
таком положении под счет от 1 до 10,
затем вернуть в исходное положение и
удерживать
под
счет
от
1
до
5 .
Повторить 4-5 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
3
неделя
«Хоботок»,
«Бегемотик»
«С.у.»
-
«Заборчик»
(цель:
в ы р а б от ат ь
умение
дл и те л ь н о
удерживать
сомкнутые челюсти)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
солнечного сплетения, 4 пальца согнуты
в
нижних
фалангах
и
сомкнуты
с
большим
пальцем,
ладонь
направлена
вниз. Нас чет «один» пальцы немного
сгибаются
в
области
средних
фаланг,
приподнимаются над большим пальцем
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
и
расходятся
в
стороны,
кончики
пальцев
опускаются
вниз.
Удерживать
кисть в таком положении под счет от
1до
10,
затем
вернуть
в
исходное
положение и удерживать под счет от 1
до 5. Повторить 4-5 раз.
4
неделя
«Бегемотик»,
«Заборчик»
« С .
у . »
-
«Трубочка» (цель:
уч ить
в ы т я г и в а т ь
г у б ы
в п е р е д
т р у б о ч к о й
и
удерживать
в
таком
положении
несколько
секунд)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
п а л ь ц ы
выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка
расслаблена, направлена вниз. На счет
«один»
согнуть
пальцы
в
нижних
фалангах,
немного
приблизить
4
сомкнутых пальца к большому пальцу.
Удерживать
в
таком
положении,
не
смыкая с большим пальцем, под счет от
1
до
10,
затем
вернуть
в
исходное
положение и удерживать под счет от 1
до5. Повторить 4-5 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
Октябрь
1
неделя
«Заборчик»,
«Трубочка»
« С .
у . »
-
«Лопатка» (цель:
вырабатывать
умение
удерживать
язык
вне
р т а
ш и р о к и м
и
расслабленным)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
п а л ь ц ы
выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка
расслаблена, направлена вниз. На счет
«один»
кисть
руки
с
сомкнутыми
пальцами опустить вниз и удерживать в
таком положении под счет от 1 до 10,
затем вернуть в исходное положение и
удерживать
под
счет
от
1
до
5 .
Повторить 5-6 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
2
неделя
«Трубочка»,
«Лопатка»
« С .
у . »
-
«Иголка» (цель:
вырабатывать
умение
удерживать
вне
рта
узкий язык)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
п а л ь ц ы
выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка
расслаблена, направлена вниз. На счет
«один»
сомкнуть
в
кулак
пальцы,
о ст авить
выпрямленными
л и ш ь
указательный
палец.
Удерживать
под
счет
от
1
до
10,
затем
вернуть
в
исходное положение и удерживать под
счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
3
неделя
«Лопатка»,
«Иголка»
«Д.
у.»
-
«Кошка
сердится-кошка
спит» (цель:
вырабатывать
умение
изменять
положения
языка,
в ы п о л н я т ь
точные движения)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
п а л ь ц ы
выпрямлены
и
сомкнуты,
ладонь
направлена
вниз.
На
счет
«один»
сомкнуть пальцы в нижних и средних
фалангах,
опустить
кончики
пальцев
вниз. На счет «два» - вернуть пальцы и
к и с т ь
в
и с х о д н о е
п о л о ж е н и е ,
удерживать
под
счет
от
1
до
5 .
Повторить 6-7 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
4
неделя
«Иголка»,
«Кошка
сердится-кошка
спит»
« Д .
у . »
-
«Блинчик» (цель:
вырабатывать
умение
уд е р живат ь
я з ы к ,
выполнять
массаж
Исходное
положение
–
кисть
руки
расположены, как при хлопке, ладонями
друг
к
другу.
На
счет
«один»,
«два»,
«три», «четыре» и т. д (от 1 до 10 раз)
выполняется
хлопок
ладонями.
Затем
вернуть ладони в исходное положение и
удерживать
под
счет
от
1
до
5 .
Повторить упражнение 4-5 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
языка)
Ноябрь
1
неделя
«Кошка
сердится-
к о ш к а
с п и т » ,
«Блинчик»
« Д .
у . »
-
«Катушка» (цель:
вырабатывать
умение
удерживать
язык
в
нижнем положении)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
солнечного
сплетения,
4
па льца
полусогнуты
в
средних
и
нижних
фалангах, ладонь направлена вниз. На
счет
«один»
подогнуть пальцы
руки,
слегка
наклонив
кисть
вниз.
На
счет
«два»
-
вернуть
кисть
в
исходное
положение. Выполнять под счет от 1 до
10, затем вернуть в исходное положение
и
удерживать
под
счет
от
1
до
5.
Повторить 4-5 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
2
неделя
«Блинчик»,
«Катушка»
« Д .
у . »
-
«Расческа» (цель:
учить
уд е р ж и ват ь
я з ы к
ш и р о к и м
и
расслабленным)
Исходное
положение
–
левая
рука
расположена
вверх
ладонью,
пальцы
правой руки согнуты и расположены на
пальцах
другой
руки.
Кисть
рук
находится
горизонтально
на
уровне
солнечного сплетения. На счет «один»
провести
пальцами
ведущей
руки
по
пальцам
и
ладони
другой
руки
до
запястья,
затем
вернуть
в
исходное
положение.
На
счет
«два»
выполнить
аналогичное
движение.
Выполнять
упражнение под счет от 1 до 10, затем
вернуть
в
исходное
положение
и
удерживать
под
счет
от
1
до
5 .
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
Повторить 5-6 раз.
3
неделя
«Лопатка»,
«Иголка»
«Д.
у.»
-
«Чистим
зубы» (цель:
у ч и т ь
выполнять
дифференцированные
движения языком)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
п а л ь ц ы
выпрямлены
и
сомкнуты,
ладонь
направлена
вниз.
На
счет
«один»
опустить кисть руки вниз и выполнять
движения из стороны в сторону, считая
от 1 до 5. На счет «два» - поднять кисть
верх и так же выполнять из стороны в
сторону,
считая
от
1
до
5.
Пальцы
поднятой
вверх
или
опущены
вниз
ладони
указывают
на
верхнее
или
нижнее положение языка. Затем вернуть
к и с т ь
в
и с х о д н о е
п о л о ж е н и е ,
удерживать от 1 до 5. Повторить 6-7 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
4
неделя
«Иголка»,
«Чистим
зубы», «Расческа»
« Д .
у . »
-
«Качели» (цель:
у ч и т ь
в ы п о л н я т ь
точные
и
ритмичные
движения языком)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
п а л ь ц ы
выпрямлены
и
сомкнуты,
ладонь
направлена
вниз.
На
счет
«один»
поднять
сомкнутые
пальцы
вверх,
на
счет
«два»
-
опустить
ладонь
вниз.
Выполнять упражнение под счет от 1 до
10, затем вернуть в исходное положение
и удерживать от 1 до 5. Повторить 5-6
раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
Декабрь
1
неделя
«Расческа», «Чистим
зубы», «Качели»
« Д .
у . »
-
«Чашка» (цель:
вырабатывать
умение
удерживать
язык
с
з а г н у т ы м и
в в е р х
передним
и
боковым
краям)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
солнечного
сплетения
ладонью
вверх,
пальцы сомкнуты и слегка согнуты в
нижних
фалангах.
На
счет
«один»
сомкнутые
пальцы
согнуть
в
области
нижних
и
средних
фаланг
и
немного
поднять
кончики
вверх,
удерживать
ладонь в форме ковшика под счет от 1до
10, затем вернуть в исходное положение
и удерживать от 1 до 5. Повторить 4-5
раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
2
неделя
«Качели», «Чашка»
« Д .
у . »
-
«Часики» (цель:
вырабатывать
умение
чередовать
точные
движения языка)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
солнечного
сплетения
ладонью
вверх,
пальцы
выпрямлены
и
сомкнуты,
ладонь направлена вниз. На счет «один»
повернуть кисть влево, на счет «два» -
п о в е р н у т ь
в п р а в о .
В ы п о л н я т ь
упражнение под счет от 1 до 10, затем
вернуть
в
исходное
положение
и
удерживать от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
3
неделя
«Чашка», «Часики»
« Д .
у . »
-
«Блинчик» (цель:
вырабатывать
умение
удерживать
широкий
я з ы к ,
в ы п о л н я т ь
массаж языка)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
солнечного
сплетения,
4
па льца
полусогнуты
в
средних
и
нижних
фалангах, ладонь направлена вниз. На
счет
«один»
подогнуть
пальцы
руки,
слегка
наклонив
кисть
вниз.
На
счет
«два»
вернуть
кисть
в
исходное
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
положение. Выполнять под счет от 1 до
10, затем вернуть в исходное положение
и удерживать от 1 до 5. Повторить 4-5
раз.
4
неделя
«Чашка»,
«Блинчик»
«Д.
у.»
-
«Вкусное
варенье» (цель: учить
выполнять
круговые
движения языком)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
п а л ь ц ы
выпрямлены
и
сомкнуты,
ладонь
направлена
вниз.
На
счет
«один»
повернуть кисть влево, затем под счет
от 1до6 выполнять круговые движения
кистью
руки
по
траектории
влево
–
вверх
–
вправо
-
вниз.
Выполнять
круговые
движения
кистью
4
раза
подряд,
затем
вернуть
в
исходное
положение и удерживать под счет от 1
до 5. Повторить 5-6 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
Январь
2
неделя
«Блинчик»,
«Вкусное варенье»
« Д .
у . »
-
«Индюк» (цель:
вырабатывать
умение
производить
движения
языком
по
верхней губе)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
л а д о н ь
направлена, вверх, пальцы полусогнуты.
Под счет от 1 до 10 сгибать пальцы в
верхних и средних фалангах, выполняя
хватательные движения. Затем вернуть в
исходное положение и удерживать от 1
до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
3
неделя
«Вкусное
варенье»,
«Индюк»
« Д .
у . »
-
«Катушка» (цель:
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
солнечного
сплетения,
4
па льца
полусогнуты
в
средних
и
нижних
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
вырабатывать
умение
удерживать
язык
в
нижнем положении)
фалангах, ладонь направлена вниз. На
счет
«один»
подогнуть
пальцы
руки,
слегка
наклонив
кисть
вниз.
На
счет
«два»
вернуть
кисть
в
исходное
положение. Выполнять под счет от 1 до
10, затем вернуть в исходное положение
и удерживать от 1 до 5. Повторить 4-5
раз.
4
неделя
«Индюк»,
«Катушка»
«Д. у.» - «Язычок на
прогулке» (цель:
выработать
умение
п о д н и м а т ь
я з ы к
вверх, опускать вниз,
выполнять
движения
в стороны)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
п а л ь ц ы
выпрямлены
и
сомкнуты,
ладонь
направлена
вниз.
На
счет
«один»
поднять
кисть
вверх,
на
счет
«два»
опустить вниз на счет «три» повернуть
влево,
на
счет
«четыре»
повернуть
вправо.
Выполнять
перекре стно е
движение кистью 4 раза подряд, затем
вернуть
в
исходное
положение
и
удерживать
под
счет
от
1
до
5 .
Повторить 5-6 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
1
неделя
«Катушка»,
« Я з ы ч о к
н а
прогулке»
« Д .
у . »
-
«Качели» (цель:
у ч и т ь
в ы п о л н я т ь
точные
и
ритмичные
движения языком)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
п а л ь ц ы
выпрямлены
и
сомкнуты,
ладонь
направлена
вниз.
На
счет
«один»
поднять
сомкнутые
пальцы
вверх,
на
счет
«два»
опустить
ладонь
вниз.
Выполнять упражнение под счет от 1 до
10, затем вернуть в исходное положение
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
и
удерживать
под
счет
от
1
до
5.
Повторить 5-6 раз.
Февраль
2
неделя
« Я з ы ч о к
н а
прогулке», «Качели»
« С .
у . »
-
«Лопатка» (цель:
вырабатывать
умение
удерживать
язык
вне
р т а
ш и р о к и м
и
расслабленным)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
п а л ь ц ы
выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка
расслаблена, направлена вниз. На счет
«один»
кисть
руки
с
сомкнутыми
пальцами опустить вниз и удерживать в
таком положении под счет от 1 до 10,
затем вернуть в исходное положение и
удерживать
под
счет
от
1
до
5 .
Повторить 5-6 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
3
неделя
«Качели»,
«Лопатка»
« С .
у . »
-
«Иголка» (цель:
вырабатывать
умение
удерживать
вне
рта
узкий язык)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
п а л ь ц ы
выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка
расслаблена, направлена вниз. На счет
«один»
сомкнуть
в
кулак
пальцы,
о с т а в и т ь
в ы п р я м л е н н ы м
л и ш ь
указательный
палец.
Удерживать
под
счет
от
1
до
10,
затем
вернуть
в
исходное положение и удерживать под
счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
4
неделя
«Лопатка»,
«Иголка»
« Д .
у . »
-
«Часики» (цель:
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
п а л ь ц ы
выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
вырабатывать
умение
чередовать
точные
движения языка)
расслаблена, направлена вниз. На счет
«один» повернуть кисть влево, на счет
«два» повернуть вправо. Выполнять под
счет
от
1
до
10,
затем
вернуть
в
исходное положение и удерживать под
счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Март
1
неделя
«Иголка
Лопатка»,
«Часики»
«Д.
у.»
-
«Вкусное
варенье» (цель: учить
выполнять
круговые
движения языком)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
п а л ь ц ы
выпрямлены
и
сомкнуты,
ладонь
направлена
вниз.
На
счет
«один»
повернуть кисть влево, затем под счет
от 1 до 6 выполнять круговые движения
кистью
руки
по
траектории
влево
–
вправо
–
вниз.
Выполнять
круговые
движения кистью 4 раза подряд, затем
вернуть
в
исходное
положение
и
удерживать
под
счет
от
1
до
5 .
Повторить 5-6 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
2
неделя
«Часики»,
«Вкусное
варенье»
« Д .
у . »
-
«Блинчик» (цель:
вырабатывать
умение
удерживать
широкий
я з ы к ,
в ы п о л н я т ь
массаж языка)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
солнечного
сплетения,
4
па льца
полусогнуты
в
средних
и
нижних
фалангах, ладонь направлена вниз. На
счет
«один»
подогнуть
пальцы
руки,
слегка
наклонив
кисть
вниз.
На
счет
«два»
вернуть
кисть
в
исходное
положение. Выполнять под счет от 1 до
10, затем вернуть в исходное положение
и удерживать от 1 до 5. Повторить 4-5
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
раз.
3
неделя
«Вкусное
варенье»,
«Блинчик»
« С .
у . »
-
«Чашка»(цель:
вырабатывать
умение
удерживать
широкий
я з ы к ,
в ы п о л н я т ь
массаж языка)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
солнечного
сплетения
ладонью
вверх,
пальцы сомкнуты и слегка согнуты в
нижних
и
средних
фаланг
и
немного
поднять
кончики
вверх,
удерживать
ладонь в форме ковшика под счет от 1
до
10,
затем
вернуть
в
исходное
положение
и
удерживать
от
1
до
5.
Повторить 4-5 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
4
неделя
«Блинчик»,
«Чашка»
«Д.
у.»
-
«Чистим
зубы» (цель:
у ч и т ь
выполнять
дифференцированные
движения языком)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
солнечного
сплетения
ладонью
вверх,
пальцы
выпрямлены
и
сомкнуты,
ладонь направлена вниз. На счет «один»
опустить кисть руки вниз и выполнять
движения из стороны в сторону, считая
от 1 до 5. На счет «два» поднять кисть
верх и так же выполнять из стороны в
сторону,
считая
от
1
до
5.
Пальцы
подняты
вверх
или
опущены
вниз
ладони
указывают
на
верхнее
или
нижнее положение языка. Затем вернуть
кисть
в
исходно е
положение
и
удерживать
от
1
до
5.
Выполнять
упражнение 6-7 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
Апрель
1
неделя
«Чашка»,
«Чистим
зубы»
« Д .
у . »
-
«Лошадка»(цель:
вырабатывать
умение
ритмично
щелкать
языком,
тренировать,
подъязычную связку)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
солнечного
сплетения,
4
па льца
сомкнуты с большим пальцем. Под счет
от
1до
10
по
очереди
смыкать
и
размыкать 4 пальца с большим пальцем
руки,
при
этом
пальцы
остаются
согнутыми
в
нижних
фалангах.
Затем
вернуть кисть в исходное положение и
удерживать
под
счет
от
1
до
5 .
Повторить 6-7 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
2
неделя
« Ч и с т и м
з у б ы » ,
«Лошадка»
« С .
у . »
-
«Парус» (цель:
учить
удерживать
кончик
языка
за
верхними
зубами)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
п а л ь ц ы
выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка
расслаблена, направлена вниз. На счет
«один»
кисть
руки
с
сомкнутыми
пальцами
поднять
верх
и
немного
выгнуть, удерживать под счет от 1 до 10,
затем вернуть в исходное положение и
удерживать
под
счет
от
1
до
5 .
Повторить 5-6 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
3
неделя
«Лошадка», «Парус»
« Д .
у . »
-
«Расческа»(цель:
учить
уд е р ж и ват ь
я з ы к
ш и р о к и м
и
расслабленным)
Исходное
положение
–
левая
рука
расположена
вверх
ладонью,
пальцы
правой руки согнуты и расположены на
пальцах
другой
руки.
Кисти
рук
находятся
горизонтально
на
уровне
солнечного сплетения. На счет «один»
провести
пальцами
ведущей
руки
по
пальцам
и
ладони
другой
руки
до
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
запястья,
затем
вернуть
в
исходное
положение.
На
счет
«два»
выполнить
аналогичное
движение.
Выполнять
упражнение под счет от 1 до10, затем
вернуть
в
исходное
положение
и
удерживать
под
счет
от
1
до
5 .
Повторить 5-6 раз.
4
неделя
«Парус», «Расческа»
« Д .
у . »
-
«Индюк»(цель:
выработать
умение
производить
движения
языком
по
верхней губе)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
л а д о н ь
направлена вверх, пальцы полусогнуты.
Под счет от 1 до 10 сгибать пальцы в
верхних и средних фалангах, выполняя
хватательные движения. Затем вернуть в
исходное положение и удерживать под
счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
1
неделя
«Расческа»,
«Индюк»
« Д .
у . »
-
«Маляр»(цель:
выполнять
плавные
движения
я з ы ком ,
тренировать
подъязычную связку)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
л а д о н ь
направлена вверх, пальцы полусогнуты.
На счет «один», «два», «три», «четыре»,
двигать
полусогнутыми
пальцами
по
направлению
к
запястью.
На
счет
«пять»
пальцы
кисти
возвращаются
в
исходное
положение,
удерживать
под
счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
Май
2
неделя
«Индюк», «Маляр»
«Д. у.» - «Язычок на
прогулке» (цель:
выработать
умение
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
с о л н еч н о го
с п л е т е н и я ,
п а л ь ц ы
выпрямлены
и
сомкнуты,
ладонь
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
п о д н и м а т ь
я з ы к
вверх, опускать вниз,
выполнять
движения
в стороны)
направлена
вниз.
На
счет
«один»
поднять
кисть
вверх,
на
счет
«два»
опустить вниз, на счет «три» повернуть
влево,
на
счет
«четыре»
повернуть
вправо.
Выполнять
перекре стно е
движение кистью 4 раза подряд, затем
вернуть
в
исходное
положение
и
удерживать
под
счет
от
1
до
5 .
Повторить 5-6 раз.
3
неделя
«Лошадка»,
«Индюк»
« Д .
у . »
-
«Гармошка»(цель:
выработать
умение
удерживать
язык
в
верхнем положении)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
солнечного
сплетения,
все
пальцы
сомкнуты и согнуты в нижних фалангах
в
форме
«ковшика»,
ладонь
опущена
вниз. Под счет от 1 до 6 по очереди
выпрямлять
и
сгибать
пальцы
в
такт
артикуляционным
движениям.
Затем
вернуть
в
исходное
положение
и
удерживать
под
счет
от
1
до
5 .
Повторить 4-5 раз.
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
4
неделя
«Индюк»,
«Гармошка»
« Д .
у . »
-
«Грибок»(цель:
выработать
подъем
я з ы к а
в в е р х ,
тренировать
подъязычную связку)
Исходное
положение
–
кисть
руки
находиться
горизонтально
на
уровне
солнечного
сплетения,
все
пальцы
выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка
расслаблена, направлена вниз. На счет
«один
кисть
руки
с
сомкнутыми
пальцами
согнуть
в
области
нижних
ф а л а н г
и
уд е р ж и в ат ь
в
ф о р м е
«ковшика» под счет от 1 до 10, затем
вернуть
в
исходное
положение
и
Картинки
артикуляционной
г и м н а с т и к и ,
с к а з о ч н ы е
персонажи
удерживать
под
счет
от
1
до
5 .
Повторить 4-5 раз.
Список использованной литературы:
1.
Бадаян Л.О. Невропаталогия М., 1982.
2.
Дудьев
В.П.
Средства
развития
тонкой
моторики
рук
у
детей
с
нарушениями речи//Дефектология, -1999, -№4.
3. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика. С-Пб., 2002.
4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! для детей 4-6 лет.
С-Пб, 2004.
5. Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.
М., 2004.
6. Новиковская О.А. Логоритмика. С-Пб, 2005.
7. Новоторцева Н.А. Развитие речи дошкольников. Ярославль, 1999.
8. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М., 2000.
9. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.
АСТ., 1999.
10. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у
детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М.,2000.