Автор: Токманцева Галина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ СО "Екатеринбургская школа № 5"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Аналитическое чтение глав из повести М. Горького "В людях"
Раздел: среднее образование
Составитель:
Г.А. Токманцева, учитель высшей квалификационной категории
ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 5,
реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
Аналитическое чтение глав из повести М. Горького «В людях»
Уроки чтения с 7 по 9 класс в коррекционной школе VIII вида являются уроками
литературного
чтения.
Обучаемые
знакомятся
с
произведениями
классиков
русской
литературы или с фрагментами из этих произведений, читают произведения современных
писателей
и
поэтов,
изучают
биографии
авторов.
Расположение
материала
в
хронологической последовательности дает педагогу возможность к окончанию обучения
систематизировать знания детей в области русской и современной литературы. Заметно
увеличивается объем текстов, усложняются сюжет, образность его передачи, становится
более разнообразной жанровая характеристика материала. Кроме рассказов, стихотворений,
сказок, в учебниках для 7-9-го классов даются фрагменты из художественных произведений
больших форм (повести, поэмы, баллады).
При всех имеющихся у обучающихся с умственной отсталостью недостатках, главное
на
любом
уроке
–
воспитание
человека,
умеющего
думать,
способного
полноценно
общаться с окружающими его людьми. Потребность высказать и доказать свое мнение у
умственно
отсталых
детей
ограничена
или
совсем
отсутствует.
Эта
особенность
школьников с интеллектуальными нарушениями ставит перед педагогом важную задачу:
воспитывать умение обосновывать свое высказывание, не соглашаться в случае наличия
другого мнения. Именно коммуникативная направленность становится одним из ведущих
принципов
обучения
школьников
всем
учебным
предметам,
но
особенно
–
уроков
литературного чтения в старших классах. Именно на этих уроках на первый план выходит
более
глубокий
анализ
художественного
произведения,
чем
в
младших
классах.
Идет
большая
работа
над
сюжетом
произведения,
анализом
поступков
действующих
лиц,
раскрывается роль пейзажа, интерьера, выявляется авторское отношение к изображаемому,
а в конечном итоге определяется собственное отношение к действующим персонажам.
В
целях
осознания
прочитанного
текста
отрабатываются
умения
выделять
в
прочитанном главную мысль, выявлять свое отношение к поступкам действующих лиц,
давать им характеристику, находить средства языковой выразительности, пересказывать
текст полно и кратко, с изменением лица рассказчика, делить произведение на части,
озаглавливать их. Старшеклассников подводят к осознанию идеи произведения.
Смысловая сторона чтения - это совокупное понимание читающим:
- значений большей части слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в
переносном смысле;
- содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой
связи между предложениями;
- предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и
смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
- основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего
отношения к прочитанному.
Организацию
работы
по
осмыслению
литературного
произведения
М.С.
Васильева,
М.И
Оморокова, Н.Н. Светловская представили в схеме, в основу которой положены законы восприятия
произведения, психологические особенности его понимания детьми с учетом целей и средств
обучения:
Этапы работы
Приемы работы
I. Подготовительная работа над
текстом.
Введение
в
тему.
Рассказ
учителя,
словарная
работа,
беседа,
рассматривание
иллюстраций,
работа с названием произведения и др.
II. Первичное восприятие
текста.
Чтение
вслух,
прослушивание
аудиозаписи,
просмотр видеозаписи.
III. Проверка первичного
восприятия.
Беседа
по
вопросам,
проясняющим,
какое
впечатление
произвело
произведение
н а
обучающихся.
IV. Первая ступень анализа:
понимание фактического
содержания.
Выборочное
чтение,
постановка
вопросов
к
прочитанной части, ответы учащихся на вопросы
своими
словами,
иллюстрирование
текст а,
составление
плана
произведения,
уточнение
лексического значения слов.
V. Вторая ступень анализа -
понимание главных мыслей,
чувств героев, оценка
поступков.
Работа над образами героев произведения в их
взаимодействии: характеристика образа с опорой на
сюжет,
рассмотрение
взаимоотношений
героев
с
пониманием причин их поведения.
VI. Синтез - целостное
осмысление идейно-образной
стороны произведения.
Выявление
идеи
произведения
(понимание
основной
мысли
автора),
выражение
личного
отношения читателя к содержанию прочитанного.
Центральным
этапом
работы
на
уроке
чтения
по
осознанию
прочитанного
произведения
является
целенаправленный
анализ
художественного
произведения.
Определенный подбор вопросов и заданий, создание речевых ситуаций в связи с изучением
художественного
произведения
учат
обучающихся
ориентироваться
в
мире
эмоций
персонажа и в собственных чувствах, способствуют развитию речи.
Предлагаемые
задания
(с
примерными
ответами
в
некоторых
случаях)
для
обучающихся
направлены
на
осуществление
анализа
художественного
произведения
посредством разного рода работ, позволяющих ''оживить'' прочитанное, сделать ближе,
почувствовать, а значит, лучше понять то, что описано в литературном произведении.
Предполагается,
что
проведение
подготовительной
работы
к
восприятию
текста,
включающей и словарную работу, будет предусмотрено учителем самостоятельно.
Произведение М. Горького «В людях»
Информация для педагога.
Когда ребенок уже не ребенок, но до совершеннолетия еще далеко, его принято было
называть на Руси отроком. Таким образом, период отрочества начинался уже с десяти-
одиннадцати
лет.
Однако
Максим
Горький
назвал
свою
повесть,
посвященную
жизнеописанию подростка Алеши Пешкова, к одиннадцати годам оставшегося круглым
сиротой, совсем иначе – «В людях». Такое название говорит о многом: быть «в людях»
означало
жить
у
совершенно
чужих
людей,
зарабатывая
себе
на
жизнь
подчас
очень
тяжелым трудом.
После того как скончалась мать Алеши Пешкова, а еще раньше умер от холеры его
отец, родной дед подростка, Василий Васильевич Каширин, заявил, что не собирается
кормить внука и отправил его в магазин обуви «мальчиком». В обязанности Алеши входило
встречать покупателей, но больше ему приходилось трудиться по дому: он подметал пол,
мыл посуду, ставил самовар. Ему приходилось вставать рано утром вместе с кухаркой, а
ложиться спать очень поздно. Тоска охватывала мальчика, когда он ложился вечером в
постель. Из-за несчастного случая (опрокинул на руки горячий суп) Алеша оказался в
больнице, а потом и у бабушки.
Однако возврата к прежней жизни не получилось: многие из старых приятелей умерли
или уехали из города, из ребяческих игр Алеша уже вырос, поэтому спасла его любовь к
чтению. Бабушка приобщила его к фольклору, раскрыла красоту родного языка. Благодаря
ей
он
полюбил
природу
и
с
удовольствием
ходил
в
лес,
наблюдая,
как
бабушка
разговаривает с травами и всем живым вокруг.
С наступлением холодов Алексею вновь приходилось отправляться «в люди», ведь он
уже не мог зарабатывать на жизнь ловлей птиц, как летом. Но где бы он ни оказывался – в
магазине обуви, в чертежной мастерской – его ждала только тяжелая, «черная» работа, а
возможности учиться не предоставлялось.
Много жизненного опыта получил подросток, случайно оказавшись работником на
пароходе. Он стал свидетелем человеческой подлости и слабости, видел пьянство и разврат
и мучился от сознания того, что в жизни люди совсем не такие, как описаны в книгах. Нет
героев, а есть только трусы и подлецы.
Но находились все же те, кто оставлял след в душе мальчика. Когда-то Хорошее Дело
впервые подтолкнул его к книге, позже Алеша брал книги у образованных женщин, одна из
которых больше всего потрясла воображение героя. Это была красивая и гордая женщина,
окруженная вниманием мужчин, но явно страдающая от внутреннего одиночества. Алеша
называл ее Королевой Марго. Именно она привила ему вкус к хорошему чтению, дала
возможность прочесть русскую классику, полюбить поэзию Пушкина, Тютчева, Одоевского:
она
считала,
что
нужно
читать
русские
книги,
чтобы
знать
русскую
жизнь.
Первую
настоящую влюбленность испытал Алеша именно к Королеве Марго.
Однако ему пришлось продолжать свой тяжелый путь «в людях». Судьба занесла его
даже в иконописную мастерскую, где он столкнулся с несправедливостью: видел, как
обирают стариков, за бесценок покупая старинные книги и иконы. По вечерам Алеша читал
вслух мастерам, собравшимся отдохнуть после работы. Только вот доставать книги было
нелегким делом – иногда приходилось выпрашивать их как милостыню. При этом не раз
слышал подросток от людей выражение «запрещенные книги», значения которого уяснить
пока не мог.
Случайно встретив своего прежнего хозяина, Алеша согласился стать «десятником» -
надсмотрщиком за рабочими, которые восстанавливали после наводнения торговые ряды на
ярмарке. Ему, подростку, приходилось нелегко, ведь работники откровенно смеялись над его
молодостью и не очень-то слушали. Алеше в свои 15 лет казалось, что он уже пожилой
человек, а все вокруг чужие.
Слоняясь по городу, повзрослевший Алексей видел много мерзости в человеческой
жизни, понимая, что еще несколько лет, и он сам станет таким, если не вырвется из этого
провинциального «болота». К счастью для него, живущий недалеко гимназист Николай
Евреинов
уговорил
Алешу
отправиться
в
Казань,
чтобы
готовиться
к
поступлению
в
университет. Так заканчивается эта важная для каждого человека эпоха взросления.
Рисуя
страшный
быт, «свинцовые
мерзости» жизни
городских
низов,
Горький
показывает,
как
преодолевалась
в
сознании
подростка
распространенная
в
то
время
проповедь терпения, как закалялась у него и его сверстников воля и крепло желание
противостоять
злу
и
насилию.
Писатель
с
психологической
точностью
воспроизводит
стремление мальчика, а затем юноши к «красивой, бодрой, честной» жизни.
Тема: М. Горький. «В людях» (отрывки из повести).
(Планируется проведение 2 уроков по изучению отрывков из повести)
Цель изучения произведения: показать значимость воздействия окружающих людей на
становление характера Алексея при его жизни «в людях».
Тема: М. Горький. «В людях» (чтение 1 части).
Цель урока № 1: продолжение знакомства с творчеством М. Горького, выявление качеств
характера Алексея-подростка, ярко проявившихся при его жизни у чертежника.
Задачи урока № 1:
•
образовательная — познакомить с содержанием первой части отрывка из повести,
совершенствуя навык правильного чтения; продолжать учить работать с текстом и
словом писателя, отыскивая описание условий, в которых оказался Алексей;
•
коррекционная — концентрировать с помощью различных заданий внимание обучающихся
на сюжетах произведения, в которых отражалось проявление характера Алексея;
•
воспитательная - вызвать эмоциональный отклик на поступки действующих лиц и
проявление характера Алексея в анализируемых эпизодах прочитанного отрывка.
Задания для обучающихся
● Задание
▪
Выбрать правильные ответы на вопросы.
1. Для чего Алексея отдали «в люди» к чертежнику?
□ чтобы он там работал
□ чтобы учился чертежному делу
□ чтобы просто жил у чертежника
2. Где находился дом чертежника?
□ в деревне
□ в городе
3. Каким Алексею показался дом, где ему надо было жить?
□ веселым
□ похожим на гроб
4. Как выглядела улица, на которой стоял этот дом?
□ было много зелени
□ очень чистая
□ очень грязная
5. Какое впечатление произвел на Алексея «этот угол города»?
□ понравился
□ оставил безразличным
□ возбуждал тоску
● Задания
▪
Составить предложение из рассыпанных слов для ответа на вопрос: чьи обязанности
выполнял Алексей? Доказать правильность словами из текста.
Слова на отдельных карточках:
Алексей, обязанности, горничной, исполнял, уборщицы, кухарки, носильщика.
(лишние слова не использовать)
▪
Зачитать из текста виды работ, которые приходилось выполнять Алексею.
● Задания
▪ Восстановить последовательность выполнения Алексеем чертежного задания.
Не очень удачный чертеж дополнил изображением людей в окнах.
Сделал копию фасада, похожую на оригинал.
Неудачный чертеж дополнил изображением птиц на крыше, людей на земле и дождя.
▪ Ответить на вопрос.
- Почему Алексей дополнял свои чертежи разными жителями?
● Задания
▪ Выбрать подходящие
фразы текста, характеризующие отношение Алексея к людям в
доме чертежника в описанных эпизодах.
1. Упреки молодой хозяйки, что он взят из нищей семьи.
2. Жалобы женщин хозяину и угроза хозяина об отправке Алексея к деду.
3. Ссора хозяина с женой и матерью после уничтожения старухой-хозяйкой чертежа с
планом квартиры.
Фразы:
«Мне было жалко его — такой он измятый, беззащитный...»
«Что же, мне за эту тальму шкуру снять с себя для вас?»
«Приняли в ученики, а чему учите?»
▪ Ответить на вопросы.
1.
О проявлении каких качеств характера Алексея говорят выше обозначенные фразы?
2.
Чем закончилась попытка Алексея учиться чертежному делу?
● Итог урока.
▪ Ответить на вопросы.
Схожа ли обстановка в доме деда и в доме чертежника? Чем?
Что нового вы узнали о характере Алексея из этой части повести?
Вывод. Алексей проявлял большую работоспособность, терпение. В ссорах пытался
сохранить чувство собственного достоинства, защищая себя так, как умел.
(Для домашнего задания можно порекомендовать просмотр фильма «В людях», созданного
по одноименному роману Максима Горького.)
Тема: М. Горький. «В людях» (чтение 2 части).
Цель урока № 2: познакомить с другими важными моментами жизни Алексея «в людях»,
повлиявшими на развитие его личности, раскрыть идею произведения.
Задачи урока № 2:
• образовательная — раскрыть образы героев произведения по характерным поступкам;
• коррекционная
—
активизировать
мыслительную
деятельность
обучающихся
включением в урок видеосюжетов; учить осмысленно подходить к усвоению содержания
отрывка повести посредством разделения его на части и составления плана пересказа;
• воспитательная
—
привитие
чувства
уважения
к
самому
себе
и
проявления
человечности по отношению к другим.
Задания для обучающихся
● Задание (осуществляется в ходе чтения текста или просмотра видеосюжетов)
▪
Составить подробный план событий, описанных в данной части отрывка повести.
Например, получится:
Алексей берет книги
Условия чтения книг
Случай с самоваром
Наказание Алексея
Лечение Алексея у доктора
Отношение хозяев после лечения
Разрешение на чтение книг
● Задание
▪
Рассказать об эпизодах жизни Алексея, изображенных на иллюстрациях, выделяя
смешное и грустное:
● Задание
▪
Распределить ответы на вопросы:
- Как хозяйка препятствовала чтению Алексея?
- Как это действовало на Алексея?
(ругалась, огорчался, укрепилось желание читать, замеряла свечи, обламывал лучину-
мерку на сгоревший кусок, разорвала книгу)
● Задание
▪
Выбрать
на
доске
слова,
которые
характеризуют
взрослых
участников
событий,
описанных в произведении, распределить их в соответствии с героями повести, согласовать
окончания:
недружелюбный
Хозяин благородный
сварливый
неуравновешенный,
Старая хозяйка благодушный
сообразительный
● Задание
▪ Ответить на вопросы.
-
Почему
Алексей
так
полюбил
книги?
(Чтение
доставляло
удовольствие,
было
приятным, т.к. позволяло забыть о жестокой действительности, бедности и перейти в
мир добрых волшебников, которые побеждают в мире чудес.)
- Как влияли книги на Алексея? (Из книг он узнавал о жизни других городов, других
народов. Книги давали ему возможность сравнивать жизнь, создавать мнение о плохих и
хороших людях.)
● Задание
▪ Прочитать пословицы на доске. Какая из них наиболее точно выражает основную мысль
произведения «В людях»?
«Что написано пером, не вырубишь топором».
«Век живи — век учись».
«Сам не научишься – никто не научит».
● Итог урока
▪ Выбрать и разместить на доске карточки, отражающие характер Алексея на момент его
жизни у чертежника.
(на партах учащихся карточки с чертами характера, каждый выбирает что-то одно,
поясняет, где оно проявилось и размещает на доске):
доброта честность
ненависть к злу и жестокости смелость
любовь большая работоспособность
уважение к хорошим людям чувство собственного достоинства
(невыбранными остаются: предательство, лживость, жестокость, мстительность)
▪ Выбрать черту характера, которая наиболее подходит к тебе. Объяснить, почему.
Вывод.
Произведение Горького убедительно показывает сочетание в жизни жестокого и
прекрасного.
Разнообразие
жизненных
впечатлений,
почерпнутых
героем
«в
людях»
обогащает его жизненный опыт, но не озлобляет, не ожесточает, а дает рост доброму и
человеческому. Увлечение чтением сыграло в этом значительную роль.