Автор: Разумовская Надежда Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ФДШИ
Населённый пункт: г.Фролово Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: ИКТ и их использование в ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Информационно-коммуникационные технологии и их
использование в ДШИ.
Разумовская Надежда Николаевна,
преподаватель МБУДО ФДШИ
г. Фролово
Применение информационно-коммуникационных технологий
позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации
обучения. Современные учебные пособия, созданные на основе
ИКТ, обладают интерактивностью, способностью
взаимодействовать с учеником.
Специфика новых информационных технологий заключается в том,
что они представляют пользователям - учителям и учащимся -
громадные возможности. Использование компьютера усиливает
интерес к предмету и позволяет учителю сэкономить массу
времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и
рисунки на доске. Для работы заранее подготавливаются файлы,
содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины,
схемы, вопросы. Изображение проецируется на экраны мониторов.
Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и
передачи информации обучаемому, средством осуществления
которых является персональный компьютер.
Проблема использования наглядности на уроках истории является
"вечной", ибо дети при изучении далекого прошлого имеют дело с
объектами, которые в большинстве своем можно только
представить или вообразить в своем первозданном виде.
Компьютерные средства обучения называются интерактивными,
они обладают способностью "откликаться" на действия ученика и
учителя, "вступать" с ними в диалог. Современные компьютерные
технологии можно использовать на всех этапах урока. При этом на
различных этапах урока они выполняют различные функции:
учителя, рабочего инструмента, объекта обучения,
сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
В функции учителя компьютерные технологии представляют:
- источник учебной информации (частично или полностью
заменяющей учителя);
- наглядное пособие нового уровня с возможностями мультимедиа
и телекоммуникациями;
- индивидуальное информационное пространство;
- тренажёр;
- средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента выступают как:
- средство подготовки тестов, контрольных работ, практикумов и
их хранение;
- текстовой редактор;
- графопостроитель, графический редактор;
- средство моделирования.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие
функции:
- организация учебного процесса на уровне класса и предмета в
целом;
- организация внутри классной активизации и координации,
расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутренней
сетью;
- индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание
индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребёнком;
- подготовка компонентов информационной среды (виды учебного
демонстрационного оборудования).
Использование персонального компьютера позволяет учителю
повысить эффективность обучения, рационально использовать
учебное время. Отмечу некоторые варианты использования
персонального компьютера в учебной деятельности:
- создание дидактического материала для урока;
- применение готового программного обеспечения по истории;
- применение ПО, разработанного самими учителями и учениками
с использованием редактора презентаций и специальных офисных
средств.
Рассмотрим более подробно применение компьютерных
технологий на различных этапах урока:
На этапе изучения нового материала компьютер представляет
собой мультимедийный источник учебной информации, частично
или полностью заменяющий учителя.
1. Любая информация, представленная на компьютере
воспринимается учениками с огромным интересом. Это позволяет
активизировать познавательную деятельность учащихся.
2. Объяснение нового материала на компьютере происходит
индивидуально для каждого ученика. При желании ученик может
вернуться на несколько шагов назад и прослушать объяснение
заново.
3. При чтении электронного учебника встречаются термины,
понятия, выделенные цветом, так называемые гиперссылки.
Гиперссылки - это прямая связь между различными частями
информационного ресурса. Если ученик встретил незнакомое
понятие, термин, то ему не нужно обращаться к справочнику или к
дополнительной литературе, достаточно щёлкнуть кнопкой "мыши"
на выделенном фрагменте. При этом происходит открытие того
раздела учебника или справочника, в котором эти понятия даются
более широко. Этот механизм является самым важным отличием
электронных изданий от полиграфических.
4. Во многих электронных учебниках присутствует анимация
(интерактивная модель). Она представляет собой картинку, которая
"оживает" при нажатии на соответствующую кнопку мыши.
Анимация позволяет более наглядно продемонстрировать понятие,
свойство. Она даёт возможность
ученику увидеть то, что без компьютера он мог только представить,
вообразить.
Самое поверхностное использование компьютера -
иллюстративный материал. Экран освобождает не только от
необходимости приносить множество книг, делать в них закладки,
но и экономит время, давая учителю возможность заранее
отсортировать изобразительный материал, а также применить
“аудиоиллюстрацию" в тех объемах, которые ему удобны.
Компьютерные технологии помогают сделать урок более
продуктивным и научить школьников навыкам конспектирования.
Особое значение приобретает эта технолгия при составлении схем
и таблиц. Заранее подготовленный пошаговый материал дает
возможность задать темп урока и в то же время позволяет вернуться
к любому промежуточному построению.
Презентации могут широко использоваться на уроках в 5-8-x
классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета.
Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить
творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к
проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный,
творческий процесс, каждый элемент которого должен быть
продуман и осмыслен с точки зрения восприятия учениками.
Этап закрепления и проверки знаний.
Для закрепления материала школьникам можно предложить
короткие тестовые задания. Задания в полном объеме передаются
на экраны мониторов, и учащимся остается выбрать правильные
ответы и указать их.
Применение компьютерных технологий на данном этапе позволяет
ученикам, обучаясь в одном классе, по одной программе и
учебнику, усваивать материал на различных уровнях. Учитывая
свои способности, интересы, потребности, ученик получает право и
возможность выбирать объём и глубину усвоения учебного
материала, варьировать свою учебную нагрузку. На данном этапе
уместно применение различных обучающих компьютерных
карточек. На протяжении многих лет учителю приходилось делать
обучающие карточки на бумаге. Но такие карточки были очень
трудоёмки. В этом смысле компьютерные обучающие карточки
оказываются наиболее эффективными. В них реализовано
пошаговое заполнение пропусков, причём каждый шаг
контролируется компьютером. Заполнив очередной пропуск ученик
нажимает на кнопку "Проверить" и сразу высвечивается результат
"Верно!" или "Неверно!". В случае неверного ответа компьютер
дает конструктивный совет.
На этапе проверки знаний наиболее популярным методом на
сегодняшний день становятся тестовые задания. Компьютерные
тесты обеспечивают быструю и качественную обратную связь.
После ответа на вопросы теста появляется таблица оценки
результатов, в которой фиксируется количество верных и неверных
ответов, время выполнения теста.
Компьютер показывает полную картину положения дел в классе:
что усвоено хорошо, а что недостаточно, что нужно повторить ещё
раз и с кем именно, то есть компьютер показывает направления для
индивидуальной работы.
При закреплении знаний, используя программу Power Point,
можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся,
совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников,
что создает на уроке благоприятный психологический климат,
формирует умение работать в группе.
Интересные и разнообразные иллюстрации, дикторское
сопровождение уроков, игровые элементы подачи материала
превращают процесс обучения в увлекательное занятие.
На этапе проверки знаний учащимся предъявляются различные
изображения, либо уже знакомые им в процессе изучения темы,
либо незнакомые, но посвященные важным, узловым событиям и
способные вызвать "эффект узнавания". Второй вариант является
оптимальным, ибо помогает достаточно точно определить
способность учащихся свободно ориентироваться в материале.
Изображения при работе на данном этапе урока презентуются без
сопроводительных подписей.Задача учеников - определить, чему
посвящено изображение ,"придумать собственную подпись" к нему
и так далее. Работа может выполняться как устно, так и в
письменной форме.
Критерий полезности, можно сформулировать так: та или иная
компьютерная технология целесообразна, если она позволяет
получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без
применения этой технологии.
Приоритет исследовательских и проектных технологий в
преподавании предполагает использование широкой базы
источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках.
Возможности информационно-коммуникативных технологий
(электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по
хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи:
повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки
школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.
Огромнейшие возможности для пользователей представляет
Интернет, всемирная сеть которого включает электронную почту,
дает доступ к графическому и мультимедийному содержанию Web.
В понятие мультимедиа входит многокомпактная информационная
среда, совокупность которой составляет текстовая информация
(тексты, числовые данные), аудиоряд (речь, музыка, звуковые
эффекты), видеоряд (анимация, видео, графические изображения).
Здесь же имеются поисковые системы, каналы для переговоров и
дискуссий в режиме реального времени, игры, новости.
Виртуальный ресурсный центр включает в себя выставки и
постоянные экспозиции ведущих музеев развитых стран мира.
Во всемирной сети WWW документы представлены с помощью
гипертекстовой разметки документов и создания программ-
браузеров, необходимых для того, чтобы на персональных
компьютерах превращать документы в изображение на экране.
Возможности программного обеспечения браузеров, например
InternetExplorer, позволяют доводить информацию до пользователя,
снимать с нее копии. Поиск информации осуществляется при
помощи систем Рамблер, Яндекс, Апорт, где ее можно искать по
разделам каталога и по словам, введенным в окно запроса. Сотни
сайтов по музыке имеются в Рамблере и около 200 в Яндексе.
Важным образовательным ресурсом являются методические сайты.
На этих сайтах содержится большое количество сценариев, уроков,
олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов, контрольных
работ и другого полезного материала как для ученика, так и для
учителя .
Из имеющейся базы данных учитель может подобрать к различным
типам и формам уроков текстовое содержание, документы,
различные виды наглядности, рекомендации по их использованию в
учебном процессе.
Таким образом, применение Интернета в педагогическом процессе
связано с передачей текстовой, звуковой, графической и
видеоинформации. Причем пользователи имеют возможность
выбирать источники информации - базовая информация на
серверах, базы данных ведущих библиотек, музеев, научных
центров высших учебных заведений. Поэтому весьма полезно
включить Интернет в процесс обучения путем педагогически
обоснованной урочной деятельности.
Интернет дает возможность осуществлять совместные проекты с
учащимися других школ и других регионов и стран.Ученик имеет
возможность обращения к базам данных, однако их надо отобрать с
учетом целей и задач обучения и психолого-педагогических
особенностей учащихся.
Систематическое использование компьютерных технологий на
уроках приводит к целому ряду выгодных последствий:
1. Автоматизируется отработка базовых навыков за более короткий
промежуток времени, за счет увеличения объёма выполненных
заданий.
2. Повышается интерес, интеллектуальная активность и
работоспособность учеников.
3. Ученик имеет возможность контролировать темп деятельности и
уровень сложности, тем самым обеспечивается уровневая
дифференциация.
4. Компьютерные технологии помогают учителю
проконтролировать не только окончательные, но и промежуточные
результаты, количество допущенных ошибок, тут же выявить
пробел в знаниях и спланировать дальнейшую работу.
5. Повышается уровень использования наглядности на уроке.
6. Происходит установление межпредметных связей с
информатикой, литературой, МХК.
7. Учитель, создающий, или использующий информационные
технологии, вынужден уделять огромное внимание подаче учебного
материала. Что положительным образом сказывается на уровне
знаний учащихся.
Одним из залогов успешного решения задачи построения новой
модели профессиональной школы является радикальное
переоснащение всего учебного процесса на базе современных
информационных, коммуникационных, интерактивных и
аудиовизуальных технологий. Однако недостаточно оснастить
учебный процесс современными средствами обучения, необходимо
научить преподавателей пользоваться ими, по-новому
проектировать содержание учебных занятий и методику их
проведения. Необходимым помощником для учителей в реализации
интерактивного обучения являются современные информационно-
коммуникационные технологии . В профессиональных кругах уже
устоялся термин «образовательные информационные технологии»
(ОИТ) – область ИКТ, направленная на решение задач
информатизации учебного процесса. Для качественного изменения
образовательного процесса с использованием ИКТ необходимым
условием является наличие интерактивной доски. Электронная
интерактивная доска - это сенсорная панель, работающая в
комплексе с компьютером и проектором. Интерактивные доски
можно использовать как при работе в большой аудитории, так и в
маленьких группах. С их помощью можно разнообразить процесс
обучения: учитель может читать лекцию, используя одновременно
текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет-
ресурсы. Писать и делать пометки можно поверх всех документов,
диаграмм и веб-страниц. Любую информацию, отображенную на
интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по
электронной почте и поместить на сайт.
Можно выделить следующие способы работы учителя с доской,
которые можно применять на уроках при использовании
электронной интерактивной доски:
- работа с текстом и изображениями;
- создание заметок с помощью электронных чернил;
- сохранение сделанных заметок для передачи по электронной
почте, размещения в интернете или печати;
-коллективный просмотр Web-сайтов;
- создание с помощью шаблонов и изображений собственных
заданий для занятий;
- демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных
видеоклипов.
Интерактивная доска это прекрасный инструмент для организации
материала при подготовке к уроку и отличная возможность
стимулировать учащихся следить за действиями учителя.
Интерактивная доска улучшает организационные навыки учителя,
позволяет ему экономить учебное время, затрачиваемое в
традиционных технологиях на записи, рисунки, схемы на
«классической» доске с помощью мела. Интерактивная доска может
обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе.
Учащиеся могут делать записи на доске маркером или пальцем,
рисовать поверх любых приложений или сайтов, выделять главные
мысли. Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и
очень легко. Благодаря появлению в классе интерактивной доски
меняются даже самые проблемные ученики. Ученик, который
раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится
активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно
срывал уроки, направляет свою энергию на работу вместе со всеми
в рамках выполнения заданий с использованием интерактивной
доски.
Подготовиться к уроку с использованием ИД несложно. Это
можно сделать на своем домашнем компьютере. Программа SMART
Notebook позволяет открывать на интерактивной доске сразу
несколько окон, а также предлагает обширную коллекцию рисунков
и обучающих материалов, которые помогут вам в проведении
занятий. На уроках просто открываете заранее подготовленный
файл на интерактивной доске. А затем можно фиксировать идеи
учеников, писать поверх веб-сайтов и сохранять всю необходимую
информацию в этом же файле. На интерактивной доске можно
сохранить материалы прошедшего занятия, они всегда будут
доступны для тех, кто отсутствовал, и, возможно, они пригодятся и
в следующем году. Любую информацию, отображенную на
интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по
электронной почте, например, ученикам, которые отсутствовали на
занятиях, для самостоятельного изучения темы.
На доске можно по-разному классифицировать материал: используя
различные возможности перемещать объекты, работать с цветом,
привлекая к этому процессу учеников, которые затем могут
самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно
снова обращать внимание учеников на доску, чтобы они поделились
своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу.
Однако важно понимать, что эффект от использования
интерактивных технологий во многом зависит от самого учителя, от
того, как он использует те или иные возможности доски. Работа с
интерактивными досками делает любое занятие динамичным,
благодаря чему можно заинтересовать учащихся уже на начальном
этапе урока. Интерактивные доски помогают преподнести новую
информацию, стимулируют обсуждение темы и процесс создания
новых идей. Учащиеся признают, что работать с интерактивной
доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом.
Они считают, что мультимедийный подход помогает
сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии.
Таким образом, можно отметить, что:
- электронные интерактивные доски обогащают процесс
подготовки к занятиям;
- они просты в использовании как для учителя, так и для учащихся;
- ИД побуждают включать в разрабатываемые уроки разнообразные
электронные материалы.
- могут сохранять сделанные на уроке комментарии для
использования их в других классах или в следующем учебном году.
Интерактивная доска позволяет с легкостью создавать коллекцию
дидактических материалов, которые можно постоянно обновлять и
которые «оживляют» уроки, делая их интересными и
эффективными;
- электронные интерактивные доски обогащают возможности
компьютерных технологий, предоставляя большой экран для
работы с мультимедийными материалами.
- электронные интерактивные доски поддерживают в классе
атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии. Это
существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым
материалом. С помощью интерактивной доски возможно всецело
завладеть вниманием учеников на всех уроках и получить
возможность общаться с присутствующими, не отходя от доски,
продолжая работать с материалом. Наглядные материалы в форме
взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты,
возможности выделения значимого для восприятия в цвете,
обеспечивают поддержания внимания учащихся в течение всего
урока;
- интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в
него всю группу. Все ученики (вне зависимости от успеваемости) с
появлением
интерактивной доски проявляют активность на уроках. Ответы
учеников перед электронной интерактивной доской позволяют
преподавателю наладить с группой действенную обратную связь;
Дальнейшее использование современных информационно-
коммуникационных технологий будет способствовать:
- вовлечению учащихся в сознательную деятельность (по
самостоятельному составлению презентаций с помощью
компьютерных средств и средств мультимедиа);
- использованию различных программных средств тестового
контроля на уроках (программы с пакета MicrosoftOffice (тесты в
Word, Excel, PowerPoint), специальные редакторы тестов));
- использованию Интернет ресурсов (при выполнении творческих
заданий, при написании рефератов, при поиске необходимой
информации и т.п.) не только педагогом, но и учащимися.