Воспитание детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях гостеприимства
Автор: Собцева Наталья Васильевна Должность: преподаватель русской национальной культуры Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Солнышко" Населённый пункт: с. Тёплый Ключ Наименование материала: Статья Тема: Воспитание детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях гостеприимства Раздел: дошкольное образование
Статья: "Воспитание детей старшего дошкольного возраста
в национальных традициях гостеприимства"
Выполнила:
воспитатель по русской
национальной культуре
МБДОУ Детский сад
"Солнышко"
с. Тёплый Ключ
Собцева Наталья Васильевна
В
настоящее
время
значительно
повысилось
внимание
мировой
общественности
к
проблеме
этнокультурного
воспитания. Ситуация
переходного
периода
развития
общества,
обостряющая
процессы
поиска
человеком смысла существования, привела к усилению ценности воспитания
детей на народном опыте, национально-культурном наследии.
Согласно
ФГОС
ДО,
сегодня важно использовать традиции
народа,
призванные подготовить детей к реальной жизни, заложить нравственную
основу отношений с окружающими.
Уверена, что использование народных
традиций
в
современной
практике
обучения
и
воспитания
является
настоятельной
необходимостью.
Приобщение
детей
к
этим
традициям
и
возрождение их в новом образовательном пространстве дают возможность
решить
задачу
воспитания
человека
культуры
через
свое
национальное,
близкое к детскому пониманию и усвоению. Особенно ценны национальные
традиции гостеприимства.
Прием гостя у любого народа безошибочно распознается как типичная
этикетная ситуация. В традиционной культуре разных народов он в высокой
степени
ритуализован,
соотнесен
с
мифологическими
представлениями,
играет существенную роль в социальной и экономической жизни.
Гостеприимство – нравственная категория. Это средство к установлению
и сохранению мира, средство общения. Очень важны навыки гостеприимства
и
жизни
ребенка. Их
воспитание
–
важнейшее
звено
формирования
этикетного
поведения.
Работа
педагогов
ДОУ
по
воспитанию
у
детей
этикетного
поведения
основана
на
том,
что
в
дошкольном
детстве
практические умения и контакты со сверстниками выполняют более важную,
чем у взрослых, роль. В общении формируются навыки культуры поведения,
необходимые для самостоятельной жизни среди людей в обществе. Владение
ребенком
навыками
гостеприимства
способствует
положительным
взаимоотношениям дошкольника с другими людьми.
Для
решения
этих
сложных
разноплановых
задач
мною разработана
программа использования национальных
традиций
гостеприимства
в
воспитании
детей старшего дошкольного возраста. В основу её положена
концепция толерантности А.Г. Асмолова, которая подчеркивает, что для всех
людей
общим
является
не
только
биологическое
сходство,
а
единые
общечеловеческие ценности. В этой работе мною задействованы средства
этнокультурного воспитания дошкольников:
- всестороннее развитие ребенка во всех видах трудовой деятельности
в условиях психологической атмосферы добра и взаимопонимания;
- гармонизация отношений в сферах «ребенок – ребенок», «ребенок –
взрослый», «детский сад – семья», «семья – ребенок – детский сад») с целью
постижения детьми умения жить в этнокультурной среде;
-
концентрация
внимания
детей
на
культуре
народного
труда
в процессе их знакомства с фольклором и искусством русского народа;
-
взаимодействие
детского
сада
с
семьей
на
основе
разработки
программы;
- организация ролевых игр для осознания ребенком себя как частицы
своей семьи и своего народа.
Проведенные формы работы на основе использования национальных
традиций
гостеприимства
проводились
при
обязательном
сотрудничестве
педагогов,
детей
и
их
родителей. В
данном
направлении
в
целях
использования национальных
традиций
гостеприимства
нами
были
использованы разные формы совместной работы с родителями:
- игровое занятие с элементами тренинга «Если бы не было друзей…»;
- игра – беседа «Коренные народы Якутии»;
- беседа-обзор (игра-путешествие) «Обычаи и обряды разных народов»;
-выставка рецептов «О вкусах не спорят»;
- беседа-дегустация «Кухни народов Якутии»;
- музыкальный праздник «Якутия – большой дом для друзей»;
- День культуры народов Якутии;
- фольклорная игровая программа «Поговорка – цветок, пословица –
ягодка» (пословицы и поговорки разных народов о гостеприимстве);
- День национальных игр и др.
Для того чтобы работа по воспитанию детей старшего дошкольного
возраста в национальных традициях гостеприимства, мною задействуется
большой спектр мероприятий и разных видов деятельности:
1)
проведение
праздников,
и
других
массовых
форм,
с
целью
знакомства детей с культурой и традициями своего народа;
2)
вовлечение
дошкольников
в
театрализованную
деятельность
по
сценариям, в основе которых - русские народные сказки;
3)
сюжетно-ролевые
игры
дошкольников,
основной
целью
которых
является освоение и практическое применение детьми способов этикетного
взаимодействия;
4) русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно»,
«Бояре» и многие другие;
5) проведение русских народных праздников, например, таких как
-
«Масленица», «Пасха», «Рождество» в соответствии с народным календарем;
6) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью
решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
7)
знакомство
с
бытом
и
историко-культурным
наследием
русского
народа;
8) знакомство с былинным эпосом русского народа и мн. др.
В данной работе родители – полноправные партнёры детского сада.
Ведь
в
семейно-родственных
отношениях
лучше
сохранены
культурные
традиции народа, как проявления в семье заботы, любви, уважения друг к
другу. Именно родители могут обучить практическим приемам поведения в
различных
жизненных
ситуациях,
путем
ознакомления
дошкольников
с
правилами
нравственного
поведения,
анализа
нравственных
ситуаций
на
основе устного народного творчества. Поэтому совместно с ними мы обучаем
д е т е й традициям
гостеприимства,
правилам
культурного
поведения,
воспитываем
у
них
нравственные
качества
личности,
навыки
самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях с
помощью мудрости народной педагогики.
По итогам реализации программы мы зафиксировали динамику знаний
и
представлений
детей
о
народной
культуре
уровень
(методика
Г.А.
Урунтаевой) (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Знания и представления детей о народной культуре
Конс этап
Конт этап
0
10
20
30
40
50
60
70
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
В результате проведенной работы у детей произошли качественные
изменения
в
показателях этнокультурного
самосознания, выявленных
по
методике В.С. Мухиной: мы выясняли, насколько осознаются дошкольниками
мотивы их желаний и предпочтений, которые в данном случае являются
проявлением их самосознания (диаграмма 2).
Диаграмма 2
Уровень этнокультурного самосознания детей
Конс этап
Конт этап
0
10
20
30
40
50
60
70
Высокий
Средний
Низкий
Таким образом, когда говорят о культуре гостеприимства детей старшего
дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они
позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи,
дома, группы детского сада, в установлении правильных взаимоотношений
ребенка со взрослыми и сверстниками. Это привычки и навыки, связанные с
личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой
еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с
культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе,
на
улице,
в
общественных
местах,
в
детском
саду,
дома);
с
культурой
организованности
(отношение
к
режиму),
с
культурой
игры,
поведения,
общения
и
деятельности;
с
культурой
речи
(форма
обращения,
культура
словаря, тона, темпа речи).
Литература:
1.
Галльский Ю.А. Человек и его сущностные силы. – М.: Сфера, 2009. –377с.
2.
Гуревич П.С. Философия культуры. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 228 с.
3.
Данилов Д.А. Народная педагогика - основы развития науки о воспитания
// Народная образование Якутии. - 1993. - № 1. – С. 12.
4.
Данилов
Д.А.,
Корнилова
А.Г.
Социально-воспитательная
работа
в сельском социуме. – Новосибирск: Наука, 1999. – 136 с.
5.
Дмитриева Л.Г. Методика воспитания детей в народных традициях. – М.:
Академия, 2011. – 244 с.
6.
Егоров
М.Н.,
Петрова
Т.Н.
Этнопедагогический
диалог
культур
в якутской национальной гимназии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 152 с.
7.
Забеева А.Н. О культуре поведения. - М.: Педагогика, 2008. – 168 с.
8.
Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета. –
1996. – 26 янв. – С. 1 - 4.
9.
Зинченко В.П. Образ и деятельность. – М: ИПП, 2007. – 608 с.
10.Ильин И.А. Путь к очевидности. – М.: Сфера, 2008. – 372 с.
11.Козак, О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. – СПб: Союз, 2009. –
33с.