Напоминание

Воспитание детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях гостеприимства


Автор: Собцева Наталья Васильевна
Должность: преподаватель русской национальной культуры
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: с. Тёплый Ключ
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях гостеприимства
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья: "Воспитание детей старшего дошкольного возраста

в национальных традициях гостеприимства"

Выполнила:
воспитатель по русской национальной культуре МБДОУ Детский сад "Солнышко" с. Тёплый Ключ Собцева Наталья Васильевна В настоящее время значительно повысилось внимание мировой общественности к проблеме этнокультурного воспитания. Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования, привела к усилению ценности воспитания детей на народном опыте, национально-культурном наследии. Согласно ФГОС ДО, сегодня важно использовать традиции народа, призванные подготовить детей к реальной жизни, заложить нравственную основу отношений с окружающими. Уверена, что использование народных традиций в современной практике обучения и воспитания является настоятельной необходимостью. Приобщение детей к этим традициям и возрождение их в новом образовательном пространстве дают возможность решить задачу воспитания человека культуры через свое национальное, близкое к детскому пониманию и усвоению. Особенно ценны национальные традиции гостеприимства. Прием гостя у любого народа безошибочно распознается как типичная этикетная ситуация. В традиционной культуре разных народов он в высокой степени ритуализован, соотнесен с мифологическими представлениями, играет существенную роль в социальной и экономической жизни. Гостеприимство – нравственная категория. Это средство к установлению и сохранению мира, средство общения. Очень важны навыки гостеприимства и жизни ребенка. Их воспитание – важнейшее звено формирования этикетного поведения. Работа педагогов ДОУ по воспитанию у детей этикетного поведения основана на том, что в дошкольном детстве практические умения и контакты со сверстниками выполняют более важную, чем у взрослых, роль. В общении формируются навыки культуры поведения, необходимые для самостоятельной жизни среди людей в обществе. Владение ребенком навыками гостеприимства способствует положительным взаимоотношениям дошкольника с другими людьми. Для решения этих сложных разноплановых задач мною разработана программа использования национальных традиций гостеприимства в воспитании детей старшего дошкольного возраста. В основу её положена концепция толерантности А.Г. Асмолова, которая подчеркивает, что для всех людей общим является не только биологическое сходство, а единые общечеловеческие ценности. В этой работе мною задействованы средства этнокультурного воспитания дошкольников:
- всестороннее развитие ребенка во всех видах трудовой деятельности в условиях психологической атмосферы добра и взаимопонимания; - гармонизация отношений в сферах «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый», «детский сад – семья», «семья – ребенок – детский сад») с целью постижения детьми умения жить в этнокультурной среде; - концентрация внимания детей на культуре народного труда в процессе их знакомства с фольклором и искусством русского народа; - взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программы; - организация ролевых игр для осознания ребенком себя как частицы своей семьи и своего народа. Проведенные формы работы на основе использования национальных традиций гостеприимства проводились при обязательном сотрудничестве педагогов, детей и их родителей. В данном направлении в целях использования национальных традиций гостеприимства нами были использованы разные формы совместной работы с родителями:
-
игровое занятие с элементами тренинга «Если бы не было друзей…»; - игра – беседа «Коренные народы Якутии»;
-
беседа-обзор (игра-путешествие) «Обычаи и обряды разных народов»; -выставка рецептов «О вкусах не спорят»; - беседа-дегустация «Кухни народов Якутии»; - музыкальный праздник «Якутия – большой дом для друзей»; - День культуры народов Якутии;
-
фольклорная игровая программа «Поговорка – цветок, пословица – ягодка» (пословицы и поговорки разных народов о гостеприимстве); - День национальных игр и др. Для того чтобы работа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях гостеприимства, мною задействуется большой спектр мероприятий и разных видов деятельности: 1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа; 2) вовлечение дошкольников в театрализованную деятельность по сценариям, в основе которых - русские народные сказки; 3) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов этикетного взаимодействия; 4) русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно», «Бояре» и многие другие; 5) проведение русских народных праздников, например, таких как - «Масленица», «Пасха», «Рождество» в соответствии с народным календарем; 6) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; 7) знакомство с бытом и историко-культурным наследием русского народа; 8) знакомство с былинным эпосом русского народа и мн. др.
В данной работе родители – полноправные партнёры детского сада. Ведь в семейно-родственных отношениях лучше сохранены культурные традиции народа, как проявления в семье заботы, любви, уважения друг к другу. Именно родители могут обучить практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях, путем ознакомления дошкольников с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций на основе устного народного творчества. Поэтому совместно с ними мы обучаем д е т е й традициям гостеприимства, правилам культурного поведения, воспитываем у них нравственные качества личности, навыки самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях с помощью мудрости народной педагогики. По итогам реализации программы мы зафиксировали динамику знаний и представлений детей о народной культуре уровень (методика Г.А. Урунтаевой) (диаграмма 1). Диаграмма 1
Знания и представления детей о народной культуре

Конс этап

Конт этап

0

10

20

30

40

50

60

70

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень
В результате проведенной работы у детей произошли качественные изменения в показателях этнокультурного самосознания, выявленных по методике В.С. Мухиной: мы выясняли, насколько осознаются дошкольниками мотивы их желаний и предпочтений, которые в данном случае являются проявлением их самосознания (диаграмма 2). Диаграмма 2
Уровень этнокультурного самосознания детей

Конс этап

Конт этап

0

10

20

30

40

50

60

70

Высокий

Средний

Низкий
Таким образом, когда говорят о культуре гостеприимства детей старшего дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, группы детского сада, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Это привычки и навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с
культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму), с культурой игры, поведения, общения и деятельности; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).
Литература:
1. Галльский Ю.А. Человек и его сущностные силы. – М.: Сфера, 2009. –377с. 2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 228 с. 3. Данилов Д.А. Народная педагогика - основы развития науки о воспитания // Народная образование Якутии. - 1993. - № 1. – С. 12. 4. Данилов Д.А., Корнилова А.Г. Социально-воспитательная работа в сельском социуме. – Новосибирск: Наука, 1999. – 136 с. 5. Дмитриева Л.Г. Методика воспитания детей в народных традициях. – М.: Академия, 2011. – 244 с. 6. Егоров М.Н., Петрова Т.Н. Этнопедагогический диалог культур в якутской национальной гимназии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 152 с. 7. Забеева А.Н. О культуре поведения. - М.: Педагогика, 2008. – 168 с. 8. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета. – 1996. – 26 янв. – С. 1 - 4. 9. Зинченко В.П. Образ и деятельность. – М: ИПП, 2007. – 608 с. 10.Ильин И.А. Путь к очевидности. – М.: Сфера, 2008. – 372 с. 11.Козак, О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. – СПб: Союз, 2009. – 33с.


В раздел образования