Напоминание

"Игровая деятельность как вид активного социально-психологического обучения"


Автор: Быкова Наталья Михайловна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДОД "Лидер"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Игровая деятельность как вид активного социально-психологического обучения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему: «

Игровая деятельность как вид активного

социально-психологического обучения»

Разработчик: Быкова Н.М.,

методист МБУ ДО «ЦДОД «Лидер» г.о. Самара

Актуальность

Свободное от занятий время – это смена формы и сферы общения, личных связей,

пристрастий, симпатий. Ведущими факторами формирования личности становится среда

и окружение ребенка вне школьных стен. Наличие свободного времени несет в себе как

положительный потенциал: возможность заняться любимым делом, отдохнуть от занятий

в школе, так и отрицательный, заключающийся в неумении организовать свой досуг, если

у ребенка нет хобби, приводящий к случайным связям, сомнительным компаниям, а

иногда

дурным

влияниям

и

появлению

вредных

привычек.

Чем

меньше

видов

деятельности в этот момент находится в распоряжении ребенка, чем меньше способов

организовать

интересное проведение

досуга

он

знает,

тем

больше

у

него

возникает

проблем

с

окружающими.

В

ситуации,

когда

поступки

ребенка

не

ограничиваются

взрослыми,

большое

значение

имеет

и

то,

насколько

он

обладает

навыками

саморегуляции.

Игра – самостоятельный и законный для детей, очень важный вид их деятельности,

равноправный

со

всеми

иными.

Игра

многократно

повторяется

в

жизни

ребенка,

становясь воспитательным тренингом. Игра понятна и близка, в ней дети выражают свою

интересную, оригинальную сущность, самореализуются без внешнего побуждения. Игрою

легко выверить симпатии и антипатии детей. Игра выявляет знания, интеллектуальные

силы, показывает уровень организаторских способностей детей.

Цель проекта: создание комфортной для каждого ребенка учебно-воспитательной

среды,

позволяющей

раскрыть

каждой

личности

свой

потенциал

и

потребность

в

общечеловеческих

ценностях,

развитие

творческих

способностей

через

органичное

сочетание видов организации досуга.

В процессе реализации цели проект создает благоприятные условия, при которых

решаются разнообразные воспитательные и способствующие развитию задачи, потому что

игра - это то, доступное любому воспитателю средство, с помощью которого можно

успешно «… развивать в растущем человеке чисто человеческие богатые проявления.…

Каков ребенок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому

воспитание

будущего

деятеля

происходит,

прежде

всего,

в

игре».

/С.Шмаков,

Н.Безбородов. От игры к самовоспитанию/.

Игровая деятельность, используемая в проекте, выполняет несколько функций:

-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНУЮ

создает

благоприятную

атмосферу,

душевную

радость,

эмоциональный комфорт,

-КОММУНИКАТИВНУЮ

-

объединяет

детей

в

коллектив

и

благоприятствует

установлению контактов,

-РЕЛАКСАЦИОННУЮ – снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой

на нервную систему при интенсивном обучении,

-РАЗВИВАЮЩУЮ

создает

условия

для

личностного

развития

детей,

их

мотивации к познанию и творчеству, и активизирует их резервные возможности,

-ВОСПИТЫВАЮЩУЮ

способствует

психотренингу

и

психокоррекции

проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Проект предусматривает игру – не только как средство организации свободного

времени,

но

и

как

сферу

активного

обогащения

личности,

как

самую

свободную,

естественную форму проявления деятельности детей, активное средство их воспитания и

самовоспитания, источник веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия. Кроме

того,

игра

это

развивающая

деятельность,

это

поведение

ребенка,

обладающего

свободой выбора, ищущего и находящего способы действий, а значит, созидающего,

творческого.

Формируя

в

детях

организаторские

способности,

реализуемая

в

проекте

игровая

деятельность решает следующие

задачи

:

-

научить детей организации зрелищно-игрового досуга в условиях свободного времени;

-

раскрыть внутренний потенциал ребенка, пробудить творческие начала в деятельности

и в общении;

-

формировать

представления

об

элементарных

нормах

поведения,

представления

о

культуре и общечеловеческих ценностях;

-

развить навыки цивилизованного общения, лидерства и партнерства, а также активного

и ответственного подхода к жизни;

-

создать мотивацию для дальнейшего саморазвития.

Проект направлен на организацию общекультурной развивающей деятельности,

создание

воспитанникам

социальной

ситуации

развития,

среды

общения,

поле

деятельности

по

выработке

потребности

в

творческом

контакте

на

базе

какой-либо

продуктивной совместной деятельности, создание атмосферы душевного комфорта.

Участники проекта: воспитанники 12-14 лет

Срок реализации: 10 месяцев (сентябрь-июнь) 2 раза в неделю по 2 ч.

Этапы проекта:

Этапы

Задачи

Содержание деятельности

Игровые формы и

методы

I этап

«Знакомь-

тесь, это

мы!»

сентябрь

собрать информацию о

результатах

развития

коллектива

детей

и

отдельной

личности

каждого ребенка;

1.

Тест

( На выявление

коммуникативных

навыков, творческих

способностей)

Тестирование

Беседа об

интересах

воспитанников

II этап

«Забытые

Познакомить

детей

с

2.Классификация игр:

игры»

Октябрь-

апрель

различными

видами

игр, их особенностями

и правилами, историей

возникновения;

раскрыть творческие

способности детей;

воспитать чувство

коллективизма и

взаимовыручки в

решении трудных

проблем.

-Интеллектуальные

-Игры-путешествия.

-Ситуационно-ролевые.

-Спортивные

-Развивающие

Устный журнал

Конкурсно-игровая

программа

Театр-экспромт

Спортокиады,

веселые старты

Конкурсы, игры

III этап

«Школа

юного

педагога-

организато

ра»

Май-июнь

научить

методике

организации

игрового

действа;

развивать

умение

трансформировать

игровой

материал

в

соответствии с темой и

содержанием

досугового материала;

воспитать

культуру

поведения и общения с

аудиторией;

Ребята отрабатывают

умения и навыки игровой

деятельности в ЛДП или в

подростковых клубах по

месту жительства при

проведении игровых

программ

В соответствии с

выбранной

тематикой

мероприятий юных

педагогов-

организаторов

(Творческий отчет,

выпуск стенгазет,

листовок)

Реализация проекта

I этап: «Знакомьтесь, это мы!»

Проводится

ряд

игр

на

знакомство,

таких

как:

«Снежный

ком»,

«Касание

спинами», «Зоопарк».

II

этап:

«Забытые

игры»

предлагает

изучение

различных

игр

во

всем

их

многообразии.

1.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Виды и особенности игр. Беседа – игра “Это интересно!”. Беседа о правилах

дорожного

движения

“Игра

светофория”.

Выступления

учащихся

с

сообщениями

о

домашних животных. Практика: проведение игры “Чудоград. Все о кошках”. «Музыка

своего народа»

Беседа-игра “Жизнь и быт народов Поволжья”.

Игры на развитие логического мышления и речи.

Практика: проведение викторин: “Брейн-ринг”, “Турнир знатоков”, Игры,

развивающие

память, внимание и наблюдательность.

Практика: проведение игр “Что? Где? Когда?”, “Русская изба”. Беседа-игра о правилах и

нормах поведения в повседневной жизни “Город вежливых”.

2.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Понятие “психология”. «Искусство общения», «Формула конфликта» (Научить

предвидеть конфликтные ситуации и пути их разрешения).

Для чего нужны психологические игры. Игры на выявление коммуникативных

возможностей.

Практика: проведение игр “С завязанными глазами”, “Как в зеркале”, “Пойми меня”,

“Очевидное – невероятное”, анализ результатов игр.

3.

ИГРЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Почему данные игры названы играми-путешествиями.

Беседа-игра

“Путешествие

по

республикам

Поволжья”.

Как

подготовиться

к

игре-

путешествию.

Куда и с кем можно отправиться с помощью игр-путешествий.

Практика: проведение игр “Путешествие в волшебную страну”,

“Я

узнаю традиции

народов Поволжья”, “Загадочный калейдоскоп”, “Путь к Камелоту”, “В поисках клада”.

4.

СИТУАЦИОННО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.

Что такое ситуационно-ролевая игра. Особенности данных игр. Как подготовиться

к данным играм. Игры на решение игровых задач, связанные с общением, практическим и

теоретическим

мышлением,

способностями

лидера,

где

все

события

развиваются

в

воображаемой, вымышленной ситуации.

Практика:

проведение

игр

“Театр-экспромт”,

“Кто

сказал:

“Мяу?”,

“Экипаж

одна

семья”. «Музыка народов Поволжья в хороводе дружбы»

5.

ШОУ-ПРОГРАММЫ.

Что такое “Шоу”?

Музыкально-танцевальные народные игры и конкурсы.

Традиционное оборудование, используемое при проведении шоу-программ.

Практика: проведение праздников

“Ее величество – Осень”,

“Новый русский Новый год”,

“Здравствуй, старый Новый год”,

“Любви все возрасты покорны” (День св. Валентина),

“1 апреля – никому не верю!”,

“Этих дней не смолкнет слава!”.

6.

ПОДВИЖНЫЕ И МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

Классификация подвижных игр. Разучивание элементарных подвижных игр. Спортивные

игры. Методика проведения подвижных игр. Правила.

Практика.

7.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

Классификация народных игр. Спортивные народные игры.

Практикум.

8.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.

Игры на внимание. Игры на развитие речи. Игры на развитие воображения.

Практика.

9.

ЭСТРАДНЫЕ ИГРЫ.

Разновидности

эстрадных

игр.

Игры

музыкальные,

тематические

и

с

элементами

театрализации. Игровые конкурсы.

Практика.

Советы при организации игр:

1.

Ребята

должны

хорошо

понимать

смысл

и

содержание

игры,

ее

правила

и

операции,

знать

точный

перевод

терминов

и

понятий,

усвоить

идею

каждой

игровой роли. Кроме того, игры по своему содержанию должны быть педагогичны.

Их

выбор

также

зависит

и

от

возраста

играющих,

их

физического

развития,

кругозора.

2.

Сначала педагог предлагает начать игру двумя приемами: неигровым и игровым.

Неигровым (“давайте играть в такую-то игру”) способом может воспользоваться

взрослый, который имеет у детей авторитет. Игровой прием основан на некоторой

сюжетности. Допустим, что предлагается детям игра в “пограничники”. Ведущий

может начать с военного “приказа”, “пакета”, “донесения”, объявления по радио.

3.

Следует обратить внимание на то, что роли ведущего и водящего неодинаковы.

Ведущий – это ребенок, который руководит игрой. Водящий

– это тот, кого

испытывают в ней, кто сам должен отгадать, повторить, запомнить и т.д. Трудный

момент

-

распределение

ролей.

Трудный

потому,

что

есть

главные

и

есть

второстепенные роли, интересные и менее интересные. Педагог должен обеспечить

положение, при котором соревнующиеся должны быть по силам, в одинаковых

условиях, в противном случае пропадает интерес. Надо следить и за тем, чтобы в

играх детям давались такие роли, которые особенно подходят для их воспитания.

Интересен небольшой конкурс на замещение роли, т.е. выполнение, какого – то

несложного задания несколькими желающими. Лучший результат обеспечивает

лучшую роль.

4.

Главная

задача

педагога

заключается

в

создании

условий,

определяющих

правильное отношение к игре со стороны детей. Надо беречь детскую выдумку,

эмоции, переживания.

5.

Дав сигнал к началу игры, педагог непосредственного участия в ней не принимает,

но незаметно наблюдает за ее участниками. В другой раз он сознательно исполняет

роль

ведущего,

например,

активизирует

действия

пассивных,

робких

ребят.

Довольно распространена в их играх роль арбитра, посредника, члена жюри, она

позволяет давать оценки, характеризовать поведение ребят в игре. Независимо от

места воспитателя в ней его позиция всегда активна.

6.

Поскольку

предлагаемые

игры

основаны

на

решении

задач,

преодолении

известных трудностей, следует начинать с более простых, постепенно переходя к

более сложным. Дети должны “наиграться”. Конец должен быть результативным –

победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать

анализ.

7.

Формы

поощрения

ребят

за

успехи

в

играх:

присвоение

званий,

объявление

благодарности,

предоставление

права

стать

водящим

или

капитаном

игры,

выставление оценок, определение баллов, очков, мест, вручение знаков “отличий”

и т.д.

III этап «Школа юного педагога-организатора»

При

организации

практической

деятельности

в

реализуемом

проекте

рекомендуется использовать коммунарскую методику. Суть ее заключается в том, что в

каждой игре, в каждом коллективном творческом деле (КТД) ребята сами ставят цели,

сообща

вырабатывают

план

действий,

собирают

необходимую

информацию,

осуществляют задуманное, анализируют и оценивают результаты. Позиция педагога –

координировать деятельность детей.

Обеспечение проекта:

1.

Кадровое:

-

педагог-организатор

2.

Методическое:

-

программы и пособия

-

сценарии

-

интернет-ресурсы

-

литература

3.

Нормативно-правовое:

-

инструкции по технике безопасности

-

договора

4.

Материально-техническое

-

ТСО

-

оргтехника

-

стенды, плакаты

Ожидаемые результаты

1.

В

образовательной,

развивающей,

воспитательной

активности

детей,

их

эрудиции,

сообразительности,

приобретение

практических

навыков

в

разнообразной

деятельности.

2.

В

коммуникативной

сфере

развитие

навыков

общения

у ребят,

умение

жить

в

коллективе, быть в ладу с самим собой.

3.

В социальной сфере – накопление социального опыта участия в общественной жизни, в

труде, в коллективе.

4.

В досуговой сфере – саморазвитие и личностный рост.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 1994.

2.

Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М.: Просвещение, 1992.

3.

Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. – Л., 1992.

4.

Былеева Л., Таборко В. Игра? Игра! – М.: Молодая гвардия, 1986.

5.

Гарбер Е.И. Семнадцать уроков психологии. – М., 1995.

6.

Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1980.

7.

Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980.

8.

Краснова Е.Г. Дюжина авторских интеллектуальных игр, Самара, 1999.

9.

Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр

с подростками. – М.: Владос, 2001.

10.

Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. – М.: Владос, 1995.

11.

Калашников О.В. Праздники круглый год: в учебное врем и летом. – Волгоград,

“Учитель”, 2002.

12.

Кугач А., Турыгина С. Школьные праздники, конкурсы, шоу-пограммы. Ярославль,

2004.

13.

Карпова Е.В., Зайцева О.В. встретим праздник весело. Ярославль, 2001.

14.

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986.

15.

Николаенко Н.Н., Николаенко Н.Н. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. – М.:

“Народное образование”, 2002.

16.

Осипенко

И.

“Классные

праздники”

или

как

научить

школьников

жить

весело.

Ярославль, 2003.

17.

Побединская Л.А. Праздник для друзей. – М.: “Сфера”, 2001.

18.

Поиграем, помечтаем. – М.: Эйдос, 1994.

19.

Почуев Д., Гаврилов И. Картотека игр. – М.: МГПУ, учебно-производственный центр

“Лето”, 1992.

20.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос,

1995.

21.

Сборник игровых программ РВО “Встречный”. – Йошкар-Ола, 1993.

22.

Снайдерс М. Ребенок как личность. – М.-СПб.: Смысл, Гармония, 1995.

23.

Собрание пестрых дел. – Владимир, 1993.

24.

Торгашов

В.Н.

В

эфире

новости:

праздники,

конкурсы,

забавы,

викторины,

путешествия, советы, игры. – М.: ПОР, 2004.

25.

Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994.

26.

Шмаков С.А., Безбородова Н.И. От игры к самовоспитанию. Сборник игр-коррекций.

– М.: Новая школа, 1993.

27.

Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1968.

28.

Шмаков С.А. Уроки детского досуга. – М.: Новая школа, 1992.

29.

Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия. – М.: Новая школа, 1994.

30. Библиотека русского фольклора. - М., 1988-1989.

31. Край Симбирский. Краткий исторический очерк. - Саратов, 1989.

32. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. -

М., 1989 (препринт, 1880)

33. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М., 1987.

34. Успенский Л.В., Шнейдер К.Н. За семью печатями. - М.: Молодая гвардия, 1958.

35. Бусыгин Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья.- КГУ, 1984.

36. Успенский Л.В. Ты и твое имя. - Л., 1960.

37. Бусыгин Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья.- КГУ, 1984.

38. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах.-М., 1988-1990.

39. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М., Знание, 1984.

40. Соловьев С.М. Избранные труды. Записка. - М., 1983.



В раздел образования