Автор: Воробьева Наталья Павловна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: БПОУ РК "Многопрофильный колледж"
Населённый пункт: Республика Калмыкия г. Городовиковск
Наименование материала: статья
Тема: Современная парадигма образования
Раздел: среднее профессиональное
Современная парадигма образования
Воробьева Н.П., преподаватель общепрофессиональных дисциплин
БПОУ РК « Многопрофильный колледж»
Республика Калмыкия г. Городовиковск
Современная
парадигма
образования
предполагает
переход
от
социального
партнерства
к
сетевому
взаимодействию.
Это
обусловлено
и
внешними
факторами,
и
внутренними.
К
внешним
факторам
относятся
особенности
демографической
ситуации,
неблагоприятные
социально-
экономические
условия,
особенности
спроса
и
предложения
рынка
труда,
социальный
заказ
на
образовательные
услуги.
К
внутренним
факторам
относятся:
материально-техническая
база
(требует
модернизации),
человеческие
ресурсы
(половозрастная
структура
и
н ед о с т ато к
высококвалифицированных кадров).
Сетевое
взаимодействие
рассматривается
как
система,
основным
свойством которой является структурность – наличие многосторонних связей
между
всеми
составляющими
(компонентами,
объектами,
субъектами,
элементами).
Сетевое
взаимодействие
-
как
система
–
динамично,
мобильно
и
адаптивно.
Связи
–
многосторонние,
взаимовыгодные
и
лабильные.
Компоненты
–
взаимодействующие,
взаимозависимые,
взаимовлияющие.
Компоненты
составляют
единое
ресурсное
пространство:
информационно-
коммуникационное,
научно-методическое,
содержательно-технологическое,
психолого-диагностическое,
социально-партнерское,
кадровое
(трудовое),
финансово-правовое,
материально-техническое.
Единство
ресурсного
пространства необходимо для создания условий, обеспечивающих доступное
качественное,
непрерывное
образование
школьников,
содействовующее
развитию
осознанного
личностного
и
профессионального
самоопределения
учащихся на основе адекватной оценки их возможностей и способностей и
успешности
социальной
и
профессиональной
адаптации
и
личностной
самореализации субъектов образовательного пространства.
Единство
ресурсного
пространства
способствует
их
оптимальному
использованию на основе взаимовыгодного сотрудничества. Информационно-
коммуникационные
ресурсы
дают
возможность
всем
субъектам
сетевого
взаимодействия экономично использовать Интернет технологии и формировать
единое
информационное
поле
для
тех,
кто
стремиться
к
получению
качественного профильного и профессионального образования. Все субъекты
сетевого
взаимодействия
смогут
иметь
доступ
к
информации
об
образовательных услугах, спросе и предложении рынка труда, возможностях
карьерного
роста,
дистанционному
обучению
под
руководством
высококвалифицированных
специалистов,
самообразованию.
Профильное
обучение, допрофессиональная подготовка и профессиональное образование
предъявляют
особые
требования
к
материально-техническим
ресурсам.
В
условиях ограничения источников финансирования школ, не всегда имеется
возможность
оснащения
современным
оборудованием
кабинетов,
открытия
мастерских,
лабораторий.
Создание
единого
поля
материально-технических
ресурсов, которыми оснащены образовательные учреждения (НПО, СПО, ВПО)
будет
способствовать
повышению
качества
образования
старшеклассников.
Единое
финансово-правовое
пространство
необходимо
для
определения
источников совместного финансирования, а также для регламентации прав и
обязанностей участников организации единого образовательного пространства.
Научно-методические
и
содержательно-технологические
ре сурсы
обеспечивают
успешность
инновационных
преобразований.
В
школе
как
никогда
востребованы
высококвалифицированные
кадры,
способные
руководить
инновациями.
Сетевое
взаимодействие
позволит
привлечь
профессорско-преподавательские
кадры
для
организации
научно-
исследовательской
деятельности,
апробирования
сопряжено-образовательных
программ
профильных
предметов
и
непосредственно
вести
занятия
для
старшеклассников.
Разработка
сопряжено-образовательных
программ
предполагает интегрирование содержания профильных предметов, что позволит
интенсифицировать
единый
образовательный
п р о ц е с с . Психолого-
педагогическое
сопровождение
профильного
обучения
в
рамках
сетевого
взаимодействия
содействует
развитию
адекватной
самооценки
личности,
осознанию
своих
способностей
и
возможностей,
профессиональному
самоопределению, успешной адаптации и социализации.
Взаимодействие в сети структурных и функциональных компонентов:
1.
«школа – родительская общественность – центр занятости» обеспечивает
профессиональное
самоопределение
школьников
в
соответствии
с
их
интересами,
ориентациями,
способностями
и
с
учетом
пожеланий,
возможностей родителей и спросом рынка труда;
2.
«школа
- родительская
общественность
– межшкольный
учебный
комбинат» содействует профессиональному самоопределению, формированию
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х
ком п е т е н т н о с т е й
ч е р е з
п р о ф о р и е н т а ц и ю ,
профессиональные образовательные услуги, изучение рынка труда;
3.
«школа - родительская общественность - учреждения профессионального
образования (вузы, ссузы, пу)» обеспечивает условиями для формирования
адаптационных
механизмов
для
успешной
социализации
в
системе
профессионального образования;
4.
«школа
-
учреждения
профессионального
образования
–
учреждения
дополнительного
профессионального
образования
(ИРО)
-
ГИМЦ»
создает
условия
для научного,
научно-методического
и
психолого-педагогического
сопровождения
предпрофильной
подготовки,
профильного
обучения
и
профессионального
образования,
а
также
для
повышения
квалификации
педагогических
кадров
в
соответствии
с
их
информационными
и
профессиональными потребностями;
5.
«школа – другие общеобразовательные учреждения» (сетевая кооперация)
интенсифицирует
использование
объединенных
ресурсов,
что
позволяет
открыть
обучение
на
основе
индивидуальных
учебных
планов
за
счет
комплектования классов школьниками из нескольких входящих в кооперацию
школ.
При организации сетевого взаимодействия были выделены типы отношений
школы с каждым учреждением сети.
Для
разработки
новых
нормативно-правовых
актов
по
вопросам
функционирования,
развития
и
финансирования
учреждений,
входящих
в
систему
сетевого
взаимодействия
в
реализации
модели
непрерывного
образования (школа – профессиональное образование) были проанализированы
нормативно-правовые
акты,
регулирующие
сетевое
взаимодействие
федерального и муниципального уровней. Пришли к выводу, что необходима
следующая нормативно-правовая база.
Положения
•
С е т е во е
в за имод е йс т в ие
в
ре а лиза ции
мод е ли
«школа
–
профессиональное образование»
•
Сетевые формы организации предпрофильной подготовки, профильного и
профессионального
образования
в
р е а л и з а ц и и
м од е л и
« ш кол а
–
профессиональное образование».
•
Управление сетевым взаимодействием в реализации модели «школа –
профессиональное образование»;
•
Порядок
комплектования
сетевых
профильных
классов,
групп
в
реализации модели «школа – профессиональное образование».
•
Ресурсное обеспечение сетевого взаимодействия в реализации модели
«школа – профессиональное образование».
•
Порядок
финансирования
образовательных
учреждений,
реализующих
сопряженные образовательные программы профильного и профессионального
обучения в рамках сетевого взаимодействия.
•
Процедура формирования индивидуальных образовательных программ и
учебных планов в рамках сетевого взаимодействия в реализации модели «школа
– профессиональное образование».
•
Процедура и формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
в
рамках
сетевого
взаимодействия
в
реализации
модели
«школа
–
профессиональное образование».
•
Положение о сетевой конфликтной комиссии.
Договоры
•
Договор о совместной деятельности образовательных учреждений при
реализации сопряженных образовательных профильных и профессиональных
программ
в
рамках
сетевого
взаимодействия
в
реализации
модели
непрерывного образования (школа – профессиональное образование).
•
Договор ОУ с родителями (законными представителями) обучающегося,
осваивающего
профильные
учебные
курсы
в
стороннем
образовательном
учреждении.
•
Договор образовательных и иных учреждений о совместной деятельности
в
муниципальной
сети
профильного
обучения
в
рамках
сетевого
взаимодействия
в
реализации
модели
«школа
–
профессиональное
образование».
Работа
по
данному
направлению
предполагает
внесение
изменений
в
действующую нормативно-правовую базу образовательных учреждений (Устав,
Правила трудового распорядка, режим работы в ОУ и др.)
В
самооценке
способностей
преобладают
спортивные
(43%)
и
коммуникативные
(38%).
Вторую
позицию
занимает
конструкторско-
технические
способности,
что
коррелирует
с
высоким
интересом
к
компьютерам.
Наиболее
низкую
оценку
получили
математические
способности. Примерно равное значение имеют музыкальные, художественные
и артистические способности.
Диагностические
исследования
профессиональной
направленности
показали,
что
половина
выпускников
9
классов
выбирают
профессии
типа
человек
–
человек.
Близкие
значения
человек
–
бизнес,
человек
–
художественный
образ,
человек-
техника.
В
аутсайдерах
профессии
типа
человек – природа, что является проекцией низкого интереса к экологии и
географии.
Четыре
направления
профильного
обучения
реализуются
в
настоящее
время в трех базовых школах города. Естественно-научный и информационно -
технологический
профили
представлены
двупрофильным
классом.
Выбор
профильных предметов обоснован программами федерального и регионального
уровней.
Девятиклассники,
проявляющие
интерес
к
математике
и
физике,
распределяются
между
тремя
профилями.
Значительное
количество
(65
человек) высоко оценивает свои конструкторско-технические способности.
Если
соотнести
интерес,
способности
и
выбор
профессии,
то
можно
прогнозировать, что в рамках сетевого муниципального взаимодействия запрос
по социально-экономическому профилю удовлетворит одно группа в двух- или
многопрофильном классе.
Организованные
в
настоящее
время
четыре
профиля
учитывают
профессиональные
интересы
в
области
медицины,
педагогики,
в
сфере
обслуживания,
компьютера
и
автодела.
Существующие
направления
не
затрагивают
потребности
в
углубленном
изучении
истории,
права
и
филологических наук.
Есть
основания
для
прогноза
востребованности
гуманитарного профиля обучения (одна группа), так как интерес к истории и
праву имеют 18 человек, к филологии – 21.
При выборе индивидуальной образовательной траектории учитывается
овладение
учебными
курсами
(предметами),
интересы
и
способности
обучающихся.
Если
у
ученика
не
сформирована
сфера
профессиональных
интересов
и
ориентаций
и
не
выражены
способности
и
низкий
уровень
овладения
учебными
предметами,
то
его
образовательный
маршрут
ориентирован на получение начального профессионального образования в сети
НПО. Если у ученика сформирован профессиональный интерес, а владение
учебными предметами низкое, так как не актуализированы и не развиты его
способности, он также выбирает НПО. Относительно небольшой процент детей
(от 1 до 5 человек в каждом ОУ) могут реализовать свой интеллектуальный и
личностный потенциал в полной мере через индивидуальные образовательные
программы через сетевую кооперацию ОУ. Профильное обучение необходимо
учащимся, у которых актуализированы и развиты интересы и способности, но
может быть недостаточно высокий уровень овладения учебными предметами.
При
условии
высокой
мотивации
эти
дети
могут
быть
успешными
в
профильных
классах
или
группах.
В
профильные
классы
и л и
общеобразовательный класс могут поступать выпускники ООШ, у которых
высокий уровень овладения учебными предметами, но не определена сфера
интересов
или
способностей.
Учащиеся,
чьи
интересы
и
способности
актуализированы
и
развиты,
но
относятся
к
специальным
(музыкальные,
художественные,
спортивные
и
т.д.),
могут
реализовать
свой
личностный
потенциал в МУК и МОУ ДОД.
Работа психологической службы в муниципальной сетевой кооперации
образовательных
учреждений
города
заключается
в
организации
психологической
диагностики
учащихся
8-9
классов
для
прогнозирования
востребованности
элективных
курсов
предпрофильной
подготовки,
направлений
профильного
обучения,
психологического
сопровождения
мероприятий
по
профессиональной
ориентации
и
формированию
сферы
предметных интересов и способностей.
Научно-методическое
направление
по
реализации
модели
сетевого
взаимодействия
«Школа
–
профессиональное
образование»
предполагает
изучение
научно-теоретических
исследований
и
практического
опыта
по
развитию
единого
образовательного
пространства,
разработку
программы
развития
«Сетевое
взаимодействие
в
реализации
модели
«школа
–
профессиональное образование» и сопряженных образовательных программ по
профессиональной ориентации.
Кадровое
направление
должно
обеспечить
организацию
повышения
квалификации и профессионализма педагогов, работающих в сети, привлечение
молодых
высококвалифицированных
специалистов
и
отслеживание
степени
удовлетворенности учащихся, родителей, общественности работой педагогов
профильного и профессионального обучения.
Решение
вопросов
финансово-экономической
направленности
и
налаживание
механизмов
регулирования
оплаты
труда
специалистам,
работающим в сети, обеспечивает нормативно-подушевое финансирование и
НСОТ.
Современное
оборудование
в
кабинетах:
физики,
математики,
информатики,
биологии,
химии,
истории,
литературы
и
русского
языка,
английского
языка
дают
основания
для
функционирования
естественно-
научного,
информационно-технологического
и
гуманитарного
профилей
обучения.
Ожидаемый результат программы развития «Сетевое взаимодействие в
реализации
модели
«школа
–
профессиональное
образование»–
с е т ь
образовательных услуг, обеспечивающая доступное, непрерывное, качественное
образование
для
всех
субъектов
образовательного
пространства,
которое
позволяет
актуализировать
и
развить
интеллектуальный,
личностный
и
профессиональный потенциал.