Напоминание

Современная парадигма образования


Автор: Воробьева Наталья Павловна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: БПОУ РК "Многопрофильный колледж"
Населённый пункт: Республика Калмыкия г. Городовиковск
Наименование материала: статья
Тема: Современная парадигма образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Современная парадигма образования

Воробьева Н.П., преподаватель общепрофессиональных дисциплин

БПОУ РК « Многопрофильный колледж»

Республика Калмыкия г. Городовиковск

Современная

парадигма

образования

предполагает

переход

от

социального

партнерства

к

сетевому

взаимодействию.

Это

обусловлено

и

внешними

факторами,

и

внутренними.

К

внешним

факторам

относятся

особенности

демографической

ситуации,

неблагоприятные

социально-

экономические

условия,

особенности

спроса

и

предложения

рынка

труда,

социальный

заказ

на

образовательные

услуги.

К

внутренним

факторам

относятся:

материально-техническая

база

(требует

модернизации),

человеческие

ресурсы

(половозрастная

структура

и

н ед о с т ато к

высококвалифицированных кадров).

Сетевое

взаимодействие

рассматривается

как

система,

основным

свойством которой является структурность – наличие многосторонних связей

между

всеми

составляющими

(компонентами,

объектами,

субъектами,

элементами).

Сетевое

взаимодействие

-

как

система

динамично,

мобильно

и

адаптивно.

Связи

многосторонние,

взаимовыгодные

и

лабильные.

Компоненты

взаимодействующие,

взаимозависимые,

взаимовлияющие.

Компоненты

составляют

единое

ресурсное

пространство:

информационно-

коммуникационное,

научно-методическое,

содержательно-технологическое,

психолого-диагностическое,

социально-партнерское,

кадровое

(трудовое),

финансово-правовое,

материально-техническое.

Единство

ресурсного

пространства необходимо для создания условий, обеспечивающих доступное

качественное,

непрерывное

образование

школьников,

содействовующее

развитию

осознанного

личностного

и

профессионального

самоопределения

учащихся на основе адекватной оценки их возможностей и способностей и

успешности

социальной

и

профессиональной

адаптации

и

личностной

самореализации субъектов образовательного пространства.

Единство

ресурсного

пространства

способствует

их

оптимальному

использованию на основе взаимовыгодного сотрудничества. Информационно-

коммуникационные

ресурсы

дают

возможность

всем

субъектам

сетевого

взаимодействия экономично использовать Интернет технологии и формировать

единое

информационное

поле

для

тех,

кто

стремиться

к

получению

качественного профильного и профессионального образования. Все субъекты

сетевого

взаимодействия

смогут

иметь

доступ

к

информации

об

образовательных услугах, спросе и предложении рынка труда, возможностях

карьерного

роста,

дистанционному

обучению

под

руководством

высококвалифицированных

специалистов,

самообразованию.

Профильное

обучение, допрофессиональная подготовка и профессиональное образование

предъявляют

особые

требования

к

материально-техническим

ресурсам.

В

условиях ограничения источников финансирования школ, не всегда имеется

возможность

оснащения

современным

оборудованием

кабинетов,

открытия

мастерских,

лабораторий.

Создание

единого

поля

материально-технических

ресурсов, которыми оснащены образовательные учреждения (НПО, СПО, ВПО)

будет

способствовать

повышению

качества

образования

старшеклассников.

Единое

финансово-правовое

пространство

необходимо

для

определения

источников совместного финансирования, а также для регламентации прав и

обязанностей участников организации единого образовательного пространства.

Научно-методические

и

содержательно-технологические

ре сурсы

обеспечивают

успешность

инновационных

преобразований.

В

школе

как

никогда

востребованы

высококвалифицированные

кадры,

способные

руководить

инновациями.

Сетевое

взаимодействие

позволит

привлечь

профессорско-преподавательские

кадры

для

организации

научно-

исследовательской

деятельности,

апробирования

сопряжено-образовательных

программ

профильных

предметов

и

непосредственно

вести

занятия

для

старшеклассников.

Разработка

сопряжено-образовательных

программ

предполагает интегрирование содержания профильных предметов, что позволит

интенсифицировать

единый

образовательный

п р о ц е с с . Психолого-

педагогическое

сопровождение

профильного

обучения

в

рамках

сетевого

взаимодействия

содействует

развитию

адекватной

самооценки

личности,

осознанию

своих

способностей

и

возможностей,

профессиональному

самоопределению, успешной адаптации и социализации.

Взаимодействие в сети структурных и функциональных компонентов:

1.

«школа – родительская общественность – центр занятости» обеспечивает

профессиональное

самоопределение

школьников

в

соответствии

с

их

интересами,

ориентациями,

способностями

и

с

учетом

пожеланий,

возможностей родителей и спросом рынка труда;

2.

«школа

- родительская

общественность

– межшкольный

учебный

комбинат» содействует профессиональному самоопределению, формированию

п р о ф е с с и о н а л ь н ы х

ком п е т е н т н о с т е й

ч е р е з

п р о ф о р и е н т а ц и ю ,

профессиональные образовательные услуги, изучение рынка труда;

3.

«школа - родительская общественность - учреждения профессионального

образования (вузы, ссузы, пу)» обеспечивает условиями для формирования

адаптационных

механизмов

для

успешной

социализации

в

системе

профессионального образования;

4.

«школа

-

учреждения

профессионального

образования

учреждения

дополнительного

профессионального

образования

(ИРО)

-

ГИМЦ»

создает

условия

для научного,

научно-методического

и

психолого-педагогического

сопровождения

предпрофильной

подготовки,

профильного

обучения

и

профессионального

образования,

а

также

для

повышения

квалификации

педагогических

кадров

в

соответствии

с

их

информационными

и

профессиональными потребностями;

5.

«школа – другие общеобразовательные учреждения» (сетевая кооперация)

интенсифицирует

использование

объединенных

ресурсов,

что

позволяет

открыть

обучение

на

основе

индивидуальных

учебных

планов

за

счет

комплектования классов школьниками из нескольких входящих в кооперацию

школ.

При организации сетевого взаимодействия были выделены типы отношений

школы с каждым учреждением сети.

Для

разработки

новых

нормативно-правовых

актов

по

вопросам

функционирования,

развития

и

финансирования

учреждений,

входящих

в

систему

сетевого

взаимодействия

в

реализации

модели

непрерывного

образования (школа – профессиональное образование) были проанализированы

нормативно-правовые

акты,

регулирующие

сетевое

взаимодействие

федерального и муниципального уровней. Пришли к выводу, что необходима

следующая нормативно-правовая база.

Положения

С е т е во е

в за имод е йс т в ие

в

ре а лиза ции

мод е ли

«школа

профессиональное образование»

Сетевые формы организации предпрофильной подготовки, профильного и

профессионального

образования

в

р е а л и з а ц и и

м од е л и

« ш кол а

профессиональное образование».

Управление сетевым взаимодействием в реализации модели «школа –

профессиональное образование»;

Порядок

комплектования

сетевых

профильных

классов,

групп

в

реализации модели «школа – профессиональное образование».

Ресурсное обеспечение сетевого взаимодействия в реализации модели

«школа – профессиональное образование».

Порядок

финансирования

образовательных

учреждений,

реализующих

сопряженные образовательные программы профильного и профессионального

обучения в рамках сетевого взаимодействия.

Процедура формирования индивидуальных образовательных программ и

учебных планов в рамках сетевого взаимодействия в реализации модели «школа

– профессиональное образование».

Процедура и формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

в

рамках

сетевого

взаимодействия

в

реализации

модели

«школа

профессиональное образование».

Положение о сетевой конфликтной комиссии.

Договоры

Договор о совместной деятельности образовательных учреждений при

реализации сопряженных образовательных профильных и профессиональных

программ

в

рамках

сетевого

взаимодействия

в

реализации

модели

непрерывного образования (школа – профессиональное образование).

Договор ОУ с родителями (законными представителями) обучающегося,

осваивающего

профильные

учебные

курсы

в

стороннем

образовательном

учреждении.

Договор образовательных и иных учреждений о совместной деятельности

в

муниципальной

сети

профильного

обучения

в

рамках

сетевого

взаимодействия

в

реализации

модели

«школа

профессиональное

образование».

Работа

по

данному

направлению

предполагает

внесение

изменений

в

действующую нормативно-правовую базу образовательных учреждений (Устав,

Правила трудового распорядка, режим работы в ОУ и др.)

В

самооценке

способностей

преобладают

спортивные

(43%)

и

коммуникативные

(38%).

Вторую

позицию

занимает

конструкторско-

технические

способности,

что

коррелирует

с

высоким

интересом

к

компьютерам.

Наиболее

низкую

оценку

получили

математические

способности. Примерно равное значение имеют музыкальные, художественные

и артистические способности.

Диагностические

исследования

профессиональной

направленности

показали,

что

половина

выпускников

9

классов

выбирают

профессии

типа

человек

человек.

Близкие

значения

человек

бизнес,

человек

художественный

образ,

человек-

техника.

В

аутсайдерах

профессии

типа

человек – природа, что является проекцией низкого интереса к экологии и

географии.

Четыре

направления

профильного

обучения

реализуются

в

настоящее

время в трех базовых школах города. Естественно-научный и информационно -

технологический

профили

представлены

двупрофильным

классом.

Выбор

профильных предметов обоснован программами федерального и регионального

уровней.

Девятиклассники,

проявляющие

интерес

к

математике

и

физике,

распределяются

между

тремя

профилями.

Значительное

количество

(65

человек) высоко оценивает свои конструкторско-технические способности.

Если

соотнести

интерес,

способности

и

выбор

профессии,

то

можно

прогнозировать, что в рамках сетевого муниципального взаимодействия запрос

по социально-экономическому профилю удовлетворит одно группа в двух- или

многопрофильном классе.

Организованные

в

настоящее

время

четыре

профиля

учитывают

профессиональные

интересы

в

области

медицины,

педагогики,

в

сфере

обслуживания,

компьютера

и

автодела.

Существующие

направления

не

затрагивают

потребности

в

углубленном

изучении

истории,

права

и

филологических наук.

Есть

основания

для

прогноза

востребованности

гуманитарного профиля обучения (одна группа), так как интерес к истории и

праву имеют 18 человек, к филологии – 21.

При выборе индивидуальной образовательной траектории учитывается

овладение

учебными

курсами

(предметами),

интересы

и

способности

обучающихся.

Если

у

ученика

не

сформирована

сфера

профессиональных

интересов

и

ориентаций

и

не

выражены

способности

и

низкий

уровень

овладения

учебными

предметами,

то

его

образовательный

маршрут

ориентирован на получение начального профессионального образования в сети

НПО. Если у ученика сформирован профессиональный интерес, а владение

учебными предметами низкое, так как не актуализированы и не развиты его

способности, он также выбирает НПО. Относительно небольшой процент детей

(от 1 до 5 человек в каждом ОУ) могут реализовать свой интеллектуальный и

личностный потенциал в полной мере через индивидуальные образовательные

программы через сетевую кооперацию ОУ. Профильное обучение необходимо

учащимся, у которых актуализированы и развиты интересы и способности, но

может быть недостаточно высокий уровень овладения учебными предметами.

При

условии

высокой

мотивации

эти

дети

могут

быть

успешными

в

профильных

классах

или

группах.

В

профильные

классы

и л и

общеобразовательный класс могут поступать выпускники ООШ, у которых

высокий уровень овладения учебными предметами, но не определена сфера

интересов

или

способностей.

Учащиеся,

чьи

интересы

и

способности

актуализированы

и

развиты,

но

относятся

к

специальным

(музыкальные,

художественные,

спортивные

и

т.д.),

могут

реализовать

свой

личностный

потенциал в МУК и МОУ ДОД.

Работа психологической службы в муниципальной сетевой кооперации

образовательных

учреждений

города

заключается

в

организации

психологической

диагностики

учащихся

8-9

классов

для

прогнозирования

востребованности

элективных

курсов

предпрофильной

подготовки,

направлений

профильного

обучения,

психологического

сопровождения

мероприятий

по

профессиональной

ориентации

и

формированию

сферы

предметных интересов и способностей.

Научно-методическое

направление

по

реализации

модели

сетевого

взаимодействия

«Школа

профессиональное

образование»

предполагает

изучение

научно-теоретических

исследований

и

практического

опыта

по

развитию

единого

образовательного

пространства,

разработку

программы

развития

«Сетевое

взаимодействие

в

реализации

модели

«школа

профессиональное образование» и сопряженных образовательных программ по

профессиональной ориентации.

Кадровое

направление

должно

обеспечить

организацию

повышения

квалификации и профессионализма педагогов, работающих в сети, привлечение

молодых

высококвалифицированных

специалистов

и

отслеживание

степени

удовлетворенности учащихся, родителей, общественности работой педагогов

профильного и профессионального обучения.

Решение

вопросов

финансово-экономической

направленности

и

налаживание

механизмов

регулирования

оплаты

труда

специалистам,

работающим в сети, обеспечивает нормативно-подушевое финансирование и

НСОТ.

Современное

оборудование

в

кабинетах:

физики,

математики,

информатики,

биологии,

химии,

истории,

литературы

и

русского

языка,

английского

языка

дают

основания

для

функционирования

естественно-

научного,

информационно-технологического

и

гуманитарного

профилей

обучения.

Ожидаемый результат программы развития «Сетевое взаимодействие в

реализации

модели

«школа

профессиональное

образование»–

с е т ь

образовательных услуг, обеспечивающая доступное, непрерывное, качественное

образование

для

всех

субъектов

образовательного

пространства,

которое

позволяет

актуализировать

и

развить

интеллектуальный,

личностный

и

профессиональный потенциал.



В раздел образования