Автор: Гай Наталия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 97
Населённый пункт: г Владикавказ
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов ДОУ
Тема: "Организация развивающей среды по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для
педагогов ДОУ
«Организация
развивающей среды
по образовательной
области «Социально-
коммуникативное
развитие»
Воспитатель:Гай Наталья Юрьевна.
Цель. Обучение педагогов ДОУ организации развивающей среды
для реализации образовательной области «Социально-
коммуникативное развитие»
Задачи:
1. Сформировать представление о возможностях применения
развивающей среды при организации образовательного процесса в
соответствии с ФГОС ДО;
2. Обучить приемам социо - игровой технологии;
3. Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Оборудование: мультимедийный диапроектор (для показа слайдов
по тексту).
Ход мастер-класса
Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения
им первоначальных представлений социального характера и
включения его в систему социальных отношений, т. е. вне
социализации (от лат. socialis – общественный) – процесс усвоения
и овладения тем социальным опытом, который передается
индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным
окружением.
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного
возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром
становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку
основные структуры личности закладываются в дошкольный
период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и
дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание
необходимых личностных качеств у детей.
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного
учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально –
коммуникативное развитие детей дошкольного возраста,
организация и методическое сопровождение социально-
ориентированной образовательной деятельности, как
условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этого направления является позитивная
социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с
ФГОС ДО являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста
норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их
эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки
доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и
сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий
детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
коллективе, позитивные установки к различным видам труда и
творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту,
социуме, природе; готовность к совместной деятельности со
сверстниками.
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд
условий
• использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих
образовательных технологий;
• реализация общеобразовательной программы;
• обогащение предметно-пространственной среды.
Создавая развивающее пространство в групповых помещениях
ДОУ, необходимо руководствоваться принципами, в соответствии с
ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных
средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:
• насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям
детей и содержанию Программы);
• трансформируемости (возможность изменений ППС в
зависимости от образовательной ситуации);
• полифункциональности (возможность разнообразного
использования);
• вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость
игрового материала);
• доступности (свободный доступ к игровым пособиям);
• безопасности (соответствие требованиям по обеспечению
надежности и безопасности их использования).
Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии
с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить,
что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное
развитие» детей дошкольного возраста должно определяться
содержанием непосредственно образовательной деятельности
в данном направлении и возрастной категорией детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
реализуется в 4-х направлениях. Остановимся на каждом из этих
направлений немного подробнее.
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных
социальных ролей. Игра – В свете ФГОС выступает как форма
социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод
вовлечения детей в творческую деятельность, метод
стимулирования их активности. Социально-коммуникативное
развитие дошкольников происходит через игру как ведущую
детскую деятельность. Игра – это школа социальных отношений, в
которых моделируются формы поведения ребенка.
Так, например, в группе в этом направлении развития детей
дошкольного возраста можно представить следующие Центры
активности:
- Центр патриотического воспитания.
- Центр безопасности.
- Центр сюжетно-ролевых игр.
- Центр социально-коммуникативного развития (трудовое
воспитание мальчиков и девочек).
Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с
возрастной группой отражены в разработанных паспортах центров
в группе. Рассмотрим каждый из них.
1. Проведенный анализ целей и задач формирования у детей основ
безопасности жизнедеятельности в старшей группе в соответствии
с ФГОС (они перед вами на экране), основных направлений работы
и принципов дал возможность составить паспорт Центра
безопасности, в соответствии с которым он наполнился
дидактическими играми и пособиями в соответствии с возрастом
детей.
Так, например, по ПДД в старшей группе, в соответствии с
требованиями, находятся:
Хозяин – Светофорик.
Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать
сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.
Набор дорожных знаков.
Дидактические игры.
Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит
жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
Формирование у детей навыков безопасности жизнедеятельности и
предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего
мира) происходит не только в ходе стихийного взаимодействия с
социальной действительностью и окружающим
миром, но и в процессе целенаправленного приобщения ребёнка
к социальной действительности в группе ДОУ, поэтому в Центре
безопасности имеются дидактические игры, тематические альбомы
в трех направлениях:
- профилактика дорожно-транспортных происшествий и изучение
правил дорожного
• Организации труда с небольшими группами детей.
• Организации трудовых поручений и работы с дежурными.
• Организации ручного труда.
Созданы дидактические пособия («Куб выбора», «Острова
дежурств»)
для организации труда детей (определения числа участников, вида
трудовой деятельности, объединения в группы, распределения
видов работ), определения вида дежурств и поручений, что
предопределяет характер взаимоотношений детей в
процессе совместной трудовой деятельности. Благодаря
использованию этих пособий, закладывается базовая основа
трудовых умений детей, формируемая именно в старшей группе (в
дальнейшем эти сформированные навыки и умения лишь
совершенствуются), главным в которой являются умения:
- принять цель труда;
- выделить предмет труда;
- предвидеть результат труда;
- спланировать трудовой процесс;
- отобрать необходимое оборудование;
- довести начатое дело до конца.
Для формирования представления о труде взрослых, о
разнообразии профессий, современной технике, машинах и
механизмах, задействованных в труде человека и их роли
разработаны тематические альбомы, подборка презентаций для
детей, дидактические игры.
В перспективе создание в группе условий для работы мальчиков с
деревом: сколачивания, распиловки, окраски при изготовлении
игрушек и т. д.
3. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности.
Детские виды деятельности осуществляются в различных,
адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди
которых занимает игра, как самоценная деятельность.
Проанализировав классификацию игр, характеристику и
предпосылки сюжетноролевой игры, можно организовать Центр
сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы
предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм,
рекомендуемым именно в данном дошкольном возрасте. В Центре
дети дошкольного возраста имеют возможность организовать
сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях:
- семья («Дом, семья»);
- образование («Детский сад»);
- здоровье («Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница»);
- торговля («Магазин»);
- производство («Швейное ателье»);
- строительство («Строительство», «Строим дом»);
- развлечения, общественные места («В кафе»);
- путешественники («Кругосветное путешествие»);
- транспорт («На дорогах города»);
- военная тематика («Пограничники», «Мы – военные
разведчики»);
- спорт («Мы – спортсмены»).
В Центре сюжетно-ролевых игр создано дидактическое пособие
«Игровые ромашки»,
которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой
игры,
индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов
и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают
себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами,
которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары
и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется
умение самостоятельно планировать и проектировать совместные
сюжетно-ролевые игры.
Позитивная социализация детей дошкольного возраста,
приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства осуществляется не только благодаря
организации целенаправленного развития и воспитания, но и
социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.
4.Следующим направлением реализации ОО «Социально-
коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие
изменения в жизни общества, одним из центральных направлений
работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание.
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает
необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа.
Для этого в каждой группе, в соответствии с возрастом детей
должны быть оборудованы патриотические центры. В каждом
имеются герб и флаг России, слова гимна, фото столицы, родного
города, поселка, улицы. Подобрана литература по данной тематике.
Репродукции картин. Карты, глобус. Фотоальбомы с народными
костюмами и многое другое, что позволяет развивать интерес к
русским традициям и промыслам; чувство уважения к другим
народам.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации
оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у
ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья,
детский сад, общество).
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в
приобретении им социального опыта является семья (как один из
институтов социализации).
Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный
опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из
главных задач нашей деятельности является создание
полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-
родители». Признание приоритета семейного воспитания
требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями
со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений
определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – общение «на равных», где никому не
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Родители становятся активными участниками образовательного
процесса, управления дошкольным учреждением.
Таким образом, важным условием организации социально-
ориентированной образовательной деятельности является не
только грамотное построение предметнопространственной
среды, но и партнёрство ДОУ и семьи, которое даёт возможность
включить детей в выполнение реальных дел, участие в
педагогических детскородительских проектах, преобразование
реальной жизни. Поэтому ещё одним важным условием является
организация целостной педагогической системы, грамотное и
педагогически целесообразное построение воспитательно-
образовательного процесса в ДОУ совместно с родителями.
Деловая игра
«Мы играя проверяем, что умеем и что знаем»
Цель: Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме:
«Организация
развивающей среды по образовательной области «Социально-
коммуникативное развитие»».
1 задание «Разминка»
1 команда:
Вопрос: Какие принципы в построении среды учитываются?
Ответ: Принципы: информативности, вариативности,
полифункциональности, педагогической целесообразности,
трансформируемости, доступности.
2 команда:
Вопрос: Как вы понимаете полифункциональность и
трансформативность?
Ответ: Полифункциональность среды позволяет разнообразно
использовать различные составляющие предметно- развивающей
среды, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по
душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской
деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками,
понимать и оценивать их чувства и поступки.
Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации,
выносить на первый план ту или иную функцию пространства в
зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей,
задач основной общеобразовательной программы учреждения.
2. задание «Решалкино»
1. Как называется труд, направленный на удовлетворение
повседневных личных потребностей? (самообслуживание)
2. Задания, которые педагог эпизодически дает одному или
нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с
действиями для коллектива? (поручение)
3. Форма организации труда детей, предполагающая обязательное,
выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание
коллектива? (дежурство)
4. Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой,
картоном, тканью, с природными материалами? (ручной)
5. Метод стимулирования детского труда. (поощрение)
6. Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты,
участка? (коллективный)
7. В какой группе вводятся дежурства по столовой? (средней)
3. задание «Угадай по описанию» (по описанию определить
профессию. Нельзя употреблять слова- производные от названия
профессии, нельзя повторяться)
1. Команда
• Кондитер
• Манекенщица
• Официант
• Программист
• Психолог
• Эколог
2 Команда
• Начальник службы инкассации банка
• Начальник отдела охраны труда
• Машинист автопогрузчика
• Массажист
• Консультант телефона доверия
• Имиджмейкер
4. задание «Творческий» - Крокодил. (С помощью жестов, мимики
показать пословицу).
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Труд кормит, а лень портит.
Глаза страшатся, а руки делают.
Терпенье и труд все перетрут.
Кто не работает, тот не ест.
Делу - время, потехе - час.
5. задание. Заключительный этап - словоэстафета, которая требует
от каждого краткости, я предлагаю вам продолжить такое
предложение: «Дети будут с желанием трудиться если я…».
Анализ и подведение итогов
Ведущая - Главной задачей воспитания дошкольников являются
создание у детей чувства эмоционального комфорта и
психологической защищённости. В детском саду
ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.
Поэтому важным является и среда, в которой проходит
воспитательный процесс.