Напоминание

Исследовательская деятельность старших дошкольников


Автор: Костенникова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР–детский сад №85"
Населённый пункт: г. Чита Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Исследовательская деятельность дошкольников.

Л.В.Костенникова,

воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №85»

Дошкольники – прирожденные исследователи. Их любознательность,

постоянное

стремление

к

действию,

желание

быть

самостоятельными,

являются

важными

качествами

в

развитии

интереса,

исследовательской

деятельности.

Тема развития исследовательской деятельности привлекала внимание

Ю.К.Бабанского,

Л.А.Венгера,

Н.А.Подьякова,

В.В.Запорожца

и

других

ученых.

Результаты

исследования

показывают,

что

умственное

развитие

детей

старшего

дошкольного

возраста

значительно

выше,

чем

предполагалось ранее. Практический опыт ребенка, его речевое общение с

окружающими приводит к формированию все более усложняющихся знаний.

Это

дает

основание

утверждать,

что,

несмотря

на

наглядно-образный

характер

своего

мышления,

дети

могут

осознавать

не

только

внешнюю

сторону предмета, но и некоторые несложные связи и закономерности.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так,

чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на

них.

Приобретая

опыт

исследования,

дети

тренируются

в

построении

концептуальных

идей

об

окружающем

мире

и

взаимодействии

с

ним.

Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные

сведения

из

окружающей

действительности,

о

тех

или

иных

явлениях

действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу.

Существенную

роль

в

этом

направлении

играет

поисково-

исследовательская

деятельность

дошкольника,

протекающая

в

форме

экспериментальных действий. В своей работе в этом направлении отдаю

предпочтение

опытам,

экспериментам,

занятиям-исследованиям,

самостоятельной

поисковой

деятельности

детей.

Например,

наблюдая

за

растениями, дети видят преобразования в их внешнем виде, и, постигая

процессы развития роста, устанавливают скрытые связи, закономерности.

Поддерживая интерес, важно вести детей от знакомства с природой к ее

пониманию. Круг вопросов, на которые дети ищут ответы, в исследованиях

разнообразны:

Как

дышит

растение?

Как

растение

подсказывает

погоду?

Почему

цветы

осенью

вянут?

Как

вода

попадает

в

растение?

И

др.

для

расширения кругозора детей предлагаются детские энциклопедии, книги,

видеофильмы. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у

детей восторг. Опыт – это весело увлекательно, но в то же время в каждом

опыте

раскрывается

причина

наблюдаемого

явления,

дети

подводятся

к

суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах

объектов,

об

их

изменениях.

Многие

наши

исследования

начинаются

с

вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений

окружающего мира.

Возможность

наблюдать

и

экспериментировать,

нам

представлена

самой природой. В зимний период года детям доступны и понятны несколько

состояний

воды.

Особенно

интересны

длительные

наблюдения

и

опыты

весной,

когда

происходит

пробуждение

природы.

В

группе

детям

представлена

возможность

свободного

перехода

от

одного

вида

деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, и т.д. Я

стараюсь следовать определенным правилам:

Не сдерживать инициативу детей;

Не делать то, что они могут сделать сами;

Не торопиться с оценкой действий ребенка;

Поддерживать наличие необходимого оборудования, предметов,

материалов в группе;

Обеспечивать безопасность жизни и здоровья детей.

Оборудование,

материалы

и

обстановка

способствуют

развитию

каждого ребенка. И виды деятельности, которые они выбирают, хороши для

каждого. Я стараюсь, чтобы тема исследования нашла свое продолжение в

максимальном

количестве

центров,

используемых

в

группе,

при

этом

в

центрах

присутствуют

материалы

для

самостоятельной

деятельности,

которая может быть подсказана фантазией ребенка. Например, в центре

«Изодеятельности»

дети

всегда

могут

найти

необходимые

материалы

и

оборудование

для

собственных

исследований:

смешивание

различных

цветов

для

получения

нового,

создание

нового

способа

рисования,

различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, палитра,

кисти, щетки и т.д.

В центре «Воды и песка» дети знакомятся и действуют с различными

природными материалами: песком, водой, шишками, различными крупами и

т.п. Этот центр своего рода лаборатория детских исследований.

Данная

форма

работы

обеспечивает

личностно-ориентированное

взаимодействие

взрослого

с

ребенком

(вместе,

на

равных,

как

партнер),

создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку

реализовать

свою

любознательность

и

познавательную

активность.

Активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого,

затем становится достоянием самого ребенка. В процессе такой активности

формируются

различные

интеллектуальные

умения,

очень

важные

для

обучения

в

школе

умение

анализировать,

сравнивать,

обобщать,

устанавливать причинно-следственные связи.



В раздел образования