Автор: Костенникова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР–детский сад №85"
Населённый пункт: г. Чита Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Исследовательская деятельность дошкольников.
Л.В.Костенникова,
воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №85»
Дошкольники – прирожденные исследователи. Их любознательность,
постоянное
стремление
к
действию,
желание
быть
самостоятельными,
являются
важными
качествами
в
развитии
интереса,
исследовательской
деятельности.
Тема развития исследовательской деятельности привлекала внимание
Ю.К.Бабанского,
Л.А.Венгера,
Н.А.Подьякова,
В.В.Запорожца
и
других
ученых.
Результаты
исследования
показывают,
что
умственное
развитие
детей
старшего
дошкольного
возраста
значительно
выше,
чем
предполагалось ранее. Практический опыт ребенка, его речевое общение с
окружающими приводит к формированию все более усложняющихся знаний.
Это
дает
основание
утверждать,
что,
несмотря
на
наглядно-образный
характер
своего
мышления,
дети
могут
осознавать
не
только
внешнюю
сторону предмета, но и некоторые несложные связи и закономерности.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так,
чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на
них.
Приобретая
опыт
исследования,
дети
тренируются
в
построении
концептуальных
идей
об
окружающем
мире
и
взаимодействии
с
ним.
Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные
сведения
из
окружающей
действительности,
о
тех
или
иных
явлениях
действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу.
Существенную
роль
в
этом
направлении
играет
поисково-
исследовательская
деятельность
дошкольника,
протекающая
в
форме
экспериментальных действий. В своей работе в этом направлении отдаю
предпочтение
опытам,
экспериментам,
занятиям-исследованиям,
самостоятельной
поисковой
деятельности
детей.
Например,
наблюдая
за
растениями, дети видят преобразования в их внешнем виде, и, постигая
процессы развития роста, устанавливают скрытые связи, закономерности.
Поддерживая интерес, важно вести детей от знакомства с природой к ее
пониманию. Круг вопросов, на которые дети ищут ответы, в исследованиях
разнообразны:
Как
дышит
растение?
Как
растение
подсказывает
погоду?
Почему
цветы
осенью
вянут?
Как
вода
попадает
в
растение?
И
др.
для
расширения кругозора детей предлагаются детские энциклопедии, книги,
видеофильмы. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у
детей восторг. Опыт – это весело увлекательно, но в то же время в каждом
опыте
раскрывается
причина
наблюдаемого
явления,
дети
подводятся
к
суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах
объектов,
об
их
изменениях.
Многие
наши
исследования
начинаются
с
вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений
окружающего мира.
Возможность
наблюдать
и
экспериментировать,
нам
представлена
самой природой. В зимний период года детям доступны и понятны несколько
состояний
воды.
Особенно
интересны
длительные
наблюдения
и
опыты
весной,
когда
происходит
пробуждение
природы.
В
группе
детям
представлена
возможность
свободного
перехода
от
одного
вида
деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, и т.д. Я
стараюсь следовать определенным правилам:
Не сдерживать инициативу детей;
Не делать то, что они могут сделать сами;
Не торопиться с оценкой действий ребенка;
Поддерживать наличие необходимого оборудования, предметов,
материалов в группе;
Обеспечивать безопасность жизни и здоровья детей.
Оборудование,
материалы
и
обстановка
способствуют
развитию
каждого ребенка. И виды деятельности, которые они выбирают, хороши для
каждого. Я стараюсь, чтобы тема исследования нашла свое продолжение в
максимальном
количестве
центров,
используемых
в
группе,
при
этом
в
центрах
присутствуют
материалы
для
самостоятельной
деятельности,
которая может быть подсказана фантазией ребенка. Например, в центре
«Изодеятельности»
дети
всегда
могут
найти
необходимые
материалы
и
оборудование
для
собственных
исследований:
смешивание
различных
цветов
для
получения
нового,
создание
нового
способа
рисования,
различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, палитра,
кисти, щетки и т.д.
В центре «Воды и песка» дети знакомятся и действуют с различными
природными материалами: песком, водой, шишками, различными крупами и
т.п. Этот центр своего рода лаборатория детских исследований.
Данная
форма
работы
обеспечивает
личностно-ориентированное
взаимодействие
взрослого
с
ребенком
(вместе,
на
равных,
как
партнер),
создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку
реализовать
свою
любознательность
и
познавательную
активность.
Активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого,
затем становится достоянием самого ребенка. В процессе такой активности
формируются
различные
интеллектуальные
умения,
очень
важные
для
обучения
в
школе
–
умение
анализировать,
сравнивать,
обобщать,
устанавливать причинно-следственные связи.