Автор: Милькина Татьяна Петровна
Должность: преподаватель домры, балалайки
Учебное заведение: МБУДО "Трубчевская ДШИ им. А. Вяльцевой"
Населённый пункт: г. Трубчевск Брянской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Основные трудности в процессе обучения музыке слепых и слабовидящих детей"
Раздел: дополнительное образование
Основные трудности в процессе обучения музыке слепых и
слабовидящих детей.
«Детей с дефектами зрения, слуха и т.д.
можно и нужно воспитывать так, чтобы
они чувствовали себя полноправными и
активными членами общества»
(Л.С. Выгодский).
В
современном
мире
наметилась
тенденция
роста
числа
людей
с
патологией
зрения.
Каждый
второй
россиянин
страдает
тем
или
иным
зрительным расстройством.
С переходом к рыночной экономике инвалиды по зрению лишились
гарантии трудоустройства на специализированных предприятиях, что резко
обострило
проблему
социально-трудовой
реабилитации
незрячих
и
слабовидящих детей.
В России сформировалась система профессионального музыкального
образования
инвалидов
по
зрению
(музыкальный
колледж-интернат,
специализированный институт искусств). Серьёзным недостатком начального
образования является малое количество школ, отсутствие соответствующей
методики образования.
В жизни детей - инвалидов по зрению музыка должна быть с самого
раннего детства. Музыка имеет большое значение для становления личности
незрячего
или
слабовидящего
ребёнка,
она
может
стать
не
только
его
профессией, но и помочь в ориентировке и мобильности, так как способна
развить слух.
У детей, занимающихся музыкой. расширяется кругозор, их знакомят с
жизнью и творчеством русских и зарубежных композиторов, они узнают о
времени,
в
котором
те
жили,
учатся
слушать
классическую
музыку.
Всестороннее музыкальное воспитание оказывает неоценимое воздействие
на формирование личности ребёнка, учит его слушать мир вокруг себя.
В
Трубчевской
ДШИ
им.
А.
Вяльцевой
с
1979
года
существуют
музыкальные классы при школе-интернате для
слепых и слабовидящих
детей. Сначала дети обучались игре н6а скрипке. Домре, балалайке, баяне. В
настоящее время обучение ведётся только на баяне.
В ходе работы со слепыми учащимися преподавателями нашей школы
были
выявлены
проблемы
и
сложности
в
обучении,
выработаны
определённые методы работы, что способствует их адаптации к учёбе и
лучшему освоению музыкального материала.
Природа музыкальных способностей всех людей(зрячих и незрячих)
одинакова, но, безусловно, незрячие и слабовидящие учащиеся испытывают и
преодолевают определённые трудности в процессе обучения музыке. При
обучении
слепых
и
слабовидящих
учащихся
встречаются
основные
трудности,как
воспитание
музыкального
ритма;
развитие
музыкальной
памяти, свобода оперирования музыкальными представлениями; правильное
формирование музыкального образа; формирование двигательной свободы и
ориентировки при игре на инструменте. Опыт работы подтвердил гипотезу об
ограниченности
чувства
ритма
у
незрячих,
выполняющих
ритмические
упражнения гораздо хуже зрячих из-за ограниченности в движениях. Мы
пришли к тому, что дл развития двигательной памяти и внутреннего слуха
следует использовать тактильно-кинестические чувства учащихся, которые
имеют
более
высокий
уровень
Чувствительности.
(Например,
лёгкое
похлопывание по плечу или предплечью при счёте вслух).
Нарушения
зрения
тормозят
полноценное
развитие
познавательной
деятельности слепых и слабовидящих детей, что находит своё отражение и в
развитии, и в функционировании процессов, связанных с запоминанием. Им
приходиться запоминать и держать в своей памяти материалы, которые не
требуется
помнить
зрячим.
Из
наших
наблюдений
видно,
что
процесс
заучивания
у
слепых
детей
осуществляется
быстрее,
чем
у
зрячих.
Это
связано с более сосредоточенным вниманием к выполняемой деятельности и
умением
слепых
соотносить
воспринимаемый
материал
с
практическим
опытом. Объём памяти у слепых по сравнению со зрячими увеличен на 0,7 %
для
слов,
обозначающих
зрительные
образы
и
на
0,9%
для
слов,
обозначающих осязательные образы [5].
Распространено
мнение
о
том,
что
слепые
мене
эмоциональны,
более
спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это
мнение обманчиво: слепые дети точно распознают эмоциональное состояние
говорящего,
улавливают
самые
тонкие
изменения
голоса
собеседника,
чувствуют сложные музыкальные интонации.
В силу того, что у незрячих и слабовидящих учеников нет конкретного
образа педагога (они не видят ни его лица, ни его жестов, ничего того, что мы
видим и замечаем сразу же при первой встрече с незнакомым человеком), то
основная нагрузка восприятия информации учащимся возлагается на его
органы слуха и осязания.
Слух принимает на себя основную познавательную нагрузку. Незрячие
и
слабовидящие,
лишённые
возможности
смотреть
в
ноты
и
исправлять
ошибки,
вынуждены
контролировать
свои
мышечные
и
осязательные
ощущения посредством слухового анализатора. Поэтому педагогу в процессе
разбора
музыкального
произведения
приходится
большей
частью
проговаривать, пропевать изучаемый материал.
Особо важную роль в правильном формировании музыкальных образов
принадлежит
воссоздающему
воображению.
С
его
помощью
учащиеся
с
ограниченными возможностями на основе словесных описаний и имеющихся
зрительных, слуховых и других образов, формируют объекты, недоступные
для
непосредственного
отражения.
Из
этого
следует
,
что
в
работе
над
музыкальным произведением педагог не должен бояться делать сравнения,
словесно
рисовать
картину,
портрет;
чем
ярче
и
образней
педагог
преподнесёт произведение учащемуся, тем понятнее будет содержание этого
произведения. При работе с незрячими учащимися нельзя опираться только
на слуховые ощущения, так как на начальном этапе обучения музыкальный
слух недостаточно развит (он развивается в процессе обучения).
Учитывая
психику
и
моторику
учащихся
с
ограниченными
возможностями,
рекомендуется
соблюдать
индивидуальный
подход
к
обучению
их
(учебный
план,
репертуар,
контроль
за
выполнением
технических
требований,
подбор
специальных
приёмов),
так
как
совершенствование точности движения и овладение навыками контроля и
самоконтроля осуществляется в процессе длительной тренировки.
Обучение инвалидов по зрению в школе искусств даёт им возможность
(при
условии
выполнения
учебной
программы)
приобрести
необходимые
знания,
умения
и
навыки
и
возможность
продолжения
дальнейшего
профессионального обучения в Курском музыкальном колледже слепых
и
затем в специализированном институте искусств. За годы существования
музыкальных
классов
при
школе-интернате
для
слепых
и
слабовидящих
детей преподаватели подготовили более сорока учащихся для дальнейшего
профессионального обучения.
Достигнув высоких результатов в обучении, многие выпускники после
окончания
средних
и
высших
специализированных
учебных
заведений
добросовестно
трудятся
в
музыкальных
школах,
творческих
коллективах,
домах детского творчества.
Литература:
1.
Аэрокисьян С.Г. К вопросу о функциональной структуре
пространственного познания. // Сб.: Проблемы восприятия
пространства и пространственных представлений. – М., 1961.
2.
Выгодский Л.С, Развитие высших психических функций. – М., 1960.
3.
Крогиус А.А. Психология слепых и её значение для психологии и
педагогики. – М.: Просвещение, 1996.
4.
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие.- М.,
1985.
5.
Муратов Р.С. Компенсация и коррекция дефекта зрения при помощи
технических средств в процессе школьного обучения слепых и
слабовидящих. – Автореф. док. дис. – М., 1970.