Напоминание

"Основные трудности в процессе обучения музыке слепых и слабовидящих детей"


Автор: Милькина Татьяна Петровна
Должность: преподаватель домры, балалайки
Учебное заведение: МБУДО "Трубчевская ДШИ им. А. Вяльцевой"
Населённый пункт: г. Трубчевск Брянской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Основные трудности в процессе обучения музыке слепых и слабовидящих детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Основные трудности в процессе обучения музыке слепых и

слабовидящих детей.

«Детей с дефектами зрения, слуха и т.д.

можно и нужно воспитывать так, чтобы

они чувствовали себя полноправными и

активными членами общества»

(Л.С. Выгодский).

В

современном

мире

наметилась

тенденция

роста

числа

людей

с

патологией

зрения.

Каждый

второй

россиянин

страдает

тем

или

иным

зрительным расстройством.

С переходом к рыночной экономике инвалиды по зрению лишились

гарантии трудоустройства на специализированных предприятиях, что резко

обострило

проблему

социально-трудовой

реабилитации

незрячих

и

слабовидящих детей.

В России сформировалась система профессионального музыкального

образования

инвалидов

по

зрению

(музыкальный

колледж-интернат,

специализированный институт искусств). Серьёзным недостатком начального

образования является малое количество школ, отсутствие соответствующей

методики образования.

В жизни детей - инвалидов по зрению музыка должна быть с самого

раннего детства. Музыка имеет большое значение для становления личности

незрячего

или

слабовидящего

ребёнка,

она

может

стать

не

только

его

профессией, но и помочь в ориентировке и мобильности, так как способна

развить слух.

У детей, занимающихся музыкой. расширяется кругозор, их знакомят с

жизнью и творчеством русских и зарубежных композиторов, они узнают о

времени,

в

котором

те

жили,

учатся

слушать

классическую

музыку.

Всестороннее музыкальное воспитание оказывает неоценимое воздействие

на формирование личности ребёнка, учит его слушать мир вокруг себя.

В

Трубчевской

ДШИ

им.

А.

Вяльцевой

с

1979

года

существуют

музыкальные классы при школе-интернате для

слепых и слабовидящих

детей. Сначала дети обучались игре н6а скрипке. Домре, балалайке, баяне. В

настоящее время обучение ведётся только на баяне.

В ходе работы со слепыми учащимися преподавателями нашей школы

были

выявлены

проблемы

и

сложности

в

обучении,

выработаны

определённые методы работы, что способствует их адаптации к учёбе и

лучшему освоению музыкального материала.

Природа музыкальных способностей всех людей(зрячих и незрячих)

одинакова, но, безусловно, незрячие и слабовидящие учащиеся испытывают и

преодолевают определённые трудности в процессе обучения музыке. При

обучении

слепых

и

слабовидящих

учащихся

встречаются

основные

трудности,как

воспитание

музыкального

ритма;

развитие

музыкальной

памяти, свобода оперирования музыкальными представлениями; правильное

формирование музыкального образа; формирование двигательной свободы и

ориентировки при игре на инструменте. Опыт работы подтвердил гипотезу об

ограниченности

чувства

ритма

у

незрячих,

выполняющих

ритмические

упражнения гораздо хуже зрячих из-за ограниченности в движениях. Мы

пришли к тому, что дл развития двигательной памяти и внутреннего слуха

следует использовать тактильно-кинестические чувства учащихся, которые

имеют

более

высокий

уровень

Чувствительности.

(Например,

лёгкое

похлопывание по плечу или предплечью при счёте вслух).

Нарушения

зрения

тормозят

полноценное

развитие

познавательной

деятельности слепых и слабовидящих детей, что находит своё отражение и в

развитии, и в функционировании процессов, связанных с запоминанием. Им

приходиться запоминать и держать в своей памяти материалы, которые не

требуется

помнить

зрячим.

Из

наших

наблюдений

видно,

что

процесс

заучивания

у

слепых

детей

осуществляется

быстрее,

чем

у

зрячих.

Это

связано с более сосредоточенным вниманием к выполняемой деятельности и

умением

слепых

соотносить

воспринимаемый

материал

с

практическим

опытом. Объём памяти у слепых по сравнению со зрячими увеличен на 0,7 %

для

слов,

обозначающих

зрительные

образы

и

на

0,9%

для

слов,

обозначающих осязательные образы [5].

Распространено

мнение

о

том,

что

слепые

мене

эмоциональны,

более

спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это

мнение обманчиво: слепые дети точно распознают эмоциональное состояние

говорящего,

улавливают

самые

тонкие

изменения

голоса

собеседника,

чувствуют сложные музыкальные интонации.

В силу того, что у незрячих и слабовидящих учеников нет конкретного

образа педагога (они не видят ни его лица, ни его жестов, ничего того, что мы

видим и замечаем сразу же при первой встрече с незнакомым человеком), то

основная нагрузка восприятия информации учащимся возлагается на его

органы слуха и осязания.

Слух принимает на себя основную познавательную нагрузку. Незрячие

и

слабовидящие,

лишённые

возможности

смотреть

в

ноты

и

исправлять

ошибки,

вынуждены

контролировать

свои

мышечные

и

осязательные

ощущения посредством слухового анализатора. Поэтому педагогу в процессе

разбора

музыкального

произведения

приходится

большей

частью

проговаривать, пропевать изучаемый материал.

Особо важную роль в правильном формировании музыкальных образов

принадлежит

воссоздающему

воображению.

С

его

помощью

учащиеся

с

ограниченными возможностями на основе словесных описаний и имеющихся

зрительных, слуховых и других образов, формируют объекты, недоступные

для

непосредственного

отражения.

Из

этого

следует

,

что

в

работе

над

музыкальным произведением педагог не должен бояться делать сравнения,

словесно

рисовать

картину,

портрет;

чем

ярче

и

образней

педагог

преподнесёт произведение учащемуся, тем понятнее будет содержание этого

произведения. При работе с незрячими учащимися нельзя опираться только

на слуховые ощущения, так как на начальном этапе обучения музыкальный

слух недостаточно развит (он развивается в процессе обучения).

Учитывая

психику

и

моторику

учащихся

с

ограниченными

возможностями,

рекомендуется

соблюдать

индивидуальный

подход

к

обучению

их

(учебный

план,

репертуар,

контроль

за

выполнением

технических

требований,

подбор

специальных

приёмов),

так

как

совершенствование точности движения и овладение навыками контроля и

самоконтроля осуществляется в процессе длительной тренировки.

Обучение инвалидов по зрению в школе искусств даёт им возможность

(при

условии

выполнения

учебной

программы)

приобрести

необходимые

знания,

умения

и

навыки

и

возможность

продолжения

дальнейшего

профессионального обучения в Курском музыкальном колледже слепых

и

затем в специализированном институте искусств. За годы существования

музыкальных

классов

при

школе-интернате

для

слепых

и

слабовидящих

детей преподаватели подготовили более сорока учащихся для дальнейшего

профессионального обучения.

Достигнув высоких результатов в обучении, многие выпускники после

окончания

средних

и

высших

специализированных

учебных

заведений

добросовестно

трудятся

в

музыкальных

школах,

творческих

коллективах,

домах детского творчества.

Литература:

1.

Аэрокисьян С.Г. К вопросу о функциональной структуре

пространственного познания. // Сб.: Проблемы восприятия

пространства и пространственных представлений. – М., 1961.

2.

Выгодский Л.С, Развитие высших психических функций. – М., 1960.

3.

Крогиус А.А. Психология слепых и её значение для психологии и

педагогики. – М.: Просвещение, 1996.

4.

Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие.- М.,

1985.

5.

Муратов Р.С. Компенсация и коррекция дефекта зрения при помощи

технических средств в процессе школьного обучения слепых и

слабовидящих. – Автореф. док. дис. – М., 1970.



В раздел образования