Напоминание

"АТР - ТЕРАПИЯ В ОБРАЗОВАНИИ"


Автор: Исаева Инна Александровна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: Статья
Тема: "АТР - ТЕРАПИЯ В ОБРАЗОВАНИИ"
Дата публикации: 11.02.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Статья

«Арт-терапия в образовании»

Понятие «Арт-терапия» возникло в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга и

рассматривалось

в

психотерапевтической

практике

как

один

из

методов

терапевтического

воздействия,

который

посредством

изобразительного

творчества помогал психически больным людям выразить в картинах свои

скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от

них. В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную

базу.

Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и

развития

посредством

художественного

творчества.

Ее

привлекательность

для

психологов

можно

объяснить

тем,

что,

в

отличие

от

основных

коррекционно-развивающих

направлений,

в

которых

используются

в

основном вербальные каналы коммуникации, Арт-терапия использует «язык»

визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с

детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и

гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое

эмоциональное

состояние.

Дети

в

большинстве

случаев

затрудняются

в

вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для

них

более

естественна.

Особенно

это

значимо

для

детей

с

речевыми

нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к

рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через

художественное изображение более непосредственно. Важна естественная

склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии.

Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами Арт-

терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества.

Очень

эффективны

упражнения

с

элементами

Арт-терапии

при

коррекционной работе с подростками «группы риска». Как правило, у них

слабо развито рефлексивное Я, в связи с чем им очень сложно вербализовать

происходящее с ними. Также для большинства из них характерно наличие

негативной Я-концепци, которую можно корректировать, используя богатый

ресурс

Арт-технологий.

В

психокоррекционной

практике

Арт-терапия

психологами рассматривается как совокупность методик, построенных на

применении разных видов искусства в своеобразной символической форме,

которые

позволяют

с

помощью

стимулирования

креативных

проявлений

ребенка

(взрослого)

осуществить

коррекцию

психоэмоциональных,

поведенческих

и

других

нарушений

личностного

развития. Сейчас

хочу

поделиться одним из видов Арт-терапии: «Монотипия».

Монотипия — это

рисование

на

стекле

с

последующим

отпечатыванием

на

бумаге,

затем

дорисовка любыми материалами, придание объема, дополнение коллажем,

изготовление

рамки.

Данная

методика

может

применяться

как

в

индивидуальной, так и в групповой работе.

Задачи: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие

психоэмоционального

напряжения,

развитие

вариативности

мышления,

восприятия, креативности.

Необходимые материалы: стеклышки или оргстекло размером 15x20 см

(перед использованием стекла его края необходимо хорошо обработать в

целях

безопасности),

гуашь

(лучше

свежая,

жидкая),

кисточка,

бумага,

ветошь для вытирания рук.

Ход работы: Детям предлагается нарисовать что-либо на стекле гуашью,

затем отпечатать рисунок на бумагу. Следует обратить внимание детей на то,

что видно через стекло в процессе отпечатывания рисунка на бумагу, как

смешиваются цвета, какие новые цвета получаются, как меняется рисунок.

Далее

психолог

предлагает

детям

дорисовать

монотипию

красками,

фломастерами или карандашами до какого-либо образа, сделать рамку для

получившейся картины, придумать название картины и небольшую историю

о ней.

Результаты монотипии, при ее проведении в группе, обсуждаются, хотя это

не обязательно и зависит от уровня развития рефлексии у детей. Иногда

п с и х о л о г

о г р а н и ч и в а е т с я

к о м м е н т а р и я м и .

Суще ствуют

и

другие

варианты

применения

этой

методики:

1. уменьшить материал с целью сплочения группы и наблюдения группового

взаимодействия;

2. предложить создать на ватмане групповую монотипию и затем совместно

дорисовать ее до какого-либо образа;

3.

для

развития

восприятия

детям

сначала

предлагается

использовать

в

монотипии один цвет, постепенно добавляя другие цвета и анализируя их

сочетание.

«Волшебные краски»

Задачи: сенсорно-перцептивное развитие, снятие эмоционального

напря же ния ,

группово е

с плоч е ние ,

ра звит ие

кре ат ивно с т и.

Необходимые

материалы:

гуашь

жидкая,

пластмассовые

стаканы

из-под

йогурта

или

сметаны

(500

мл),

количество

которых

должно

быть

равно

количеству детей или цветов изготавливаемой краски, растительное масло,

мука, клей ПВА, крупная соль, картон прессованный или картон для труда,

клеенка,

газеты,

ветошь

для

вытирания

рук.

Также

может

понадобиться

магнитофон и приятная релаксирующая музыка.

Методика может проводиться в индивидуальном и групповом режиме.

Ход

работы:

«Волшебная

краска»

изготавливается

самими

детьми.

Рецепт краски (в расчете на одного ребенка): 150 г муки, щепотка соли,

столовая

ложка

растительного

масла,

столовая

ложка

клея

ПВА,

воды

добавляется столько, чтобы краска по консистенции была, как густая сметана.

Можно расстелить на полу клеенку, покрыть ее газетами. В центре ставится

все необходимое для изготовления краски. Дети рассаживаются вокруг этих

материалов. Хорошо, если дети будут одеты так, чтобы они не боялись

испачкаться.

Ребята

в

стаканчики

насыпают

необходимое

количество

муки,

куда

постепенно

добавляют

соль,

масло,

воду,

клей.

Очень

важно,

чтобы

все

компоненты смешивались руками.

При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные

ощущения детей. В процессе смешивания компонентов нужно попросить

ребят прокомментировать свои ощущения, чувства. Когда основа под краску

готова, детям предлагается выбрать любимый цвет краски и добавить ее в

основу. Если нужен яркий тон краски, то гуаши добавляется много, если

бледный — немного. Таким же образом можно будет отрегулировать желание

нескольких

детей

создавать

один

цвет.

Он

будет

один,

но

разной

интенсивности.

Конечно

хорошо,

если

цвета

не

будут

повторяться.

Готовая краска выставляется в центр. Детям раздается картон и под приятную

музыку предлагается пальчиками, используя полученную краску, нарисовать

ч т о - н и б у д ь .

Э т о

м о ж е т

б ы т ь

и

з а д а н н а я

т е м а .

Психолог

в

это

время,

отслеживает

способы

взаимодействия

детей,

их

состояния и поведенческие реакции при изготовлении краски и рисовании.

Когда

работы

будут

готовы,

следует

сделать

выставку

с

последующими

комментариями.

Результатом являются следующие показатели:

• в процессе арттерапевтических занятий у подростков меняются многие

динамические

характеристики

Я-концепции

с

отрицательных

на

положительные,

повышается

самооценка,

значительно

возрастает

самоинтерес;

•формируется мотивация самовоспитания, саморазвития;

•развиваются

и

закрепляются

навыки

поведения

в

различных

ситуациях;

•развивается фантазия и воображение;

• ф о р м и р у е т с я

в р е м е н н а я

п е р с п е к т и в а

б у д у щ е г о ;

•происходит эмоциональное осознание своего поведения;

снижается

напряжение

и

приобретаются

навыки

в

саморасслаблении;

•снижается уровень тревожности, агрессивности и конфликтности, подростки

получают

новые

различные

модели

разрядки

гнева

и

агрессивности;

•происходит раскрытие внутреннего потенциала подростка.



В раздел образования