Напоминание

Биоадекватная методика преподавания


Автор: Хамзина Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Гимназия имени М.Горького"
Населённый пункт: город Хасавюрт Республика Дагестан
Наименование материала: Статья
Тема: Биоадекватная методика преподавания
Раздел: начальное образование





Назад




Кихтева Ольга Ивановна, учитель высшей

квалификационной категории ГБОУ СОШ №1260 с

углублённым изучением английского языка г.

Москвы

Доклад на тему: «Биоадекватная методика в ноосферном образовании»

Российская школа должна являться школой духовно-нравственного развития и воспитания

гражданина нашего Отечества. Её основа – это современные достижения педагогической теории и

практики и лучшие традиции отечественной школы.

Достижение результатов образования, предъявляемых Федеральным государственным

образовательным стандартом начального общего образования, в значительной степени достигается

благодаря

работе

учителя,

который

использует

широкий

спектр

современных

образовательных

технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-

воспитательной работы с учащимися.

Учителя начальной школы заботятся, чтобы дети учились с интересом, при этом используют

здоровьесберегающие

технологии.

Для сохранения

их

устойчивого психологического,

духовного

и

физического

здоровья необходимо объединение усилий многих специалистов: медиков, психологов,

социологов, философов и педагогов. Словом, всех тех, кто не только видит эту задачу теоретически, но,

обладая большим потенциалом знаний прошлого и настоящего России, в силах осуществить её на деле.

Объединяющим началом большого и созидательного процесса в этой сфере должно стать направленное

восстановление

ценностей

образовательных

структур

и

семьи

как

основы

благополучного

и

процветающего общества.

Cоциальная

ценность таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность,

творчество, готовность к инновациям, становится всё больше востребованной на современном уровне

технологического развития общества.

Произошли коренные изменения не только в содержании образовательных программ, но и в

методологии и методике преподавания. Эти изменения направлены на поиск новых методов познания в

процессе обучения, цель которых не получение знания ради самого знания, а развитие личности

обучающегося на основе полученных знаний и полезность применения этих знаний в своей жизни и

быстро изменяющемся мире.

Современное ноосферное образование, которое было создано как альтернативная критическая

педагогика,

является

наукоёмной

биотехнической,

все

элементы

которой

не

нарушают

биоритмов

учеников, преподавателей, воспитателей и родителей. Эта биотехнология учитывает возможности мозга,

психики,

тела

ребёнка,

подростка,

юноши,

девушки.

В

ноосферном

образовании

раскрываются

неисчерпаемые

резервы

возможности

человека. Концепция

ноосферного образования является

стройной системой

научно-теоретических

взглядов на процесс воспитания и образования

высоконравственной,

целостной,

современной

личности,

устремлённой

к

эволюционному

развитию.

Такое образование делает акцент, прежде всего, на подготовку социально активных граждан

и формирует мировоззрение, рассматривающее мир как изменяемый.

Согласно концепции ноосферного образования, разработанной и предложенной действительным

членом РАЕН доктором психологических наук Н.В.Масловой, суть ноосферного образования в том, что

его

цели,

задачи,

средства,

формы

образования

согласованы

с

естественными

закономерностями

мироздания

и

не

способны

нарушить

биоритмы

живых

систем.

В

таком

образовании

участвуют

одновременно

ученик,

учитель

и

родители.

Ноосферное

образование

это

синтез

достижений

квантовой физики, нейрофизиологии, синергетики, квантовой интегративной психологии, эргономики,

физиологии

и

других

наук.

Труды

И.Р.Пригожина,

Б.А.Астафьева,

Н.В.Масловой,

К.Прибрама,

Ю.А.Урманцева,

О.Л.Кузнецова

и

других

учёных

стали

базовыми.

Интегрировав

их

с

лучшими

педагогическими концепциями Я.А.Коменского, А.С.Макаренко, К,Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского,

Н.К.Смирнова удалось разработать целостную научную концепцию ноосферного образования.

Концепция ноосферного образования является стройной системой научно-теоретических взглядов на

процесс воспитания и образования высоконравственной, целостной современной личности.

Примером новых образовательных технологий в ноосферном образовании являются программы

дополнительного

образования

для

школьников

в

летних

учебных

центрах,

которые

используют

природосообразные и здоровьесберегающие методы обучения, а также использование на уроках в школе

(биоадекватное преподавание).

Специфика биоадекватного преподавания заключается в режиме чередования работы

правого и левого полушарий головного мозга, т.е. релаксационной и активной форм восприятия и

усвоения учебной информации. Отсюда и название методики – релаксационно-активная. Она состоит

в разумном распределении учебного материала и создания целостной системы знаний по конкретной

дисциплине.

Методика учитывает два аспекта единого процесса обучения и развития: пассивную – «я

чувствую»

и

активную

«я

действую».

Пассивная

форма

работы

обеспечивает

оптимальное

самочувствие в наиболее ответственные моменты учебной деятельности.

Активная форма требуется для полноценного формирования учебных навыков, творческой

активности, предупреждения апатии и безынициативности, лени или заторможенности детей.

Так создаются естественные для человека условия, при которых активизируются обе половины

головного мозга. В этом случае знания можно накапливать и извлекать с большой степенью надёжности.

Кроме того, взаимодействие левого и правого полушарий приводит к гармонии тела, мозга и души,

снятию стресса и подключению разнообразных центров удовольствия. Спокойная атмосфера учёбы

приводит к улучшению физического самочувствия учащихся. Они ожидают уроков, и это усиливает

ощущение успеха и быстроты продвижения вперёд.

В создании оптимальных режимных условий обучения ключевая роль отводится релаксации.

Многие

педагоги

знают,

что релаксация

это

уменьшение

напряжения,

произвольное

и

непроизвольное

состояние

расслабленности. Произвольная

релаксация

вызывается

путём

расслабления мышц и представления состояния покоя. Не следует путать релаксацию с медитацией, это

качественно другое, управляемое человеком состояние.

Бодрствующий мозг, энергично вовлечённый в умственную деятельность, генерирует бета-волны

с большой частотой (15-40 Гц) и низкой амплитудой (см. таблицу). Для большинства взрослых людей

бета-волны обеспечивают нормальное повседневное рабочее состояние. Для детей – это состояние

напряжения, стресса. Альфа-ритм формируется по завершении какого-либо задания и характеризуется

большой амплитудой, меньшей частотой (9-14 Гц). У тета-волн амплитуда ещё больше, а частота

меньше (5-8 Гц). Они появляются в состоянии полноценного спокойного отдыха. Дельта-состояние

описывается максимальной амплитудой и наименьшей частотой волн (0,5-4 Гц), что свойственно для

сна.

В

общем

наборе

мозговых

колебаний

всегда

присутствуют

все

виды

частот

при

одной

доминирующей.

Динамический

механизм

переключения

ритмов

головного

мозга

называют

«пейсмейкерным». Именно он управляет психофизическим состоянием.

Соответствие ритмов головного мозга

функциональным состояниям.

Биоадекватность

данного метода заключается в полном соответствии

педагогических действий

естественному

психофизическому

авторежиму

в

чередовании

состояний

активного

поиска

(бета

состояния)

с

паузами

отдыха,

расслабления,

мечтательности

(альфа-

и

тета

-

состояния).

Из

психофизиологии хорошо известно, что наиболее высокие результаты деятельности достигаются при

некоей пониженной активации нервной системы, получившей название оптимального функционального

состояния. Многие талантливые педагоги, учителя «от Бога», не зная всей этой науки, интуитивно

чувствуют и делают всё для поддержания у детей функционального

оптимума. Именно у таких

учителей детям нравится учиться. Именно такие учителя становятся любимыми.

Ноосферный учитель идёт дальше. Он знает, что в течение 10 минут биоадекватного

предъявления учебной информации, реагирование на сигнал «что это?» в гиппокампе возникает тета –

ритм,

который далее передаётся другим образованиям мозга, обеспечивая запоминание текущего

события и перенос его из кратковременной памяти в «кладовую» долговременной памяти. Ноосферный

учитель понимает, что тета-

и

альфа-состояния мозга наиболее важны для учёбы и запоминания,

поскольку они создают гармоничный баланс нагрузки между левым и правым полушарием, логикой и

творческой активностью, а их ритмы идеально соответствуют не только восприятию, но и усвоению

знаний – развитию общих и специальных умений, навыков, компетенций.

Структура урока.

В биоадекватном занятии присутствуют все рабочие этапы, которые приняты традиционной

педагогикой:

I. Приобретение знаний.

II.Формирование умения использования знания.

III.Закрепление навыка использования знаний.

I этап приобретения знаний проходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа происходит

мотивированное формирование мыслеобраза учебного материала (цветка, птицы, дерева и др.) со

структурированной информацией. Время этапа 10 минут.

II этап формирование умения использовать знания происходит в состоянии активности (азарта).

Во время этого этапа происходит «выведение» образа информации на уровень словесного описания,

визуального

графического

образа

в

рисунке,

происходит

формирование

визуальной,

моторной,

Ритмы головного

мозга

Частота/ герц

Электрический

потенциал/микровольт

Функциональное

состояние

бета – волны

20 – 30

20

нормальное

бодрствование

альфа - волны

9 – 14

50

расслабленное состояние,

грёзы, дремота.

тета – волны

5 – 8

50 - 100

неглубокий сон

дельта - волны

0,5 – 4

100 - 150

глубокий сон

слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом. Время этапа 10-15

минут.

III этап урока отводится на закрепление навыка использования знания. Во время этого этапа

происходит

отделение

учебного

образа

и

поиск

самостоятельных

примеров

с

последующими

(проверочными) возвращениями и корректировкой примеров. Время этапа 10-15 минут.

Домашнее задание является продолжением III-го этапа.

Учащиеcя любят создавать свои собственные образы. Многие из них хотят усложнить схему

или «одухотворить» образ. Этот процесс сравнения нового со знакомым и понятным был и есть в

арсенале многих выдающихся учёных. Например, сподвижник А.Д. Сахарова физик А.И. Гудзенко

любил «переводить» сложные физические формулы в

простые и понятные образы. У него студенты физические понятия изображали через живые скульптуры.

В данной типовой скульптуре урока может быть выделено разное количество частей – на

усмотрение

учителя.

Так,

если

проводится

фонетическая,

лексическая,

логическая

зарядка,

то

количество частей урока прибавляется. Повторение нового материала обычно происходит не мене 5-6

раз за урок. При каждом повторе происходит активизация того или иного канала восприятия: в одной

части урока активизируется речь, в другой - моторика руки, осязание, зрение, обоняние; в третьей –

логические структуры памяти и т.п.

Большинство результатов по научению человека показывает, что запоминание происходит в ходе

многократного повторения. К.Прибрам объясняет это так: «Во время повторения происходит

такое

распределение повторяемого материала, что он включается в целую систему связей, предварительно

зафиксированного опыта». В этом секрет прочной долговременной памяти, которая является скорее

«функцией соединительных структур, чем функцией процессов в самой нервной клетке».

Формирование длительно сохраняющихся изменений происходит в соединительных аппаратах

мозговой

ткани, когда рост нервных волокон меняет пространственную структуру связей между

нейронами. Такой процесс уже имеет название концентрированного научения. Эффект закрепляется на

20%, если через несколько уроков (2-3) сделать повтор на основе музыкального, цветового или фито-

фона, который использовался при первичном знакомстве с материалом. Одновременно с закреплением

можно проверить, какой из каналов был лучше отработан для того или иного ученика. Как организовать

этот повтор? Нужно включить музыку, которая звучала во время определённого урока, воссоздать тот же

запах и попросить учащихся самостоятельно в любой форме, которую они выберут, воспроизвести

материал темы.

Нахождение учебного мыслеобраза в долговременной памяти и в активном обороте

гарантировано при бескомпромиссном соблюдении последовательности I – II – III этапов и, конечно

же, личном энтузиазме учителя! Любовь и энергия учителя порождают соответствующую любовь и

энергию учебного мыслеобраза ученика.

Так следует работать с каждой темой. Мобильность создается благодаря глубоко осознанной педагогом

необходимости

использования

релаксационноактивной

(REAL)

методики,

которая

применяется

в

преподавании.

Биоадекватная методика позволяет разрабатывать интегрированные уроки в межпредметном и

внутрипредметном контекстах. Такие уроки не предусматриваются учебными программами, но именно

они

дают

возможность

познания

рассредоточенной

в

учебниках

информации

в

целостном,

концентрированном

виде.

В

данном

случае

преследуется

цель

творческой

интерпретации

существующего

традиционного материала. При этом

понятие творчества как «создание новых по

замыслу культурных или материальных ценностей» включаются интеллектуальные и методические

приёмы и методы работы: они-то и есть ценности. Научение культуре интеллектуального труда

на

основе национальной культуры народа – есть глобальная задача педагогики.

Воспитательный характер релаксационно-активной (REAL) методики.

REAL – методика имеет ряд воспитательных смыслов, главное из которых непосредственно

связаны с фазой релаксации. Последняя предопределяет выбор положительных эмоций учителя уже в

процессе подготовки к занятию. Во время презентации информации и сам педагог, и дети работают в

оптимальном психоэмоциональном режиме, который нивелирует явные и скрытые конфликты личности,

группы учащихся, включает центры удовольствия и таким образом воспитывает чувства и смыслы.

Притчи, метафоры, басни, ролевые игры, будучи содержательными элементами биоадекватной

методики, снимают остроту деструктивной информации, её объектную направленность и усиливают

трансформацию

энергии конфликтов

в энергию позитивного личностного роста. Учитель должен

уметь видеть в каждом ребёнке возможность проявления его лучших сторон и управлять проявлением

его высших потенциальных возможностей. Ноосферный педагог ориентируется на личность ученика в

её высшем потенциале, воспитывая его личностное достоинство. В таком случае мы имеем основание

говорить о личностной ориентированности методики.

REAL – методика является глубоко воспитательной благодаря грамотной организации

надличностного

опыта

ребёнка.

На

каждом

биоадекватном

уроке

в

его

разуме

«прокладывается

дорожка» между архетипами («первообразами») и сознанием, которая ведёт к целостности личности.

Ребёнок благодаря

связи с опытом предшествующих

поколений

через долговременную память

обретает внутреннюю опору. В этом случае он оказывается способным сам решать свои проблемы и

строить отношения с людьми в восходящем эмоциональном потоке.

Каждый акт выбора сопровождается понятием ответственности за этот выбор. При этом

воспитательная функция методики выявляется в работе сущностно: не формальное запоминание, а

личный

творческий

поиск

воспитывает

трудолюбие,

самоорганизованность,

инициативность,

потребность в свободе выбора. Умение свободного выбора, установка приоритета инициирует навык

интеллектуальной работы и самоорганизующейся духовности. Это та ситуация, когда сама учёба есть

воспитание трудом, душой, интеллектом, когда не

требуется выделять дополнительное время на

воспитательные мероприятия.

Здоровьесберегающий потенциал методики.

Биоадекватная методика преподавания концентрирует внимание, включает память, волевые

усилия

по

выполнению

множества

регламентированных

урочных

действий

в

соответствии

с

психофизиологическими возможностями учащихся.

Известно, что традиционные приёмы обучения базируются преимущественно на

кратковременной памяти при доминирующем участии левого полушария головного мозга (центры речи

и слуха). При этом значительная часть подкорковых структур, связанная с лимбико-ретикулярным

комплексом и эмоциями, не только исключается из процесса восприятия и переработки информации, но

и методически подавляется на каждом уроке. Обучение как целенаправленная деятельность начинается

с III-го (программного) блока мозга, который реализует не познавательный рефлекс, а установку на

запоминание

учебного

материала.

Это

ведёт

к

перенапряжению

нервных

центров,

связанных

с

биологическими мотивациями, и образованию патологических доминант в I-ом (энергетическом) блоке

мозга. Именно поэтому у детей и подростков

быстро наступает утомление, снижается внимание,

возникает сонливость, накапливается агрессия. Именно отсюда – тактика избегания неудач (плохая

оценка, порицание), имеющее место на уроках, построенных на традиционной методике.

Преимущества биоадекватной методики очевидны. Благодаря естественной стимуляции ретикулярной

формации через все каналы восприятия обеспечивается бодрствующее, деятельное состояние коры

обоих полушарий головного мозга. Ретикулярная формация активизирует энергетическое обеспечение

образовательной

деятельности

через

задний

гипоталамус.

А

далее

генетически

последовательно,

физиологично нейронные ансамбли

I,

II,

III

структурно-функциональных блоков головного мозга

включается в процесс восприятия информации.

Кроме того, релаксация обеспечивает реализацию коммуникативной функции эмоций, которая

почти на 90% происходит на неречевом уровне. Эмоциональное напряжение выходит на вегетативные

функции

организма

человека,

проявляясь

сдвигами

кожно-гальванического

рефлекса,

частоты

сердечных сокращений, кровяного давления и т.п. В результате моделирования в процессе релаксации

эмоционально-позитивной среды происходит нормализация работы вегетативных функций организма и

получение дополнительного энергетического импульса для усвоения новой учебной информации и

приобретения

навыков

познания.

Так

как

влияние

эмоций

на

поведение

подчинено

принципу

максимизации положительных эмоций и минимизации отрицательных, то данный подход соответствует

природному закону нормального развития психических функций у ребёнка.

Предохранительной мерой в решении педагогической задачи здоровьесбережения выступает

структурирование учебной информации по базовому принципу золотых пропорций. Большая часть

(65%)

учебного

материала

в

биоадекватном

преподавании

является

известной,

данной

уже

из

пройденного курса изучаемой дисциплины или других общедоступных источников. Доля незнакомой

информации составляет 30%. И только 5% от общего учебного материала может содержать негативный

смысл явно или в виде подтекста. Таким образом, и по энергетическим,

и по информационным

параметрам REAL - методика представляет универсальный естественный инструмент профилактики

психосоматических заболеваний.

Биоадекватность метода не исчерпывается профилактическими функциями. Она не только

сохраняет, но корректирует и развивает здоровье благодаря

запуску механизма

саморегуляции.

Впервые его действие было научно обосновано Нобелевским лауреатом И.Н. Пригожиным в работе

«Самоорганизация саморегуляции биологической системы», где одна из закономерностей современной

термодинамики

была

распространена

на

биологические

объекты.

Эта

закономерность

состоит

в

следующем:

при

определенных

условиях

любая

система,

представленная

сама

себе,

стремится

к

состоянию наименьшего возбуждения частей, составляющих эту систему; при этом растёт степень

упорядоченности и происходит самоорганизация. Примерно это же происходит во время релаксации.

Альфа-тета-состояние

головного

мозга

способствует

гармонизации

элементарного

гомеостаза,

т.е.

самоупорядочиванию

организма

и

психики

человека

на

всех

уровнях:

физиологическом,

эмоциональном, интеллектуальном и т.д.

Учебная релаксация построена

на виртуальном представлении образа, который

непосредственно не воздействует на сенсорные каналы тела человека, но может быть им представлен

и визуально, и тактильно, осязательно, т.е. может охватывать все аспекты чувствования. Этот принцип

получил название биологической обратной связи (БОС). Проектная функция мозга обеспечивает

равновесное

функциональное

состояние

(фаза

пассивного

открытия),

в

котором

соединяются

одновременно протекающий внешний процесс объяснения учителем учебной информации (внешнее

воздействие сигнальных импульсов) и внутренний психологический процесс ассоциирования. Такой

подход инициирует учащегося к включению в процесс саморегуляции, к контролю за ситуацией и своим

состоянием с опорой на первосигнальные или второсигнальные регулирующие образы.

При глубокой релаксации в деятельности мозга могут образовываться вспышки абсолютно

упорядоченной

активности

всех

центров

мозга.

Возникает

уникальное

явление когеренции

(взаимосвязанность, согласованность) волновой активности всех центров мозга: передняя и задняя

части мозга, правое и левое полушария, кора и подкорка начинают действовать абсолютно согласованно.

Американский нейрофизиолог К. Уоллс, открывший явление когеренции, выделил его в отдельное –

четвертое

состояние

сознания,

первое

из

высших

состояний

сознания,

доступных

человеку

и

описанных во всех священных книгах. Это состояние является эмерджентным (внезапно возникающим)

по отношению к другим психофизическим состояниям, оно принципиально отличается от них и

вместе с тем интегрирует познавательные возможности последних. На короткие мгновения, даже при

первой релаксации, человек переживает такой опыт.

Ноосферный учитель, создавая на уроке состояние комфорта, удовольствия, радости,

единения

с

миром,

методически

грамотно

включает

природный

механизм

эмерджентного

самоуправления. В состоянии релаксации каждый погружён в себя, каждый ребёнок сам моделирует

образы, обеспечивающие ему состояния покоя и познания. Учебная информация воспринимается легко

– через мечту. В активном состоянии ребенок легко воспроизведет весь материал: он и отдохнул, и

поработал.

Учебная релаксация – это самый приятный и самый здоровый этап образовательного

процесса, ведь в этот момент дети «говорят на одном языке с природой». После учебной релаксации в

старших классах

девушка высказала своё мнение: «Мне удалось не только созерцать великолепные

пейзажи, я словно поднялась над всем обыденным и повседневным. После релаксации я поняла, что

живу в мире, в котором есть места, где можно мечтать и, открыв глаза,

оказаться совершенно

свободным, отдохнувшим, полным сил человеком!»; «Совершенно неожиданными ноосферные уроки

показались нам в самом начале и необходимыми сейчас. Остаётся что-то,

что никуда не уходит из

памяти. Будто сказка закончилась, а волшебная палочка осталась у тебя в потайном кармане. Чувство

комфорта не покидает тебя до конца дня, а легкая улыбка не исчезает с твоего лица ни на минуту» - так

думают учителя, которые проводят ноосферные уроки.

Биоадекватность восприятия и, соответственно, эффективность REAL-методики оказывается

выше у тех, кто в меньшей степени испытывал

влияние со стороны «левополушарного» социума.

Методом образного мышления наиболее успешно овладевают учащиеся младшего школьного возраста.

Он им нравится, поскольку это естественный для человека путь мышления.

Критериями эффективности методики являются прочность знаний, эмоциональный эффект, социальное

время, необходимое на изучение одного и того же курса, снижение заболеваемости.

«Биоадекватная методика как поисково-технологическая модель инноваций»

Учителя начальной школы заботятся, чтобы дети учились с интересом, при этом используют

При инновационном преподавании у наглядности появилась новая функция – управление

познавательной деятельностью ученика через аппарат эмоций и ощущений. При биоадекватном

преподавании ученик не получает наглядное пособие в готовом виде, а сам его создает в своем

воображении, отображая затем увиденную мыслеформу на бумаге и располагая на нее полученную от

педагога учебную информацию в строгой алгоритмической последовательности.

Биоадекватная методика преподавания является частью биоадекватной технологии, которая является

частью концепции ноосферного образования, разработанной и обоснованной академиком РАЕН Н. В.

Масловой. Эта методика представляет собой совокупность скоординированных действий, целью

которых является мотивация и активизация целостных динамичных мыслеформ по какой-либо учебной

дисциплине и навыков инструментальной работы с ними. При этом используется системная

организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся.

Биоадекватная методика объективно, субъективно, физиологически и психологически работает на

формирование метода мышления мыслеобразами. Осознанное, систематическое применение

ассоциативных образов во всех учебных дисциплинах создаёт системное ассоциативное мышление, то

есть природосообразное мышление.

Самая важная задача природосообразной технологии - мотивировать биоадекватный метод мышления у

человека, ибо правильный (сообразный природе) метод мышления даёт ученику инструмент для

решения не только учебных, но и жизненных задач. Правильный метод мышления важнее гигантских

объёмов информации, ибо такой метод приводит к ценнейшим открытиям.

По форме данная методика - релаксационно-активная, в которой этапы релаксации (накопление информации,

работа правого творческого полушария в состоянии покоя) чередуются с этапами активности (тренировка левого

полушария:

логика,

анализ,

синтез

информации).

Биоадекватный

метод

состоит

в

разумном

расчленении

учебного материала и создании целостной системы знаний по конкретной дисциплине.

Специфика биоадекватного преподавания заключается в режиме чередования работы правого и левого

полушарий

головного

мозга,

т.е.

релаксационной

и

активной

форм

восприятия

и

усвоения

учебной

информации. Отсюда и название методики – релаксационно-активная. Она состоит в разумном распределении

учебного материала и создания целостной системы знаний по конкретной дисциплине.

В биоадекватном уроке присутствуют все рабочие этапы, которые приняты традиционной педагогикой и

хорошо известны:

1.

Приобретение знаний.

2.

Формирование умения использовать знания.

3.

Закрепление навыка использования знаний.

Однако эти педагогические этапы проходят в определённом режиме.

Первый этап (приобретение знаний) проходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа происходит

мотивация и формирование мыслеобраза учебного материала со структурированной информацией.

Второй этап (формирование умения использовать знания) проходит в состоянии активности. Во время

этого этапа происходит "выведение" образа информации на уровень словесного описания, визуального

графического образа в рисунке, происходит формирование визуальной, моторной, слуховой, логической

связи между абстрактной информацией и личным образом.

Третий этап (закрепление навыка использования знаний). Во время этого этапа происходит "отрыв"

учебного образа от учебника, происходит поиск собственных примеров с последующими

(проверочными) повторениями и корректировкой примеров. Домашнее задание является продолжением

третьего этапа. Ребятам предлагается создать, подобрать, придумать свой собственный образ и

расположить на нём, полученную на уроке информацию. Опыт показывает: учащиеся любят создавать

свои образы. Многие из них желают "одухотворить" образ или усложнить схему, используя

дополнительный материал.

Для примера предлагаю фрагмент урока окружающего мира по теме: «Водоемы. Строение реки» с

использованием биоадекватной технологии.

Первый этап (приобретение знаний, создание мыслеобраза):

Звучит тихая спокойная музыка.

Релаксация "Река. Строение реки"

Сядьте удобно, пусть ничто вам не мешает. Закройте глазки. Сделайте вдох, а затем выдох. Ещё раз вдох,

выдох. Представьте себя около родника, который бьёт из-под земли. Посмотрите, что вас окружает?

Какая вода в роднике? Родник, источник - это место начала реки - исток. В родничок постоянно

прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте. И стекает в какую-нибудь сторону. Образуется

ручеёк, который сливается с другими ручейками. Так маленький ручеёк превратился в речку. Воды её

пополняют дожди и снега. Углубление, дорожка, которую проложила речная вода, называют руслом

реки.

Ярко светит солнышко. Ласковый теплый ветерок обдувает вас. Вы на лодочке плывёте вниз по течению

реки. Рассмотрите эту лодочку. Какая она? Посмотрите вниз. Представьте себе, как сквозь прозрачную

воду видны камушки и речной песок, промелькнула серебристая рыбёшка. Лодочка плавно скользит по

воде. Посмотрите на правый берег. Какие деревья, кусты, травы вы увидели? А что еще вы заметили на

берегу? А теперь посмотрите на левый берег. Он покрыт золотистым песком, давайте причалим и

походим босиком по теплому песку. Что вы ощущаете? Сядем в лодочку и продолжим наше

путешествие. Куда течет река? Предадимся медленному, спокойному течению реки.

Посмотрите, множество лесных ручейков и речушек впадают, вливаются в реку. Она становится все

глубже и шире, воды в ней становится все больше. Реки поменьше отдают ей свои воды. Это притоки.

Реки, впадающие справа, - правые притоки, слева, - левые...

И вот уже наша лодочка покачивается на волнах широкой полноводной реки. Впереди раскинулось

море... Посмотрите, какое оно? Множество рек впадают в море. Место впадения реки в море называют

устьем. Здесь мы и закончим наше путешествие.

Вдох, выдох, потянитесь и медленно открывайте глазки. Мы с вами в классе.

Второй этап (процесс оперирования мыслеобразом, формирование умения использовать знания):

- Расскажите, что вы увидели. Нарисуйте. Покажите ваши рисунки. (Учитель показывает свой рисунок

на доске). Назовите части реки.

- Как называется место начала реки? (Исток) От слова «Источник» (ключ, родник).

Сюрприз: родниковая вода. «Сюрпризы» готовятся, исходя из темы урока. Их задача помочь принять и

запомнить информацию, полученную на уроке, посредством подключения ещё одного чувства - вкуса.

Сравнение пресной и соленой морской воды.

Третий этап (процесс ориентации в пространстве, закрепление навыка использования знаний):

Домашнее задание: на своих рисунках подпишите части реки.

Биоадекватный урок подразумевает использование ярких опорных образов, наполненных

исчерпывающей, структурированной информацией на основе личного опыта ученика. Использование

всех шести чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, где каждое чувство работает как

определенная линза процесса чувственного восприятия, через которую камера нашего сознания

записывает свои переживания и хранит свои воспоминания. Все это гармонизирует глаз, мозг и душу,

несет эффект оздоровления всего организма человека. Так создаются естественные условия для

раскрытия внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней потенциальных

возможностей. Объединяясь в личности ученика, эти ресурсы увеличивают его творческий потенциал,

являются инструментом гармонизации его личности. Использование биоадекватной технологии

возможно на всех этапах обучения и по всем учебным дисциплинам.

Список источников

1.

В.И. Вернадский. Мышление как планетарное явление. – М: «Наука» 1980

2.

М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч., т.7.Труды по филологии. М: «АН СССР» 1952

3.

Е.А. Марковская. Образовательные технологии – АППО, кафедра инновационных технологий,

2010

4.

Н.В Маслова. Ноосферное образование: монография – М.: Институт холодинамики, 1999

5.

Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. – М: «Просвещение» 1980



В раздел образования