Автор: Бойцова Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: Формирование представлений у детей дошкольного возраста о полоролевом образе поведения в практике работы воспитателя ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Формирование представлений у детей дошкольного возраста
о полоролевом образе поведения в практике работы воспитателя ДОУ
Бойцова Елена Петровна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк
Женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, нужно формировать с
дошкольного возраста, не отделяя полоролевое воспитание от общего нравственного
воспитания.
Иначе
при
формировании
личности
девочки
и
мальчика
неизбежны
отклонения,
способствующие
ее
эмоциональному
неблагополучию
среди
сверстников,
а
в
дальнейшем препятствующее выполнению семейной и общественной функции.
Традиционно
половые
роли
и
связанные
с
ними
стереотипы
маскулинности
(мужественности) и фемининности (женственности) резко различались. Это проявлялось
в том, что,
во-первых,
мужские
и
женские
виды
деятельности
и
личные
качества
были
отличающимися друг от друга и казались полярными;
во-вторых, половые различия освящались религией или ссылками на природу и
представлялись нерушимыми:
в-третьих, мужские и женские функции были не просто взаимно дополнительными,
но и иерархическими — женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, так что даже
идеальный образ женщины конструировался с точки зрения мужских интересов.
Формирование
и
развитие
личности
происходит
через
ее
включение
в
системы
общественных
отношений.
Каждое
общество,
каждая
культура
вырабатывает
и
трансформирует
в
отношении
ценностей
элементы
стереотипов
маскулинности
и
фемининности.
Полоролевой образ мужчины или женщины в представлениях ребенка, а, прежде всего
это поведение, которое характеризуется специфическими действиями по отношению к
природе, к людям (женщинам, мужчинам, старикам, детям и др.). Ориентированными на
культурно
исторически
сложившиеся
эталоны,
образцы:
если
для
образа
женщины
характерна
мягкость,
терпимость,
заботливость,
нежность,
эмоциональность,
охранительность,
то
для
образа
мужчины
выносливость,
смелость,
решительность,
честность, сдержанность, практичность и т.п.
Разделение ролей происходит в детстве, оно включает не только игры. Типичные для
детей разного пола, но и другие значительные различия между мальчиками и девочками.
Характерно, что у мальчиков соответственно половой роли придается большее значение.
С
этим
тесно
связаны
некоторые
типы
взаимодействия
мальчиков
с
девочками,
обеспечивающие укрепление границ между полами. И, несмотря на все это, в ходе
р а з в и т и я
о б н а р у ж и в а е т с я
н е п о с т о я н с т в о
п о л о в ы х
р о л е й .
Половые роли можно объяснить с трех точек зрения: биологической, социальной и
структурной.
Первая предполагает, что роли определяются в процессе биологического созревания
человека, в это отражает как генетические различия между мальчиками и девочками, так
я эволюцию в целом.
Вторая наибольшее значение придает социальным причинам, т.е. влиянию усваиваемых
в детстве взглядов и ценностей, а также процессам, которые опосредуют воздействие на
ребенка внешних факторов и восприятие им полоспецифичной информации.
Третья
-
общественные
структуры
непосредственно
отражаются
на
взглядах
и
поведении
людей,
и
поэтому
считается,
что
мужчины
и
женщины
скорее
приспосабливаются
к
воздействию
культуры,
чем
усваивают
ее.
С
этих
позиций
социальная психология объясняла межполовые различия в невербальном общении, речи,
в
склонности
помогать
другим.
И
влиять
на
других...
Например,
мужичины
в
естественных условиях более склонны влиять сами, а женщины находиться под чьим-
либо влиянием.
У девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции
имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие
человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к
новым условиям.
По
данным
Т.М.Титаренко
(1989)
мальчики
и
девочки
существенно
отличаются
в
физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы.
девочки
мальчики
лучше
показатели
в
равновесии,
гибкости,
более
развита
мелкая
моторика.
быстрее
бегают,
дальше
прыгают
с
места,
у
них
лучше
показатели
в
метании
на
дальность,
больше
сила
2
рук.
начинают раньше читать
п о л ь з у ю т с я
с л о ж н ы м и
грамматическими
ко н с т ру к ц и я м и ,
и х
р е ч ь
предметно-оценочная.
прева лирует
а б с т р а к т н о е
мышление,
«внесловесное»,
отвлеченное мышление,
при
решении
арифметических
задач присутствует логика.
словарь
богат
гл а гол а м и ,
м е ж д о м е т и я м и ,
ч т о
свидетельствует
о
внутреннем
динамизме
психиче ской
ж и з н и ,
с т р е м л е н и и
н е
созерцать, а видоизменять.
и н т е р е с у е т
ч е л о в е к
и
окружающая его среда: одежда,
утварь,
предметы
домашнего
обихода.
л ю бя т
и г р ат ь
с
к у к л о й ,
проявляя заботу.
предпочитают порядок в вещах.
и н т е р е с н ы
с р е д с т в а
передвижения:
с а м о л е т ы ,
машины, поезда, теплоходы.
любят
разобрать
механизм,
узнать его устройство, увидеть
фактическую сторону дела.
Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной
психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь,
эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имеют разный
мозг, ведут себя по-разному, поэтому нам необходимо :
Мальчикам
Дать
представление
о
том,
что
в
будущем
они
станут
мужчинами,
обладают
особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с природой, с
предметами и девочками, мальчиками. Они берут на себя самые сложные, трудные,
не интересные, но необходимые обязанности, поручения.
Таким
образом,
проявляют
свои
самые
лучшие
мужские
качества
-
силу,
выносливость, умение преодолевать трудности, достигать цели, быть спокойными,
терпимыми, рассудительными и др. Находясь в природном окружении, в окружении
девочек, мужчины и мальчики берут на себя роль защитника и охранителя.
Девочкам
Дать представления о том, что в будущем они станут женщинами, которые
обладают
отличительными
признаками
поведения
от
мальчиков
в
различных
ситуациях: когда они общаются с природой, с предметами и мальчиками, девочками.
3
Они берут на себя заботы, поручения связанные с созданием красоты, уюта, заботы о
маленьких и животных и др. Таким образом, проявляют свои лучшие женские
качества - заботливость, внимание, терпение, нежность, и др.
Находясь
в
природном
окружении,
девочки,
как
и
мальчики,
берут
на
себя
обязанности сохранять природу и восторгаться ею. Находясь в окружении мальчиков,
девочки демонстрируют свою гордость, игривость, достоинство и доброту и др.
Реализация специфических интересов мальчиков и девочек в игровой деятельности
связана с организацией предметно - развивающей среды.
мальчики
девочки
Мальчики учатся устанавливать
общность и отличие для их пап и
других мужчин, сравнивая и
анализируя жизненные ситуации в
домашнем хозяйстве, прогулки семьи,
день рождения семьи и др.
Девочки
устанавливают
общность
и
отличие своих действий, характерных
для
их
мам
и
других
женщин,
сравнивая
и
анализируя
жизненные
ситуации: досуг на природе, уход за
домом,
за
детьми,
создание
красоты
вокруг,
проблемные
ситуации
в
домашнем хозяйстве, прогулки семьи,
день рождения семьи и др.
Педагог формирует опыт поведения
Педагог формирует опыт поведения
4
мальчиков в экстремальных ситуациях
- страха, пожара, нападения, споров и
др.
Поэтому в группе для мальчиков
необходимо
установить
спортивный
комплекс,
подобрать
различные
конструкторы,
технические
игрушки,
подготовить
атрибуты
к
сюжетно-
р о л е в ы м
и г р а м :
« В о е н н ы е » ,
« М о р я к и » ,
« К о с м о н а в т ы » ,
«Спасатели».
девочек в экстремальных ситуациях -
рассердилась, не поделилась,
разозлились и т.д.
Для
девочек
оборудовать
кукольный
уголок,
расположить
предме ты
домашнего
обихода,
кукол,
наряды.
Можно
поместить
больших
мягких
кукол
мальчика
и
девочку,
сшитых
руками мам.
Совместно для мальчиков и девочек изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым
играм:
«Салон
красоты»,
«Супермаркет»,
«Скорая
помощь»,
«Дочки
матери»,
«Ателье». Выделяется место для театральной деятельности, где размещают костюмы
для инсценирования литературных произведений.
В книжном уголке можно сделать подборку книг, иллюстраций, фотографий по
темам: «Моя семья», «Все работы хороши - выбирай на вкус», « Мальчики и девочки
вместе». Украшение группы может должны служить тематические выставки детского
рисунка «Рисуют мальчики», «Рисуют девочки», авторские рисунки и выставки
поделок ручного труда (из дерева, бумаги, ткани).
Кроме того, необходимо дифференцировать педагогический процесс: например,
на
занятиях
по
математике
воспитатель
может
предложить
мальчикам
для
порядкового счета танки, солдатиков, кораблики, а девочкам - бантики, цветочки,
куколок.
Мальчиков просить составить
решить задачи о военных, охотниках, средствах
передвижения,
а
девочек
-
о
принцессах,
растениях,
игрушках,
таким
образом
происходит
формирование
умений
и
навыков
с
учетом
пола
воспитанников
,
развитие правильных взаимоотношений мальчиков и девочек.
Объектом наблюдения за формированием полоролевой идентичности
воспитанников являются действия в игре, на прогулке, в раздевалке, в процессе
ухода за животными и выявляются их женские и мужские признаки и качества
личности.
5
В практике своей профессиональной деятельности широко использую беседы
целью которых является определения уровня представлений детей дошкольного
возраста о собственном образе мальчика (девочки) Соответственно беседа включает
три блока вопросов:
1.
Кто ты есть?
2.
Чем ты отличаешься от Лены (Сережи)?
3.
Как ты узнал (а), что ты мальчик (девочка)?
4.
Что как мальчик (девочка) ты делаешь в семье?
1.Мама - кто у тебя? А папа?
2.Как в семье узнают, что мама есть женщина, а папа-мужчина?
3.С кем ты больше дружишь: с мамой или папой? Почему?
4.Хочешь ли ты быть папой (мамой), когда вырастешь и каким (ой)
папой (мамой), ты хочешь стать?
1. Кто такие мужчины и кто такие женщины?
2. Почему в мире существуют мужчины и женщины?
3. Что создают мужчины и что создают женщины
Для диагностирования детей по формированию полоролевого образа использую
игровой метод «Кубики», который очень нравится моим воспитанникам
целью
которого
является
выявление
возможности
ребенка
моделировать
действия
поведения мужчины и женщины, например : «воспроизведите с помощью кубиков
действия папы и мамы, в какой- нибудь ситуации. Выберите, какой кубик будет папа,
мама и ты».
Очень
интересно
тестовое
задание,
«Мордашки»,
представляет
собой
модификацию методики И.И.Лунина
по изучению полоролевых стереотипов у
детей. Цель - определить наличие представлений о мужественности (женственности)
у
детей
(
детям
предъявляется
серия
схематичных
лиц
(например,
щенячьих
мордашек),
которые
выражали
различные
эмоции,
но
по
которым
нельзя
было
определить пол. От воспитанников
требуется определить пол и эмоцию каждого
лица. Поскольку лица не имеют никаких половых признаков, то любая тенденция в
приписывании
пола
к
определенной
эмоции
рассматривается
как
наличие
неадекватных представлений.
6
Профессиональная
деятельность
педагога
может
быть
по-настоящему
результативной,
когда
родители
становятся
активным
помощниками
и
единомышленниками.
Воспитание базируется на положительных примерах поведения взрослых. Педагогам
дошкольного учреждения необходимо это учитывать самим и пристальное внимание
уделять работе с родителями.
По
некоторым
вопросам
необходимо
достичь
понимания:
например,
нельзя
требовать от девочки ласки, внимания к членам семьи, если мать груба, постоянно
кричит на мужа. Так и сын, отец которого устраняется от домашних обязанностей и
воспитания детей, груб по отношению к жене и окружающим, может, став взрослым
перенять эти черты. Несогласованность требований, предъявляемых в детском саду и
дома,
вызывает
у
ребенка
чувство
растерянности,
обиды
или
даже
агрессии.
Поэтому
педагогам
следует
заинтересовать
родителей
перспективам
нового
направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в
своей работе. Родителей надо постоянно держать в курсе событий, знакомить с
работой
детского
сада
на
открытых
занятиях
и
мероприятиях,
оформлять
информацию в «Уголке для родителей», организовывать выставки детских работ,
просмотры тематических видеофильмов.
7
Литература
1.
Абаева Т.Ю. Дифференцированный подход к мальчикам и девочкам - важное
условие эффективности учебно-воспитательной работы в школе: Аврорев. Дис.
Канд. пед. наук Ташкент, 1979,26с.
2.
Аркин Е.А., Что должны знать родители по половому воспитанию Родителям о
воспитании. – М., 1957. с.283-309.
3.
Дармоделкин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики\\Соц-
политич. Журнал. 1994. №9-10. с.43-54.
4.
Кон И.С. Психология половых различий Вопросы психологии. 1981. № 2. с.53.
5.
Репина Т.А. Групп д.\сада и процесс социализации мальчиков и
девочек\\Дошк.воспитание.1984.№4.с.28-30.
6.
Рубинштейн М.М. Вопрос о совместном обучении.
7.
Шелухина И.П. Мальчики и девочки. С.12-16
8
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Изучение особенностей полоролевого поведения ребенка
Критериями оценки представлений о своем полоролевом образе поведении
являются:
9
уровень
критерии
Высокий
уровень
Представления о своем половом образе: адекватные,
ориентированные на образ другого (мать, отец), согласованность
представлений и полоролевого поведения, точность
отличительных признаков;
Полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и девочек в
«мужской» среде – адекватное по действиям, в «женской -
адекватное мужскому типу поведения, но ориентированное на
«женское» поведение; в среде девочек и мальчиков - аналогично;
Наличие у мальчиков сдержанности эмоциональной, у девочек -
волевого контроля над эмоциями;
Наличие эталонов мужского (женского) поведения при
установлении взаимоотношений со сверстниками);
Постоянство проявления «мужских» («женских») способов
поведения в различных ситуациях.
Средний
уровень
Представления о своем образе н всегда адекватные,
ориентированные на образ другого (мать, отец);
Полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и
девочек: в мужской среде не всегда адекватное по
действиям, в «женской»- не сориентированное на «женское»
поведение; девочек в среде девочек и мальчиков-
анологично;
Наличие эмоциональной нестабильности мальчиков, у
девочек волевой контроль над эмоциями зависим от
сложности ситуации;
Нет четких представлений об эталонах мужского и
женского поведения при установлении взаимоотношений со
сверстниками (девочками и мальчиками);
Нестабильность в проявлении «мужских» («женских»)
способов поведения в различных ситуациях.
Низкий
уровень:
Представления о своем половом образе неадекватные, не
ориентированные на образ другого (мать, отец);
Полоролевое поведение детей не соотносится и не
10
регулируется по половому признаку;
Наличие эмоциональной нестабильности и
неуравновешенности независимо от пола;
Отсутствие представлений об эталонах мужского
(женского) поведения при установлении
взаимоотношений со сверстниками (девочками
мальчиками);
Нестабильность в проявлении «мужских» («женских)
способов поведения в различных ситуациях.
Приложение 2
Как воспитывать мальчика
Воспитание мальчика, конечно, должно отличаться от воспитания девочки. Но совсем не
так, как это принято считать.
11
Сыновьям уделяют меньше ласки, а за провинность спрашивают строже, чем с дочерей.
Авторитарность, твердость и дисциплина конечно необходимы при воспитании мальчика.
Но они не должны являться основой. Такая тактика со стороны родителей принесет лишь
поверхностный результат. То есть ребенок просто перестанет показывать свои страхи и
обиды, ведь «мужчины не плачут». Но внутреннее напряжение никуда не исчезнет, оно
лишь спрячется поглубже и начнет обрастать еще большими страхами. Это конечно не
скажется благоприятно на здоровье мужчины. Давно ведь уже известно, что женщины
страдают
от
сердечных
заболеваний
реже
именно
потому,
что
вплескивают
свои
переживания
наружу
и
могут
выплакаться.
Оставаться
безучастным
к
детскому
переживанию, в корне не правильно.
Например: малыш упал. Не стоит говорить « не реви, ты же мужчина» или «пойди
проревись,
потом
подойдешь».
Лучше
скажите
«
ну
вот,
какой
ты
молодец,
упал
и
практически не заплакал, настоящий мужчина!».
Чрезмерная авторитарность
может еще в детстве сломать «мужское начало» в мальчике. Какую вы хотите жену для
своего сына? Мужчины подсознательно выбирают себе в жены женщин, похожих на их
матерей. И строят отношения в семье по примеру, который видели от родителей в детстве.
Если мама была слишком авторитарна, то сын приведет в дом такую невестку, у которой
он «будет под каблуком».
Не подавляйте его творческих порывов
Уважайте выбор своего маленького мужчины. Поймите, если мальчик будет играть на
флейте – это не сделает из него девочку. А наоборот расширит его кругозор ( будучи
взрослым не одну девушку этим покорит) и повысит его самооценку. К тому же ребенок в
очередной раз убедится в том, что вы с уважением относитесь к его решениям.
Воспитание мальчика
конечно, должно отличаться от воспитания девочки. Но совсем не так, как это принято
считать.Сыновьям уделяют меньше ласки, а за провинность спрашивают строже, чем с
дочерей. Авторитарность, твердость и дисциплина конечно необходимы при воспитании
мальчика. Но они не должны являться основой. Такая тактика со стороны родителей
принесет лишь поверхностный результат. То есть ребенок просто перестанет показывать
свои страхи и обиды, ведь «мужчины не плачут». Но внутреннее напряжение никуда не
12
исчезнет, оно лишь спрячется поглубже и начнет обрастать еще большими страхами. Это
конечно не скажется благоприятно на здоровье мужчины. Давно ведь уже известно, что
женщины страдают от сердечных заболеваний реже именно потому, что вплескивают свои
переживания наружу и могут выплакаться. Оставаться безучастным к детскому
переживанию, в корне не правильно.
Например: малыш упал. Не стоит говорить « не реви, ты же мужчина» или «пойди
проревись,
потом
подойдешь».
Лучше
скажите
«
ну
вот,
какой
ты
молодец,
упал
и
практически не заплакал, настоящий мужчина!».
Чрезмерная авторитарность
может еще в детстве сломать «мужское начало» в мальчике. Какую вы хотите жену для
своего сына? Мужчины подсознательно выбирают себе в жены женщин, похожих на их
матерей. И строят отношения в семье по примеру, который видели от родителей в детстве.
Если мама была слишком авторитарна, то сын приведет в дом такую невестку, у которой
он «будет под каблуком».
Не подавляйте его творческих порывов
Уважайте выбор своего маленького мужчины. Поймите, если мальчик будет играть на
флейте – это не сделает из него девочку. А наоборот расширит его кругозор ( будучи
взрослым не одну девушку этим покорит) и повысит его самооценку.
К тому же ребенок в очередной раз убедится в том, что вы с уважением относитесь к его
решениям.
Мама воспитывает сына придерживаясь того стиля, который прививался с детства ей
самой. А девочки «должны быть послушными, аккуратными, скромными, не шумными».
И такое воспитание имеет немало плюсов. Так будет легче защитить и перестраховать
своего ребенка. Для начала, нужно уяснить, что сильная привязанность матери и сына,
вполне естественна и этого не нужно ни бояться, ни стыдиться, ведь совсем недавно они
были единым целым. Но. Мудрая мать должна дать сыну возможность отделиться и
немного отдалиться от нее. Переступив через свои страхи, дать немного свободы своему
ребенку. Помните, что степень привязанности к матери будет очень многое определять в
жизни мальчика: отношение к женщинам и миру в целом, уровень коммуникабельности и
многие наиважнейшие качества. Любая мать должна знать и понимать, что ей всегда будет
отведено место в сердце сына.
Помните
о
том,
что
мальчики
отличаются
от
девочек
не
только
психологически.
Покупайте детские трусы для мальчиков, чтобы они не причиняли ребенку дискомфорт.
13
Учите мальчика следить за собственной гигиеной. И конечно же не наряжайте его как
куклу (даже если вы всегда хотели дочку).
Мальчики отличаются от девочек намного больше, чем вы думаете
Мальчики имеют меньшую кожную чувствительность и им не так важен комфорт
одежды, как девочкам.
Мальчики предпочитают игры в пространстве, так как опираются на дальнее зрение.
Если пространства мало, они осваивают вертикальную плоскость ( лезут на косяки, бегают
по спинке дивана).
Мальчики, в отличие от девочек, имеют «туннельное» видение. Им порой сложно
увидеть
то,
что,
казалось
бы,
находится
«прямо
перед
глазами».
Например,
открыв
холодильник, он не видит то, что стоит на дверке, пока не повернет голову. Мужчина видит
как будто через бинокль
.
Папа воспитывает сына совершенно по-иному. Вы замечали когда-нибудь, как играют с
детьми мужчины? Они все время барахтаются, кувыркаются, валяются. И это неспроста.
Такая игра приводит детей в восторг, особенно мальчиков. Потому что у них мышечная
масса больше чем у девчонок на 1/3 и им просто необходимо много двигаться.
Папы очень часто оставляют решение на детское усмотрение. Они не бегают везде за
ребенком, говоря « это не трогай», «туда не лезь». И категорично запрещают лишь в
принципиальных случаях или небезопасных ситуациях. Здесь тоже есть свой секрет. Папы
ведь были когда то маленькими мальчиками. И подсознательно помнят, что внимательно
прислушивались только к тем замечаниям, которые были « коротко и по делу».
Наши сыновья желают три ответа на самые важные вопросы
Кто главный?
Какие установлены правила?
Будете ли вы требовать выполнения установленных правил?
Ваша первоочередная задача дать вашему ребенку четкие и понятные ответы на эти
вопросы. Чтобы воспитать сына, вы должны быть главным и самым добрым. Все правила
должны быть выполнимыми, и такими, чтобы вы были в силах их проконтролировать.
Полезно знать, что гармоничное воспитание сына – это воспитание самостоятельности,
ответственности,
минимум
запретов
(только
действительно
необходимых),
разумное
удовлетворение потребностей ребенка.
Как часто от женщин можно услышать жалобы на то, что «мало настоящих мужчин
осталось».
14
Дорогие
мамочки,
вы
сейчас
во спитываете
будущих
«настоящих»
мужчин,
защитников
и
кормильцев.
Представьте
своего
сына
взрослым,
красивым,
статным,
сильным
и
справедливым.
А
теперь посмотрите на него еще маленького с той же
гордостью и уважением.
Вы видели результат, так видите сына правильной
дорогой!
Приложение 3
Как воспитывать девочку
Каждый любящий родитель хочет видеть свою взрослую дочь счастливой и любимой.
15
Как же помочь маленькой девочке вырасти хорошей женой, ласковой матерью и
состоявшейся личностью? Как научить малышку отличать истинную любовь от
лицемерия? Попробуем разобраться.
«Принцесса»
Любой маленькой девочке, независимо от ее внешности, жизненно необходимо знать, что
она красавица! Это понимание должно укорениться на ее подсознании, чтобы выработался
иммунитет от возможных комплексов. Сделать это не сложно. Нужно придерживаться
нескольких рекомендаций:
Никогда не высмеивайте черты внешности девочки (курносый носик, веснушки и
т.д).
Не ругайте ребенка за чрезмерное любование в зеркало. Это естественное,
закономерное женское поведение.
Обратите внимание малышки на то, что все красивые женщины ухаживают за
собой. Приучите ее к обязательной личной гигиене. Научите держать в чистоте
ногти, укладывать волосы, регулярно чистить зубы, пользоваться салфеткой за
обедом.
Взращивайте в своей красавице чувство вкуса и стиля. Мама всегда является
примером женственности для своей дочери. Обратите внимание ребенка на
сочетании цветов в одежде. Подскажите какую блузку лучше надеть. Вместе
выбирайте наряды в магазине. Давайте советы ненавязчиво, объясняя свою точку
зрения. Прививать вкус можно и во время игры, на примере одежды кукол или
специальных игр переодевалок.
Купите малышке специальную детскую косметику, пусть повторяет за вами все
таинственные манипуляции с кремами, помадами и духами.
«Ты любима»
Если вы хотите, чтобы ваша доченька была счастлива в браке, она должна найти
настоящую любовь. Девушка сможет это сделать, если будет уметь отличать истинные
чувства от лицемерия. Ребенок копирует поведение женщины в семье. Она впитывает в
себя стиль поведения матери – хозяйки – жены.
Не позволяйте себе ругаться в присутствии ребенка. Никакого «словесного
мусора»!
16
Проявляете уважение и заботу к детям и мужу. Дочь будет считать такие отношения
нормой. Она интуитивно будет чувствовать фальшь, если встретится с ней во
взрослой жизни. Потому что знает как должно быть на самом деле.
Все время говорите своему девочке, что любите ее. Интересуйтесь жизнью своей
малышки, ее настроением и проблемами. Ребенок должен знать, что он любим.
Тогда не возникнет необходимости, в поисках недостающей ласки, «лететь на
огонек» к первому попавшемуся парню, погладившему по головке.
«Милосердие»
Женщина хранитель семейного очага. Она должна быть ласковой, понимающей,
заботливой. Поэтому стоит поощрять в малышке проявление милосердия к людям и
братьям нашим меньшим. Но, не переборщите! Вы наверняка встречались с женщинами,
у которых чувство милосердия переходит в самопожертвование. Например: они всю жизнь
пытаются спасти мужа – алкоголика, позволяя ему превратить свою жизнь и жизнь своих
детей в кошмар. Важно сделать так, чтобы ваша дочь не растрачивала свое милосердие на
недостойных людей. Перед родителями маленькой девочки стоит сложная задача – найти
баланс между благоразумием и милосердием!
«Хозяюшка»
То, какой хозяйкой вырастет девочка, напрямую зависит от вас. Нельзя запрещать
малышке помогать вам по кухне, даже если она вся испачкается. Нужно научить ребенка
шить, поддерживать чистоту в доме, вкусно и разнообразно готовить.
«Особенная»
Помогите ребенку найти свои таланты. Не навязывайте ей свои желания и мечты. Если
девочка хочет заниматься карате – пусть занимается. Ваша девочка должна вырасти
«личностью». У каждой малышки есть свои отличительные индивидуальные черты
характера. Одна девочка прилежно учится в школе, другая озорно играет с мальчишками,
а третья собирает всех бездомных котят. Ни когда не сравнивайте своего ребенка с
другими детьми.
Пройдет время и из вашей маленькой принцессы вырастет прекрасная девушка. Может
быть она станет великой гимнасткой, учительницей или домохозяйкой. В любом случае, ее
внутренняя готовность справляться с различными жизненными ситуациями во многом
зависит вас.
17
Приложение 4
Тема занятия: « Друзья»
Цель:
18
1.
Формировать понятие о дружбе, осознание различий в поведении мальчиков
и девочек, определение необходимых качеств для девочек и мальчиков в
дружбе.
2.
Воспитывать бережное отношение к друзьям, как к мальчикам, так и к
девочкам..
Ход занятия.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.
Играет песня:
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг,
Друг в беде не бросит
Лишнего не спросит
Вот, что значит настоящий, верный друг.
Ребята вы знаете эту песню?
А какой человек, по вашему мнению, считается другом?
У вас есть друзья?
С каким человеком вы бы хотели дружить?
А с каким бы человеком вы бы не хотели дружить?
(Беру куклу- мальчика)
Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Имена мальчиков», вы берете в руки
куклу и по очереди называете имена мальчиков.
Девочки, а теперь скажите каким должен быть мальчик, с которым вы хотели вы
дружить
Мальчики, а вы как думаете, каким должен быть настоящий друг?
Обобщаю ответы детей: мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым,
уметь постоять за себя и за девочку.
Девочки, а с каким мальчиком вы бы не хотели дружить?
А вы мальчики, как думаете?
Обобщаю ответы детей: мальчик не должен быть слабым, ленивым, трусливым,
жадным, обижать девочек, говорить плохие слова.
Сейчас мы поиграем в игру «Имена девочек», вы по цепочке называете имена
девочек.
(Беру в руки куклу - девочка)
19
Мальчики, а какой должна быть девочка, с которой хочется дружить?
Девочки как вы думаете, какой должна быть подруга?
Обобщаю ответы детей: Доброй, аккуратной, внимательной, заботливой,
трудолюбивой.
А как не должна себя вести девочка?
Обобщаю ответы детей: Злой, ленивой, болтливой, неряшливой.
Каждый человек хочет иметь друга, но при этом ребята нужно помнить Золотое
правило этикета.
Этикет это правила поведения в обществе. А главное правило, которое называют
золотым, говорит нам о том, что поступать с другими нужно также, как хочешь,
чтобы поступили с тобой.
Но главное если с вами поступили плохо то не надо сразу думать, что человек
плохой, просто он ошибся и ему надо помочь исправиться. И только если человек
постоянно совершает плохие поступки, то с ним лучше не дружить.
А вы знаете, что есть пословица « Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты?»
Ребята кто знает, что это значит?
Это значит, что о нас судят по нашим друзьям, и если друзья хорошие, то и о нас
думают хорошо.
А теперь я предлагаю открыть клуб «Знатоки».
Мы поиграем в игру, а для этого мы разделимся на 2 команды «Девочки» и
«Мальчики».
Я вам буду задавать вопросы, команда будет совещаться и отвечать.
После ответа каждая команда получает картинку (мальчики с изображением
машинок, девочки с изображением цветов), у кого наберется больше картинок та
команда и считается выигравшей.
Вопросы.
Девочки
Мальчики
Для чего нужны друзья?
Для чего нужны друзья?
Какой должна быть подруга?
Каким должен быть друг?
Ваша подруга во время игры нечаянно
испачкала вам платье. Что вы будете делать?
Ваш друг во время игры нечаянно порвал
вашу куртку. Что вы будете делать?
Как объяснить значение пословицы:
«Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь.»
Как объяснить значение пословицы: «
Старый друг, лучше новых двух.»
20
Как вы думаете, кто победил? Молодцы ребята, сегодня победила дружба!
Ребята о чем мы с вами сегодня говорили на занятии?
А что вы нового сегодня узнали?
А что вы, уже знали до занятия?
Относитесь к людям с любовью, добротой, и вы приобретете настоящих друзей
А теперь давайте встанем в хоровод, возьмемся за руки и споем вашу любимую
песню!
Занятие заканчивается песней «Вместе весело шагать по просторам.»
21