Напоминание

"Инновационные технологии в воспитательном процессе как средство формирования социальной компетентности воспитанников с ОВЗ (ЗПР)" Материал из опыта работы


Автор: Юдина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области "Асбестовская школа - интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы"
Населённый пункт: город Асбест Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные технологии в воспитательном процессе как средство формирования социальной компетентности воспитанников с ОВЗ (ЗПР)" Материал из опыта работы
Раздел: среднее образование





Назад




«Инновационные технологии в воспитательном процессе как

средство формирования социальной компетентности

воспитанников с ОВЗ (ЗПР)»

Материал из опыта работы Юдиной И.Н.

воспитателя школы-интернат

Марк

Максимович

Поташник

действительный

член

Российской

академии образования, доктор педагогических наук, профессор, автор более

500 работ по проблемам педагогики, инновационных процессов и управления

образованием

сказал

так: «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с

головой,

повернутой

назад,

а

потому

недопустимо

в

школе

XXI

века

использовать

неэффективные,

устаревшие

технологии

воспитания,

изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат

и не гарантирующие качество воспитания...»

Быстрое развитие педагогических технологий определило необходимость

поиска новых подходов к организации процесса воспитания.

Для

обеспечения

эффективности

работы

реализовала

ряд

условий:

ознакомилась

с

литературой

и

материалами

педагогов

инноватиков,

провела

отбор

и

экспертизу

(оценивание)

содержания

инновационных

технологий;

проектировала

продуктивные

формы

работы,

апробировала,

оценила

эффективность

и

результативность

собственной

педагогической

деятельности, определяя её перспективные направления.

Воспитательную

работу

строю

в

разных направлениях:

основы

социализации и общения, физическое развитие и охрана здоровья, трудовое

воспитание,

профориентация

и

эстетическое

воспитание.

При

этом

использовала традиционные

педтехнологии,

такие,

как

коррекционные,

здоровьесберегающие,

технология

педагогической

поддержки,

технология

больших

и

малых

традиций,

коллективно

творческие

дела,

а

так

же

инновационные педтехнологии.

А рт

п ед а г о г и ка . В

данном

случае

искусство

не

является

непосредственной

целью

деятельности,

а

становится

лишь

средством

решения

профессиональных

задач.

Предлагаю

детям

порисовать

без

конкретной

тематики,

так

как

это

даёт

социально

приемлемый

выход

негативным чувствам, которые накапливаются в течении дня. Более удачные

работы принимали участие в конкурсах творческого мастерства.

Каждая работа имеет позитивный результат – Грамота, Сертификат, Диплом,

что

повышает

самооценку

ребёнка,

преобразует

силы

его

внутренних

ресурсов, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику.

Среди множества инновационных технологий, я выделила наиболее

эффективную и использую в работе – это технология «Деловая игра».

Занятия по социально – бытовой ориентировке,

организовываю в виде

ролевых

игр,

условия

которых

максимально

похожи

на

реальные:

«В

магазине»,

«Ремонт квартиры», «Семейный ужин», «На почте», «Центр

занятости»,

«У

нас

день

рождение»,

«Семейный

бюджет».

Дети

с

удовольствием принимали участие.

Вроде бы игра, а решали серьёзные

вопросы,

как

взрослые.

Участвуя

в

игровой

деятельности,

у

детей

развивались социальные компетентности необходимые каждой личности для

успешности в обществе.

Особенно хочется остановиться на технологии проектной деятельности.

При

использовании

этой

технологии

из

-

начально

были

определённые

проблемы, дети неохотно включались в работу, для них это было новое и

малопонятное. Но совместными усилиями мы получили результат, который

удовлетворил познания детей.

Дальнейшая работа пошла на позитивных

тонах, дети с удовольствием включились в работу по созданию проектов. За

2013

2019

года

моими

воспитанниками

было

разработано11

проектов.

Работая

над

проектом,

дети

приобретали

значимые

общечеловеческие

ценности: социальное партнерство, умение вести диалог, открыто выступать

перед публикой, отстаивать своё мнение. Использование данной технологии

способствовало

развитию

у

моих

детей

умения

проектировать

и

прогнозировать результаты деятельности, формировало

информационную

культуру.

В настоящее время стало возможным достаточно широкое применение

компьютерных

технологий.

Широко

использую

в

своей

р а б от е

компьютерные презентации. Благодаря использованию ИКТ, для детей стали

интересными

профилактические,

практические,

познавательные

и

развлекательные

мероприятия. К использованию ИКТ привлекаю своих

воспитанников.

Своими

силами

они

создали

презентации

ко

Дню

именинников, к календарным праздникам: 8 Марта, 23 февраля, к открытому

мероприятию

по

экологии

«Мир

вокруг

нас»

и

Последний

звонок.

Презентации,

подготовленные

коллективно

к

классному

мероприятию,

посвящённого

9

Мая:

«Меч

победы

ковал

Сталинград»,

«Великие

полководцы»

о

Георгии

Константиновиче

Жукове,

дети

использовали

на

уроке истории при прохождении темы о Великой Отечественной войне, за,

что получили позитивные результаты и положительный отзыв

педагога –

предметника. При использовании информационных технологий существенно

изменился характер общения между детьми - от бытового к деловому, что

очень радует.

Практика

использования

ИКТ

показывает,

что

дети

испытывают

самоуважение, проявляют целеустремленность, способность к самоконтролю

и

самостоятельной

познавательной

деятельности

это

есть

качества

успешной личности.

Воспитанник Суховских Константин, после окончания школы, решил

продолжить изучение информационных технологий. Определился со своей

профессией, продолжил обучение по специальности «Техник - программист»

в Асбестовском Горном техникуме.

Эффективность

и

результативность

применения

инновационных

технологий

в

воспитательном

процессе

для

формирования

социальных

компетенций воспитанников представлена так:

Отмечается устойчивая положительная динамика показателей результата

воспитанности детей 1,7 балла, что составляет 57% качества воспитанности.

91,7%

(11

из

12)

вовлечены

в

массово

досуговую

деятельность,

отмечается

положительная

динамика

показателей

охвата

воспитанников

дополнительным образованием 37,1%.

Воспитанники

принимают

участие

в

предметных

олимпиадах,

фестивальном движении «ЮИСУ», выступают на праздниках, концертах, в

конкурсах, соревнованиях, выставках разного уровня.

Уровень социальной адаптации – достаточный, о чём свидетельствуют

данные катамнеза выпускников: 66,7% выпускников продолжают обучение,

33,3% трудоустроены.

100 % воспитанников прошли итоговую аттестацию.

За 2013 – 2018 учебные года выведены в УО города 5 человек, пришли 7

человек и успешно адаптировались в новом коллективе.

Я считаю, что педагогическая деятельность, направленная на создание

условий для формирования социальных компетентностей у детей с ОВЗ, с

использованием

перечисленных

инновационных

т е х н о л о г и й ,

осуществлялась в правильном направлении, так как имеет положительные

результаты.

В заключение скажу,

что для нас, педагогов, в настоящее время,

несметное

количество

перспектив

в

плане

разнообразить

свою

педагогическую деятельность, для выполнения государственного заказа –

формирование

личности

способной самостоятельно, критически мыслить,

аргументировано отстаивать свою точку зрения, применять теоретические

знания для решения конкретных практических проблем, другими словами

формировать поколения с «инновационным поведением».



В раздел образования