Автор: Юдина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области "Асбестовская школа - интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы"
Населённый пункт: город Асбест Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные технологии в воспитательном процессе как средство формирования социальной компетентности воспитанников с ОВЗ (ЗПР)" Материал из опыта работы
Раздел: среднее образование
«Инновационные технологии в воспитательном процессе как
средство формирования социальной компетентности
воспитанников с ОВЗ (ЗПР)»
Материал из опыта работы Юдиной И.Н.
воспитателя школы-интернат
Марк
Максимович
Поташник
–
действительный
член
Российской
академии образования, доктор педагогических наук, профессор, автор более
500 работ по проблемам педагогики, инновационных процессов и управления
образованием
сказал
так: «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с
головой,
повернутой
назад,
а
потому
недопустимо
в
школе
XXI
века
использовать
неэффективные,
устаревшие
технологии
воспитания,
изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат
и не гарантирующие качество воспитания...»
Быстрое развитие педагогических технологий определило необходимость
поиска новых подходов к организации процесса воспитания.
Для
обеспечения
эффективности
работы
реализовала
ряд
условий:
ознакомилась
с
литературой
и
материалами
педагогов
–
инноватиков,
провела
отбор
и
экспертизу
(оценивание)
содержания
инновационных
технологий;
проектировала
продуктивные
формы
работы,
апробировала,
оценила
эффективность
и
результативность
собственной
педагогической
деятельности, определяя её перспективные направления.
Воспитательную
работу
строю
в
разных направлениях:
основы
социализации и общения, физическое развитие и охрана здоровья, трудовое
воспитание,
профориентация
и
эстетическое
воспитание.
При
этом
использовала традиционные
педтехнологии,
такие,
как
коррекционные,
здоровьесберегающие,
технология
педагогической
поддержки,
технология
больших
и
малых
традиций,
коллективно
–
творческие
дела,
а
так
же
инновационные педтехнологии.
А рт
–
п ед а г о г и ка . В
данном
случае
искусство
не
является
непосредственной
целью
деятельности,
а
становится
лишь
средством
решения
профессиональных
задач.
Предлагаю
детям
порисовать
без
конкретной
тематики,
так
как
это
даёт
социально
приемлемый
выход
негативным чувствам, которые накапливаются в течении дня. Более удачные
работы принимали участие в конкурсах творческого мастерства.
Каждая работа имеет позитивный результат – Грамота, Сертификат, Диплом,
что
повышает
самооценку
ребёнка,
преобразует
силы
его
внутренних
ресурсов, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику.
Среди множества инновационных технологий, я выделила наиболее
эффективную и использую в работе – это технология «Деловая игра».
Занятия по социально – бытовой ориентировке,
организовываю в виде
ролевых
игр,
условия
которых
максимально
похожи
на
реальные:
«В
магазине»,
«Ремонт квартиры», «Семейный ужин», «На почте», «Центр
занятости»,
«У
нас
день
рождение»,
«Семейный
бюджет».
Дети
с
удовольствием принимали участие.
Вроде бы игра, а решали серьёзные
вопросы,
как
взрослые.
Участвуя
в
игровой
деятельности,
у
детей
развивались социальные компетентности необходимые каждой личности для
успешности в обществе.
Особенно хочется остановиться на технологии проектной деятельности.
При
использовании
этой
технологии
из
-
начально
были
определённые
проблемы, дети неохотно включались в работу, для них это было новое и
малопонятное. Но совместными усилиями мы получили результат, который
удовлетворил познания детей.
Дальнейшая работа пошла на позитивных
тонах, дети с удовольствием включились в работу по созданию проектов. За
2013
–
2019
года
моими
воспитанниками
было
разработано11
проектов.
Работая
над
проектом,
дети
приобретали
значимые
общечеловеческие
ценности: социальное партнерство, умение вести диалог, открыто выступать
перед публикой, отстаивать своё мнение. Использование данной технологии
способствовало
развитию
у
моих
детей
умения
проектировать
и
прогнозировать результаты деятельности, формировало
информационную
культуру.
В настоящее время стало возможным достаточно широкое применение
компьютерных
технологий.
Широко
использую
в
своей
р а б от е
компьютерные презентации. Благодаря использованию ИКТ, для детей стали
интересными
профилактические,
практические,
познавательные
и
развлекательные
мероприятия. К использованию ИКТ привлекаю своих
воспитанников.
Своими
силами
они
создали
презентации
ко
Дню
именинников, к календарным праздникам: 8 Марта, 23 февраля, к открытому
мероприятию
по
экологии
«Мир
вокруг
нас»
и
Последний
звонок.
Презентации,
подготовленные
коллективно
к
классному
мероприятию,
посвящённого
9
Мая:
«Меч
победы
ковал
Сталинград»,
«Великие
полководцы»
о
Георгии
Константиновиче
Жукове,
дети
использовали
на
уроке истории при прохождении темы о Великой Отечественной войне, за,
что получили позитивные результаты и положительный отзыв
педагога –
предметника. При использовании информационных технологий существенно
изменился характер общения между детьми - от бытового к деловому, что
очень радует.
Практика
использования
ИКТ
показывает,
что
дети
испытывают
самоуважение, проявляют целеустремленность, способность к самоконтролю
и
самостоятельной
познавательной
деятельности
–
это
есть
качества
успешной личности.
Воспитанник Суховских Константин, после окончания школы, решил
продолжить изучение информационных технологий. Определился со своей
профессией, продолжил обучение по специальности «Техник - программист»
в Асбестовском Горном техникуме.
Эффективность
и
результативность
применения
инновационных
технологий
в
воспитательном
процессе
для
формирования
социальных
компетенций воспитанников представлена так:
Отмечается устойчивая положительная динамика показателей результата
воспитанности детей 1,7 балла, что составляет 57% качества воспитанности.
91,7%
(11
из
12)
вовлечены
в
массово
–
досуговую
деятельность,
отмечается
положительная
динамика
показателей
охвата
воспитанников
дополнительным образованием 37,1%.
Воспитанники
принимают
участие
в
предметных
олимпиадах,
фестивальном движении «ЮИСУ», выступают на праздниках, концертах, в
конкурсах, соревнованиях, выставках разного уровня.
Уровень социальной адаптации – достаточный, о чём свидетельствуют
данные катамнеза выпускников: 66,7% выпускников продолжают обучение,
33,3% трудоустроены.
100 % воспитанников прошли итоговую аттестацию.
За 2013 – 2018 учебные года выведены в УО города 5 человек, пришли 7
человек и успешно адаптировались в новом коллективе.
Я считаю, что педагогическая деятельность, направленная на создание
условий для формирования социальных компетентностей у детей с ОВЗ, с
использованием
перечисленных
инновационных
т е х н о л о г и й ,
осуществлялась в правильном направлении, так как имеет положительные
результаты.
В заключение скажу,
что для нас, педагогов, в настоящее время,
несметное
количество
перспектив
в
плане
разнообразить
свою
педагогическую деятельность, для выполнения государственного заказа –
формирование
личности
способной самостоятельно, критически мыслить,
аргументировано отстаивать свою точку зрения, применять теоретические
знания для решения конкретных практических проблем, другими словами
формировать поколения с «инновационным поведением».