Напоминание

"Развитие речевого творчества на уроках"


Автор: Корнева Галина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" с.Большая Глушица
Населённый пункт: с.Большая Глушица, Самарской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие речевого творчества на уроках"
Раздел: начальное образование





Назад




государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр»с.Большая

Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области

КОРНЕВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Большая Глушица

участник окружного конкурса

«Ярмарка методических инноваций» - 2018г.

Тема: «Развитие речевого творчества

на уроках»

Цель работы:

Развитие

письменной

речи

учащихся

и

формирование

личностной

компетенции, что позволит им в дальнейшем успешно учиться.

Задачи:

-Активизировать

самостоятельную

познавательную

деятельность

ученика,

совершенствовать речевое творчество учащихся.

-Формировать

у

учеников

навыки

как

устной,

так

и

письменной

речи

ориентируясь

при

этом

на

реальные

задачи,

которые

предстоит

решать

ученикам в жизни.

-Обучать детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать

свой.

Актуальность:

Речь наших детей часто бедна просто потому,что они не стремятся говорить

более ярко, выразительно и разнообразно.На уроках и не только надо научить

детей пользоваться русским словом, понять и почувствовать его,стремиться

р а з в и в а т ь

с в о ю

р е ч ь ,

с о в е р ш е н с т в о в а т ь

с в о е

р е ч е в о е

творчество.Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей

развития

речи

ребенка.

Я

считаю

наиболее

актуальным

решение

задач

развития

речевого

творчества

в

системе

работы

по

развитию

речи

школьников,основываясь на следующих положениях:

-литературный

материал

представляет

собой

яркий,наглядно-образный

эталон речевой культуры народа;

-литературные

образы

позволяют

школьнику

освоить

социально-

нравственные

нормы

и

правила,формируют

коммуникативную

культуру

ребенка;

-в ходе работы над литературным материалом идет интенсивное обогащение

речи учащихся;

-речевая

развивающая

среда

позволяет

учащимся

осваивать

и

творчески

использовать

нормы

и

правила

родного

языка,

развивает

умение

гибко

применять их в различных ситуациях.

Методы работы:

Наиболее удачные и эффективные методы, направленные на формирование

речевого творчества у младших школьников:

- метод проблемной ситуации;

- наглядные,

- практические,

-интерактивные,

- самостоятельной работы,

- творческие работы .

Формы работы:

игровые формы творческой деятельности,

формирование

коллективно-оценочного

отношения

к

продуктам

творчества людей, к своим результатам.

внеурочная деятельность: экскурсии, конкурсы,олимпиады, выставки.

Формы контроля:

тестирование;

письменный опрос;

проведение социологических опросов об уровне речевого творчества

учащихся.

План выступления

В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного

образования является ребенок, и в качестве глобальной цели рассматривают

человека

культуры,

как

личность

свободную,

гуманную,

духовную

и

творческую. Наше время – время перемен. Сейчас

России нужны люди,

способные принимать нестандартные решения,умеющие творчески мыслить,

смело высказывать свои идеи.

К сожалению,общепринятая

школьная

система

еще

сохраняет

нетворческий

подход

к

усвоению

знаний.

Часто

обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действий,

типовых решений заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и

тех

же

приемов

убивает

интерес

к

обучению.

Дети

лишаются

радости

открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Чтобы у

младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он

почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества

в

познании. Современные образовательные программы предполагают развитие

речевого

творчества,

являясь

одним

из

обязательных

требований,

предъявляемых к ученикам на конец каждого учебного года ,но методические

и

учебные

пособия

не

содержат

необходимый

материал

по

речевой

креативности, не давая возможности развиваться этим параметрам должным

образом.На

развитие

речевого

творчества

учащихся

нужна

система

творческих заданий и поэтапное повышение уровня словотворчества.

Структура урока

эмоционально-речевая разминка

конкурс скороговорителей (чтецов)

орфографическая минутка

речевое

творчество,

включающее

в

себя

сочинения-миниатюры

и

иллюстрирование

Эмоциональная речевая разминка

Конкурс «Кто больше знает скороговорок».

- Любые грибники любят брать боровики

(произнесите скороговорку с разным настроением: бодро, сердито, сонно,

печально)- Прочитай про себя:

«Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили».

(затем прочитать хором, вполголоса медленно, птичьим базаром, как

мямлики, затем быстрее, как весёлые ребята, и, наконец, совсем быстро, как

шустрики)

«Наш Полкан попал в капкан»

«Шесть мышат в камышах шуршат»

«Купила бабуся бусы Марусе»

Поэтическая минутка.

Сочините стихотворение рифмой «пушинки -снежинки», расскажите

выразительно:

- Белые пушинки в воздухе кружатся,

Звёздочки – снежинки на землю ложатся.

- Белые пушинки летят, кружатся,

Красивые снежинки танцуют, веселятся.

- Пушинки – пушиночки порхают, как бабочки,

Снежинки – снежиночки сверкают как лампочки.

«Собери» пословицу.

В каждой пословице выбери по слову и составь новую:

- От иной похвалы хоть в землю уйти.

- Лежебоке и солнце не в пору восходит.

- Не солома красит гумно, а зерно.

- Человека встречают по одежде, а провожают по уму.

- Труд кормит, а лень портит.

(Землю солнце красит, а человека труд.)

- Ум хорошо, а два лучше.

- Правда дороже золота.

- При рати железо дороже золота.

(Ум дороже золота.)

В каждой пословице выбери по слову и составь новую:

- Один гусь травы не вытопчет.

- Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт.

- Месяц светит, да не греет.

- Темные дела света боятся.

- Слушай рябина, что лес говорит.

(Одно дерево – не темный лес.)

- Работа не волк в лес не убежит.

- За худой головой и ногам не покой.

- Труд кормит, а лень портит.

(Волка ноги кормят.)

Эмоциональная речевая разминка

Игровое упражнение «Знатоки русского языка»

- Он козёл, она … (коза).

- Он бобёр, она … (бобёр).

- Он осёл, она … (ослица).

- Она оса, он … (тоже оса).

- Она стрекоза, он … (тоже стрекоза).

- Она муха, он … (тоже муха).

Тема «Антонимы»

Игра «Кто быстрее назовет слово».

высоко – низко

далеко – близко

трус – храбрец

начало – конец

шершавый – гладкий

умный – глуп

Орфографическая минутка

а) Вставить пропущенные буквы и отгадать полученное

слово:

п о д б е р

ле . ка, н . чник, блю . це, шу . ка, цв . тник, . овный,

ё з о в и к

щ . чка, ни . кий, пуг . . ка, гр . бной, шутни . .

(подберёзовик)

б) Замени каждое словосочетание одним именем существительным:

храбрый человек – храбрец

добрый человек – добряк

болтливый человек – болтун

грубый человек – грубиян

Игра «Найди лишнее слово».

Петров, Сидоров, Димидова, Калинин, Ветров.

г) Составление орфографического словаря

вороб Ь

и

колос

я

в

юга

лист

я

сем

я

л

ёт

гост

я

обЪ

явление

под

езд

в

езд

с

езд

с

ехал

под

ехал

с

ёмка

М

осква

ария

акарова

С

аша

аратов

емёнова

Игра «Исправь ошибки».

Вини – Пух

Пятачок

лётьчик

цырк

анатолий

кампот

киллограм

лётчик

цирк

Анатолий

компот

килограмм

«Собери» пословицу

В, утаишь, не, шило.

(Шила в мешке не утаишь)

В, один, не, поле, воин.

(Один в поле не воин)

Труд, перетрут, терпенье, и, всё.

(Терпенье и труд всё перетрут)

Речевое творчество

Сочинения – миниатюры и иллюстрирование

«Сентябрь – холоден, да сыт».

Сентябрь холоден! Это уже не лето, в сентябре заморозки, чаше идёт

дождь. Сентябрь сыт! Мы ходим в лес за грибами, в огороде поспевает

урожай.

«ХЛЕБ»

Хлеб человеку даётся с большим трудом. Чтобы хлеб попал на стол, ему

нужно проделать очень сложный и длинный путь. В поле растёт пшеница,

зерна пшеницы мелют на мельнице и получают муку, а уже из муки пекут

вкусный, душистый хлеб.

«Моё любимое слово».

Моё любимое слово – мама! Это слово всем

помогает и оно всем

нравится. Во всех странах любят слово «мама»!

Выводы:

Работая

по

данной

теме,

я

стремлюсь

превратить

обычного

ученика

начальных

классов

общеобразовательной

школы

в

личность,

которая,

в

дальнейшем

будет

очень

необходима

и

востребована

современным

обществом. Общество постоянно испытывает потребность

в творческих

личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить

оригинальные решения любых жизненных проблем.

ЖЕЛАЕМАЯ модель выпускника уроков

речевого творчества:

-не боится высказывать свои идеи;

-легко вступает в обсуждаемую тему разговора;

-свободно выражает свои мысли как устно так и письменно;

- приводит веские аргументы к своим суждениям;

-имеет богатый словарный запас;

-коммуникабелен;

- мыслит нешаблонно;

-

уверен

в

себе,

психологически

ориентирован

на

успешность

любой

деятельности; -имеет адекватную самооценку.

СОВЕТЫ учителю по развитию речевого

творчества младших школьников:

-Откажись от привычных методов деятельности и попробуй поискать новые

подходы; выслушай каждого желающего;

-не навязывай своего мнения;

-не

давай

отрицательных

оценок:

говори

-

Интересно!

Необычно!

Любопытно! Замечательно!

-если

выделяется

лидер

и

подавляет

остальных,

старайтесь

давать

ему

индивидуальные задания, чтобы была возможность раскрыться остальным

ученикам.

Таким образом, я считаю, что учитель должен создать такую полноценную

развивающую деятельность для учащихся, чтобы потенциал творчества не

остался не востребованным. Закончить хочется словами великого педагога,

литературного

творца

Л.Толстого,

что

творчество

не

является

уделом

избранных. Оно является уделом всех в большей или и в меньшей степени,

оно

является

нормальным

и

постоянным

спутником

детского

развития.

Типичные особенности детского творчества выясняют лучше всего

не на

вундеркиндах, а на обычных нормальных детях!



В раздел образования