Напоминание

Развитие познавательной активности и творческих способностей учеников на уроках русского языка и литературы


Автор: Пахарчук Надежда Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Петровская школа №1" Красногвардейского района Республики Крым
Населённый пункт: с. Петровка Красногвардейского района Республики Крым
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной активности и творческих способностей учеников на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие познавательной активности и творческих способностей

учеников на уроках русского языка и литературы

По моему мнению, для того, чтобы ученик заинтересовался предметом,

надо уметь подобрать для него такое задание, которое ему, во-первых, было

бы по силам, чтобы он почувствовал себя успешным, во-вторых, необычным,

чтобы пробудить его любопытство, вытянуть из будничности. Для того чтобы

вызывать заинтересованность у учеников, я применяю на своих уроках такие

методы:

метод эмпатии (перевоплощение) - ученики имеют возможность

"пережить" чувства другого человека;

метод сравнений и ассоциаций;

эвристическая беседа;

метод

конструирования

понятий

-

в

результате

коллективного

творчества сообща формулируется определение;

метод придумывания;

метод агглютинации - сочетания несовместимого.

Можно предлагать ученикам на уроках русского языка и литературы

упражнения, которые, кроме творческих способностей, и, конечно, формиро-

вания личности, развивают образное мышление, художественное видение

мира, расширяют словарный запас, способствуют лучшему усвоению матери-

ал

художественное видение мира, расширяют словарный запас, способствуют

лучшему усвоению семантики слов :

подобрать обозначаемое слово, к которому данное прилагатель-

ное было бы эпитетом;

выбрать самый удачный вариант слова в соответствии со стилем;

создать "стих наоборот", заменив по возможности все возможные

слова антонимами;

дописать стихотворные строки;

изменить

(расширить,

расширить

с

определенным

заданием

(вставить

определенные

тропы),

свернуть,

перестроить,

заме-

нить) языковой материал;

продолжение сюжета литературного произведения;

расширить текст, употребляя как можно больше определенных

частей речи,

"загляни в словарь" (в язык учителя постепенно вводятся незнако-

мые слова, значение которых ученик раскрывает сам);

игра в рифмы;

цепочка слов (изменив одну букву, образовать новое слово);

шарады;

"сокращенные слова", ребусы;

реклама прочитанной книги;

реклама художественного средства (например, реклама метафо-

ры, эпитета);

словесное рисование (арасками изобразить настроение героя);

как вариант - подобрать к мультимедийной презентации такие

изображения, которые ярко иллюстрируют образ героя, его вну-

тренний мир;

взять интервью у автора произведения или у героя.

На данном этапе работы можно использовать (и продолжить это использова-

ние в течение всего изучения темы) такой метод ситуационного обучения, как

"Кейс-метод". Метод включает как особенные виды учебного материала, так

и особенные способы использования этого материала. Акцент переносится на

выработку знаний, когда дети получают "кейс" - текст на несколько страниц с

разными типами заданий. Ученики прочитывают и изучают материал, при-

влекая дополнительную литературу, а потом обсуждают материал, причем

учитель выступает только в роли ведущего-организатора.

"осчастливьте человека" (чего недостает героям для счастья?);

работа над ошибками (в чем заключаются ошибки героев? Как бы

развивались события при других условиях?).

образовать из букв слова новые слова (медведь - мед, медь, дом,

дед и тому подобное);

сложить или решить кроссворд;

задачи на узнавание автора по отрывку или герою по портрету;

написать произведение по началу или окончанию, по фрагменту

текста.

словесные квадраты (например, подобрать четыре существитель-

ных, которые заканчиваются мягким знаком и состоят из 4 букв) :

кубированивание;

диаграмма Венна;

дерево решений;

морфемное домино;

анаграммы;

составление акростихо

слепые таблицы;

рифмованные правила;

правило в картинке;

создание комиксов за литературным произведением;

"буриме" (стих на заданные рифмы);

дописать двустишие за началом;

произведение, в котором все слова начинаются на одну букву;

сложить карту странствий героя или местопребывания автора в

течение жизни;

подражание художнику (написать стих, используя художествен-

ные средства и обиды определенного поэта);

" карты на стол" (итальянская игра Ф.Пассаторе) - коллективно

придуман иллюстрированный рассказ: 50 картинок с иллюстра-

циями из журналов раскладываются на столе рисунками вниз,

ученики по очереди открывают картинку, придумывая историю

(рассказ о случае из жизни) или произведение-описание внешно-

сти человека и так далее

На данном этапе работы стоит применить технологию "незаконченные

предложения.", которая дает возможность работать над высказыванием соб-

ственных идей, сравнивать их с другими.

написать сказку;

сделать книгу

создать сценарий мюзикла за произведением; сыграть определен-

ную сцену

"запутанный лист" (лист с фактическими ошибками по тексту

произведения).

Литературный диктант;

Особенно ценю, когда возникает возможность использования специфических

форм изобразительного искусства, исследований, музыки, игры и тому подоб-

ное для активизации методов, которые способствуют личностно, - ориентиро-

ванной творческой учебе. Следовательно, главный принцип, который я ис-

пользую для воспитания и учебы творческого ученика : "Все, что желаешь

спросить, - спроси"!

Таким образом, проблема развития творческих способностей является чрез-

вычайно актуальной и имеет широкие перспективы. В каждом человеке при-

родой заложенный определен творческий потенциал. Выявить способности,

развить их как можно полнее - такое задание я ставлю перед собой. Чрезвы-

чайно важно научить видеть прекрасное, тонко воспринимать окружающий

мир, правильно и образно выражать мнение.



В раздел образования