Автор: Пахарчук Надежда Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Петровская школа №1" Красногвардейского района Республики Крым
Населённый пункт: с. Петровка Красногвардейского района Республики Крым
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной активности и творческих способностей учеников на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Развитие познавательной активности и творческих способностей
учеников на уроках русского языка и литературы
По моему мнению, для того, чтобы ученик заинтересовался предметом,
надо уметь подобрать для него такое задание, которое ему, во-первых, было
бы по силам, чтобы он почувствовал себя успешным, во-вторых, необычным,
чтобы пробудить его любопытство, вытянуть из будничности. Для того чтобы
вызывать заинтересованность у учеников, я применяю на своих уроках такие
методы:
метод эмпатии (перевоплощение) - ученики имеют возможность
"пережить" чувства другого человека;
метод сравнений и ассоциаций;
эвристическая беседа;
метод
конструирования
понятий
-
в
результате
коллективного
творчества сообща формулируется определение;
метод придумывания;
метод агглютинации - сочетания несовместимого.
Можно предлагать ученикам на уроках русского языка и литературы
упражнения, которые, кроме творческих способностей, и, конечно, формиро-
вания личности, развивают образное мышление, художественное видение
мира, расширяют словарный запас, способствуют лучшему усвоению матери-
ал
художественное видение мира, расширяют словарный запас, способствуют
лучшему усвоению семантики слов :
подобрать обозначаемое слово, к которому данное прилагатель-
ное было бы эпитетом;
выбрать самый удачный вариант слова в соответствии со стилем;
создать "стих наоборот", заменив по возможности все возможные
слова антонимами;
дописать стихотворные строки;
изменить
(расширить,
расширить
с
определенным
заданием
(вставить
определенные
тропы),
свернуть,
перестроить,
заме-
нить) языковой материал;
продолжение сюжета литературного произведения;
расширить текст, употребляя как можно больше определенных
частей речи,
"загляни в словарь" (в язык учителя постепенно вводятся незнако-
мые слова, значение которых ученик раскрывает сам);
игра в рифмы;
цепочка слов (изменив одну букву, образовать новое слово);
шарады;
"сокращенные слова", ребусы;
реклама прочитанной книги;
реклама художественного средства (например, реклама метафо-
ры, эпитета);
словесное рисование (арасками изобразить настроение героя);
как вариант - подобрать к мультимедийной презентации такие
изображения, которые ярко иллюстрируют образ героя, его вну-
тренний мир;
взять интервью у автора произведения или у героя.
На данном этапе работы можно использовать (и продолжить это использова-
ние в течение всего изучения темы) такой метод ситуационного обучения, как
"Кейс-метод". Метод включает как особенные виды учебного материала, так
и особенные способы использования этого материала. Акцент переносится на
выработку знаний, когда дети получают "кейс" - текст на несколько страниц с
разными типами заданий. Ученики прочитывают и изучают материал, при-
влекая дополнительную литературу, а потом обсуждают материал, причем
учитель выступает только в роли ведущего-организатора.
"осчастливьте человека" (чего недостает героям для счастья?);
работа над ошибками (в чем заключаются ошибки героев? Как бы
развивались события при других условиях?).
образовать из букв слова новые слова (медведь - мед, медь, дом,
дед и тому подобное);
сложить или решить кроссворд;
задачи на узнавание автора по отрывку или герою по портрету;
написать произведение по началу или окончанию, по фрагменту
текста.
словесные квадраты (например, подобрать четыре существитель-
ных, которые заканчиваются мягким знаком и состоят из 4 букв) :
кубированивание;
диаграмма Венна;
дерево решений;
морфемное домино;
анаграммы;
составление акростихо
слепые таблицы;
рифмованные правила;
правило в картинке;
создание комиксов за литературным произведением;
"буриме" (стих на заданные рифмы);
дописать двустишие за началом;
произведение, в котором все слова начинаются на одну букву;
сложить карту странствий героя или местопребывания автора в
течение жизни;
подражание художнику (написать стих, используя художествен-
ные средства и обиды определенного поэта);
" карты на стол" (итальянская игра Ф.Пассаторе) - коллективно
придуман иллюстрированный рассказ: 50 картинок с иллюстра-
циями из журналов раскладываются на столе рисунками вниз,
ученики по очереди открывают картинку, придумывая историю
(рассказ о случае из жизни) или произведение-описание внешно-
сти человека и так далее
На данном этапе работы стоит применить технологию "незаконченные
предложения.", которая дает возможность работать над высказыванием соб-
ственных идей, сравнивать их с другими.
написать сказку;
сделать книгу
создать сценарий мюзикла за произведением; сыграть определен-
ную сцену
"запутанный лист" (лист с фактическими ошибками по тексту
произведения).
Литературный диктант;
Особенно ценю, когда возникает возможность использования специфических
форм изобразительного искусства, исследований, музыки, игры и тому подоб-
ное для активизации методов, которые способствуют личностно, - ориентиро-
ванной творческой учебе. Следовательно, главный принцип, который я ис-
пользую для воспитания и учебы творческого ученика : "Все, что желаешь
спросить, - спроси"!
Таким образом, проблема развития творческих способностей является чрез-
вычайно актуальной и имеет широкие перспективы. В каждом человеке при-
родой заложенный определен творческий потенциал. Выявить способности,
развить их как можно полнее - такое задание я ставлю перед собой. Чрезвы-
чайно важно научить видеть прекрасное, тонко воспринимать окружающий
мир, правильно и образно выражать мнение.