Напоминание

Использование Кейс–технологии для развитии речи дошкольника


Автор: Ткач Екатерина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Центр развития ребёнка 19"
Населённый пункт: лленинградская область, г.Сосновый Бор.
Наименование материала: Статья
Тема: Использование Кейс–технологии для развитии речи дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование Кейс-технологии для речевого развития детей.»

Автор: Ткач Е. И., воспитатель МБДОУ « Центр развития ребёнка №19»,

ленинградская область, город Сосновый Бор.

Цель: формирование коммуникативной компетенции и развитие связной речи

дошкольников посредством использования КЕЙС-технологии.

Образовательные задачи:

1.развивать

связную,

грамматически

правильную

диалогическую

и

монологическую речь;

2.развать речевое творчества;

3.формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции;

развивать вербальные формы свободного общения с детьми и взрослыми;

4.развивать общеучебные умения: взаимодействовать в коллективе

.

Недавно начала осваивать кейс-технологии. Традиционно считается, что метод

кейс-технологий

сложен

и

потому

подходит

больше

для

детей

школьного

возраста. Однако это не совсем так, если при его использовании учитывать

возрастные особенности дошкольников.

Так что же такое это кейс технология ? Название кейс-технология

произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от

английского «case» - портфель, чемоданчик. Метод кейсов – техника обучения,

при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны

изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем

предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым

выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.

Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам

образовательного процесса, включая самого педагога.

Цель данной работы: формирование коммуникативной компетенции и

развитие связной речи дошкольников посредством использования КЕЙС-

технологии.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

развивать

связную,

грамматически

правильную

диалогическую

и

монологическую речь;

развать речевое творчества;

формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции;

развивать вербальные формы свободного общения с детьми и взрослыми;

развивать общеучебные умения: взаимодействовать в коллективе

сверстников,

планировать

и

контролировать

свои

действия,

следовать

инструкциям, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Технология метода заключается в анализе проблемной ситуации. Анализ как

логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка,

«поскольку речь является формой существования мышления, между речью и

мышлением существует единство (С.Л. Рубинштейн).

В своей работе использую следующие вида кейсов :

- кейс – текстовая информация, представляется в устном изложении (это могут

быть различные отрывки литературных произведений, стихи);

- ролевое проектирование (проигрование ролей)

- кейс – иллюстрация;

- фото-кейс

1) Кейс-текстовая информация предоставляется в устном виде. Чаще всего

этот

вид

кейсов

используем

после

прочтения

какго-либо

художественного

произведения.

2)

Кейс-иллюстрация.

Это

иллюстрация,

которая

используется

для

рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути

проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация

отличается

от

наглядности

тем,

что

предполагает

знакомство

детей

с

реальной

или

предполагаемой

проблемой

и

выработку

дошкольниками своего взгляда на ее решение.

Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию,

рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе

этого прогноз.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение,

потребность

в

общении

с

другими

людьми,

воспитывают

чувства.

А

иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

3) Фото-кейс. Схож с кейс-иллюстрацией, только вместо картинки детям

демонстрируется фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

4) Ролевое проектирование. Это показ проблемной ситуации путем

проигрывания ролей.

5) Кейс модели. В зависимости от цели занятия не всегда на занятие перед

детьми ставится проблемная ситуация. В этих случаях используем кейс-модели-

«предметы- помогалочки», с помощью которых дети развивают способность

аналитически мыслить, что в свою очередь способствует развитию связной

речи.

При работе с кейсом могут использоваться следующие формы:

-индивидуальная самостоятельная работы дошкольников с материалами кейса

(идентификация

проблемы,

формулирование

ключевых

альтернатив,

предложение решения или рекомендуемого действия);

-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее

решений;

-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в

рамках учебной группы).

Ценность использования кейс- технологии вижу в том, что дети учатся

находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться

мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать

свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный

для их становления жизненный опыт позитивного социального

взаимодействия.

На занятиях с использованием данной технологии у воспитанников

наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже

самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как

правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения,

принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать

партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и

конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются

процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а

также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.



В раздел образования