Автор: Ткач Екатерина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Центр развития ребёнка 19"
Населённый пункт: лленинградская область, г.Сосновый Бор.
Наименование материала: Статья
Тема: Использование Кейс–технологии для развитии речи дошкольника
Раздел: дошкольное образование
«Использование Кейс-технологии для речевого развития детей.»
Автор: Ткач Е. И., воспитатель МБДОУ « Центр развития ребёнка №19»,
ленинградская область, город Сосновый Бор.
Цель: формирование коммуникативной компетенции и развитие связной речи
дошкольников посредством использования КЕЙС-технологии.
Образовательные задачи:
1.развивать
связную,
грамматически
правильную
диалогическую
и
монологическую речь;
2.развать речевое творчества;
3.формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции;
развивать вербальные формы свободного общения с детьми и взрослыми;
4.развивать общеучебные умения: взаимодействовать в коллективе
.
Недавно начала осваивать кейс-технологии. Традиционно считается, что метод
кейс-технологий
сложен
и
потому
подходит
больше
для
детей
школьного
возраста. Однако это не совсем так, если при его использовании учитывать
возрастные особенности дошкольников.
Так что же такое это кейс технология ? Название кейс-технология
произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от
английского «case» - портфель, чемоданчик. Метод кейсов – техника обучения,
при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны
изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем
предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым
выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.
Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам
образовательного процесса, включая самого педагога.
Цель данной работы: формирование коммуникативной компетенции и
развитие связной речи дошкольников посредством использования КЕЙС-
технологии.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
развивать
связную,
грамматически
правильную
диалогическую
и
монологическую речь;
развать речевое творчества;
формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции;
развивать вербальные формы свободного общения с детьми и взрослыми;
развивать общеучебные умения: взаимодействовать в коллективе
сверстников,
планировать
и
контролировать
свои
действия,
следовать
инструкциям, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Технология метода заключается в анализе проблемной ситуации. Анализ как
логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка,
«поскольку речь является формой существования мышления, между речью и
мышлением существует единство (С.Л. Рубинштейн).
В своей работе использую следующие вида кейсов :
- кейс – текстовая информация, представляется в устном изложении (это могут
быть различные отрывки литературных произведений, стихи);
- ролевое проектирование (проигрование ролей)
- кейс – иллюстрация;
- фото-кейс
1) Кейс-текстовая информация предоставляется в устном виде. Чаще всего
этот
вид
кейсов
используем
после
прочтения
какго-либо
художественного
произведения.
2)
Кейс-иллюстрация.
Это
иллюстрация,
которая
используется
для
рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути
проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация
отличается
от
наглядности
тем,
что
предполагает
знакомство
детей
с
реальной
или
предполагаемой
проблемой
и
выработку
дошкольниками своего взгляда на ее решение.
Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию,
рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе
этого прогноз.
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение,
потребность
в
общении
с
другими
людьми,
воспитывают
чувства.
А
иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
3) Фото-кейс. Схож с кейс-иллюстрацией, только вместо картинки детям
демонстрируется фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
4) Ролевое проектирование. Это показ проблемной ситуации путем
проигрывания ролей.
5) Кейс модели. В зависимости от цели занятия не всегда на занятие перед
детьми ставится проблемная ситуация. В этих случаях используем кейс-модели-
«предметы- помогалочки», с помощью которых дети развивают способность
аналитически мыслить, что в свою очередь способствует развитию связной
речи.
При работе с кейсом могут использоваться следующие формы:
-индивидуальная самостоятельная работы дошкольников с материалами кейса
(идентификация
проблемы,
формулирование
ключевых
альтернатив,
предложение решения или рекомендуемого действия);
-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее
решений;
-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в
рамках учебной группы).
Ценность использования кейс- технологии вижу в том, что дети учатся
находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться
мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать
свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный
для их становления жизненный опыт позитивного социального
взаимодействия.
На занятиях с использованием данной технологии у воспитанников
наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже
самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как
правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения,
принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать
партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и
конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются
процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а
также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.