Напоминание

«Взаимодействие педагогов дошкольного учрежденияв процессе физкультурно–оздоровительной работы»


Автор: Абдуллаева Самира Тофиковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Колосок"
Населённый пункт: Башкортостан, Туймазинский район, с. Первомайское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Взаимодействие педагогов дошкольного учрежденияв процессе физкультурно–оздоровительной работы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Взаимодействие педагогов дошкольного учрежденияв процессе

физкультурно-оздоровительной работы»

Слаженность в работе - залог хорошего результата,данное правилодействует в

любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельностьвсех

педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых

целейразвития, воспитания и обучения детей. Так, эффективность

физкультурно-оздоровительной работы в дошкольномучреждении

обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по

физическойкультуре и воспитателя. Одним из немаловажных факторов,

влияющих на эф-фективность воспитательно-образовательного процесса в

дошкольном учреждении,является рациональность организации

взаимодействияпедагогов, например воспита-теля и инструктора по

физической культуре, воспитателя и музыкального руководителя,воспитателя

и учителя-логопеда и т. д. Данное взаимодействие должно быть

отраженодокументально. Так, в разделе"Организация режима пребывания

детей в ДОУ"обязательной части основной общеобразовательной программы

дошкольногообразования предусмотрены графики взаимодействия педагогов,

специалистов ивоспитателей.Особого внимания заслуживает совместная

работа воспитателя и инструкторапо физической культуре. Согласно п. 13.2

СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режимаработы в дошкольных

организациях", утв. постановлением Главногогосударственного санитарного

врача РФ от 22.07.2010 No 91, в ДОУ рекомендуетсяиспользовать следующие

формы двигательной деятельности:

утренняя гимнастика;

занятия

физической культурой в помещении и на воздухе;

физкультурные

минутки;

подвижные игры;

спортивные упражнения;

ритмическая

гимнастика;Перечисленные формы двигательной деятельности направлены

на укреплениездоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение

данныхзадачосуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной

работы, так инепосредственно в ходе образовательной деятельности и

режимных моментов. Приэтом важна согласованность действий педагогов и

специалистов.В настоящее время в дошкольных учреждениях практикуется

организациязанятий физической культурой и физкультурных досугов при

совместном участииинструктора по физической культуре и воспитателя.

Однако зачастую последнийпросто присутствует на мероприятии, не

проявляя интереса кпроисходящему.Воспитатели объясняют это тем, чтоесли

в ДОУ есть инструктор по физическойкультуре, то именно он и отвечает за

физическое развитие дошкольников иорганизацию соответствующих занятий

или досугов.Как показывает практика, многие воспитатели незнают, чем они

могут быть1

полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных

мероприятий. Междутем от активного участия воспитателя, его

взаимопонимания и взаимодействия синструктором по физической культуре

зависит конечный результат идостижениетаких целей, как повышение

двигательнойактивности детей, формирование у нихдвигательнойкультуры,

положительного эмоционального настроя.Если использование сюрпризного

момента является приоритетным в работе сдетьми дошкольного возраста, то

для воспитателя содержание предстоящегомероприятия должно быть заранее

известно. Для этого накануне инструктор пофизической культуре должен

ознакомить его с содержанием занятия физическойкультурой или досуга,

обсудить организационные моменты.Конечно, организует и проводит

мероприятие специалист. Задача воспитателя- помогать инструктору по

физической культуре, осуществлять страховкудошкольников, следить за

качеством выполнения упражнений и дисциплиной, атакже проводить

индивидуальную работу с ослабленными детьми.К педагогу предъявляются

те же требования, что и к дошкольникам:обязательное наличиефизкультурной

формы и соответствующей обуви. Этопозволит воспитателю быть свободным

в движениях, благодаря чему он сможетвключиться в образовательную

деятельность по физическому развитию.Например, в ходе вводной части

занятия физической культурой воспитательможет вместе с детьми под

руководством специалиста выполнить запланированныевиды ходьбы и бега.В

основной части занятия физической культурой, во время

выполненияобщеразвивающих упражнений дошкольники должны усвоить

показанное ин-структором по физической культуре движение и действовать в

соответствии собразцом так же ловко и технически правильно. Функция

воспитателя на данномэтапе - оказание индивидуальной помощи ребенку,

который в ней нуждается.Педагог может помочь ему принять правильное

исходное положение или исправитьневерно выполненное движение.Если

дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, тоинструктор по

физической культуре контролирует правильность выполненияупражнений в

передних рядах, а воспитатель - в задних. Также воспитатель можетпомочь

специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать

егопосле выполнения детьми упражнений.Как известно, существуют разные

способы организации детей во времяпроведения занятий физической

культурой: фронтальный, групповой, индиви-дуальный, круговой

тренировки. При использовании каждого из них функциипедагогов также

могут быть распределены.При фронтальном способе одинаковые для

всехупражнения выполняютсясразу всеми детьми. И специалист, и

воспитатель следят за правильностью вы-полнения упражнений и осанкой

дошкольников.При групповом способе организации дети распределяются на

группы, каждаяиз которых выполняет свое задание. При этом инструктор по

физическойкультурезанимается с одной группой, а воспитатель с

другой.Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных

упражненийкаждым занимающимся самостоятельно. Ценность

индивидуального выполнения втом, что оно позволяет обратить внимание

каждого ребенка на качество движения.2

Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а

принеобходимости прийти на помощь в нужный момент.При организации

круговой тренировки на занятиях физической культуройвоспитатель и

инструктор по физической культуре делят "станции" междусобой,следят за

качеством и обеспечивают безопасность выполнения

упражнений,осуществляют при необходимости страховку. Зная

индивидуальные возможностикаждого ребенка, воспитателю необходимо

расположиться так, чтобы оказать ему внужный момент помощь.Во время

проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор пофизической

культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить сдетьми

слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх

иигровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников,

оказываетположительное влияние на повышение уровня их двигательной

активности.В заключительной части занятия физической культурой при

подведенииспециалистом итогов воспитатель также может выразить свое

мнение о том, какпрошло мероприятие, кто из детей справился с заданием,

что им не удалось.Таким образом, распределение обязанностей

присовместной работеинструктора по физической культуре и воспитателя

может быть следующим: специалист занимается с ослабленными

детьми,

воспитатель с остальными (и наоборот);

специалист занимается с

отстающими по физической подготовленностидетьми, воспитатель с

остальными (и наоборот);

специалист проводит с каждым ребенком

образовательную деятельностьпо физическому развитию в индивидуальной

форме, воспитатель занимается совсеми детьми спокойной двигательной

деятельностью;

специалист работает с подгруппами детей, готовяих к

творческимвыступлениям, воспитатель отрабатывает движения на

спортивных снарядах сдругой подгруппой;

специалист занимается с более

успешными детьми, воспитатель состальными;

инструктор по физической

культуре и воспитатель занимаются со всейгруппой, если движения освоены

всеми детьми, и придумывают все новые и новыекомбинации движений.

Предложенные варианты можно использовать в зависимости от

конкретнойситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и

задач, решаемых входе образовательной деятельности по физическому

развитию.После совместного проведения занятия физической культурой

деятельностьвоспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он

закрепляетС детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в

часы игр ипрогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической

культуре, воспитательорганизует индивидуальную работу с детьми,

отстающими в усвоениипрограммного материала, активизирует

малоподвижных и ослабленныхдошкольников.Для совершенствования

двигательных навыков воспитатель в тесном контактес инструктором по

физической культуре организует в группах и на территории ДОУ3

развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные

особенностидетей и их интересы. В свою очередь инструктор по физической

культуре долженоказывать помощь воспитателям по различным вопросам

физического развитиядошкольников: подбирать упражнения для утренней

гимнастики, физкультминуток,бодрящей гимнастики, организовывать игры

на прогулке, а также деятельностьвоспитанников в группе и на прогулке;

оформлять рекомендации для родителей поорганизации двигательной

деятельности детей в семье.В качестве примера в приложении представлено

распределение обязанностеймежду инструкторомпо физической культуре и

воспитателем в ходе классическогозанятия физической культурой с детьми

старшей группы.При организации физкультурных досугов, праздников, дней

здоровья и другихмассовых мероприятий воспитатель - незаменимый

помощник инструктора пофизической культуре. Любой праздник

представляет собой сложный процесс,состоящий из нескольких этапов:

подготовки (составление сценария, распределениеролей и обязанностей

между участниками, подбор музыкального сопровождения,оформление

площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем,приглашений и т.

п.), проведения и подведения итогов.Возглавлять подготовительную работу

может инструктор по физическойкультуре, а воспитатель окажет ему

ощутимую помощь на каждом из перечисленныхэтапов или возьмет на себя

ответственность за подготовку одного из них.Пока инструктор по физической

культуре решает организационные вопросы,задача воспитателя - вовлечь

детей в процесс подготовки к празднику, поддерживатьих инициативу,

предоставляя им возможность ощущать себя полноправнымиучастниками

мероприятия.Основная часть праздника, направленная на решение его

главной задачи,наполняется соответствующим двигательным содержанием:

играми, сорев-нованиями, аттракционами. Ответственным за это является

инструктор пофизической культуре. Если мероприятие носит массовый

характер, то у специалистадолжно быть несколько помощников из числа

воспитателей, которые будутрасставлять и убирать инвентарь, обеспечивать

музыкальное сопровождение,вручать подарки. Кроме того, воспитатели

могут выступать в роли полноправныхучастников мероприятия: стать

героями, играть с детьми, стимулировать активностьродителей.Такой подход

к организации физкультурных досугов и праздниковпредоставляет

дошкольникам возможность проявить активность, инициативу, само-

стоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их

способностей иличностных качеств.Если в целях оздоровления организма

ребенка в физкультурно-оздоровительную работу включается комплекс

закаливающих процедур сиспользованием природных факторов, то

необходимо взаимодействие не толькоинструктора по физической культуре и

воспитателя, но и медицинского работникаДОУ.Еще одним примером

сотрудничества инструктора по физической культуре ивоспитателя является

организация прогулок и походов с детьми. Специалист заранееготовится к

проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывает его план

имаршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр, подбирает

инвентарь.4

Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в

ДОУнапрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как

отдельных педагогов,так и всего педагогического коллектива. Только

совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а

значит,рассчитывать на положительные результаты своего

труда.ПриложениеПримерное распределение обязанностеймежду

инструктором по физической культуре и воспитателемв ходеобразовательной

деятельности по физической культуре с детьмисредней группыЗадачи:

упражнение детей: в ходьбе с высоким подниманием колен;

непрерывномбеге продолжительностью до1 мин; ползании по

гимнастической скамейке с опорой наколени и ладони; подбрасывании мяча

вверх;

развитие ловкости и устойчивого равновесия при ходьбе по

уменьшеннойплощади опоры.Предварительная работа:

ознакомление

воспитателя с содержанием и программными задачами;

обсуждение

организационных моментов;

разучивание слов к подвижной игре "Мы

веселые ребята".Оборудование: канат (шнур), корзина, мячи большого

диаметра.Часть 1.Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения.

Перестроение в колонну по одному (прыжком). Ходьба с высоким

подниманием колен, руки на поясе.Инструктор по физической культуре

обращает внимание детей на правильностьвыполнения ходьбы свысоким

подниманием колена: подъем вперед-вверх согнутой вколене ноги, носок

оттянут, шаги несколько короче, чем при обычной ходьбе.Воспитатель следит

за осанкой детей, выполняет упражнения вместе с ними.Бег в колонне по

одному.(продолжительность до 1 мин, темп бега умеренный; переход на

ходьбу)Инструктор по физической культуре выполняет бег вместе с детьми:

руки согнуты влоктях, туловище наклонено чуть вперед; перестроение в

колонну по три в движении.Воспитатель следит за внешними признаками

утомления, при проявлениикоторых у отдельных воспитанников предлагает

им перейти на ходьбу. При наличии вгруппе ослабленных детей или детей,

которым по медицинским показаниям бег запрещен,воспитатель выполняет с

ними обычную ходьбу внутри круга.Часть 2.Общеразвивающие

упражнения.Инструктор по физической культуре объясняет и показывает

воспитанникамупражнение, контролируетправильность его выполнения в

передних рядах.Воспитатель следит за правильностью выполнения

упражнений, подходит к детям,нуждающимся в индивидуальной помощи,

помогает им принять правильное исходноеположение, исправляет неверно

выполненное движение.5

И. п. - основная стойка, руки на пояс;- правую ногу назад на носок, руки за

голову;,- вернуться в исходное положение. То же левой ногой.и. п. - стойка:

ноги врозь, руки на пояс;- поворот вправо, правую руку вправо;- вернуться в

исходное положение. То же влево.И. п. - основная стойка, руки вдоль

туловища;1 - выпад правой ногой вперед;2-3 - пружинистые покачивания;4 -

вернуться в исходное положение. То же левой ногой.И. п. - стойка на коленях,

руки на пояс;1-2 - медленным движением сесть на правое бедро, руки

вынести вперед;3-4 - вернуться в исходное положение. То же влево.И. п.-

стойка: ноги на ширине плеч, руки вниз;- руки в стороны;- наклон вперед,

коснуться пальцами рук носка левой ноги;- выпрямиться, руки в стороны;-

вернуться в исходное положение. То же к правой ноге.И. п. - основная стойка,

руки вдоль туловища.1-8 - прыжки на двух ногах - левая вперед, правая назад;

в прыжке сменитьположение ног.9 - пауза и снова прыжки (3-4

раза).Инструктор по физической культуре выполняет упражнение в

прыжкахвместе с детьми.Воспитатель следит за внешними признаками

утомления, при проявлениикоторых у отдельных воспитанников предлагает

им перейти на ходьбу. При наличиив группе ослабленных детей или детей,

которым по медицинским показаниямзапрещены прыжки, выполняете ними

ходьбу на месте.Основные виды движений.Инструктор по физической

культуре вместе с воспитателем ставит двегимнастические скамейки

параллельно друг другу и в метре от них вдоль зала(площадки) кладет два

каната. Дети перестраиваются в две колонны по одному ипоочередно

выполняют упражнение в ползании, а затем в равновесии. Послевыполнения

данных упражнений инструктор по физической культуре вместе

своспитателем убирают оборудование.Ползание по гимнастической скамейке

с опорой на ладони и колени (2-3 раза)Инструктор по физической культуре

объясняет и показывает детямупражнение. Контролирует правильность его

выполнения. Обеспечивает страховку.Равновесие - ходьба по канату (шнуру)

боком приставным шагом, руки на пояс,голову и спину держать прямо (2-3

раза)Воспитатель контролирует выполнение упражнения, следит за осанкой

детей,Бросок мяча вверх двумя руками и его ловля.Броски мяча вверх и его

ловля с хлопком владоши 10-15 раз)По сигналуинструктора по физической

культуре дети перестраиваются вколонну по одному и, проходя мимо

корзины, берут по мячу большого диаметра,располагаются свободно по всему

залу.Специалистобъясняет и показывает им6

упражнение. Каждого ребенка обучает индивидуально, занимается с

отстающимидошкольниками.Воспитатель занимается с оставшейся группой

детей.Подвижная игра "Мы весёлые ребята".Инструктор по физической

культуре сообщает воспитанникам название игры,показывает место

расположения ведущих, играющих и разметку площадки.Воспитательможет

назначить ведущего и помочь разместить играющих

поместам.Далееинструктор по физической культуре поясняет правила игры:

сигналы кначалу и остановке игры, за какие нарушения правил, игроки

выбывают из игры,объясняет правила выполнения движений и требования к

их качеству. Руководитходом игры и действиями детей.Воспитатель на

первом этапе разучивания игры берет на себя роль ловишки, ана

последующих принимает активное участие в игре, вступает в

эмоциональноеречевое общение с детьми (хвалит, поддерживает и т. д.).

Следит за соблюдениемправил.Ход игры: Дети стоят на одной стороне

площадки за чертой. Напротивоположной стороне площадки проводится

вторая черта. В центре площадкинаходится ловишка. Играющие (хором):Мы,

веселые ребята. Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз,два,

три -лови! После слова "Лови!" дети перебегают на другую сторону

площадки, аловишка их ловит. Ребенок, которого ловишка успеет осалить,

прежде чем тотпересечет черту, считается пойманным, отходит в сторону и

пропускает однуперебежку. После двух перебежек выбирается другой

ловишка. Игра повторяется 3-4раза.Инструктор по физической культуре

совместно с воспитателем подводят итогигры:отмечают детей, не

нарушающих правил игры;обращают внимание на их ловкость, быстроту,

черты характера, товарищество,сообразите

льность и



В раздел образования