Автор: Абдуллаева Самира Тофиковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Колосок"
Населённый пункт: Башкортостан, Туймазинский район, с. Первомайское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Взаимодействие педагогов дошкольного учрежденияв процессе физкультурно–оздоровительной работы»
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие педагогов дошкольного учрежденияв процессе
физкультурно-оздоровительной работы»
Слаженность в работе - залог хорошего результата,данное правилодействует в
любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельностьвсех
педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых
целейразвития, воспитания и обучения детей. Так, эффективность
физкультурно-оздоровительной работы в дошкольномучреждении
обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по
физическойкультуре и воспитателя. Одним из немаловажных факторов,
влияющих на эф-фективность воспитательно-образовательного процесса в
дошкольном учреждении,является рациональность организации
взаимодействияпедагогов, например воспита-теля и инструктора по
физической культуре, воспитателя и музыкального руководителя,воспитателя
и учителя-логопеда и т. д. Данное взаимодействие должно быть
отраженодокументально. Так, в разделе"Организация режима пребывания
детей в ДОУ"обязательной части основной общеобразовательной программы
дошкольногообразования предусмотрены графики взаимодействия педагогов,
специалистов ивоспитателей.Особого внимания заслуживает совместная
работа воспитателя и инструкторапо физической культуре. Согласно п. 13.2
СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режимаработы в дошкольных
организациях", утв. постановлением Главногогосударственного санитарного
врача РФ от 22.07.2010 No 91, в ДОУ рекомендуетсяиспользовать следующие
формы двигательной деятельности:
утренняя гимнастика;
занятия
физической культурой в помещении и на воздухе;
физкультурные
минутки;
подвижные игры;
спортивные упражнения;
ритмическая
гимнастика;Перечисленные формы двигательной деятельности направлены
на укреплениездоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение
данныхзадачосуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной
работы, так инепосредственно в ходе образовательной деятельности и
режимных моментов. Приэтом важна согласованность действий педагогов и
специалистов.В настоящее время в дошкольных учреждениях практикуется
организациязанятий физической культурой и физкультурных досугов при
совместном участииинструктора по физической культуре и воспитателя.
Однако зачастую последнийпросто присутствует на мероприятии, не
проявляя интереса кпроисходящему.Воспитатели объясняют это тем, чтоесли
в ДОУ есть инструктор по физическойкультуре, то именно он и отвечает за
физическое развитие дошкольников иорганизацию соответствующих занятий
или досугов.Как показывает практика, многие воспитатели незнают, чем они
могут быть1
полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных
мероприятий. Междутем от активного участия воспитателя, его
взаимопонимания и взаимодействия синструктором по физической культуре
зависит конечный результат идостижениетаких целей, как повышение
двигательнойактивности детей, формирование у нихдвигательнойкультуры,
положительного эмоционального настроя.Если использование сюрпризного
момента является приоритетным в работе сдетьми дошкольного возраста, то
для воспитателя содержание предстоящегомероприятия должно быть заранее
известно. Для этого накануне инструктор пофизической культуре должен
ознакомить его с содержанием занятия физическойкультурой или досуга,
обсудить организационные моменты.Конечно, организует и проводит
мероприятие специалист. Задача воспитателя- помогать инструктору по
физической культуре, осуществлять страховкудошкольников, следить за
качеством выполнения упражнений и дисциплиной, атакже проводить
индивидуальную работу с ослабленными детьми.К педагогу предъявляются
те же требования, что и к дошкольникам:обязательное наличиефизкультурной
формы и соответствующей обуви. Этопозволит воспитателю быть свободным
в движениях, благодаря чему он сможетвключиться в образовательную
деятельность по физическому развитию.Например, в ходе вводной части
занятия физической культурой воспитательможет вместе с детьми под
руководством специалиста выполнить запланированныевиды ходьбы и бега.В
основной части занятия физической культурой, во время
выполненияобщеразвивающих упражнений дошкольники должны усвоить
показанное ин-структором по физической культуре движение и действовать в
соответствии собразцом так же ловко и технически правильно. Функция
воспитателя на данномэтапе - оказание индивидуальной помощи ребенку,
который в ней нуждается.Педагог может помочь ему принять правильное
исходное положение или исправитьневерно выполненное движение.Если
дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, тоинструктор по
физической культуре контролирует правильность выполненияупражнений в
передних рядах, а воспитатель - в задних. Также воспитатель можетпомочь
специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать
егопосле выполнения детьми упражнений.Как известно, существуют разные
способы организации детей во времяпроведения занятий физической
культурой: фронтальный, групповой, индиви-дуальный, круговой
тренировки. При использовании каждого из них функциипедагогов также
могут быть распределены.При фронтальном способе одинаковые для
всехупражнения выполняютсясразу всеми детьми. И специалист, и
воспитатель следят за правильностью вы-полнения упражнений и осанкой
дошкольников.При групповом способе организации дети распределяются на
группы, каждаяиз которых выполняет свое задание. При этом инструктор по
физическойкультурезанимается с одной группой, а воспитатель с
другой.Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных
упражненийкаждым занимающимся самостоятельно. Ценность
индивидуального выполнения втом, что оно позволяет обратить внимание
каждого ребенка на качество движения.2
Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а
принеобходимости прийти на помощь в нужный момент.При организации
круговой тренировки на занятиях физической культуройвоспитатель и
инструктор по физической культуре делят "станции" междусобой,следят за
качеством и обеспечивают безопасность выполнения
упражнений,осуществляют при необходимости страховку. Зная
индивидуальные возможностикаждого ребенка, воспитателю необходимо
расположиться так, чтобы оказать ему внужный момент помощь.Во время
проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор пофизической
культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить сдетьми
слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх
иигровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников,
оказываетположительное влияние на повышение уровня их двигательной
активности.В заключительной части занятия физической культурой при
подведенииспециалистом итогов воспитатель также может выразить свое
мнение о том, какпрошло мероприятие, кто из детей справился с заданием,
что им не удалось.Таким образом, распределение обязанностей
присовместной работеинструктора по физической культуре и воспитателя
может быть следующим: специалист занимается с ослабленными
детьми,
воспитатель с остальными (и наоборот);
специалист занимается с
отстающими по физической подготовленностидетьми, воспитатель с
остальными (и наоборот);
специалист проводит с каждым ребенком
образовательную деятельностьпо физическому развитию в индивидуальной
форме, воспитатель занимается совсеми детьми спокойной двигательной
деятельностью;
специалист работает с подгруппами детей, готовяих к
творческимвыступлениям, воспитатель отрабатывает движения на
спортивных снарядах сдругой подгруппой;
специалист занимается с более
успешными детьми, воспитатель состальными;
инструктор по физической
культуре и воспитатель занимаются со всейгруппой, если движения освоены
всеми детьми, и придумывают все новые и новыекомбинации движений.
Предложенные варианты можно использовать в зависимости от
конкретнойситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и
задач, решаемых входе образовательной деятельности по физическому
развитию.После совместного проведения занятия физической культурой
деятельностьвоспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он
закрепляетС детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в
часы игр ипрогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической
культуре, воспитательорганизует индивидуальную работу с детьми,
отстающими в усвоениипрограммного материала, активизирует
малоподвижных и ослабленныхдошкольников.Для совершенствования
двигательных навыков воспитатель в тесном контактес инструктором по
физической культуре организует в группах и на территории ДОУ3
развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные
особенностидетей и их интересы. В свою очередь инструктор по физической
культуре долженоказывать помощь воспитателям по различным вопросам
физического развитиядошкольников: подбирать упражнения для утренней
гимнастики, физкультминуток,бодрящей гимнастики, организовывать игры
на прогулке, а также деятельностьвоспитанников в группе и на прогулке;
оформлять рекомендации для родителей поорганизации двигательной
деятельности детей в семье.В качестве примера в приложении представлено
распределение обязанностеймежду инструкторомпо физической культуре и
воспитателем в ходе классическогозанятия физической культурой с детьми
старшей группы.При организации физкультурных досугов, праздников, дней
здоровья и другихмассовых мероприятий воспитатель - незаменимый
помощник инструктора пофизической культуре. Любой праздник
представляет собой сложный процесс,состоящий из нескольких этапов:
подготовки (составление сценария, распределениеролей и обязанностей
между участниками, подбор музыкального сопровождения,оформление
площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем,приглашений и т.
п.), проведения и подведения итогов.Возглавлять подготовительную работу
может инструктор по физическойкультуре, а воспитатель окажет ему
ощутимую помощь на каждом из перечисленныхэтапов или возьмет на себя
ответственность за подготовку одного из них.Пока инструктор по физической
культуре решает организационные вопросы,задача воспитателя - вовлечь
детей в процесс подготовки к празднику, поддерживатьих инициативу,
предоставляя им возможность ощущать себя полноправнымиучастниками
мероприятия.Основная часть праздника, направленная на решение его
главной задачи,наполняется соответствующим двигательным содержанием:
играми, сорев-нованиями, аттракционами. Ответственным за это является
инструктор пофизической культуре. Если мероприятие носит массовый
характер, то у специалистадолжно быть несколько помощников из числа
воспитателей, которые будутрасставлять и убирать инвентарь, обеспечивать
музыкальное сопровождение,вручать подарки. Кроме того, воспитатели
могут выступать в роли полноправныхучастников мероприятия: стать
героями, играть с детьми, стимулировать активностьродителей.Такой подход
к организации физкультурных досугов и праздниковпредоставляет
дошкольникам возможность проявить активность, инициативу, само-
стоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их
способностей иличностных качеств.Если в целях оздоровления организма
ребенка в физкультурно-оздоровительную работу включается комплекс
закаливающих процедур сиспользованием природных факторов, то
необходимо взаимодействие не толькоинструктора по физической культуре и
воспитателя, но и медицинского работникаДОУ.Еще одним примером
сотрудничества инструктора по физической культуре ивоспитателя является
организация прогулок и походов с детьми. Специалист заранееготовится к
проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывает его план
имаршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр, подбирает
инвентарь.4
Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в
ДОУнапрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как
отдельных педагогов,так и всего педагогического коллектива. Только
совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а
значит,рассчитывать на положительные результаты своего
труда.ПриложениеПримерное распределение обязанностеймежду
инструктором по физической культуре и воспитателемв ходеобразовательной
деятельности по физической культуре с детьмисредней группыЗадачи:
упражнение детей: в ходьбе с высоким подниманием колен;
непрерывномбеге продолжительностью до1 мин; ползании по
гимнастической скамейке с опорой наколени и ладони; подбрасывании мяча
вверх;
развитие ловкости и устойчивого равновесия при ходьбе по
уменьшеннойплощади опоры.Предварительная работа:
ознакомление
воспитателя с содержанием и программными задачами;
обсуждение
организационных моментов;
разучивание слов к подвижной игре "Мы
веселые ребята".Оборудование: канат (шнур), корзина, мячи большого
диаметра.Часть 1.Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения.
Перестроение в колонну по одному (прыжком). Ходьба с высоким
подниманием колен, руки на поясе.Инструктор по физической культуре
обращает внимание детей на правильностьвыполнения ходьбы свысоким
подниманием колена: подъем вперед-вверх согнутой вколене ноги, носок
оттянут, шаги несколько короче, чем при обычной ходьбе.Воспитатель следит
за осанкой детей, выполняет упражнения вместе с ними.Бег в колонне по
одному.(продолжительность до 1 мин, темп бега умеренный; переход на
ходьбу)Инструктор по физической культуре выполняет бег вместе с детьми:
руки согнуты влоктях, туловище наклонено чуть вперед; перестроение в
колонну по три в движении.Воспитатель следит за внешними признаками
утомления, при проявлениикоторых у отдельных воспитанников предлагает
им перейти на ходьбу. При наличии вгруппе ослабленных детей или детей,
которым по медицинским показаниям бег запрещен,воспитатель выполняет с
ними обычную ходьбу внутри круга.Часть 2.Общеразвивающие
упражнения.Инструктор по физической культуре объясняет и показывает
воспитанникамупражнение, контролируетправильность его выполнения в
передних рядах.Воспитатель следит за правильностью выполнения
упражнений, подходит к детям,нуждающимся в индивидуальной помощи,
помогает им принять правильное исходноеположение, исправляет неверно
выполненное движение.5
И. п. - основная стойка, руки на пояс;- правую ногу назад на носок, руки за
голову;,- вернуться в исходное положение. То же левой ногой.и. п. - стойка:
ноги врозь, руки на пояс;- поворот вправо, правую руку вправо;- вернуться в
исходное положение. То же влево.И. п. - основная стойка, руки вдоль
туловища;1 - выпад правой ногой вперед;2-3 - пружинистые покачивания;4 -
вернуться в исходное положение. То же левой ногой.И. п. - стойка на коленях,
руки на пояс;1-2 - медленным движением сесть на правое бедро, руки
вынести вперед;3-4 - вернуться в исходное положение. То же влево.И. п.-
стойка: ноги на ширине плеч, руки вниз;- руки в стороны;- наклон вперед,
коснуться пальцами рук носка левой ноги;- выпрямиться, руки в стороны;-
вернуться в исходное положение. То же к правой ноге.И. п. - основная стойка,
руки вдоль туловища.1-8 - прыжки на двух ногах - левая вперед, правая назад;
в прыжке сменитьположение ног.9 - пауза и снова прыжки (3-4
раза).Инструктор по физической культуре выполняет упражнение в
прыжкахвместе с детьми.Воспитатель следит за внешними признаками
утомления, при проявлениикоторых у отдельных воспитанников предлагает
им перейти на ходьбу. При наличиив группе ослабленных детей или детей,
которым по медицинским показаниямзапрещены прыжки, выполняете ними
ходьбу на месте.Основные виды движений.Инструктор по физической
культуре вместе с воспитателем ставит двегимнастические скамейки
параллельно друг другу и в метре от них вдоль зала(площадки) кладет два
каната. Дети перестраиваются в две колонны по одному ипоочередно
выполняют упражнение в ползании, а затем в равновесии. Послевыполнения
данных упражнений инструктор по физической культуре вместе
своспитателем убирают оборудование.Ползание по гимнастической скамейке
с опорой на ладони и колени (2-3 раза)Инструктор по физической культуре
объясняет и показывает детямупражнение. Контролирует правильность его
выполнения. Обеспечивает страховку.Равновесие - ходьба по канату (шнуру)
боком приставным шагом, руки на пояс,голову и спину держать прямо (2-3
раза)Воспитатель контролирует выполнение упражнения, следит за осанкой
детей,Бросок мяча вверх двумя руками и его ловля.Броски мяча вверх и его
ловля с хлопком владоши 10-15 раз)По сигналуинструктора по физической
культуре дети перестраиваются вколонну по одному и, проходя мимо
корзины, берут по мячу большого диаметра,располагаются свободно по всему
залу.Специалистобъясняет и показывает им6
упражнение. Каждого ребенка обучает индивидуально, занимается с
отстающимидошкольниками.Воспитатель занимается с оставшейся группой
детей.Подвижная игра "Мы весёлые ребята".Инструктор по физической
культуре сообщает воспитанникам название игры,показывает место
расположения ведущих, играющих и разметку площадки.Воспитательможет
назначить ведущего и помочь разместить играющих
поместам.Далееинструктор по физической культуре поясняет правила игры:
сигналы кначалу и остановке игры, за какие нарушения правил, игроки
выбывают из игры,объясняет правила выполнения движений и требования к
их качеству. Руководитходом игры и действиями детей.Воспитатель на
первом этапе разучивания игры берет на себя роль ловишки, ана
последующих принимает активное участие в игре, вступает в
эмоциональноеречевое общение с детьми (хвалит, поддерживает и т. д.).
Следит за соблюдениемправил.Ход игры: Дети стоят на одной стороне
площадки за чертой. Напротивоположной стороне площадки проводится
вторая черта. В центре площадкинаходится ловишка. Играющие (хором):Мы,
веселые ребята. Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз,два,
три -лови! После слова "Лови!" дети перебегают на другую сторону
площадки, аловишка их ловит. Ребенок, которого ловишка успеет осалить,
прежде чем тотпересечет черту, считается пойманным, отходит в сторону и
пропускает однуперебежку. После двух перебежек выбирается другой
ловишка. Игра повторяется 3-4раза.Инструктор по физической культуре
совместно с воспитателем подводят итогигры:отмечают детей, не
нарушающих правил игры;обращают внимание на их ловкость, быстроту,
черты характера, товарищество,сообразите
льность и