Напоминание

Духовно - нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы


Автор: Лунина Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: поселок Унъюган
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Духовно - нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование





Назад




Светлана Ивановна Лунина,

учитель русского языка и литературы

муниципального казённого

общеобразовательного учреждения

«Унъюганская средняя

общеобразовательная школа №1»

сельское поселение Унъюган

Октябрьского района ХМАО-Югры

Изучение творчества Еремея Даниловича Айпина как одно из средств

духовно-нравственного воспитания обучающихся

на уроках русского языка и литературы

Аннотация. Материал из опыта работы к научно-практической конференции

« I Айпинские чтения» с международным участием, посвященной

юбилею

Е.Д.Айпина, хантыйского советского и российского писателя, общественного

деятеля,

члена

Союза

писателей

СССР,

кандидата

политических

наук,

Заслуженного

деятеля

культуры

Ханты-Мансийского

автономного

округа,

Председателя

Ассоциации

коренных

народов

Севера,

Сибири

и

Дальнего

Востока, Государственного советника Российской Федерации III класса.

Ключевые

слова. Еремей Айпин, духовно-нравственное воспитание на уроках

русского языка и литературы, воспитание обучающихся.

«… все, что делаешь,

надо делать с сознанием –

никто этого не сделает лучше тебя».

Е. Д. Айпин

В наше время подрастающее поколение очень открыто, оно искренне

спешит верить всему тому, что происходит вокруг. Сложные политические,

экономические, социальные процессы в сегодняшнем в мире повлекли за собой

духовные проблемы, которые выражаются в обесценивании многих жизненных

идеалов, в результате образуется идеологическая пустота.

Мы, учителя, должны защитить детей от жестокости окружающего мира,

сделать их устойчивыми и невосприимчивыми к злу, способными совершать

добрые поступки на благо людей. Эту задачу возможно решить через духовно-

нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.

Мы, словесники, несем большую ответственность, так как владеем очень

сильным оружием.

Оружие это

– слово, художественная речь, книга. И,

конечно же, мы помним слова А.И. Герцена: «Книга – это духовное завещание

одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему

жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку,

заступающему на его место».

Благодаря возможности общения с книгой, мы имеет бесценный материал для

воспитания подрастающего поколения. Конечно же, это классика. Но какое

огромное удовольствие испытываешь, когда при подборе материала к уроку

используешь произведения человека, живущего рядом с тобой, человека, с

которым ты встречался, которому при очередной встрече можно задать вопрос.

Именно так случилось в моей практике. Однажды Еремей Данилович посетил

наш поселок, провел замечательную конференцию-беседу с учениками нашей

школы, на память остались совместные фото… И вот когда пришлось на уроке

привести в доказательство своей мысли какие-то слова писателя, я увидела

искренний интерес в глазах детей: «Как? Это тот самый?»

Этот искренний интерес заставил утвердиться в том, насколько важен

краеведческий материал, насколько вносит он в преподавание убедительность,

вызывает интерес учащихся. Ценность этого материала в том, что он помогает

на живых, близких примерах показать личность писателя, жизненную основу

произведения, связь литературы с реальной действительностью. Сопоставление

литературного произведения с изображенной в нем жизнью помогает познанию

законов

художественного

творчества,

способствует

проникновению

в

специфику литературы как образного отражения действительности. Занятия, на

которых мы обращались к творчеству Еремея Айпина и других современных

писателей Югры, на мой взгляд, способствовали углублению представлений

учащихся об исторических и культурных связях родных мест с жизнью всей

страны. Обращение к произведениям Е. Айпина, обогащая и расширяя знания

школьников

о

родном

крае,

прививает

им

уважение

и

любовь

к

истории,

культуре

родного

края,

помогает

ощутить

и

осознать

связь

литературы

с

жизнью.

Каким образом я пытаюсь на своих уроках реализовать духовно-

нравственное воспитание?

Урок,

а

особенно

урок

русского

языка

или

литературы,

это

замечательная

возможность воспитания благодарного отношения к родному

языку.

«Богатый»,

«могучий

и

великий»

русский

язык

это

наставник,

проводник,

учитель. Он «учит» нас ещё в самом раннем возрасте через

потешки, загадки, колыбельные. Именно в этих жанрах устного народного

творчества

мы

впервые

знакомимся

с

удивительной

русской

душой.

О

мировоззрении русского человека говорят пословицы и поговорки, которые мы

с

удовольствием

используем

в

своей

речи.

При

изучении

темы

«Устное

народное

творчество»

мы

знакомимся

с

пословицами,

поговорками,

потешками из произведений Айпина Е.Д., я прошу ребят объяснить смысл,

заранее готовлю распечатки с фрагментами его произведений и в качестве

домашнего задания прошу найти в этих отрывках примеры различных жанров

УНТ, объяснить их. Конечно, многие справляются с этой работой, а что еще

лучше,

многих

эти

отрывки

«зацепляют»,

у

детей

возникает

желание

познакомиться с данным произведением в полном объеме.

Лексика произведений Еремея Аймина чрезвычайно богата, а слово несет

большую смысловую нагрузку. В старших классах я предлагаю ребятам при

повторении лексики такое задание:

«Перед вами слова из произведения Еремея Айпина «Во тьме». Прочтите их и

ответьте на вопросы:

Первопроходцы, первопроходимцы (Секлетиния Ивановна)

Первограбители, первовзломщики, первопокорители, первооткрыватели»

Что общего в этих словах? Чем они отличаются? Что скрывается за словесной

оболочкой слова? Что значит эмоционально окрашенная лексика?

Данное задание заставляет учеников взглянуть на слово не только с точки

зрения его состава, его этимологии, но заставляет размышлять. Дети не были

знакомы

с

произведением

и

стали

обмениваться

мнениями

о

том,

что

бы

значили эти названия, почему жена главного героя могла так называть людей,

пришедших

покорять

эти

места.

Каково

отношение

местных

жителей

к

первопроходцам? (Произведение о том, как менялось отношение к людям у

хозяина угодий Ефрема, о том, как вели себя пришедшие искать горючий жир

земли).

И,

конечно

же,

хочется

узнать,

почему

герои-первооткрыватели

получили такие названия.

Уроки

русского

языка

стараюсь

делать

тематическими

(«Школа

БЕЗ

опасности», «Культура поведения», «Югра – наш дом» и т.д.) Естественно, весь

материал для работы соответствует заявленной теме. К примеру, урок русского

языка в канун юбилея округа я украсила эпиграфом – словами Е. Айпина

«Югра – это первоземля. Эту землю можно только любить, беречь и лелеять».

Конечно, в начале урока я обращаю внимание ребят на данное высказывание и

задаю им ряд вопросов:

Как относится известный писатель к нашей земле?

Что значит «лелеять»?

Почему писатель называет Югру «Первоземлей»? А хотите узнать почему?

Сегодня на уроке мы об этом узнаем, а также повторим…

Дидактический материал единой тематики, выдержки из произведений

писателя-земляка

воздействуют на чувства учащихся, формируют чувства

милосердия, совести, любви к Родине, к человеку, и т.д. В конце урока, после

проработки всего материала, мы непременно возвращаемся к словам писателя и

к вопросам, прозвучавшим в начале урока.

При подготовке обучающихся к ГИА мне большую помощь оказывали

небольшие

по

размеру,

но

очень

емкие

по

смысловому

содержанию

произведения

Е.Д.

Айпина.

Обязательно

следовало

выразительное

чтение

произведения,

затем

обсуждение

идеи

произведения,

а

далее

ребятам

предлагались

задания

по

тексту,

которые

они

выполняли

на

уроке

или

продолжали дома. Например, произведение «Наедине с осенью».

Задания

1.

Определите тему, основную мысль текста, стиль.

2.

Укажите тип речи.

3.

Пользуясь

словарем,

объясните

значение

слов:

марь,

волглый,

чернолесье,

урман.

4.

Подберите синонимы к словам: рифленые (листья), светлобородые (сосны),

пурпурный.

5.

Сохраняя стиль и тип речи данного текста, продолжить размышление на тему:

«Что есть осень в жизни человека?»

1.

Привести примеры олицетворений

2.

Привести примеры эпитетов

3.

Привести примеры метафор

4.

Привести пример использования однородных членов предложения

5.

Привести пример анафоры

6.

Привести пример сравнения

7.

Привести примеры синтаксического параллелизма

8.

Привести пример назывного предложения

9.

Привести пример безличного предложения

10.Привести пример риторического восклицания

Я убеждена, что величие русской литературы заключается в том, что она

дает основу воспитания. Этот предмет формирует

ценности, необходимые

душе,

поэтому

он

очень

благодатен

для

воспитания духовных

ценностей.

Говоря о духовном совершенствовании молодого поколения, мы имеем в виду и

воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Практически

любая

тема

в

литературе

может

рассматриваться

с

точки

зрения

духовно-

нравственного понимания. И вот здесь произведения Айпина Е.Д. становятся

тем

благодатным

материалом,

который

позволяет

ученикам

увидеть

взаимосвязь

времен,

поколений,

понять,

как

одна

и

та

же

тема

может

раскрываться разными писателями. И сколько вариантов их раскрытия не было

бы, все равно каждый раз остается что-то недосказанное, а также то, что

поддается совершенно другой интерпретации в новых исторических условиях.

В последнее время нет-нет да и стали появляться публикации, в которых

рассказывается о жестоком обращении с животными. В чем причина? Конечно,

в воспитании. А также, на мой взгляд, в последнее время укрепился взгляд на

приобретение определенного животного как на признак некой элитарности,

избранности. Покупают не друга, а вещь, как машину, телефон и так далее. А

когда надоел – выбрасывают. Естественно, что в этом случае ни о какой душе

животного

и

не

думают.

Однако

школьная

литература

всегда

обращала

и

обращает внимание детей на братьев наших меньших. Именно на братьев, а

следовательно,

наделенных

теми

самыми

чувствами,

которые

способны

испытывать и мы люди.

Рассказ

Е.

Айпина

«Медвежье

горе» невозможно

не

упомянуть

при

изучении

в

6

классе

рассказа

«Корова»

Платонова.

В

этих

произведениях

авторам удалось показать очень искренние и глубокие переживания и взрослых

людей, и ребенка, и живых существ, относящихся к миру животных, но тоже

наделенных душой, тоже способной ощущать боль, страдать, подобно людям (а

может, и сильнее) от потери близкого существа.

Рассказ «Корова» Платонова. Завязкой действия является разлучение коровы

и телёнка (Матери и Дитя), после чего жизнь коровы теряет смысл, она как бы

сама ищет смерти, которая настигает её под колёсами паровоза. Настоящая

человечность ребенка не может не привлекать: "Вася поэтому стал бояться, что

корову может убить поездом или она сама помрёт, и, сидя в школе, всё думал о

ней, а из школы бежал домой бегом", вот как переживает мальчик горе, которое

выпало на долю коровы после того, как её разлучили с телёнком. Не зная, как ей

помочь, он "обнял корову снизу за шею, чтобы она знала, что он понимает и

любит её".[7, с. 4].

Такое

же

понимание,

сострадание

и

сочувствие

демонстрируют

и

взрослые

люди,

герои

рассказа

Е.

Айпина «Медвежье

горе».

Конечно,

мужчины более сдержанны в своих эмоциях, поэтому о сопереживании автор и

пишет очень скупо, но тем не менее нам становятся понятными их чувства:

«Медведица немного постояла над убитым оленем, будто размышляла,

прикидывала. То ли добычу тащить к детям, то ли детей привести к добыче. Как

лучше сделать? Постояла еще немного и вернулась к деткам. Но что такое?!

Медведица

подняла

валежину

а

детки-то

не

шевелятся.

С

небольшим

шумком, похожим и на бормотание, и на мольбу, она давай их тормошить и

обнюхивать. Движения все быстрее, шум — все громче. Она неприкаянно туда-

сюда,

влево-вправо,

вперед-назад.

Что-то

неладное

случилось.

Детки

все

неподвижны, все безмолвны. И тут медведица-мать заревела на весь лес:

— Бу-ху-ху-ууу!!!

Какой это был рев!

Деревья, показалось мне, и то заплакали.

А у меня аж сердце упало. И ноги пропали, будто убежали куда. Словно

окаменел я, шелохнуться не могу. Только глаза мои все видят да ум все это

укладывает в память.

А медведица-мать вихрем крутанулась по лесу туда-сюда и бросилась на

дерево. Как полоумная, ломая сучья, полезла на большую сосну. Что затеяла?!

Может, думаю, рехнулась с горя. Детки, ведь, как-никак. Ничего я не

успел сообразить: с ревом она грохнулась с этой сосны. С самой макушки.

Упала около мертвых медвежат. Моему разуму и телу совсем плохо стало. Я

бросился к ней. Она застонала, вернее, зарыдала, как человек-мать, а потом

звезды ее стали медленно гаснуть в страшной тоске. Вскоре она была уже

мертва» [7, с. 2].

Возможные вопросы и задания:

1.

Сравните главных героев произведений Васю и старого охотника. Что общего

между ними? Что их отличает?

(учащиеся отметят, что герои смотрят на

представителей животного мира как на равных себе, способных испытывать

сильные чувства; герой Платонова только вступает в этот мир, познает его, он

более эмоционален и открыт в своих чувствах, а герой Е. Айпина – взрослый

человек, который переживает внутри себя).

2.

Что объединяет животных? (и в рассказе Платонова, и в рассказе Е. Айпина

рассказывается о трагедии Матери, потерявшего своего Дитя).

При подготовке к итоговому сочинению в 11 классе мы с выпускниками

работали с произведением Е. Айпина «Конец рода лагермов» и сопоставляли

его с произведениями «Охота жить» Шукшина и «Матерь человеческая» В.

Закруткина. Произведения о том, что даже в самые страшные минуты своей

жизни нужно оставаться человеком, а не зверем, нужно помнить, что самосуд

не избавит тебя от боли, и только суд людей, Божий суд имеет право выносит

приговор. Когда в 11 классе мы говорим о трагедии Григория Мелехова, то как

тут не вспомнить героя Е. Айпина из рассказа «Божье послание» и его слова: «

И я понял: победы нет. И поэтому, стало быть, нет и победителей. Белые-

русские. И красные-русские. Белые-остяки. И красные – остяки. И все они -

л ю д и !

И

з а

ч т о

м ы

д р у г

д р у г а

у б и в а е м ? !

З а

ч т о ? ! »

Конечно, нам не хватило одного урока, более того, ребята ушли с занятия с

разными точками зрения, однако бурю в их душе мне удалось спровоцировать,

а значит и желание размышлять и рассуждать. Так же эмоционально было

воспринято произведение «Волки».

«Он тотчас вспомнил рассказы стариков о том, что стая из семи ни пред

чем не останавливается. Не боится человека с луком. Не боится огня. Говорили,

что такая стая может войти в дом с горящим очагом. Это самое яростное и

остервенелое сборище, которому все нипочем. Три-пять, сказывают, — не так

страшно. В старину, во всяком случае, так считалось» [10, с. 6]. Обсуждая идею

произведения, мы пришли к выводу, что страшны для человека волки, но не

менее страшны и волкоподобные, те, кто пришел разрушить привычный мир.

Примечательно, что в данном рассказе можно рассмотреть более глубокую

идею,

а

именно

борьбу

человека

со

страстями.

Семь

смертных

грехов:

гордость, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность, уныние. По количеству

волков. Страсти могут загнать нас на вершину кедра, где мы будем умирать от

холода

и

голода.

Но

есть

выход:

бороться

с

ними,

идти

на

них.

Что

и

предпринимает герой. Это рассказ о силе духа, о противостоянии, о единении

человека с природой.

Литература

это

учебный

предмет,

где

ученики

учатся

спорить,

отстаивать свою точку

зрения, вместе искать и решать проблемы, находить

выход

из

трудных

ситуаций,

и

роль

учителя

заключается

в

том,

чтобы

направить их мысли в нужное русло. Такие литературные баталии и поиски

развивают самостоятельность мышления учащихся, готовят их к жизни. Для

реализации

духовно-нравственного

воспитания

на

уроках

литературы

я

провожу

уроки-исследования,

путешествия,

беседы,

семинары,

дискуссии,

которые

позволяют

в

непринужденной

беседе

рассуждать

о

настоящих

человеческих ценностях: о чести, о долге, об ответственности за свои поступки,

о семье и, конечно же, о любви. Таким уроком стал и урок, посвященный

любви, на котором анализировались произведения писателя: «Время дождей» и

«Лебединая песня». Эти рассказы затрагивают такие проблемы как честь,

совесть, чувство собственного достоинства, уважение, трепетное отношение к

природе, умение видеть красоту окружающего мира. Во время урока ребята

анализировали поступки главных героев и во многом были не согласны с тем,

как молодые люди ведут себя.

Большое значение в духовно-нравственном воспитании личности имеют

творческие

работы

учащихся

(эссе,

сочинения,

изложения,

сочинения-

миниатюры). После знакомства с произведениями Е. Айпина «Время дождей» и

«Лебединая песня» учащимся было предложено написать эссе на тему «Что

значит любить?» Приятно, что современные ученики способны рассуждать на

высоко моральные темы. Они отчетливо представляют себе, что значит быть

благородным, честным, чистым

человеком. А это значит, что

ещё не все

потеряно, и мы сможем возродить в подрастающем поколении добрые чувства.

Процесс формирования духовных ценностей – длительный,

кропотливый, увидеть быстрый результат невозможно, но та работа, которая

проводится педагогами

на уроках русского языка и литературы, поможет

«посеять» драгоценные зерна в души наших учеников. А творчество местных

писателей усиливает интерес учащихся к литературе и тем самым способствуют

оживлению

урока.

Такая

работа

помогает

в

патриотическом

воспитании

школьников, способствует формированию нравственных понятий, обогащает

учащихся, расширяет их кругозор, укрепляет веру в то, что наша родина, наш

край и наши люди духовно чисты, а значит, - сильны.

Становление истинного

патриота,

воспитание

любви

к

Родине

начинается

с

малого:

умения

по

достоинству оценить свою Родину и своих соотечественников, дорожить и

гордиться своим родным краем, умением сохранять все то лучшее, что оставили

нам

предыдущие

поколения,

начинается

с

веры

в

Бога,

в

людей,

которые

воспитали тебя, в

счастливое будущее своей Отчизны. О важности этого

говорят слова из произведения Е. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари»:

«Люди без веры. Их можно Направить и назад и вперед, и вкривь и вкось. Их

руками можно грабить, сжигать селения-города и убивать людей. Люди без

веры идут на все, ибо в их душах нет грани между добром и злом, все у них

порушено безверием…» [11, с. 26].

Использованная литература:

1.

Анилюк А.Я., Кондаков А.М. , Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России. – М., «Просвещение»,

2009.

2.

Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян //

Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68

3.

Данилюк, А.Я., Кондаков, A.M., Тишков, В.А. Концепция духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.:

Просвещение, 2010.

4.

Локтионова Н. П. Нравственные уроки детства по произведениям современной

литературы (5-6 классы). – Литература в школе, 2009.

5.

Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая

проблема. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского»

педагогического факультета ЯГПУ. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2012



В раздел образования