Автор: Макарова Галина Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Лоухская СОШ
Населённый пункт: пгт Лоухи Лоухский район Республика Карелия
Наименование материала: Поурочное планирование 7 класс
Тема: "Одежда и требования к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки"
Раздел: среднее образование
Поурочное планирование урока «Технология»
Учитель: Макарова Галина Ивановна
Тема урока: Одежда и требования к ней.
Мерки для построения чертежа юбки.
Пр. работа: снятие мерок.
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с основными требованиями при проектировании одежды;
2.Познакомить учащихся с историей моды юбки;
3.Познакомить с основными конструкциями юбок;
4.Повторить правила снятия мерок;
5.Научить снимать мерки для построения чертежа юбки;
6.Воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе.
Задачи урока:
расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала о юбке;
изучить основные конструкции юбки;
научить снимать мерки для построения чертежа юбки;
приобщить учащихся к работе в коллективе.
Тип урока:
Урок усвоения нового материала. Комбинированный.
Формы урока:
фронтальная, групповая.
Методы обучения:
Объянительно-иллюстративный, инструктаж, практическая работа.
Межпредметные связи:
математика.
Средства обучения:
раздаточный материал(таблица с мерками), компьютер, экран, проектор.
Наглядные пособия:
манекен, образцы юбок, презентация.
Инструменты и приспособления:
сантиметровая лента и узкая тесьма для опоясывания талии — на 2 ученицы
комплект; простой карандаш — каждой ученице, тетрадь по технологии.
Ход урока
1.Организационный момент:
Проверка готовности учащихся к уроку.
Повторение правил снятия мерок.
Тема урока:
Одежда и требования к ней. Мерки для построения чертежа юбки.
Пр. работа: снятие мерок.
2. Одежда и требования к ней.
Одежда — это совокупность предметов, которые облекают тело человека. Одежда
защищает человека от неблагоприятных условий климата или погодных явлений.
Одежда должна быть удобной в носке и красивой, чтобы человек чувствовал себя
естественно, уверенно и комфортно. Все это необходимо учитывать при
проектировании новых видов одежды. (презентация слайд 1)
Проектирование — это создание нового образца изделия, исключающее
исследование рынка, экономические расчеты и обоснования, подготовка эскиза
модели, а также построение чертежей изделия и его деталей. При проектировании
одежды необходимо учитывать размеры, особенности телосложения, возраст и
внешние данные человека, а также основные исправления моды в данный период.
К различной по назначению одежде при ее проектировании предъявляются
различные требования.
Эстетические требования к одежде
Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной,
красивой и соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды
создавали гармоничный облик.
Гигиенические требования к одежде
Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной
жизнедеятельности организма человека, то есть, ткани должны быть
гигроскопичны, воздухопроницаемы и теплозащитные, в зависимости от сезона.
Одежда должна также обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко
надеваться и сниматься. (презентация слайд 2)
Эксплуатационные требования к одежде
В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные
деформации. Она должна быть удобной в носке, качественной по изготовлению,
длительной по эксплуатации.
По способу эксплуатации все виды одежды разделяют на поясные и плечевые .
Сами названия говорят, что плечевые — это изделия, которые держатся на плечах,
поясные — на талии, там, где должен быть поясок. (презентация слайд 3)
К поясным изделиям относятся: юбка, бриджи, брюки. (презентация слайд 4)
Юбка... какая она может быть?
Это может быть часть платья
Это может быть элемент костюма
Это может быть самостоятельное изделие
Форма юбки много раз менялась в течение веков
Давайте заглянем в историю о модной юбке (презентация слайд 5)
В средневековье необъятной ширины юбки из парчовой ткани, украшенные
драгоценностями, были очень дорогими и в то же время тяжелыми. Чтобы
женщины могли их носить, придумали для юбки специальный каркас из обручей.
Обруч по-испански «вердуго» (уегсшёо), поэтому такие юбки назывались
«вердугадо». (презентация слайд 6)
Кроме применения в конструкции юбки стальных обручей, эффект необъятности
бедер достигался специальной набедренной подушкой — полонез.
На этой каркасной основе уже в начале века появляется новый вид женского
платья— кунтуш (презентация слайд 7)
Причудливая мода делала юбки то шире, то уже, со шлейфом и без него, на
каркасе из китового уса или проволоки, со складными каркасами, чтобы модница
могла проходить в узкие двери или садиться в карету.
полисон— это небольшая ватная или волосяная прокладка, подвязываемая на
спине к низу корсета для создания изогнутого профильного силуэта.
(презентация слайд 8)
В качестве верхней одежды появились длинные рединготы, укороченные
казакины,карако и фрачки (презентация слайд 9)
Юбка в русском народном костюме
В русской деревне юбки появились не раньше середины XIX века. Юбки шили из
прямого полотнища, густо собирая его на узком пояске. Корсажи, косточки и
прочие приспособления были лишними в крестьянском обиходе, и деревенская
юбка легко без них обходилась. (презентация слайд 10)
Крестьянские нравы коротких юбок не допускали: девичья юбка открывала
только ступни, у замужних женщин была обязательно до пят.
Древнее юбки была на Руси понёва (панёва). По сути тоже юбка, только полы ее,
как правило, были не сшиты. Ее называли растополкой, то есть распашной.
Держалась понева на гашнике (ремне, веревке, шнуре, тесьме)Изготовленные, как
правило, из клетчатой домотканой шерсти, они были «добрые», «хожалые»,
«посвятные» и «по-следние». А еще поневы делились на синятки (однотонные
синие) и краснятки (красные) с узором. Понева более всего напоминает наши
прямые юбки. (презентация слайд 11)
Что же нам предлагает современная мода?
Юбка МИНИ... Для юных и стройных (презентация слайд 12 и 13)
Юбка МИДИ (презентация слайд 14)
Юбка МАКСИ (презентация слайд 15)
Для летнего отдыха бриджи (презентация слайд 16)
Всеми любимые брюки(презентация слайд 17)
и джинсы.(презентация слайд 18)
Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.
Стиль — исторически сложившаяся устойчивая система средств и приемов
художественной выразительности. Стиль отражает характер эпохи, ее
художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.
3.Мерки для построения чертежа юбки.
Для того, чтобы построить чертеж выкройки, нужно правильно снять мерки.
При снятии мерок фигура должна быть в естественном состоянии(не сгибаться и не
напрягаться) и без верхнего платья. У вас на столах карточки: Снятие мерок для
построения чертежа юбки. Перенесите содержимое карточки себе в тетради по
технологии. Первые две графы таблицы в ширину по 3см, все остальное поделите
пополам.
Карточка для ученика:
Снятие мерок для построения чертежа юбки.
Название
мерки
Обозначение
мерки
Назначение мерки
Как снимают мерку
Обхват талии От
Обхват бедер Об
Длина спины Дст
Длина
изделия
Ди
От — обхват талии.
Назначение мерки — Определение длины пояса и расчета глубины выточек.
Далее учитель на манекене показывает, как снимается мерка и записываем в
таблицу: Сантиметровая лента проходит горизонтально вокруг туловища на уровне
линии талии.
Об — обхват бедер — Определение ширины юбки и расчета глубины выточек. .
Далее учитель на манекене показывает, как снимается мерка и записываем в
таблицу: Сантиметровая лента проходит горизонтально вокруг туловища, сзади по
наиболее выступающим точкам ягодиц, спереди с учетом выпуклости живота.
Дсп — длина спины — Определение положения линии бедер.
Далее учитель на манекене показывает, как снимается мерка и записываем в
таблицу: Измеряется от седьмого шейного позвонка по позвоночнику до шнурка по
линии талии.
Ди — длина изделия(юбки) — Определение длины юбки.
Далее учитель на манекене показывает, как снимается мерка и записываем в
таблицу:Сантиметровая лента проходит строго вертикально от линии талии вниз до
желаемой длины.
Прибавки на свободу облегания:
Прибавка к обхвату талии - Пт — 1 - 2 см;
Прибавка к обхвату бедер — Пб — 1 — 3 см.
4. Практическая работа.
Работаем в паре: Снять мерки друг с друга, записать в тетрадь и по мере
выполнения, подходите к учителю для проверки и оценивания.
Домашнее задание: лист А4, тетрадь по технологии, карандаш простой, линейка
для закройщика.